Статья «Эмоциональные состояния детей дошкольников и их педагогическая оценка в условиях детского сада» (подготовительная группа)
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Эмоциональное благополучие влияет практически на все сферы психического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emots._sostoyaniya_detey.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья «Эмоциональные состояния детей дошкольников и их педагогическая оценка в условиях детского сада»                                      (подготовительная  группа)

  Воспитатель: Павленко Л.М

  МБДОУ№22 г. Красноярск 2015г.

          Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан – значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым – значит, в его мире все хорошо. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

         Дети уже с трех лет могут распознавать свое внутренне эмоциональное состояние и состояние своих сверстников и выразить свое отношение к ним. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.  Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию ребенка. Если ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.                Люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Каждая из них имеет свое мимическое выражение.

           Умение распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.  Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности и у него жизнерадостное настроение. Старший дошкольник, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздражительным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена.

      Это эмоциональное неблагополучие ребенка. Оно может возникать в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха в каком либо виде деятельности на занятиях или в ситуации жесткой регламентации жизни в детском саду. Отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему воспитателя и сверстников. Например, ребенок тянул руку, стремился ответить правильно на занятии, а ответ оказался неверен. И если воспитатель это подчеркнул, что ответ неправильный, то ребенок на следующем занятии не будет тянуть руку, а будет молчалив и печален. Ребенок не получил положительного подкрепления своей познавательной активности и ощутил неудачу, не нашел понимания в общении с воспитателем. Кроме того, мол понизиться его социальный статус в группе. Так утверждают психологи, но из личного опыта хочу сказать, что это относится не ко всем детям. Есть дети, которым безразлично, как другие отреагируют на их ответы. Это зависит от характера ребенка, и он никогда не откажется быть первым и активным, даже если его ответ неверен.

Другой пример. На прогулке ребенок замахнулся лопатой на другого ребенка без видимых причин. При наблюдении за поведением этого ребенка в свободной игре выявилось, что другие дети не хотят с ним играть, избегают его, а он пытается установить контакт с ними.  Этот мальчик – новичок и еще не адаптировался в новых условиях. И если воспитатели не обратили внимания на то, что у ребенка не складываются отношения со сверстниками, он становится изгоем.  Из собственных наблюдений хочу сказать, что ребенок сам должен искать пути контакта с другими детьми, чтобы вызывать к себе интерес. Задача воспитателя подсказать, научить, как привлечь к себе внимание других. Если ребенок не хочет понимать, что от него требуют, и не желает выполнять, он будет изгоем до тех пор, пока сам этого не поймет. Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных переживаний: обиды, гнева, разочарования или страха. Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Наблюдая определенные игровые ситуации, можно понять, какие эмоции испытывает ребенок и какое влияние может иметь эмоциональные состояния на развитие его личности. Воспитателю, в процессе наблюдения за детской игрой, необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети играть вместе? Как включаются в игровое обучение? Какие отношения преобладают в игре – доброжелательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают – положительные или отрицательные?  Для того, чтобы помочь развить коммуникативные способности у детей провожу игры «Я и мои эмоции». Но перед тем как провести эти игры, провела беседу о том, как они понимают слова «эмоции», «чувства». Когда они возникают. Какие эмоциональные состояния они знают. Предлагалось детям нарисовать свои эмоции пальчиками на листе бумаги, используя гуашь. Использовала игры, направленные на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике «Пиктограммы» и т.д. Для того, чтобы определить эмоциональное состояние ребенка, существует большое количество методов психологической диагностики, но не все методы могут быть использованы воспитателем, так как нет достаточной психологической подготовки. Некоторые диагностики были проведены. Например, «Эмоциональное благополучие детей» оценивали родители, при подведении итогов оказалось, что положительные эмоции детей преобладают над отрицательными, в большей степени, значит в данной группе эмоциональное благополучие детей нормальное. Семья с ее своеобразным, только ей присущим психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка. Эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстников. Отвечать на прямые вопросы типа «Кто тебе нравится?» ребенку трудно, поэтому чтобы изучить взаимоотношения дошкольников провела исследование, используя классический метод социометрии в удобной для дошкольников форме. Игра «Секрет». Каждого ребенка «по секрету» от остальных прошу по собственному выбору подарить предложенные ему три открытки трем детям группы. Подсчитав число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочтительных», «изолированных», «принятых» можно сделать вывод: климат в группе удовлетворительный, благополучные отношения – взаимность выборов. Изучать взаимоотношения детей в группе следует постоянно, а фиксировать результаты раз в 1-2 месяца, чтобы иметь возможность вовремя вмешаться, помочь отвергаемым детям, найти путь повышения статуса детей изолированных. Чтобы помощь ребенку в преодолении негативных эмоциональных состояний была действенной,  необходимо изучить его интересы и склонности, желания и предпочтения. С этой целью предложила ответить на следующие вопросы:

  1. Что ты любишь больше всего на свете? (играть, колбасу, бегать)
  2. Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все? (одна гулять, телевизор смотреть)
  3. Расскажи о своем любимом занятии (заниматься по книжкам, читать)
  4. Расскажи, что ты больше всего не любишь (терпеть не можешь) (суп гороховый, Барби, писать, манную кашу)
  5. Тебе все нравится в детском саду? Что бы ты хотел изменить? (ничего, прибрать, чтобы не было сна)
  6. Представь, что я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить? (косметику, превратить зал в замок)

Игра «Закончи фразу»

  1. Когда я вырасту, я буду... (дядя, модельером)
  2. Мне скучно, когда… (никого нет, нет друзей)
  3. Не люблю когда… (меня обижают, дразнят)
  4. Самое интересное… (чтение, лепка)
  5. Мой лучший друг… (Артем, Игорь)
  6. Взрослые любят, когда… (нет дома детей, дети спокойны, когда у них есть дети)
  7. Когда я пойду в школу… (буду учиться)
  8. Мама сердится, если… (я что-нибудь разобью, если не убираю игрушки)
  9. Мое самое любимое дело… (играть с кошкой)
  10. Мама всегда хвалит за… (уборку комнаты)
  11. Как меня ругали, когда… (плохо вел себя в автобусе, когда я убежал в лес один, когда я капризная)
  12. Папа меня всегда хвалит за… (то что, я хорошо поела, помощь в машине)

Все это может дать косвенную информацию о психологическом климате в семье, наличии противоречий между желаниями ребенка и требованиями родителей.

Таким образом, эмоциональное благополучие влияет практически на все сферы психического развития. Н. А. Ветлугина писала: «Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Литература: Г. А. Турунтаева «Дошкольная психология», Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», Журнал Д/в № 5.1998г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..

Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....

Развитие эмоциональной сферы детей на занятиях по физической культуре в условиях детского сада.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами физического воспитания на основе личного опыта....

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...

Презентация. Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада

Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада...

«Эмоциональные состояния ребенка – дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада»

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку  приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять о...

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследовани...

Консультация для родителей «Особенности эмоционального реагирования детей раннего возраста на процесс адаптации к условиям детского сада»

Адаптация ребенка к условиям детского сада – это непростой процесс для маленького воспитанника. Эмоциональная сфера ребенка испытывает немалые перегрузки. Чрезвычайно важно учитывать индивидуаль...