Чтение художественной литературы. Рассказ Н.Н. Носова «Фантазеры» (старшая группа)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Теплюк Аурика Дмитриевна

Творчество Н. Н. Носова включено в программу детского сада для ознакомления детей с художественной литературой со старшей группы, поскольку именно к старшему дошкольному возрасту дети уже способны глубоко осмыслить содержание литературного произведения, выделить моральные качества героев, оценить их поступки. При выборе образовательной технологии я учитывала, что у детей 5-6 лет доминирует наглядно-образное мышление, поэтому они лучше оперируют наглядными образами. В связи с чем, процесс ознакомления детей с художественным произведением в конспекте сопровождается показом  иллюстраций художника И. М. Семёнова. Игровая образовательная технология также была положена в основу написания данного конспекта, поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Предлагаемый  конспект может быть интересен для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста и использован ими при организации непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_proizvedeniyam_n.n.nosova.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

 Центр развития ребенка – детский сад № 122

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Фантазеры»

Составитель: Теплюк А.Д..

г. Калининград 2020

Конспект НОД Чтение художественной литературы. Рассказ Н.Н. Носова «Фантазеры» (старшая группа)

Цель: Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «Фантазёры». Побудить их к активной речевой деятельности в процессе совместного с педагогом анализа событий, изображённых в рассказе.

 Задачи:

Образовательные:

продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова;

учить понимать  последовательность событий и действий персонажей в рассказе Н. Н. Носова «Фантазёры» при помощи иллюстраций.

учить понимать содержание произведения;

формировать умение давать развернутые ответы на вопросы по тексту.

Развивающие:

развивать умение выслушивать товарищей, не перебивать, не повторяться;

развивать творческое воображение, фантазию детей посредством придумывания окончания рассказа.

 развивать связную речь,  

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к художественной литературе .

Интеграция образовательных областей:

- художественно-эстетическое развитие (знакомство с рассказом, создание коллажа);

- физическое развитие (физминутка, создание пластического этюда);

- познавательное развитие (анализ жанровых особенностей рассказа, образное восприятие содержания рассказа и поступков героев, решение проблемной ситуации, придумывание окончания рассказа);

- речевое развитие (организация словарной работы, развитие связной речи при озвучивании своего варианта окончания рассказа);

- социально-коммуникативное развитие (осознание детьми эмоционального состояния детей, отражение состояния страха через пластический этюд на имитацию движений).

Методические приемы: Игровая мотивация (письмо  от Незнайки); д/и «Узнай рассказ по предмету»; физкультминутка «Незнайкина зарядка»,; просматривание иллюстраций к рассказу; вопросы воспитателя, рефлексия занятия;

.Предварительная работа: Чтение рассказов Н.Носова по выбору воспитателя; рассматривание иллюстраций к рассказам; рассуждения на тему «Фантазии».

Материалы и оборудование:1.Письмо.2.Выставка рассказов Н.Носова3.Портрет писателя Н.Носова.4.Предметы или иллюстрации к рассказам Н.Носова  ( шляпа, кастрюля, штаны с заплаткой, ворона).5.Аудиозапись русской народной музыки.

Ход занятия

1Организационный момент.

Воспитатель:

Станем рядышком по кругу

Скажем «здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся!

Добрый день , ребята.

Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Воспитатель: Ребята посмотрите пожалуйста на этот портрет. Вы знаете, как зовут этого писателя?

Дети:Зовут этого писателя Николай Николаевич Носов.

Воспитатель:Скажите, пожалуйста, кто такой писатель?

Дети:Человек, который пишет  рассказы, сказки, повести.

Воспитатель.А какие произведения Н.Н.Носова вы знаете.

Дети: «Тук-тук-тук», «Мишкина каша», «Заплатка», «На горке», «Живая шляпа».

Воспитатель:ребята, нам пришло письмо от  сказочного героя, который очень любит фантазировать, придумывать и сочинять. А кто он, я думаю, вы быстро отгадаете.

«Озорной, смешной мальчишка,

Он художник и поэт.

Он весёлый коротышка,

От него вам всем привет!

Ты сейчас его узнай-ка!

Нам прислал привет.... (Незнайка) (вместе, хором)

Воспитатель:Кто придумал Незнайку и его друзей?

Дети:Н.Н.Носов.

Воспитатель:Ребята, Незнайка знает много рассказов Н.Носова и  любит их, и очень хочет узнать знаете ли вы произведения этого писателя. Он собрал разные предметы из своих самых любимых рассказов, но специально  все перепутал и просит нас разобраться из какого рассказа предмет. Разберёмся?

Дети: да

Дидактическая игра:

Воспитатель достаёт из конверта иллюстрации и вопросы. Вот Незнайкины вопросы. Ответы на них найдете на картинках.
Вопросы:
Кто напугал мальчиков в рассказе «Тук-тук-тук»? (Ворона)

  1. Какие блюда пытался приготовить Мишка - герой рассказа «Мишкина каша»? (Кашу, жареных пескарей)
  2. Чем защищались Вова и Вадик от «живой» шляпы? (Кочергой, лыжной палкой, метанием картошки)
  3. Почему Котька не смог скатиться с горки? (Он посыпал ее песком)
  4. Что сделал Бобка с дырой на штанах? (Наложил заплатку)

 (Отвечая на вопросы, ребенок берет нужную картинку и показывает ее). 

Воспитатель показывает картинку где летит мальчик . На обратной стороне надпись – фантазёры.

Воспитатель:Ребята, а кто такие фантазёры?

Дети. Фантазёры – это мечтатели, выдумщики

Воспитатель:А зачем, как вы думаете, люди фантазируют?

Дети:Чтобы развеселить другого человека. Чтобы сделать ему приятно.

Воспитатель: вы любите фантазировать?

Дети:Да, любим

 Воспитатель. «Фантазёры» - это рассказ Н.Н.Носова. Мы с вами этот рассказ не читали. Хотите послушать?

Физминутка

Ой, засиделся мы, друзья! Физкультминутка нам нужна!

Что ж, давайте отдохнём,

Физкультминутку проведём.

Физкультминутка «Незнайкина зарядка»

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Встаньте прямо, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Руками коленей коснитесь.

Сели -  встали,

Сели – встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Предлагаю всем попрыгать,

Ловко ножками подрыгать

И немножко пошагать,

И спокойно подышать.

Воспитатель. А теперь  располагайтесь поудобнее и начинаем наше чтение.

Основная часть.

Воспитатель по ходу чтения произведения вывешивает иллюстрации.

 Не дочитав до конца воспитатель предлагает детям предположить (предвидеть, дофантазировать) окончание рассказа, записав детские предположения на листочках.

Запись детских предположений, гипотез на плакате « Дерево догадок» 

 Воспитатель: Сегодня мы попытаемся представить дерево совсем в ином виде. Вместо листьев будут наши мысли, догадки и предположения:«А что же будет дальше?» Посмотрим, оправдались ли ваши догадки?

Далее  сопоставляют концовку рассказа с предположениями детей.

Воспитатель специально перепутывает иллюстрации.

Воспитатель.Мне очень хотелось разложить иллюстрации по ходу рассказа. Что было сначала, а что потом. Правильно я их разложила? Вы сможете мне помочь? (раскладывание картинок).

Какая из этих иллюстраций должна быть первой?

Что происходит в этот момент рассказа?

Что выдумали мальчики в этот момент рассказа? Что происходило дальше?

Какая иллюстрация следующая? Кто подошел к мальчикам?

Что сказали мальчики Игорю, услышав его рассказ? Как поступили, увидев заплаканную девочку?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень внимательно слушали и хорошо запомнили рассказы нашего любимого писателя.

1. Как вы думаете, почему рассказ называется «Фантазёры»?

2. Чем врун, обманщик отличается от фантазёра?

3. Истории, придуманные Стасиком и Мишуткой, принесли кому-то вред?

4. А то, что придумал Игорь?

Пластический этюд.

Воспитатель:

Как люди обычно реагируют на хороший поступок? Сможете показать без слов с помощью выражения лица, жестов? Покажите без слов реакцию людей на плохой поступок.

5. Как Миша и Стасик отнеслись к поступку Игоря? Почему они рассердились так, что даже обозвали Игоря, а потом еще и прогнали его?

6. Скажите, пожалуйста, есть ли в этом рассказе примеры плохих и хороших поступков?

7. Чей поступок в этом рассказе заслуживает одобрения?

8. Чей поступок мы можем назвать некрасивым, нечестным, плохим?

Я предлагаю  проголосовать, отдать свой голос (звёздочку) тому, чей поступок, чьё поведение вам больше понравились.

Дети с помощью звёздочек голосуют за тот или иной поступок, положив свою звездочку под именем любого из героев.

Заключительная часть:

Воспитатель.Ребята, давайте подойдём к столам. Здесь вас ждёт очень увлекательное занятие. Из картинок, лежащих на столе нужно составить коллаж на тему «Фантазёры».

Рефлексия:

Воспитатель- Ребята! Подходит к концу наше занятие. Давайте с вами уточним, о чём же мы сегодня с вами говорили?

Дети: о рассказе Н. Н. Носова «фантазёры.., о хороших и плохих поступках...)

Воспитатель: С чем новым для себя и интересным вы сегодня познакомились?

Дети: с новым рассказом Носова, с новыми словами, с новой игрой, с новым занятием –окончаний рассказов и пр.)

Воспитатель: - Что было для вас самым сложным? (ответы детей)

- Ребята! Ваш коллаж  мы поместим на выставку и покажем его другим детям в детском саду. Наше занятие окончено. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни по теме «Чтение художественной литературы рассказ Н.Носова “Автомобиль» с фантазированием предполагаемой концовки произведения». (с использованием социо-игровых технологий)

Возрастная группа: подготовительнаяТип НОД: Речевая, игровая, коммуникативнаяФорма организации: подгрупповаяЦель: Развивать активную речь детей.Задачи;Образовательные:- формировать умение придумывать ...

перспективный план по чтению художественной литературы с учетом регионального компонента в старшей группе

задачи реализациирегионального компонента по чтению художественной литературы  в старшей группе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни на тему «Чтение художественной литературы: рассказ Н.Носова «Фантазеры»

Конспект будет полезен педагогам воспитателям старших и подготовительных групп. Цель данного занятия продолжать развивать связную речь детей через чтение художественной литературы....

Конспект по чтению художественной литературы рассказа Н.Носова "Живая шляпа"

Конспект по чтению художественной литературы в старшей группе...