Чтение художественной литературы: рассказ Н. Носова «Автомобиль» на основе приёма "Шесть шляп".
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Чтение художественной литературы:
рассказ Н. Носова «Автомобиль» на основе приёма
"Шесть шляп".
Цель: Продолжаем знакомить с творчеством известного детского писателя Н. Н. Носова.
Задачи;
-формировать умение придумывать свое продолжение рассказа.
- развивать связную речь детей, воображение, мышление, умение рассуждать;
- развивать умение детей оценивать поступки героев, анализировать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priem_shest_shlyap_po_proizvedeniyu.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение художественной литературы:
рассказ Н. Носова «Автомобиль»
на основе приёма
"Шесть шляп".
Приём "Шесть шляп".
Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.
Применение приёма « Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать детям тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, критическое мышление, умение соотносить свои интересы с интересами других.
В своей работе я очень часто использую этот прием с детьми. Его можно использовать как на занятии, так и при чтении художественной литературы. Этот прием дает сделать полный анализ произведения в игровой форме.
Анализ произведения помогает поддерживать в детях интерес к миру, побуждать любознательность, пытливость, учить думать. Сопоставлять. И в этом его непреходящая ценность. Остановка за малым – мастерством взрослого в этом виде работы.
«Приём шести шляп» Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание».
Шляпы шести цветов, у каждой шляпы своё название и свой вопрос. Сначала дети знакомятся со значением каждого цвета шляпы, работа для начала групповая.
Чуть позже когда уже дети знакомы с этим приемом можно разделиться на подгруппы. Подгруппа выбирает любую шляпу и ребята готовят сообщения.
1. Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни героев.
2. Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история с героями?
3. Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение Н.Н.Носова?
4. Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках ребят. Какие трагические события могли произойти с нашими героями?
5.Зелёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё окончание истории. Дайте свои советы героям произведения.
6. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение?
Чтение художественной литературы:
рассказ Н. Носова «Автомобиль» на основе приёма
"Шесть шляп".
Цель: Продолжаем знакомить с творчеством известного детского писателя Н. Н. Носова.
Задачи;
-формировать умение придумывать свое продолжение рассказа.
- развивать связную речь детей, воображение, мышление, умение рассуждать;
- развивать умение детей оценивать поступки героев, анализировать их.
Беседа по содержанию Н.Носова «Автомобиль» на основе приёма
"Шесть шляп":
1. Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст.
Рассказ Носова "Автомобиль" - это история об увлекательном, но чрезвычайно опасном приключении двух мальчиков.
Главные герои рассказа:
-Коля. Спокойный, рассудительный, верный друг.
- Мишка, это – «генератор» идей, которые, как в этом рассказе бывают даже опасные, проказник, самонадеянный и беспечным и глупым.
Коле пришлось поддержать Мишку, чтобы не бросать друга в одиночестве. Поступок Коли хоть и был легкомысленным, но все-таки его можно понять и оправдать.
2. Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история с ребятами?
Выражают, делятся собственными мыслями.
- Когда ребята были совсем маленькими, им же очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько они ни просили водителей машин, никто не хотел их катать.
Рассказ- юмористический, поучительный, смешной, интересный
3. Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение?
Прежде всего в том, что нужно думать о своей безопасности, не опасно ли это для жизни.
Нельзя идти на уговоры, если у тебя своя голова на плечах. Если знаешь, то поступай по своему.
А еще автор хочет нам показать, что каждый должен нести ответственность за свои поступки.
4. Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках героя. Какие трагические события могли произойти с мальчиками?
Дети- выстраивают полный ответ; что опасное приключение могло завершиться трагедией, и чудо спасло ребят от падения под колеса. Если бы Коля не согласился со взбалмошным Мишкой, то опасности можно было бы избежать, и водителя не наказали.
Вывод; Нельзя в качестве забавы совершать поступки, которые вполне могут привести к трагедии. В противном случае страдают другие. Плюс ко всему необдуманные поступки часто приводят к трагедиям.
5.Зелёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё окончание истории. Дайте свои советы героям произведения.
Дети выражают собственные мысли, чувства, суждения
Сочиняют продолжение рассказа.
Совет героям произведения - нужно быть ответственным человеком, а на глупые предложения, несущие опасность, отвечать твердым отказом.
6. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение?
Ребята обсуждают, анализируют, делятся впечатлениями.
Рассказ учит нас хорошенько раскинуть мозгами, подумать прежде, чем что-либо предпринимать.
Случившееся станет для ребят серьезным уроком, они наверняка запомнили, что улица не место для игр, и кататься на бамперах нельзя.
Вывод;- улица не место для игр, каждый должен соблюдать правила дорожного движения.
Ну и конечно, если ты виноват, то не перекладывай вину на другого, а сам отвечай за свои поступки.
Также на закрепления пройденного материала подойдет игра – драматизация по содержанию рассказа.
Воспитатель предлагает на выбор детей обыграть любой отрывок из произведения.(Общение детей- как герои беседуют, отрывок когда машина набирает скорость- испуг, страх.., где ребята убегают и как им стыдно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию по ознакомлению с художественной литературой. Рассказ Н.Носова "Огурцы".
Дети с удовольствием выполняют задания со слайдов.В последнем слайде подразумевается положить хороший зелёный огурец, если после занятия хорошее настроение, и плохой. если настроение слегка грустное....
Конспект образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни по теме «Чтение художественной литературы рассказ Н.Носова “Автомобиль» с фантазированием предполагаемой концовки произведения». (с использованием социо-игровых технологий)
Возрастная группа: подготовительнаяТип НОД: Речевая, игровая, коммуникативнаяФорма организации: подгрупповаяЦель: Развивать активную речь детей.Задачи;Образовательные:- формировать умение придумывать ...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Чтение художественной литературы: рассказ Н.Носова “Автомобиль» с фантазированием предполагаемой концовки произведения»
Конспект разработан с применением социо-игровой технологии, которая очень нравится детям....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни на тему «Чтение художественной литературы: рассказ Н.Носова «Фантазеры»
Конспект будет полезен педагогам воспитателям старших и подготовительных групп. Цель данного занятия продолжать развивать связную речь детей через чтение художественной литературы....
Чтение художественной литературы. Рассказ Н.Н. Носова «Фантазеры» (старшая группа)
Творчество Н. Н. Носова включено в программу детского сада для ознакомления детей с художественной литературой со старшей группы, поскольку именно к старшему дошкольному возра...
Конспект по чтению художественной литературы рассказа Н.Носова "Живая шляпа"
Конспект по чтению художественной литературы в старшей группе...
Занятие по чтению художественной литературы "Рассказ Н.Носова "Заплатка"
Конспект занятия по художественной литературе...