«Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность»
статья на тему

Самондросова Наталья Юрьевна

Данный материал предназначен для воспитателей детского сада, а также для всех тех, кто интересуется вопросами современного дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста

через поисково-исследовательскую деятельность»

Воспитатель I квалификационной категории МБДОУ № 48 « Ёлочка»

Самондросова Наталья Юрьевна

« Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности,

трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не

недоверчивый контроль, а тактическая договоренность, вера в опыт,

сотрудничество и совместная жизнь”.

Я.Корчак.

Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности всего общества в целом, и в дошкольном образовании, в частности.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей  воспитательно - образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать и приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности.  Поэтому ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков.

Современные исследования педагогов и психологов ( А.В Запорожца,  А.П. Усовой, Н.Н. Поддъякова,  П.Я .Гальперина ),  направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ребёнка, его активности.

Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности решаются следующие задачи:

  • создание условий для формирования у дошкольников познавательной активности;
  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Для выполнения поставленных задач в группе сформирована предметно-развивающая среда для экспериментирования. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оборудованы экологическая лаборатория и центр науки, мини- лаборатория.

Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом воспитатель - не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Основное оборудование лаборатории:

  • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги;
  • красители: гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
  •   карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
  • индивидуальные дневники экспериментов.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования ориентирован на средний уровень развития ребенка. Но также собраны материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

 Свою работу по экспериментированию начала с детьми второй младшей группы и направила ее на знакомство и уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов и явлений от других. Поэтому содержание исследований и экспериментов было направлено на формирование следующих представлений:

 о растениях;

* об агрегатных состояниях воды;

* о воздухе;

* о песке, почве, глине;

* о природных явлениях;

* о материалах и предметах;

* о звуке и слухе;

* об особенностях организма.

В процессе обучения старалась задействовать все органы чувств детей, а не только слух и зрение. Так  выявляя потребность растения в воздухе, дети пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений, смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали, делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, выглядели очень слабыми. Наблюдая за состоянием растений в зависимости от полива, совместно с детьми провели опыты «Витамины на окошке» (младшая группа), «Запасливые стебли» (средняя группа), «Где лучше расти» (старший возраст) и сделали вывод, что растения без воды жить не могут.

Во второй младшей группе, опираясь на предшествующий, пусть маленький, но опыт детей, провела следующие опыты: «Разноцветный песок», «Разные ножки топают по снежной дорожке», «бумажные комочки» и др., что позволило обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта (Кто это? Что это?) к вопросу «Почему?» и простейшему сенсорному анализу, выделению с помощью педагога наиболее ярко выраженных в предметах качеств и свойств (резиновый мячик скачет, а деревянный - нет).

Проводя работу с детьми средней группы, ориентировалась на уже имеющиеся знания детей. Ребята не только научились определять качества и свойства тел и материалов, но и самостоятельно делать простейшие выводы, умозаключения: легкость или тяжесть предмета зависит от того, из какого материала он сделан (опыт «Угадайка», «Что тяжелее?»). Своими наводящими вопросами учила выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить разницу – пока только разницу.  У детей возросло количество вопросов и их действия стали более целенаправленными и обдуманными. В этой группе я  впервые начала проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот платочек высох быстрее?» - «Потому что его повесили на батарею».  В конце года, при фиксации наблюдений, постепенно начала применять рисунки, добиваться более развернутых ответов детей  и проводить длительные наблюдения.

В старшем дошкольном возрасте сложность опытов возросла. Со своей стороны я постаралась организовать работу так (учет возрастных особенностей, подготовка теоретической базы, развивающей среды), чтобы у детей сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы, самостоятельно на них отвечать. Дети активно проявляли познавательный интерес, применяли полученные знания в самостоятельной деятельности. Так как детям этого возраста доступны двух- и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, мы все чаще задавали вопрос «Почему?».

Наряду с традиционными методами и приёмами, использовала инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя об объектах или явлениях, а увидеть захватывающие картинки на экране с помощью презентации. ( « Кто живёт в воде», «Как звери меняют шубки», «Разноцветная радуга»)

 Свои взаимоотношения с детьми   я строю на основе партнёрства. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущий. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее ценности. Стараюсь, вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. Работа с детьми строится с учётом закономерностей детского экспериментирования.

Например.

  В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха;  обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах;  рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух  занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что тёплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

На начальном этапе проблема ставится мной, а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают свои гипотезы. Затем проверяют возможные решения, исходя из данных гипотез. Делают выводы в соответствии с результатами проверки: верна ли гипотеза?

При знакомстве со свойствами песка дети рассматривают песок через лупу, наблюдают и описывают крупинки. Затем, устраивают «бурю в пустыне», дуют через трубочку в банку с песком. Дети самостоятельно приходят к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.

Познавательный интерес детей развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомлю детей со  свойствами жидкостей. Вода один из главных источников жизни на Земле. Дети узнают о важности воды,  кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода  работает на человека. Проводим  следующие опыты:

«У воды нет запаха» - дать представление о том, что чистая вода не имеет запаха.

«Фильтрование воды» - знакомство с процессами очистки воды разными способами.

«Разноцветные сосульки» - помочь детям  реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).

«Откуда берётся вода?» - знакомятся с процессом конденсации.

«Пар – это тоже вода» - дать представления об одном из состояний воды – паром.

    Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, где дети знакомятся с её хозяином – дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Кроме дедушки Зная к ребятам в лабораторию «залетает» галчонок Любознайка, «приходят» девочка Почемучка, почтальон Печкин, Незнайка  и многие другие известные детям персонажи. Дети задают вопросы деду Знаю, а он или присылает им  в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у родителей, а затем рассказать всем детям. Некоторые детские  вопросы становятся темами очередной встречи с ним в лаборатории. Так,  например, в ходе проведения исследований с луком дети получили знания, как давно и для каких целей человек использует лук, какие существуют сорта и виды лука, чем они отличаются, где растёт лук, как сделать из лука краску, почему лук назвали луком?  Совместно с детьми  нашли ответ на интересующий их вопрос:  «Для  чего  и как мы используем лук?». В дальнейшем  совместно с детьми  был написан  проект «Господин лук».

 Опытно- исследовательскую деятельность с детьми организую не только в центре «Науки», но и на участке детского сада. Так с ребятами провели такие опыты:  «Почему снег мягкий?»,  «Что есть в почве?», «Что любят растения?», «Где живут зёрнышки?», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?», «Зачем деду морозу и Снегурочке шубы» и т.д.

  Знакомясь со свойствами снега, обращали внимание на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его защитные свойства.

  После проведения наблюдений за жизнью растений в природе, совместно с детьми был написан проект «Прекрасный мир наших цветов». Благодаря проведенной работе дети старшего дошкольного возраста познакомились с растениями сада, выявили наиболее благоприятные условия их прорастания, обрели практический опыт ухода за  живыми объектами, что способствовало формированию экологической культуры у дошкольников.

   Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание.  На группе проводились вечера вопросов и ответов, создан специальный стенд, где помещалась ежедневная информация о нашей деятельности с детьми и предложения, советы родителям. Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т. д.

Для повышения родительской компетентности  проводились родительские собрания «Мы – будущие исследователи», «Родительский дом – начало начал», « Значение детского экспериментирования в жизни ребёнка»; консультации

« Ирга или эксперимент», «Соблюдение правил безопасности», « Организация опытов в домашних условиях»; были составлены рекомендации:

-Как помочь маленькому почемучке;

-Ребенок - маленький исследователь;

-Игротека маленького исследователя;

-Техника безопасности на кухне;

-Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло;

-Игры и наблюдения, поощряющие исследование и экспериментирование.

Был разработан и осуществлен проект «Исследуем четыре стихии», в котором также ключевая роль отведена родителям.

   Полученный опыт дети используют в самостоятельной деятельности при обследовании новых объектов в «Центре науки». Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят самостоятельно или с родителями опыты дома.

Считаю,  что система работы, проведенная в моей группе по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование в совместной деятельности, доказала свою состоятельность и эффективность т. к.  была достигнута  цель и  решены поставленные задачи

Результаты работы свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи:

· Расширены представления детей об окружающем мире через знакомство с основными свойствами и явлениями.

· Сформированы основы естественно – научных и экологических понятий, целостного видения мира.

В заключение хочу сказать, что экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дети получили возможность удовлетворить присущую им любознательность. Совместное экспериментирование помогло детям более детально узнать интересующие его вещи, сделать правильные выводы, а также получить доказательства более доступным языком. Для нас экспериментирование – не самоцель, а только способ ознакомления с миром.

Таким образом,  можно сказать, что  целенаправленная систематическая работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию дошкольников.

 В заключение приведу слова академика Е.И. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл».

Литература.

Е.В. Марудова, Ознакомление дошкольников с окружающим миром. (экспериментирование). С-П Детство – Пресс . 2011г.

И.М. Фасий, Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования.  Методические советы к программе, Детство СПБ – Детство – Пресс. 2001г.

Н.Н. Поддьяков, Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград. Перемена 1995г.

П. Рыжова,   Игры с водой и песком.

Н. Рыжова,  Опыты с песком и глиной. Журнал Обруч. 1998г.-  № 2.

Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет. Волгоград.  2012г.

Г.П.  Тугушева,  А.Е. Чистякова. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. С –П Детство – Пресс 2009г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную п...

Методическая разработка по теме "Развитие познавательной активности детей с ОНР через поисково-исследовательскую деятельность"

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обит...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

    В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...

Презентация мастер-класс для родителей на тему «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Форма родительского собрания мастер -класс в виде презентации на тему: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность"...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Развитие позновательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...

Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей

Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....