Психолого-педагогические проблемы развития связной монологической речи у дошкольников.
статья по теме

Батечко Ольга Вячеславовна

Связная монологическая речь - элемент сформированности готовности к школьнму обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические проблемы

 развития связной монологической речи у дошкольников

        Центральным новообразованием у детей дошкольного возраста является воображение. Известно, что оно появляется у ребенка в качестве самостоятельной психической функции лишь в предшкольном возрасте и означает, что ребенок понимает поставленную задачу что-то вообразить.

Остановимся на умении ребенка 5-7 лет сочинить сказку или историю, придумать события, которые не изображены на картинке, но о которых можно догадаться или составить рассказ на предложенную педагогом тему. Это по форме должен быть монолог, т.е. связная речь одного лица.

«...В основе литературного языка, - пишет Щерба Л.В., - лежит монолог, рассказ, противополагаемый диалогу – разговорной речи... Монолог – это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющихся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих...»

       Как известно, в монологической речи используется всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые и делают речь связной, предложения с однородными членами, с обособленными оборотами.

Следовательно, ребенок, не владеющий разными типами связной монологической речи, не может сочинять сказки, истории, а также рассуждать, делать обобщения, выводы.

Проблемы, выявленные в ходе исследовательской деятельности в вопросах развития связной монологической речи, представляются весьма серьезными.

Тем не менее, монологу надо учить. В малокультурной среде только немногие  люди с тем или иным литературным дарованием, способны к монологу, большинство не в состоянии ничего связно рассказать. Начинать учить монологу в школе поздно, предварительные навыки монологической речи надо развивать до школы.

Для определения стратегии коррекционно-речевой работы педагог (психолог) прежде всего наблюдает за детьми в процессе их естественного общения, речевого сопровождения продуктивной деятельности, занятий, игр. И в то же время собирает сведения о речевом развитии ребенка вне детского сада. С этой целью родным и близким предлагается ответить на ряд вопросов анкеты. В результате ответы родителей дают представление о речевой культуре членов семьи, о том, какие книги читают ребенку, как и с кем, он проводит выходные дни, отпуск.

К сожалению, все чаще оказывается, что в стенах дома родители, не задумываясь о том, что их слушает ребенок,  употребляют такие выражения, как «короче», «ну, типа», «эт самаэ», «в теме», и, что за этим шумом не сразу можно уловить смысл сказанного. «Ну, типа, короче, он не в теме» – этот и другой словесный «мусор» исходит с экрана телевизора, который многие дети смотрят без всякого контроля со стороны взрослых.

Рекомендации родителям и педагогам для развития связной речи дошкольников.

   Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Рассказ по сюжетным картинкам

Родители (педагоги) могут использовать картинки к известным для ребенка сказкам. Для начала это будет просто воспроизведение известного текста с опорой на картинки. Взрослый объясняет детям, что речь – это то, что мы говорим, слушаем, и состоит она из предложений. Предложения выражают законченную мысль, и к концу предложения тон голоса понижается.

Рассказ по серии сюжетных картинок

Далее можно перейти к более сложным урокам развития связной речи – к рассказам по серии подобранных сюжетных картинок. Это сложнее воспроизведения, так как ребенок сам должен придумать текст, опираясь на картинки и используя собственный словарный запас. На основе сюжетных картинок детям можно легко объяснить такие понятия, как заголовок, начало, продолжение, концовка. Взрослый предлагает расставить картинки по порядку и составить рассказ по вопросам:

  1. Что случилось сначала? (Когда и с кем происходят действия)
  2. Что произошло дальше? (Сначала, вопросов к каждой картинке может быть много, постепенно ребенок учится самостоятельно строить высказывания)
  3. Чем все закончилось?
  4. Далее придумываете название (заголовок) получившегося рассказа.

Истории из жизни
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

Мой репортаж
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Всегда под рукой
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Лучший друг
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы поддержки и развития чтения.

Доклад, подготовленный к неделе чтения в детском саду. Тема: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы подде...

Методический материал по развитию связной монологической речи старших дошкольников

Вашему вниманию предлагается подборка лексических, грамматических игр и упражнений, а также дидактические игры и упражнения с использованием разнообразных видов моделей, направленные на развитие монол...

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников.

Делюсь с коллегами своей идеальной дипломной работой.Думаю, там можно найти много полезного. Желаю успехов!!!!...

Методические рекомендации для развития связной монологической речи у дошкольников старшей группы

В данной разработке представлены виды работ по развитию навыков связной монологической речи для детей с нарушением языкового/ семантического компонента....

Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...