Статья: «Эмоциональное развитие дошкольников»
статья на тему

Раннее и дошкольное детство - период, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребёнка, и он находится как бы в их плену.

Старший дошкольный возраст считается особенно «эмоционально насыщенным».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Эмоциональное развитие дошкольников»

Воспитатель Смирнова Лариса Васильевна, ГБДОУ д/с №2, Красногвардейского района СПб.

Уже в первые часы после рождения у ребёнка проявляются базисные (наследственные) эмоции обиды и гнева, к концу второго месяца - удивления и возмущения. Считается, что этого достаточно для формирования в дальнейшем развитой эмоциональной системы. Новые эмоции развиваются за счёт индивидуального переноса оценочной функции эмоций на новые жизненные ситуации.

Впервые опыт «окрашивания» внешнего мира, в основе которого лежит оценочная функция эмоции, ребёнок во многом заимствует у взрослых. На их основе, присоединяя к ним собственные ощущения и базисные эмоции, он строит собственную систему аффективных оценок - отношений.

Для того чтобы ребёнок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нём (обычно это мать), должна возникнуть тесная взаимная привязанность. До сих пор доподлинно не известно, каким образом эта связь возникла и как трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребёнка являются эмоции. Если же связь между матерью и младенцем нарушается (особенно на длительное время), или нарушена постоянно, то можно наблюдать выразительнейший букет негативных эмоций, которые в отдельных случаях перерастают в тяжёлые формы депрессии и способны вызвать даже истощение организма.

Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребёнком. Экологическая ниша человеческого ребёнка такова, что носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нём взрослый.

Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребёнком, так же, как и между взрослыми людьми. Многочисленные исследования, посвящённые вопросам эмоционального развития ребёнка, показывают, что задолго до того, как ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своём внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов. Подобная система социальной коммуникации, базирующаяся на эмоциональной экспрессии, жизненно важна, ибо без неё связь между матерью и ребёнком была бы невозможна.

В основе воспитания лежит социально-регулятивная функция эмоций. Само по себе воспитание не способно наделить человека какими-либо новыми ощущениями, помимо тех, которыми наделила его природа, хотя возможно их совершенствование. Иное дело эмоции. На предшествующих появлению человека этапах развития эволюции эмоция и стимулируемая ею деятельность составляли биологическую целесообразность. Страх, радость, недовольство, гнев, агрессия - это тот достаточный набор простых эмоций, которые позволяют животным выживать в сложных жизненных условиях, а ребёнку строить свои взаимоотношения не первых этапах жизни. У человека в условиях общества появилась социальная целесообразность. Она определяет не только характер и вариации внешнего выражения переживаний человека, что само по себе становится достоянием культуры, но и произвольность или умение индивида контролировать свои переживания. Именно общество диктует ребёнку нормы поведения и требует скрывать свои страхи, радости и т.д. Таким образом, эмоция социализируется. Однако с развитием высших форм сознания и высших человеческих потребностей социальная целесообразность формирует и новые эмоции - сложные человеческие чувства, без которых невозможно нормальное развитие ребёнка.

Раннее и дошкольное детство - период, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребёнка, и он находится как бы в их плену.

Старший дошкольный возраст считается особенно «эмоционально насыщенным».

На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщёнными. Возрастает умение ребёнка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Постепенно происходит интеллектуализация детских чувств. Выявляется способность к предвосхищению. Видоизменяются формы выражения чувств. Чувства к концу дошкольного возраста нередко становятся мотивами поведения ребёнка.

Уже в дошкольном возрасте наблюдаются существенные различия в эмоциональной сфере мальчиков и девочек. По данным А.И. Захарова, проводившего опрос родителей, пики сензитивности приходятся у мальчиков на 5 и 9 лет, у девочек на 10 лет. Капризность выражена у мальчиков в 3 – 5 лет и в 7 - 10 лет, а у девочек капризность характерна для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет). Упрямство и негативизм более характерны для мальчиков в 3 года, затем уменьшаются и опять увеличиваются к 8 годам, у девочек нерезкие подъёмы упрямства встречаются в 4 года и в 11 лет. Кроме того, мальчики, по оценке родителей, более возбудимые и нервные, чем девочки, и у них нервность, в отличие от девочек, повышается к 4 годам и продолжает сохраняться на высоком уровне, имея тенденцию к нарастанию в старшем подростковом возрасте.

О состоянии психологического дискомфорта или эмоциональной депривации у детей до 3 лет взрослому будет сигнализировать повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, с желудочно-кишечными расстройствами. Такой соматовегетативный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе.

Если по каким-либо причинам ребенку-дошкольнику плохо, то у него, скорее всего разовьется психомоторное возбуждение, могут возникнуть тики и заикания. Данный уровень реагирования обусловлен наиболее интенсивной в этом возрасте дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора.

Чаще всего причинами негативных эмоциональных состояний в дошкольном возрасте являются депривация потребности общения в семье или со сверстниками. Литературные данные свидетельствуют о том, что высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и школу, неприятие со стороны сверстников. В числе эмоциональных проявлений дошкольника, обращающих на себя наибольшее внимание родителей и чаще всего изучаемых психологами, находятся: детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипки, угрозы, разрушения построек сверстников и др.), детские страхи, депрессия, конфликтность, тревожность и др.

У детей старшего дошкольного возраста в случаях острых психических травм, таких как болезнь или смерть близкого человека, или хронических психотравмирующих воздействий, например неправильного воспитания и др., формируется аффективный уровень реагирования. Его проявления характеризуются повышением общей эмоциональной возбудимости, симптомами и синдромами страхов, проявлением агрессии или негативизма. Такие эмоциональные реакции могут быть следствием самых разных факторов, однако в первую очередь - психологических.

С семилетним возрастом связывают один из кризисов возрастного развития. В этом возрасте ребёнок поступает в школу. Изменение его социального статуса сопровождается интенсивным биологическим созреванием. Психологически ребёнок начинает осознавать себя как социального индивида, будущего школьника. У ребёнка формируется внутренняя позиция. В эмоциональной сфере это может проявляться в том, что ребёнок становится капризным, раздражительным, непослушным. Для этого периода характерно также снижение самооценки и достаточно высокий уровень тревожности.

Л.С. Выготский в своей работе «Кризис 7 лет» отметил такие важные особенности переживаний детей данного возраста, как их осмысление, т.е. понимание того, что такое «я добрый», «я сердитый», «мне грустно». На основе осмысления формируется отношение к себе, и осмысление может порождать борьбу между переживаниями. Обычно переживания являются прямым следствием новых, трудных и неприятных жизненных ситуаций, а также отражением в особой эмоциональной форме степени удовлетворённости потребностей человека.

Последователи Выготского, разрабатывая проблему формирования эмоциональной сферы у ребёнка старшего дошкольного возраста, с помощью различных экспериментальных методов показали, что в это время происходят как «интеллектуализация», так и «волюнтаризация» эмоций, т.е. превращение сравнительно элементарных эмоций в высшие (в том числе в нравственные, эстетические, интеллектуальны и др.), имеющие качественно иное опосредованное строение.

Эмоциональное развитие, также, как и психическое развитие ребёнка вообще, включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями. Знание особенностей возрастных этапов развития является чрезвычайно важным, так как в едином процессе формирования психических качеств личности каждый возрастной этап развития теснейшим образом связан с предыдущим. Каждый предшествующий этап эмоционального развития как бы подготавливает базу, является одним из звеньев всего хода психического развития ребёнка в целом. Нарушения развития на каком-либо одном возрастном этапе с неизбежностью будет влиять на последующие этапы развития.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
  2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.: 1990.
  3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: 1976.
  4. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко – психологическое исследование // Собр. соч. в 6 т. Т. 6. – М.: Педагогика, 1984.
  5. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М.: 1978.
  6. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира. – СПб.: 2000.
  7. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2003.
  8. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эмоциональное развитие дошкольника"

Небольшая статья посвящена основным изменениям в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства,  а также  содержит рекомендации для родителей по развитию эмоциональной сферы ребен...

Статья:«Эмоциональное развитие дошкольников»

Эмоциональное развитие, также, как и психическое развитие ребёнка вообще, включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.  Знание особенностей возрастных э...

Статья для родителей "Эмоциональное развитие дошкольников на занятиях физкультурой"

Материал интересен инструкторам по физической культуре и родителям воспитанников....

Статья :Эмоциональное развитие дошкольников в играх-драматизациях.

Драмматизировать -  то значит представить........

Статья "Эмоциональное развитие дошкольника"

В этой статье представлен небольшой материал по развитию эмоциональной сферы дошкольника.Сосредоточено внимание родителей на то, какие  необходимо учитывать моменты при эмоциональном развитии реб...

статья "Эмоциональное развитие дошкольников через дидактические игры"

На протяжении детства особенности эмоций у детей 5-6 лет изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром...