Статья:«Эмоциональное развитие дошкольников»
статья по коррекционной педагогике на тему

Золотова Елена Николаевна

Эмоциональное развитие, также, как и психическое развитие ребёнка вообще, включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.  Знание особенностей возрастных этапов развития является чрезвычайно важным, так как в едином процессе формирования   психических качеств личности каждый возрастной этап развития теснейшим образом связан с предыдущим.  Каждый предшествующий этап эмоционального развития как бы подготавливает базу, является одним из звеньев всего хода психического развития ребёнка в целом.  Нарушения развития на каком-либо одном возрастном этапе с неизбежностью будет влиять на последующие этапы развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_emotsionalnoe_razvitie_doshkolnika.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Эмоциональное развитие дошкольников»

                                               Воспитатель Стреха Елена Николаевна

Уже  в  первые  часы  после  рождения  у  ребёнка  проявляются  базисные  (наследственные)  эмоции  обиды  и  гнева,  к концу  второго  месяца  -  удивления  и  возмущения.  Считается,  что  этого достаточно  для  формирования  в  дальнейшем  развитой  эмоциональной  системы.  Новые  эмоции  развиваются  за  счёт  индивидуального  переноса  оценочной  функции  эмоций  на  новые  жизненные  ситуации.  

Впервые  опыт  «окрашивания»  внешнего  мира,  в  основе  которого  лежит  оценочная  функция  эмоции,  ребёнок  во  многом  заимствует  у  взрослых.  На  их  основе,  присоединяя  к  ним  собственные  ощущения  и  базисные  эмоции,  он  строит  собственную  систему  аффективных  оценок  -  отношений.

 Для  того  чтобы  ребёнок  выжил,  между  ним  и  человеком,  заботившимся  о  нём  (обычно  это мать),  должна  возникнуть  тесная  взаимная  привязанность.   До  сих  пор  доподлинно  не  известно, каким  образом  эта  связь  возникла  и  как  трансформировалась  в  ходе  эволюции,  но,  основываясь  на  данных  современных  исследований,  можно  с  уверенностью  утверждать,  что  цементирующим  фактором  взаимной  привязанности  матери  и  ребёнка  являются  эмоции.  Если  же  связь  между  матерью  и  младенцем  нарушается (особенно  на  длительное  время),  или  нарушена  постоянно,  то  можно  наблюдать  выразительнейший  букет  негативных  эмоций,  которые  в  отдельных  случаях  перерастают  в  тяжёлые  формы  депрессии  и  способны  вызвать  даже  истощение  организма.

Несомненно,  одной  из  причин  возникновения  человеческих  эмоций  в  ходе  эволюции  была  необходимость  обеспечить  социальную  связь  между  матерью  и  ребёнком.  Экологическая  ниша  человеческого  ребёнка  такова,  что  носителем  всех  когнитивных,  социальных  и  физиологических  навыков,  необходимых  для  выживания  младенца,  является  заботящийся  о  нём  взрослый.

Другой  причиной  возникновения  эмоций  была  насущная  необходимость  в  средствах  коммуникации  между  матерью  и  ребёнком,  так  же  как  и  между  взрослыми  людьми.  Многочисленные  исследования,  посвящённые  вопросам  эмоционального  развития  ребёнка,  показывают,  что  задолго  до  того,  как  ребёнок  начинает  понимать  обращённую  к  нему  речь  и  произносить  отдельные  слова,  он  уже  может  сообщать  окружающим  о  своём  внутреннем  состоянии  с  помощью  некоторого  набора  сигналов.  Подобная  система  социальной  коммуникации,  базирующаяся  на  эмоциональной  экспрессии,  жизненно  важна,  ибо  без  неё  связь  между  матерью  и  ребёнком  была  бы  невозможна.  

В  основе  воспитания  лежит  социально-регулятивная  функция  эмоций.  Само  по  себе  воспитание  не  способно  наделить  человека  какими-либо  новыми  ощущениями,  помимо  тех,  которыми  наделила  его  природа, хотя  возможно   их   совершенствование.  Иное  дело  эмоции.  На  предшествующих  появлению  человека  этапах  развития  эволюции  эмоция  и  стимулируемая  ею  деятельность  составляли  биологическую  целесообразность.  Страх,  радость,  недовольство,  гнев,  агрессия  -  это  тот  достаточный  набор  простых  эмоций,  которые  позволяют  животным  выживать  в  сложных  жизненных  условиях,  а  ребёнку  строить  свои взаимоотношения  не  первых  этапах  жизни.   У  человека  в  условиях  общества  появилась  социальная  целесообразность.  Она  определяет  не  только  характер  и  вариации  внешнего  выражения  переживаний человека,  что   само  по  себе  становится  достоянием  культуры,  но  и  произвольность  или  умение  индивида  контролировать  свои  переживания.  Именно  общество  диктует  ребёнку  нормы  поведения  и  требует  скрывать  свои  страхи,  радости  и  т.д.  Таким  образом,  эмоция  социализируется.  Однако  с  развитием  высших   форм  сознания  и высших  человеческих  потребностей  социальная  целесообразность  формирует  и  новые  эмоции  -  сложные  человеческие  чувства,  без   которых  невозможно  нормальное  развитие  ребёнка.

Раннее  и  дошкольное  детство  -  период,  когда  эмоции  господствуют  над  всеми другими сторонами  жизни  ребёнка,  и  он находится  как  бы  в  их  плену.

 Старший  дошкольный  возраст  считается  особенно  «эмоционально  насыщенным».  

На  протяжении  дошкольного  возраста  увеличивается  устойчивость  чувств,  они  становятся  более  глубокими,  осознанными  и  обобщёнными.  Возрастает  умение ребёнка  контролировать  свои  эмоциональные  реакции.  Появляются  новые,  высшие чувства:  нравственные,  эстетические,  познавательные.  Постепенно  происходит  интеллектуализация  детских  чувств.  Выявляется  способность  к  предвосхищению.  Видоизменяются  формы  выражения  чувств.  Чувства  к  концу  дошкольного  возраста  нередко становятся  мотивами поведения  ребёнка.

Уже  в  дошкольном  возрасте  наблюдаются  существенные  различия  в  эмоциональной  сфере  мальчиков и  девочек.  По  данным  А.И. Захарова,  проводившего  опрос  родителей,  пики  сензитивности  приходятся  у  мальчиков  на   5  и  9  лет,  у  девочек  на  10  лет.  Капризность  выражена  у  мальчиков  в 3 – 5  лет  и  в  7 -  10  лет,  а  у девочек  капризность  характерна  для  всего  дошкольного  возраста  (3 – 7  лет).  Упрямство  и  негативизм  более  характерны  для  мальчиков  в  3  года,  затем  уменьшаются  и  опять  увеличиваются  к 8  годам,  у  девочек  нерезкие  подъёмы  упрямства  встречаются  в  4  года   и   в  11  лет.  Кроме  того, мальчики,  по  оценке  родителей,  более  возбудимые  и  нервные,  чем  девочки,  и у  них  нервность,  в  отличие  от  девочек, повышается  к  4  годам  и  продолжает  сохраняться  на  высоком  уровне,  имея  тенденцию  к  нарастанию  в старшем  подростковом  возрасте.  

О состоянии психологического дискомфорта или эмоциональной депривации у детей до 3 лет взрослому будет сигнализировать повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, с желудочно-кишечными расстройствами. Такой соматовегетативный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе.

Если по каким-либо причинам ребенку-дошкольнику плохо, то у него, скорее всего разовьется психомоторное возбуждение, могут возникнуть тики и заикания. Данный уровень реагирования обусловлен наиболее интенсивной в этом возрасте дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора.

Чаще всего причинами негативных эмоциональных состояний в дошкольном возрасте являются депривация потребности общения в семье или со сверстниками. Литературные данные свидетельствуют о том, что высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и школу, неприятие со стороны сверстников. В числе эмоциональных проявлений дошкольника, обращающих на себя наибольшее внимание родителей и чаще всего изучаемых психологами, находятся: детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипки, угрозы, разрушения построек сверстников и др.), детские страхи, депрессия, конфликтность, тревожность и др.

У детей старшего дошкольного возраста в   случаях острых психических травм, таких как болезнь или смерть близкого человека, или хронических психотравмирующих воздействий, например неправильного воспитания   и  др., формируется  аффективный  уровень  реагирования.  Его проявления  характеризуются  повышением  общей  эмоциональной  возбудимости,  симптомами  и  синдромами   страхов,  проявлением  агрессии  или  негативизма.  Такие  эмоциональные  реакции  могут  быть  следствием  самых  разных  факторов,  однако  в  первую  очередь  -  психологических.  

С  семилетним  возрастом  связывают  один  из  кризисов  возрастного  развития.  В  этом  возрасте ребёнок  поступает  в  школу.  Изменение  его социального  статуса  сопровождается  интенсивным  биологическим  созреванием.  Психологически  ребёнок  начинает  осознавать  себя  как  социального  индивида,  будущего  школьника.  У  ребёнка формируется  внутренняя  позиция.  В  эмоциональной  сфере  это  может  проявляться  в том,  что  ребёнок  становится  капризным,  раздражительным,  непослушным.  Для  этого  периода  характерно  также  снижение  самооценки  и  достаточно  высокий  уровень  тревожности.

Л.С. Выготский  в  своей  работе  «Кризис  7  лет»  отметил  такие  важные  особенности  переживаний  детей  данного  возраста,  как  их  осмысление,  т.е. понимание  того,  что  такое «я  добрый»,  «я  сердитый»,  «мне грустно».   На  основе  осмысления  формируется  отношение  к  себе,  и  осмысление  может  порождать  борьбу  между  переживаниями.  Обычно  переживания  являются  прямым  следствием  новых,  трудных  или  неприятных  жизненных  ситуаций,  а  также  отражением  в  особой  эмоциональной  форме  степени  удовлетворённости  потребностей  человека.

Последователи  Выготского,  разрабатывая  проблему  формирования  эмоциональной  сферы  у  ребёнка  старшего  дошкольного  возраста,  с  помощью  различных  экспериментальных  методов  показали,  что  в  это  время  происходят  как  «интеллектуализация»,  так  и  «волюнтаризация»  эмоций,  т.е.  превращение  сравнительно  элементарных  эмоций  в  высшие  (в  том  числе  в  нравственные,  эстетические,  интеллектуальные  и  др.),  имеющие  качественно  иное  опосредованное  строение.

Эмоциональное развитие, также, как и психическое развитие ребёнка вообще, включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.  Знание особенностей возрастных этапов развития является чрезвычайно важным, так как в едином процессе формирования   психических качеств личности каждый возрастной этап развития теснейшим образом связан с предыдущим.  Каждый предшествующий этап эмоционального развития как бы подготавливает базу, является одним из звеньев всего хода психического развития ребёнка в целом.  Нарушения развития на каком-либо одном возрастном этапе с неизбежностью будет влиять на последующие этапы развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П.К. Принципиальные  вопросы  общей  теории  функциональных  систем.  – М.:  Наука, 1971.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные  процессы.  – Рига,  1984.

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные  особенности  формирования  личности  в  детстве.  – М.: 1990.

4. Вилюнас В.К. Психология  эмоциональных  явлений.  – М.: 1976.

5. Выготский Л.С. Учение  об  эмоциях.  Историко – психологическое  исследование // Собр. соч. в 6 т. Т. 6.  – М.:  Педагогика,  1984.

6. Додонов Б.И. Эмоции  как  ценность.  – М.: 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эмоциональное развитие дошкольника"

Небольшая статья посвящена основным изменениям в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства,  а также  содержит рекомендации для родителей по развитию эмоциональной сферы ребен...

Статья: «Эмоциональное развитие дошкольников»

Раннее и дошкольное детство - период, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребёнка, и он находится как бы в их плену.Старший дошкольный возраст считается особенно «эмоционально ...

Статья «Эмоциональные состояния детей дошкольников и их педагогическая оценка в условиях детского сада» (подготовительная группа)

Эмоциональное благополучие влияет практически на все сферы психического развития детей....

Статья :Эмоциональное развитие дошкольников в играх-драматизациях.

Драмматизировать -  то значит представить........

Статья "Эмоционального благополучия ребенка-дошкольника"

 В последнее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья....

Статья "Эмоциональное развитие дошкольника"

В этой статье представлен небольшой материал по развитию эмоциональной сферы дошкольника.Сосредоточено внимание родителей на то, какие  необходимо учитывать моменты при эмоциональном развитии реб...