ОД по духовно нравственному воспитанию для детей 2 младшей группы «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)

Бондарева Ольга Николаевна

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с раннего возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_zayushkina_izbushka.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

ОД по духовно нравственному воспитанию для детей 2 мл.гр. «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»

Цель - формирование нравственно-моральных качеств у детей дошкольного возраста через сказку «Заюшкина избушка».

Задачи:

1. Способствовать духовно-нравственному развитию детей;

2. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; учить сопереживать, эмоционально воспринимать настроение.

3. Продолжать формировать умение называть свойства предметов; развивать продуктивную (конструктивную) деятельность;
4. Развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, творческие способности, ассоциативное мышление.
5. Закреплять и расширять знания детей о русских народных сказках; помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
6. Обогащать словарь; развивать связную речь;  продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки; воспитывать любовь к народному творчеству.
7. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, развивать общую моторику, координацию движений; формировать правильную осанку; продолжать работу по укреплению здоровья детей, совершенствованию функций организма

Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка», игры драматизации.

Оборудование: Музыкальное произведение « Если добрый ты.....» , музыкальное  сопровождение, художественное слово,  игрушки би-ба-бо заяц и лиса, строительный материал, шапочки героев сказки, кусочки льда для исследования, следы лисы, изображение домика зайца.

Раздаточный: квадраты Воскобовича на каждого ребенка

Ход ОД:

1. Ормомент
Дети  становятся в круг.
Воспитатель в роли Феи:
В: Ребята, а вы любите сказки? (Да) Я тоже! И поэтому, сегодня я Фея Сказки! Я предлагаю вам отправиться в путешествие не простое, а волшебное! А поможет нам попасть туда мой волшебный колокольчик. Закройте глаза.

В: Колокольчик зазвени. (Звенит колокольчик) В сказку нас перенеси! По волшебному пути в сказку можем мы войти.
Основная часть
2 Исследовательская деятельность «Ледяная избушка»

Фея обращает внимание на следы:
В: Ой, ребята, смотрите, кто-то раньше нас пробежал в страну Сказок. Вы здесь никого не видели? (Нет) Посмотрите на следы. Как вы думаете, чьи они? Здесь недавно пробегала, и следы все заметала. Рыжий мех, а хвост – краса! Подскажите, кто? (Лиса)

В: А вот и домик стоит. Какой красивый, хрустальный! Из чего же сделан этот домик? 

Дети: Из льда.

В: Значит домик какой? 

Дети: ледяной.

В: Потрогайте его, какой он на ощупь? (дети трогают лед)

Дети: Холодный (скользкий, мокрый)

В: Посмотрите, от куда здесь вода? (тает лед) А почему? (тепло) Совсем скоро избушка ледяная растает. А интересно, кто же живет в этом домике? (лиса) А где же она? (ответы) Давайте поищем лисичку. Пройдем по следам. Куда они нас приведут?

3ИОС «Встреча с лисой»

В: Ребята, смотрите, следы привели к домику. Как вы думаете, кто в нём живёт? (Дети рассуждают) Лисичка здесь живет и там живет. Ничего не пойму. Чья же это избушка?
В: Правильно, это домик зайчика.! А мы с вами попали в сказку «Заюшкина избушка».
  Давайте позовём и поздороваемся с Зайкой. Зайчик, Зайчик, выходи скорее серенький! Все вместе.
Из домика в окошко показывается Лиса и говорит:
В: Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Нет здесь никакого Зайца! Я здесь живу. Это мой дом! (Уходит обратно в дом)
В: Ребята, что случилось? Почему Лиса у Зайчика в домике живет?  А где же сам Зайчик – хозяин дома? Давайте поищем

4ИОС «Пожалеем зайку»

Обращаю внимание на пенек, за ним заячьи уши.

В: Кто там прячется за пеньком?
Дети: Это зайчик.

В: Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй, зайчик.

В: Зайка расскажи нам почему ты плачешь?

Зайчик: А как мне не плакать была у меня лубяная избушка, а у лисы ледяная. С приходом весны у лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да и выгнала меня из избы.

В: Ребята, а как вы считаете можно так поступать? Обидеть зайку, отобрать у зайки дом (нет) Конечно нет, это очень плохо. Хорошо поступила лиса? Какая она? А еще неблагодарная.  Неблагодарный –это тот, кто не умеет отвечать добром на добро.

В: Зайка очень обиделся. Покажите какой он обиженный. У обиженного опущена голова, плечи и руки. Обиженный может молчать, сопеть и даже отвернуться. Нам всегда становится обидно, когда на добро отвечают злом.

А вас когда- нибудь обижали?   А как можно утешить плачущего?

Давайте мы пожалеем зайку и посочувствуем ему.

( Психо – гимнастическое упражнение «Зайчик» )

Льются слезы у зайчонка

Кап-кап, кап-кап, (поглаживают щечки)

Он остался без жилья

Вот - так, вот – так, (поднимают и опускают плечи)

Помогите вы ему

Все – все, все – все,

Не оставьте его в беде (вытягивают руки вперед).

В: Жалко вам зайчика? А как бы вы пожалели зайчика без слов, покажите руками (гладят его, обнимают, прижимают к себе…) Давайте пригласим зайчика к нам в группу. Ребята садитесь на стульчики. Садись зайка с нами.

5 Беседа «Кто помог зайчику?»

В: Дети, скажите, а кто еще пожалел зайчика, кто хотел помочь ему выгнать лису из избушки?

Дети: собака, медведь, петушок. (Если дети отвечают односложно, то воспитатель дает образец: «Зайчику помогали выгнать лису: собака, медведь, петушок»)

В: Как выгоняла лису собака? (воспитатель выбирает ребенка, одевает на него маску собаки, и просит показать)

Воспитатель перебирает детей и со словами «Так кто же нам покажет?»

В: Сава, покажи как собака выгоняла лису.

Ребенок: Тяф, тяф, тяф! Иди, лиса вон!

В: Как вы думаете, почему собака решила помочь зайчику? Как ее можно охарактеризовать?  Про таких мы обычно говорим «Отзывчивый».

В: А что лиса испугалась? Лиса, не напугалась! Собака испугалась и убежала. Почему собака испугалась? Собака ведь больше лисы.

В: Потому, что лиса угрожала собаке «Пойдут клочки по закаулочкам»

Когда говорят, что могут сделать что то плохое -это угроза. Часто угрозы боятся и убегают.

В: Как шёл медведь выгонять лису? (воспитатель так же выбирает ребенка)

Максим покажи нам.

Ребенок: ы, ы, ы.. иди, лиса, вон.. (имитация движений медведя).

В: Лиса испугалась? Смог медведь выгнать лису? (нет). А почему, ведь он очень большой? (тоже испугался угроз) А вот если бы подумал, то понял, что ничего бы ему лиса не сделала

Дети: Нет!!

В: Дети, что лиса ответила собаке и медведю? Вероника, скажи, пожалуйста, как лиса отвечала.

Ребенок: Как выпрыгну, как выскочу, глаза выпучу, пойдут клочки по закоулочкам…

В: Кто выгнал лису из избушки?

Дети: петушок!!

В: Как выгонял лису петушок?  Сева, покажи ребятам, как петушок выгонял лису.

Ребенок: ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече Хочу лису посечи Иди, лиса, вон!!

В: Почему петух одержал вверх над лисой? Ведь он был меньше собаки, медведя. Он ее не испугался, тоже пригрозил.

Когда вы слышите угрозу, не спешите бояться, а подумайте, может это просто всего лишь угроза, слова.  Я желаю вам быть смелыми, одерживать вверх.

В: Молодец петушок.  Зайка вернулся в дом. Давайте проводим его.  Хорошо зайчику весело, уютно в своём домике. А лисичка испугалась и убежала в лес. И опять будет хитрить, кого- то обманывать. А это хорошо? Конечно, плохо. Но может быть лисичка- то и не совсем плохая? Она, наверное, не ходила в детский садик, может быть мама не читала ей добрых сказок. Она и не знает, что нельзя строить избушку изо льда, не знает добрых слов, не умеет дружить. А как было бы хорошо помирить лисичку с зайчиком. Но для этого надо лисичке исправиться. Надо научить её быть доброй. Поможем лисичке? Надо её найти, и попросить, что бы она больше не обижала зайчика.

6 Физминутка: «Дружно по лесу гуляем»

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

В нем мы сказки повстречаем.

Вот пришли – остановились.

Вихрем быстро закружились.

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Слева - сосны, справа – ели.  (Выполняют движения глазами влево – вправо).

Где же все лесные звери?

Дальше мы гулять пойдем

И лисичку мы найдем.

7 Игра «Построй домик»

В: Ребята, послушайте, кто-то плачет! (берет игрушку – лису и плачет)

В: Что ты плачешь лиса?

Лиса: Мне обидно  Ни кто со мной не дружит. Моя избушка растаяла и мне негде жить

В: Вот теперь ты знаешь, как было обидно зайчику, когда ты его выгнала из избушки? Не плачь! Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы построим тебе новый дом! Правда, ребята? Если ты пообещаешь зайчика больше не обижать.

Лиса: Я не буду.

В: Ребята, а вы умеете строить дом? Давайте потренируемся.
Физминутка «Я хочу построить дом»
Я хочу построить дом,  (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,  (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,  (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.  (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял,  (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Делают дом из квадрата Воскобовича

8 Игра «Мостик дружбы»
Лиса: Спасибо вам, какие красивые домики. Теперь я буду доброй и не буду никого обижать.

В: А давайте мы научим лисичку дружить. Давайте расскажем лисичке, как правильно себя вести чтобы иметь много друзей. Слушай, лисичка и запоминай (обращается к игрушке). Ответы детей. (Не обманывать, не хитрить, делиться игрушками, помогать, быть весёлой, не злой, вежливо разговаривать…).  Я думаю, что лисичка всё запомнила, она обязательно станет доброй, у неё будет много друзей и с зайчиком обязательно помирится.

В:  Ребята. Давайте построим для лисички и зайчика мостик дружбы. Они будут ходить в гости друг к другу. и больше никогда не будут ссориться

Кубики с тобой возьмем

Мостик строить мы начнем

Раз, два, три, четыре, пять

Вот и дружим мы опять.

(Музыкальное произведение « Если добрый ты...» . Лисичка с зайкой проходят по мостику).

Лиса: Спасибо ребята. Какие вы добрые и дружные. Прости меня зайка, я больше не обижу тебя,

Лиса: А вам ребята.  Спасибо вам большое за теплый дом, и за то, что научили меня дружить и быть честной. А сейчас нам с зайкой пора. Можно мы будем приходить к вам в гости.

Дети: Да

Лиса и Зайчик: До свидания ребята.

9Итог. Рефлексия

В: Ребята я вами горжусь, вы молодцы. Вы сегодня сделали столько хороших дел. А какие, вы помните?

Дети: Помогли помирить зайку и лису, сделали для лисы дом.

В: Верно, а еще научили лису хорошим поступкам. Молодцы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего возраста «Путешествие в сказку «Заюшкина избушка»

Используемые технологии:  личностно-ориентированная,  информационно-коммуникативная,  игровая,  театрализованные игры,  технология использования нетрадиционного материала в пр...

План-конспект открытого занятия по духовно - нравственному воспитанию во II младшей группе по мотивам сказки «Репка»

Интеграция: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммутативное.Цель:обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;создавать игровые ситуации, способствующ...

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе "Путешествие в сказку Заюшкина избушка"

Интегрированное занятие по театрализованной деятельности, во второй младшей группе, занятие проходит в игровой форме. Интегрированная деятельность (ОБЖ, музыкальная, физкультурная, ИЗО деятельность)....

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей младшей группы «В гости к солнышку».

Воспитание культуры поведения. Развитие навыков культурного общения....

Конспект занятия-путешествия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы «Путешествие в страну добрых слов»

Выбор темы диктуется многими и самыми разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием, наличием наглядного материала. Но выбор этот безграничен. Важно – уловить...

Презентация по духовно - нравственному воспитанию для детей младшей группы " Путешествие в царство Доброты".

Презентация по духовно - нравственному воспитанию для детей младшей группы "Путешествие в царство Доброты". Цель: формирование у детей о понятиях "добро" и "зло", их важности в жизни людей. ...