«Логико-математические игры и головоломки в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
презентация по математике
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования логических игр. Игры-головоломки требуют усидчивости, серьезного настроя, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 296.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 15»
ДОКЛАД
«Логико-математические игры и головоломки
в формировании познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Герасимова А.В.
г.Михайловск, 2024г.
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр и головоломок для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-создать творческую атмосферу;
-познакомить и обучить внедрению логико–математических игр и головоломок в образовательную деятельность.
Материалы: счетные палочки, игра «Танграм», картинки со сказками, столы и стулья.
Ход мероприятия:
Подготовительно-организационная часть.
Презентация.
Актуальность:
Современное общество, предъявляет требование к человеку: умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления позволяет приобрести данные качества. Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными, короче говоря, умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям? Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Простое и порой скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования логических игр. Игры-головоломки требуют усидчивости, серьезного настроя, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Так можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования логических игр?
Логика – нормативная наука о законах, формах и приемах интеллектуальной деятельности. Математические игры – это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. В современном быстро текущем мире, маленькому ребенку приходится быстро осваивать большой объем информации. Чем же заинтересовать ребенка, чтобы в одной деятельности развить сразу несколько задач и при этом затратить как можно меньше времени.… То есть надо найти что-то новое, а как в народе говорится: «Новое – это хорошо забытое старое».
Логико-математические игры (условно) можно разделить на три группы:
- развлекательные игры: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино»;
- логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;
- обучающие упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт». Это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Таким образом, проблема логико-развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.
Игры с палочками на пространственное преобразование
Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе. Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.
Практическая деятельность.
Усложнение содержания игровых упражнений связано с тремя группами задач:
Задачи на построение простых фигур:
Например, построить треугольник из 6 палочек.
Задачи на построение сложных фигур: (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).
Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?
Задачи на преобразование фигур:
Сложить из 10 палочек 3 квадрата.
Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.
Уважаемые педагоги, сегодня я Вам предлагаю немного поиграть.
(Игра с педагогами)
Задачи- смекалки (с палочками)
1.На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её?
2.На столе лежат 4 палочки. Как сделать из них 7, не ломая их?
3.Из 16 палочек составлено 4 квадрата. Как из тех же 16 палочек составить 5 таких же квадратов?
4.От данных 24 палочек, расположенных указанным образом, отнять 8 палочек так, чтобы осталось шесть.
Задачки-шутки.
Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые я использую в совместной деятельности. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях. Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.
Практическая деятельность.
(Игра с педагогами)
- Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
- Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола)
- Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).
- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
- Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)
- Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)
- За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)
Головоломки
(Игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур)
Игры-головоломки развивают наглядно-образное и логическое мышление, сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.
Детям старшего дошкольного возраста могу предложить игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в играх «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра»; прямоугольника – в играх «Пентамино», «Сфинкс»; овала – в игре «Колумбово яйцо»; круга – в играх «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и т.д.
Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.
Уважаемые педагоги, предлагаю Вам снова поиграть. Прошу выйти 6 человек, желающих поучаствовать.
Теперь нам необходимо разделиться на 2 команды по 3 человека.
Уважаемые педагоги, перед вами несколько наборов Танграм. Ваша задача, создать из элементов Танграма персонажей заданной русской-народной сказки (Приложение №1). Затем нужно будет угадать, какую сказку собрали Ваши коллеги.
В игре необходимо соблюдать следующие правила:
1. При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком.
2. Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу.
Все подсказки находятся у вас на столе, но ваша собственная фантазия здесь только приветствуется. Желаю Вам удачи!
Можете дополнять сказку элементами пейзажа или еще какими-то фигурами. Здесь можете дать волю своему воображению.
(Педагоги собирают фигурки)
(Выполнили)
А теперь я предлагаю перейти за стол команды соперников и попробовать отгадать по главным героям сказку, которую они собрали.
(Отгадывают)
Данная головоломка помогает детям знакомиться с геометрическими фигурами, не только зрительно, но и тактильно. По ходу игры можно проговаривать с детьми цвет, форму, величину. Данная техника хорошо развивает воображение детей и их мышление. На первых ступенях знакомства с Танграмом, дети собирают фигуры по заданным моделям, а затем начинают придумывать самостоятельно.
Логические игры, задачи, упражнения – отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы. К таким играм относятся:
- Игры с блоками Дьенеша;
- Игры с цветными палочками Кюизенера;
- Игры Воскобовича;
- Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин);
- Шахматы, шашки.
Анализируя выше сказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.
Перспективность работы с логико-математическими играми и головоломками – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной предшкольной подготовки.
Спасибо за внимание!
Приложение №1
Сказка «По щучьему велению» для первой команды.
Сказка «Золушка» для второй команды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность»
Данный материал предназначен для воспитателей детского сада, а также для всех тех, кто интересуется вопросами современного дошкольного образования....

Методическая разработка на тему "Способы и средства формирования познавательной активности детей дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Берёзка»» г.Туринска Способы и средства формирования познавательной активности детей ...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является движущей силой познавательного развития ребенка....
«Формирование познавательной активности детей дошкольноговозраста посредством игры своими руками»
Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного...

Педагогический проект "Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста на основе развивающих игр"
Тип проекта:Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.Участники проекта:Дети, родители воспитанников, воспитатели группы, заведующая, старший воспитатель.Актуальность темы:Предметная исслед...

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»
Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»...

Педагогический проект: «Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с профессиями в играх»
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...


