Художественно-речевое развитие дошкольников в музыкальной деятельности
презентация по коррекционной педагогике на тему

Стебенькова Виктория Александровна

Как распевки и дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях положительно влияют на развитие речи у дошкольников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественно-речевое развитие дошкольников в музыкальной деятельности ГБОУ СОШ №1460 Музыкальный руководитель Стебенькова В.А.

Слайд 2

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи, развития и становления всех четырех ее сторон: связной, фонетической, лексической и грамматической. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности.

Слайд 3

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» также отражает интегративный подход в речевой и музыкальной деятельности: «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

Слайд 4

Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. И речь, и музыкальное произведение - это тексты, которые требуют определенного прочтения. И у музыки и у речи есть особый письменный код - это ноты и азбука, которые сохраняют партитуры и тексты. Письменная форма речи, превратившаяся с помощью таланта известных писателей и поэтов, в произведения литературного искусства, может быть содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержанием речи: при общении между людьми, при высказывании чего-то личного, глубокого. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни.

Слайд 5

Исследования показали, что использование музыкотерапии при речевых патологиях имеет благоприятное воздействие [1]. Поэтому сочетание работы над речью дошкольников в процессе музыкальной деятельности является актуальной задачей. Воздействие музыки на речь детей выражается в пассивном или активном ее восприятии. Пассивное восприятие, которое имеет активизирующий эффект, находит себя в музыкальном оформлении игр, в сопровождении образовательной деятельности, также музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы дошкольников.

Слайд 6

Активное восприятие выражается в беседе о музыкальном произведении. В такой беседе, детям предлагается охарактеризовать эмоционально-образное содержание произведения, что позволяет расширить и обогатить словарный запас дошкольников. Такая беседа очень важна. Она «просит» понять свои чувства по поводу услышанного музыкального произведения, а затем рассказать о них.

Слайд 7

Знакомство детей с песнями, музыкальными пьесами позволяет расширить представлениями детей о различных явлениях действительности и способствует расширению словарного запаса. При многократном прослушивании произведений дети узнают их, и отвечают на вопросы: весёлая или грустная песня; нравится ли или нет. Таким образом, музыка способствует речевому развитию ребёнка. фото

Слайд 8

В таком музыкальном виде деятельности, как пение работа над речью дошкольников проходит наиболее продуктивно. Полезно пение как для детей с нарушением речи, так и без них. В нем активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а так же улучшается дикция. Пение помогает корректировать недостатки в речи, например, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов. Пропевая песни с короткими, удобными для дыхания фразами, мы развиваем у ребёнка силу воздушной струи, тем самым способствует правильному речевому дыханию. Для речевого развития необходимо создать эмоционально-положительную среду, основой, которой, может служить музыкальное сопровождение. Развитие координации слуха и голоса способствуют развитию артикуляционного аппарата, гласные звуки пропеваются на хорошем дыхании, с правильным звукообразованием, построенным на умении ребёнка расслаблять голосовые связки .

Слайд 10

Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса. В работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использовать игру « понюхай цветочек». Дети будут стараться нежно нюхать цветочек, в то время как правильное дыхание начнет формироваться. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. И третья сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:

Слайд 11

совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника; культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность; формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи; развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям. Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

Слайд 12

Также формированию интонационной выразительности речи способствует музыкально-досуговая деятельность. Где дети читают стихи, потешки , прибаутки, учавствуют в народных обрядовых праздниках («Колядки», « Осенины », «Масленица»)

Слайд 14

Развитию выразительной речи способствует участие детей в постановках музыкально-театрализованных сказок.

Слайд 16

Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность.

Слайд 17

Литература 1. Битова , А. Л. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития / А. Л. Битова , Ю. В. Липес : Методические рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей. - М, 1994. 2. Железнова Е. Пальчиковые игры для малышей «Веселые пальчики» (2 - 6 лет) / Е. Железнова, С. Железнов: Изд-во Новый диск,2005.-38 треков. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников в музыкальной деятельности

Материал будет полезен педагогам дошкольных организаций и музыкальным руководителям...

Социально-коммуникативное развитие дошкольников через музыкальную деятельность

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...

Сообщение из опыта работы ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Эмоциональное развитие дошкольниковчерез музыкальную деятельность Только эмоции открывают в искусстведействительный доступ к идее и образу. Л. С. Выготский  Очень короткий отрезок ...

"Эмоциональное развитие дошкольников в музыкальной деятельности"

Консультация для педагогов, в которой предлагается краткий план , цели и задачи эмоционального развития детей. Представленные музыкальные игры помогут развить эмоции и раскрепостить ребёнка....

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников в музыкальной деятельности»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для а...

Консультация для педагогов ДОУ "Социально-коммуникативное развитие дошкольников через музыкальную деятельность"

В консультации представлены игры, которые будут интересны для работы педагогов...