Сказки о природе. Зима.
книга по художественной литературе (старшая группа)

Серенко Светлана Ивановна
Сказки можно использовать как основу занятий или для активизации знаний детей, закрепления изученного материала.
Сказки предназначена для воспитателей ДОО, родителей детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_o_prirode._zima.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

Снежный ковер Метели

Задачи:

— закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе,

снегоуборочной технике;

— учить сравнивать ветреную погоду с сухой, выделять положительное и отрицательное в снегопадах;

— развивать диалогическую и монологическую речь, словарь;

— формировать интерес к изучению явлений природы.

* * *

Прилетела злая старуха Метель, закрутила снега, заметалась по полям и долам. Достала она прялку и начала прясть снежные нити такие длинные, что можно было их растянуть по всей земле. Потом вытащила она свой волшебный ткацкий станок и начала ткать огромный зимний ковер. Ткала да песню пела, чтобы не скучать, а песня ее походила на завывание ветра. У людей от этой песни все холодело внутри, а собаки забивались поглубже в будки. Наткала Метель огромный серебристый ковер, полюбовалась:

— Хорош! Смотрела бы на него всю жизнь. Раскину-ка я его по всей земле. Пусть все восхищаются моей работой.

Как задула Метель, расправляя снежный ковер, как завыл ветер

в трубах, засвистел во всех щелях, страшно стало людям и зверям.

Ничего не видно, только снег слепит глаза. В такую погоду человеку

легко заблудиться и замерзнуть. А Метель радуется — ковер все больше укрывает землю. На подмогу Метели прилетели ее сестра Вьюга

да брат Буран. Что тут началось! Скоро за снегом не стало видно даже

домов — одни крыши торчат.

Встали утром люди, а в домах темно. Попытались открыть двери, они не открываются. А Метель со своими родственниками из-за снеговой тучи выглядывают да посмеиваются, руки от удовольствия потирают и приговаривают:

— Вот вам! Узнали нашу силушку! Никто с нами справиться не

может. Сидите теперь по домам и не высовывайтесь.

Но люди не слышали их злых речей. Стали они потихоньку откапываться, друг другу помогать. От дома до дома прорыли туннели.

Ведь снег был выше их роста! Разогрелись, распарились все от такой

работы. Даже собаки лапками отгребали снег.

Позвали люди себе на помощь снегоуборочные машины. Приехали

машины, раскинули свои руки-лопаты да стали загребать снег с двух

сторон на дороге. Собранный снег по движущейся ленте-транспортеру подняли наверх, а оттуда сбросили прямо в кузова грузовых

машин. Увезли они снег далеко за город, в поля, да там и сбросили.

Весь день трудились снегоуборочные машины.

— Так нечестно! — запротестовала Метель. — Мы же не используем машины, чтобы мести, закручивать снег и снежные заносы делать.

Сейчас же верните снег на дороги!

Но за шумом от работы машин никто протест Метели не услышал.

Прислушиваться было некогда. Снега еще оставалось много на тротуарах и дорожках.

Сначала люди немного растерялись, убрать лопатой столько снега

было невозможно. Метель сразу обрадовалась и с ехидством сбросила

на людей еще одну снеговую тучу.

— Ловите, ловите мой снежок, слабые людишки, — смеялась она. — Вот вам еще подарочек от меня.

Натворила Метель много бед. Из-за снежных заносов даже грузовые машины не могли доставить продукты в магазины. «Скорая помощь», пожарные и спасательные машины стояли в гаражах, не имея возможности доехать и оказать помощь людям. Пришлось ждать, когда расчистят дороги.

Однако люди недолго горевали. К ним на помощь уже спешили небольшие снегоуборщики. Они заняли свои рабочие места на узких тротуарах, дорожках парков, во дворах больших и маленьких домов. Снегоуборщики включили свои пылесосы и стали засасывать снег, выбрасывая его к обочине. Вскоре тротуары, площадки и дорожки были чистыми, а люди могли по ним

свободно ходить.

Увидела Метель, как люди справляются со снежными заносами, еще больше разозлилась. Стала она глаза людям запорашивать, чтобы они ничего не видели. Только людей и это не остановило, они специальные защитные маски и очки надели.

Совсем не осталось у Метели силы буянить, пришлось ей со своими помощниками улечься спать на снеговую тучу. Хорошо, что ветер унес ее в дальние края. Все люди вздохнули с облегчением.

Метель заснула, и выглянуло зимнее солнышко. Снег засверкал,

заискрился. Красота! Детишки кинулись строить снежную крепость

да снеговиков лепить. Под снежным ковром пригрелись озимые растения и травка. В домах было тепло, потому что снег завалил все щели,

и ветер теперь не задувал в них. Люди радовались, что большой снег

принесет хороший урожай зерновых.

Вот так Метель сначала напугала, а потом порадовала всех.

Вопросы и задания

● О каком времени года говорится в сказке? По каким признакам

вы догадались?

● Как меняется погода, когда начинаются метель и вьюга?

● Что делает со снегом сильный ветер?

● В каком месте оказываются самые большие сугробы после

метели?

● Как вы понимаете пословицу «Много снега — много хлеба»?

● Какой вред могут принести метель и вьюга?

● Как вы понимаете выражение «До костей продрог»?

● Как люди защищаются от холода зимой в разных регионах России?

● Какие машины помогают людям убирать снег в городах и селах?

● Почему дети любят зиму? В какие зимние игры играете вы?

Зимняя сказка

Задачи:

— закреплять знания о сезонных изменениях в природе, признаках зимы, разной погоде, которая бывает зимой;

— учить сравнивать разные зимние явления;

— развивать умение вести диалог, рассказывать о своих впечатлениях, не перебивая собеседника;

— формировать познавательный интерес к природным явлениям,

выделять красоту зимнего пейзажа.

* * *

Ушла Осень на покой после того, как собрала весь урожай и подготовила растения, животных и людей к наступлению холодов. Она

так устала, что смогла только постучать в окно дома, где спала Зима,

которая к этому времени уже выспалась и только дремала. Она услышала тихий стук Осени и подумала, что птицы клювами стучатся в

ее окно. Повернувшись на другой бок, Зима снова прикрыла глазки,

чтобы досмотреть сказочный сон. Но тут зазвонил будильник. Она

как ошпаренная вскочила с постели.

— Мне пора заступать на вахту! — воскликнула Зима. — Это,

наверное, сестрица Осень стучала мне в окно. Вот я засоня! Нельзя

медлить ни минуты!

Зима быстро умылась, причесалась и надела свой сверкающий

белоснежный наряд, вышла на крыльцо своего снежного дома и посмотрела вниз на землю.

— Как всегда сумрачно, грязно, тускло и сиротливо, — оценила

она картину, представшую перед ней. — Ну, ничего, сейчас я наведу

порядок и чистоту.

Взмахнула Зима руками, и из широких рукавов ее шубы посыпался

снег. Он падал на землю крупными хлопьями тихо, как в сказке.

— Снег! Пошел снег! — обрадовались дети и первыми побежали на улицу. Они ловили снежинки на ладони, рассматривали их. Снежинки от тепла детских рук быстро таили, но их место занимали другие. Взрослые останавливались, долго смотрели в небо, смеялись и кружились от радости, расставив руки в стороны.

Погода была безветренная, поэтому снег ложился на землю ровно,

закрывая ее белоснежным покрывалом. Легкий морозец доставлял

всем удовольствие. От белого снега сразу стало светло и как-то

празднично.

Зима любовалась своим творением. Она получала удовольствие от

того, что может порадовать людей. Покрыв всю землю снегом, укрыв

озимые посевы, корни растений и норы животных, Зима решила

осмотреть свои владения. Села она в карету, запряженную тройкой

белоснежных лошадей, и помчалась наводить порядок.

Осмотрела поля. Не понравился ей тонкий слой снежного покрывала на озимых посевах. Позвала своих помощников — Метель и Вьюгу.

— Летите, мои помощники, — приказала Зима, — наметите побольше снега на поля, чтобы не замерзли озимые, взошли весной, а летом дали хороший урожай хлеба.

Завыл ветер, закружил снег. Стали Метель да Вьюга наметать

снег на поля. Не разогнуться человеку, не поднять головы: снег

хлещет по лицу, слепит глаза. Приходится людям поворачиваться к

ветру спиной да так и идти. А то закружит Вьюга снег, как веретено,

тогда и в какую сторону двигаться человек не знает. Во все щели

намели снега Метель и Вьюга, завалили им поля, а заодно и дороги.

Ни проехать ни пройти.

Довольна Зима работой своих помощников. Теперь озимые под

толстым снежным одеялом не замерзнут. Дала Зима Метели и Вьюге

передышку, а сама полетела к Морозу.

— Здравствуй, Мороз, — сказала она ему приветливо, — не пора

ли тебе за дело взяться. Хватит спать в ледяной пещере. Покажи-ка

людям, что такое холода и настоящая Зима!

Вышел Мороз на ее призыв, размял свои ледяные кости, и пошел

по лесам, полям, селам и городам, постукивая волшебным посохом.

Ох, как стало сразу холодно! Мороз трещит, вода в реках, прудах и

озерах все больше промерзает. На стеклах домов появляются волшебные узоры, на ветках деревьев  иней. А тут еще и солнышко выглянуло, светит, но не греет. Заискрился снег под солнцем, поскрипывает под ногами, будто песенку поет. Красота!

Людям мороз не страшен. Оделись они потеплее, включили отопление, затопили печки и попивают себе чай с малиновым вареньем. Животные тоже мороза не боятся. Шубы у них теплые, подшерсток

греет лучше любой печки. А растения Метель и Вьюга как раз перед

приходом Мороза снегом укрыли. Сидят они под снежным одеялом

и в ус не дуют.

Наигрался Мороз, наморозил всех и ушел в свою ледяную пещеру. А солнышко осталось на небосклоне. Стало оно припекать все

сильнее и сильнее. С крыш начала капать капель, снег стал липким.

Обрадовались теплу люди. Дети стали лепить снежных баб, причудливых животных, снежные крепости строить и в снежки играть.

Наигрались вдоволь! Хоть вся одежда и промокла, зато радости

сколько получили!

Спохватилась Зима, стала ругать Солнце:

— Что-то, светило, ты совсем меру потеряло. Вот наступит весна,

тогда и нагреешь вволю.

— Да ладно, ладно, — стало оправдываться Солнце, — не ругайся,

хозяюшка Зима. Дало я людям немного тепла. Что тут плохого? Раз-

ве не по нраву тебе игры детей и их веселый смех? Все равно ночью

Мороз снова выберется из своей ледяной пещеры.

И правда, ночью Мороз вышел осматривать свою работу. Капли воды сразу замерзли и превратились в сосульки. Повисли они

носами вниз, словно узорный карниз под крышей. Зима забросала

липкий снег рыхлым, чтобы лучше скользили лыжи и санки, и

успокоилась.

Такая разная погода у Зимы, такой у нее разный характер. Но все

равно, такую переменчивую ее все любят.

Вопросы и задания

● После какого времени года наступает зима? Назовите три месяца

зимы.

● Какая погода бывает зимой?

● Какие зимние явления бывают в ветреную погоду?

● Почему снег становится липким? Почему по липкому снегу

плохо скользят лыжи и санки?

● Почему на крышах домов появляются сосульки?

● В какую погоду на стеклах домов появляются узоры?

● Что в сказке Зима поручила своим помощникам? Какую погоду

они создавали?

● Какую зимнюю погоду вы любите больше всего? Почему?

● Нарисуйте зимний пейзаж, выбрав для него один вид погоды.

Расскажите о своем рисунке.

Как деревья нарядились к Новому году

Задачи:

— закреплять знания об отличительных особенностях деревьев

зимой, их кроне, семенах, сезонных изменениях в жизни растений;

— развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие,

воображение, речь;

— формировать познавательный интерес к природным явлениям;

— воспитывать бережное отношение к природе.

                                                  * * *

Как-то под Новый год вышел Дед Мороз из своего снежного дома,

чтобы подготовить к празднику лес вокруг.

Оглядел он ельник, порадовался. Иголки елей яркие, зеленые, на

белом снегу смотрятся свежо, празднично. Вместо елочных игрушек

подрагивают на ветру крупные шишки. Посеребрил Дед Мороз мох-

натые лапы елей, от чего они стали еще наряднее. Развесил на ветках

ледяные снежинки, а на макушку одной ели пристроил ледяную

звезду. Отошел в сторонку, посмотрел, залюбовался.

— Недаром на Новый год елочка стоит в каждом доме, — довольным голосом сказал Мороз, — она и впрямь настоящая красавица!

Тут Дед Мороз огляделся вокруг и вспомнил, что нарядить надо

и другие деревья. Вон они стоят — голые, некрасивые. В волшебном мешке Деда Мороза много украшений. Решил он раздать по украшению каждому дереву. Чтобы не было обид, попросил он деревья закрывать глаза, прежде чем вытаскивать украшение из мешка.

Первой к мешку подошла Рябина. Она закрыла глаза и опустила

руку-ветку в мешок. Когда она открыла глаза, то увидела яркие красные гроздья ягод. Они так празднично смотрелись на фоне белого снега, что глаз невозможно было оторвать.

— Вот это украшение! — радостно воскликнула Рябина. — С ним

я буду самой красивой на празднике! Спасибо тебе, Дедушка Мороз!

Рябина украсила себя алыми гроздьями снизу доверху. Праздничное платье получилось ярким и красивым. Долго смотрела на свое отражение в сверкающем ледяном зеркале маленького лесного озерка Рябина. Никак не могла поверить в свое счастье.

Другие деревья захотели такие же украшения, как у Рябины. Но все подарки были разными.

С волнением подошла к мешку Деда Мороза раскидистая Липа. Ее

темные обнаженные руки-ветви явно требовали украшений. Без них

она выглядела будто черная поломанная кукла. Долго Липа ощупывала

украшения в мешке, но взглянуть на них не могла, так как глаза закрыла. Вдруг она почувствовала пальцами-веточками что-то кругленькое.

«Это, наверное, какие-то красивые сережки, —подумала Липа. — Может, мне повезет так же, как Рябине?»

Липа вытащила украшение. Это были малюсенькие круглые коричневые сережки на тонких веточках с крылышками. Липа округлила глаза от удивления и закричала:

—Как можно украситься такими крошечными шариками с крыльями? Я дерево большое, раскидистое. Мне нужны крупные украшения. Можно, я еще раз залезу в мешок?

—Успокойся, дорогая Липа, —сказал Дед Мороз, —сейчас мы попросим Лешего украсить тебя. Думаю, что и ты к празднику будешь нарядной. А второй раз я не могу тебе разрешить залезть в мешок — украшения нужны не только тебе, но и другим деревьям.

Дед Мороз позвал Лешего и попросил его помочь Липе. Осмотрел

тот грустную Липу со всех сторон и начал разбрасывать украшения

по ее ветвям. Заколыхались сережки на ветру, зазвенели. Некоторые из них стали на крылышках спускаться вниз, создавая на снегу причудливый узор.

—Какая ты красивая! —воскликнул стоявший рядом Клен.

— Пусть твой наряд не такой яркий, как у Рябины, но он тебе очень идет.

От твоей скромной красоты не оторвать глаз!

Зарделась Липа румянцем от такой похвалы и сразу повеселела.

Блестящие коричневые шарики ей и самой понравились.

Осмотрев наряд Липы, и другие деревья кинулись к волшебному

мешку.

Ольхе достались черные маленькие шишечки, которыми она украсила воротник, манжеты и переднюю планку платья.

Ясень умудрился вытащить целую гроздь длинных крылаток. Он

долго думал, куда их пристроить, но потом нашел им место на шляпе

вместо перьев и на ремне вместо бахромы.

Клен тоже вытащил крылатки, но только не такие длинные, как у

Ясеня. Ему совсем не хотелось быть похожим на соседа, поэтому из

крылаток он сделал эполеты, как у гусар.

Все равно Ясень и Клен смотрелись как два брата. Ветки у них располагались вдоль ствола попарно, ровно друг напротив друга, словно руки

у человека вдоль туловища. Да и украшения-крылатки были похожи.

Березке достались длинные сережки с малюсенькими крылатыми

орешками. Они так украсили ее тонкие, свисающие вниз ветви, что

все невольно залюбовались ею. Изящный наряд Березы был необыкновенно хорош на фоне голубого неба.

Кряжистый Дуб никак не мог пробраться к мешку Деда Мороза.

Когда ему наконец-то удалось засунуть руку в мешок, он вытащил

лишь коричневые, сухие листья.

Тополь и Осина так долго собирались, что, придя на место раздачи

украшений, обнаружили волшебный мешок Деда Мороза пустым.

Пришлось ему украсить их ветви хотя бы инеем. Зато Барбарис,

Бересклет и Орешник, хоть и были кустами, успели запустить свои

ветвистые руки в мешок. Из красных удлиненных ягод Барбарис

сделал себе красивые пуговицы на праздничном костюме, Бересклет

украсил шляпу и башмаки раскрытыми розовыми плодами с висячими желтыми семенами, а Орешник обвесил себя красновато-серыми

сережками, аж по две пары на веточке.

Дед Мороз еще раз осмотрел лес и остался доволен. Теперь и Новый год не стыдно встретить в таком лесу! Полетел он на волшебных санях раздавать подарки детям. А деревья еще долго прихорашивались и готовились к предстоящему празднику.

Вопросы и задания

● В какое время года мы празднуем Новый год?

● Чем внешний вид деревьев зимой отличается от их внешнего

вида летом и осенью?

● Какие украшения получили деревья от Деда Мороза? Чем украсили себя Рябина, Ясень, Клен, Липа, Береза, Дуб?

● Каким деревьям украшений совсем не досталось?

● Покажите, как радовалась Рябина своему наряду. Покажите, как

огорчилась Липа, когда вытащила из мешка украшение.

Какие кустарники успели вытащить из волшебного мешка Деда

Мороза украшения? Чем они украсили себя?

● Почему Ясень и Клен походили друг на друга?

● Нарисуйте зимний лес.

Семья белой медведицы Аки

Задачи:

— закреплять знания детей о полярных животных (белых мед-

ведях), природных условиях их проживания, образе жизни;

— учить сравнивать образ жизни бурого и белого полярного

медведей;

— развивать умение вступать в диалог с педагогом, высказывать

суждения, делать умозаключения;

— формировать познавательный интерес к жизни животных.

Далеко-далеко, за полярным кругом, в Арктике жила-была белая

медведица Ака. Вокруг нее лежали лишь белые снега и толстые льды

Северного Ледовитого океана. На Крайнем Севере было так холодно,

что снег и лед никогда не таяли. Летом солнце не уходило целыми

сутками с небосвода, а зимой на долгих полгода наступала полярная

ночь, когда и днем и ночью стояла темнота. Холоднее места, чем

Арктика, нельзя найти на целом белом свете!

Медведица Ака жила в теплой, уютной снежной берлоге. В нее

не задували сильные холодные ветры, и не заметала снег вздорная

метель.

Аку среди снегов сразу и не увидишь. Шубка у нее белая, словно

снег. Только по черному носу и заметишь. Мудрая медведица знала,

что черный нос ее выдает, поэтому она его всегда прикрывала лапой,

когда охотилась. Шуба Аки была такой густой и теплой, что не давала

ей замерзнуть даже в самые сильные морозы. Толстый слой жира под

шубкой еще больше держал тепло. На ногах медведица не носила

сапожек, так как пальцы ее не мерзли. В них так быстро двигалась

кровь, что они постоянно были теплыми.

Полюбила медведица Ака огромного сильного и храброго медведя

по имени Лун. Он лучше всех охотился на моржей и тюленей, пре-

красно плавал в ледяной воде.

Лу́ну медведица тоже пришлась по душе. В его глазах она была

самой красивой, ласковой и доброй. Он часто представлял, как Ака

поет колыбельную их сыну или дочке.

Все полярное лето провели вместе Ака и Лун. Они часто плавали

в полыньях, вместе охотились, много смеялись и радовались жизни.

Когда они поняли, что жить друг без друга не могут, вырыли одну

общую берлогу и стали в ней жить вместе.

Наступила осень. Ака почувствовала, что носит под сердцем мед-

вежонка. Лун от радости так громко заревел, что даже испугал всех

полярных животных. Теперь он стал основным добытчиком в семье.

Будущую маму он кормил жирным мясом тюленей и моржей. На дол-

гую полярную зиму медведям надо было нагулять толстый слой жира.

Легче всего Лун охотился на тюленя или ловил рыбу. Притаится

возле лунки и ждет, когда тюлень вынырнет из воды глотнуть воздуха.

Тут его медведь хвать да в берлогу. А самыми беззащитными ока-

зывались детеныши тюленей — бельки. В отличие от своих темных

родителей они были совсем белыми. Моржей ловить было труднее. Моржипапы крупнее белых медведей и весят больше почти в два

раза. К тому же у них мощные бивни. Ими морж может серьезно по-

ранить белого медведя. Неуклюжий на берегу, морж быстро и грациозно плавал, уворачиваясь от медведя. Не раз Лун приходил с охоты

с ранами. Ака жалела мужа, зализывала его раны языком. А муж

отдавал будущей маме лучшие куски жирного мяса.

Наступила полярная зима. Медведи начали искать место для берлоги, в которой появятся на свет медвежата. Будущие родители обошли

много мест, прежде чем нашли снежник, около которого во льду

нет трещин, и льдины не двигаются. В таком месте было безопасно

для малышей. Ака и Лун вырыли в снегу просторную берлогу для

всей семьи. Под снегом тепло и уютно. Под кожей у медведей за лето

и осень образовался толстый слой жира. Им и питаться можно, и греет

он лучше любой грелки. Все было готово для рождения медвежат.

Теперь Лун надолго не отлучался от Аки. Он так волновался, что

даже не мог спать. Муж согревал будущую маму своим теплом, ста-

рался ей во всем угодить, подбадривал и смешил ее. Так продолжа-

лось до середины зимы. Однажды Лун заснул от усталости, а когда

проснулся, услышал чье-то сопение. Лун открыл глаза и обомлел.

Около Аки лежали два медвежонка, а она нежно обнимала их своей

большой, пушистой лапой. Лун хотел от радости зарычать, но Ака

прикрыла ему рот лапой.

— Не рычи, милый, — тихо сказала она, — а то разбудишь наших

малышей. Лучше подумай, как мы их назовем.

— Назовем их Снежаной и Шустриком, — предложил Лун.

Долгую полярную зиму медвежата росли. Целых два месяца Ака

не выпускала их из берлоги — боялась, что они потеряются. Лун

ходил на охоту и охранял свою семью.

Наконец-то наступила весна. Медведица позволила медвежатам

выйти из берлоги. Они были еще такими маленькими и беззащитными, что маме пришлось их охранять.

Однажды, когда Ака учила медвежат охотиться, они чуть не погибли. В этот день у большой полыньи собралось несколько белых

медведей. Среди них были и такие, которые не имели своих детей.

Они охотились на тюленей и рыбу, не замечая, что рядом находятся неумелые малыши. Один из молодых медведей так спрыгнул в прорубь,

что подмял под себя Снежану. Она нахлебалась ледяной воды и начала

тонуть. Хорошо еще, что Ака была рядом. Она быстро нырнула вглубь

и вытащила дочку на берег. Вскоре Снежана открыла глаза и начала

плакать. Она так испугалась, что еще долго не решалась войти в воду. С Шустриком тоже произошел неприятный случай. Когда, охотясь,

он схватил рыбу, к нему подплыл большой медведь и стал ее отбирать. Малышу не хотелось отдавать свою добычу. Тогда медведь так

рассердился, что чуть не загрыз самого медвежонка. Мамина лапа

вовремя выхватила Шустрика из воды, а папа закрыл малыша собой,

отогнав злого медведя от своих детей.

Когда малыши подросли, они стали более самостоятельными. Под

родительским присмотром они стали обследовать снежные окрестности. Более всего их интересовали необычные строения. Они были

сделаны явно не из снега или льда. Из этих строений выходили какие-то существа, совсем не похожие на медведей, тюленей и моржей.

Однажды медвежата подошли так близко, что почувствовали запах

чего-то очень вкусного. Такой еды они еще никогда не пробовали. Они

стали рычать, требуя, чтобы их впустили. Вдруг дверь открылась, и

из нее вышло незнакомое медвежатам существо.

— Ах, вот кто тут рычит! — воскликнуло существо. — Вы, наверное, хотите есть? Сейчас я вам принесу еду, подождите немного.

Существо удалилось, а медвежата оторопели от страха. Такого рычания они никогда не слышали. Они же не знали, что к ним выходил

человек. Этим человеком был полярник Василий Иванович. Вместе со

своими товарищами он жил и работал на полярной станции. Полярники-метеорологи следили за погодой в Арктике и передавали по радио на

Большую землю ее изменения. А еще они отслеживали движения льдов

в океане. Эти сведения были нужны капитанам судов и ледоколов.

Но ничего этого медвежата не знали, поэтому решили отойти подальше от станции. Вышел Василий Иванович, а медвежат и след простыл.

— Испугались, косматые? — засмеялся он. — Вот вам вкусненького, полакомьтесь. Я сейчас уйду, а вы ешьте, не бойтесь.

Василий Иванович поставил на снег плошки со сгущенным молоком, а сам ушел. Только полярник скрылся за дверью, медвежата кинулись к плошкам. Уж очень вкусно от них пахло. Вмиг они слизали все молоко. Хотели съесть и плошку, но уж больно она была жесткая и невкусная.

Довольные медвежата вернулись к маме. Мама, увидев вымазанные в сгущенном молоке мордочки медвежат, сразу все поняла. Она

рассердилась на детей. Как они могли пойти к людям? Это же опасно!

Вместо похвалы, которую ожидали медвежата, они получили выговор

от Аки. Папа Лун тоже отругал медвежат и запретил им строго-на-

строго подходить близко к жилью человека. Так жила семья белых медведей, пока медвежата не выросли и не ушли от родителей, чтобы завести свои семьи. Полярный день сменялся полярной ночью, трещал сильный мороз, но медведи любили свою землю и никогда не мечтали перебраться в теплые края.

Вопросы и задания

● О каком виде медведей идет речь в сказке?

● Где жила Ака? Почему она не замерзала в сильные морозы?

● Чем отличалась берлога Аки от берлоги бурого лесного медведя?

● Почему белый медведь не заметен в снегах и льдах? Что его

может выдавать? Что было бы, если бы он жил в лесу?

● Кого полюбила медведица? Как относились друг к другу медведица Ака и медведь Лун?

● На кого и как охотились белые медведи? Почему моржи — редкая добыча медведей?

● Как родители назвали медвежат?

● Почему для медвежат взрослые медведи представляют опасность? Что случилось с медвежатами, когда мама-медведица учила

их охотиться?

● Чем занимаются люди в Арктике? Почему медведям опасно

подходить к жилью человека? Опасно ли это для людей?

● Нарисуйте семью белых медведей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарь природы. Зима

автор: Е.И. Жукова...

Консультация "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой"

В консультации говорится о том как надо знакомить детей дошкольнлгл влзраста с природой в зимнее время года...

Конспект НОД в старшей речевой группе по мотивам сказки "Проказы старухи Зимы" к лексической теме "Зима" (обобщение)

Данное занятие по сказке позволяет в игровой форме закрепить знания детей по теме "Зима"....

Зима. Зимние месяцы. Природа зимой.

Материал для дошкольного возраста,с помощью которого можно закрепить материало зимних месяцах, о явлениях природы зимой,об изменениях в живой и неживой природы с приходом зимы....

КОНСПЕКТ по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Природа зимой».

Цель: расширение представления о живой природе в зимнее время годаОбразовательные задачи:формировать у детей представление о природе зимой;формировать знания об особенностях деревьев, по которым их мо...