Интерактивная игра для старших дошкольников с нарушением зрения «Рыбы, обитающие в различных водоёмах» в формате «Что? Где? Когда?»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Бойко Лилия Анатольевна
Тема: «Рыбы, обитающие в различных водоёмах». Цель: Закрепить знания детей о рыбах, их отличительных особенностях, местах обитания. Участники: дети подготовительной группы компенсирующей направленности; учитель-дефектолог (тифлопедагог), логопед, воспитатель. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-t_igra_chto_gde_kogda.docx10.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Интегрированная совместная образовательная деятельность учителя-дефектолога, воспитателя, учителя-логопеда.

Тема: «Рыбы, обитающие в различных водоёмах».

Продолжительность: 1 занятие — 30 минут.

Группа: подготовительная группа детского сада.

Контингент: дети с амблиопией.

Технологии: игровые технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика, физ минутка); технология сотрудничества.

Практическая реализация: конспект занятия составлен для подготовительной группы, соответсвенно календарно-тематическому планированию (апрель — лексическая тема: «Рыбы»).

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Интерактивная игра для старших дошкольников с нарушением зрения

«Рыбы, обитающие в различных водоёмах»

в формате «Что? Где? Когда?»

Составитель: Лилия Анатольевна Бойко

учитель-дефектолог,

учитель-логопед высшей кв. категории

Санкт-Петербург 2015г

Тема: «Рыбы, обитающие в различных водоёмах».

Участники: дети подготовительной группы компенсирующей направленности; учитель-дефектолог (тифлопедагог), логопед, воспитатель.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»

Цель: Закрепить знания детей о рыбах, их отличительных особенностях, местах обитания.

Задачи:

Познавательное развитие:

  1. Закреплять представления детей о рыбах, обитающих в различных водоёмах.
  2. Закреплять умение распозновать рыб различных водоёмов по описанию.
  3. Закреплять способность детей узнавать рыб в цветном изображении, соотносить с названием.
  4. Способствовать развитию познавательных интересов, мотивировать на дальнейшую познавательную творческую деятельность.

Речевое развитие:

  1. Способствовать активизации словаря (закрепить названия рыб, различных водоёмов, их особенности и качественные характеристики).
  2. Закреплять умение использовать использовать в самостоятельной речи предложно-падежные конструкции.
  3. Развитие связной речи, учить отвечать на вопросы развернутой фразой с элементами рассуждения, развивать навык описательного рассказа.
  4. Развивать диалогическую речь.

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Воспитывать интерес к художественной и научной литературе, формировать желание получать необходимые знания о рыбах из книг.

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения, осуществлять элементарные правила самоконтроля.

Физическое развитие:

  1. Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Совершенствовать координацию движений, соотносить с речевым высказыванием.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Учить зрительно оценивать пространственные отношения между предметами, оценивать положение одного относительно других, отражать отношения между частями одного предмета.
  2. Учить целостно воспринимать картину и выделять основные объекты и их признаки.
  3. Развивать прослеживающую функцию глаз.
  4. Развивать зрительное внимание, память.
  5. Упражнять детей в узнавании объектов в различных модальнастях (в контурном, «зашумленном» изображении).
  6. Развивать навыки ориентировки на плоскости в различных направлениях, умение словесно обозначать местоположение предмета.
  7. Развивать функции анализа и синтеза, слуховое внимание.

Оборудование:

  1. Презентация на тему: «Рыбы».
  2. Предметные картинки рыб, сюжетные картины водоёмов.
  3. Барабан с секторами.
  4. Загадки про рыб.
  5. Карточки с неправильно написанными предложениями.
  6. Лабиринты, маркеры.
  7. Закодированное письмо (названия рыб — треска, форель).
  8. Сюжетная картина «Океан», разрезанная на девять частей.
  9. Музыкальная запись.
  10. Символы для команд (карасики, окуньки).
  11. Картинки с зашумленным изображением рыб (акула, рыба игла).
  12. Картинка с наложенным изображением рыб.
  13. Сюрпризный момент: медали для детей - «Лучшему знатоку окружающего мира».
  14. Фишки, для оценивания ответов детей.

Ход игры:

1. Организационный момент.

Дефектолог приглашает детей пройти в игровую комнату.

- Ребята, я предлагаю Вам сегодня поиграть в игру «Что? Где? Когда». Играть будут две команды. Вопросы для Вас подготовили педагоги детского сада. У меня в руках аквариум, в котором плавают окуньки и карасики. Поймайте, каждый свою рыбку. (В аквариуме картинки с магнитами, ребенок-правша держит удочку в левой руке и ловит одну рыбку.) Каждый из Вас поймал по рыбке, разделитесь, пожалуйста на две команды и сядьте за свои столы (на столе стоит большая картинка карасика или окунька).

        После того, как дети займут места за своими столами, дефектолог объясняет правила и условия игры, знакомит с жюри. Команды выбирают капитанов, проводят жеребьёвку. После звона колокольчика начинается игра. Ребенок выходит к барабану, крутит рулетку, читает задание.

2. Основная часть игры:

Раунд 1.  Блиц - опрос. Отгадывание загадок про рыб и водоёмы, соотносение названия с картинкой, подбор силуэта. (Раунд проводит логопед.)

Раунд 2. «Закодированное письмо». Дети на карточке по порядку выставляют цыфровой ряд (под каждой цыфрой буква), складывают слова (форель, треска), читают. Далее педагог предлагает по алгоритму описать внешний вид рыбы. (Раунд проводят дефектолог, логопед).

Раунд 3. Ориентировка в микроплоскости. Каждой команде даётся задание собрать сюжетную картину, разделенную на девять частей. Затем дети должны перечислить основные объекты, их месторасположение («Из моря выпрыгивают дельфины. Птицы летают над морем».) и т. п. (Раунд проводит дефектолог).

Раунд 4. Игра «Узнай рыбу, которая спряталась в водоёме». Каждой команде предлагается объвести по очереди зашумленный контур рыбы и назвать её (акула, рыба-игла). (Раунд проводит дефектолог).

Раунд 5. Игра «Море, пруд, океан, река». Каждой команде выдается по две сюжетных картины (1- море, океан; 2-пруд, река) и 10 изображений рыб, предлагается выбрать только тех, которые обитают в водоёмах, представленных команде. После того, как дети выполнят задание, каждая команда обосновывает свой выбор, поясняет.  (Раунд проводит воспитатель).

Раунд 6. Музыкальная пауза. Воспитатель читает стихотворение, дети под музыку показывают его движениями. (Соотнессение речи с движением). 

(Раунд проводит воспитатель).

Раунд 7. Развитие зрительно-моторной кординации. Упражнение «Лабиринты». Капитанам команды предлагается «выпустить свою рыбку в водоем», нарисовав ей маршрут.

(Раунд проводит дефектолог).

Раунд 8. Ориентировка в рядах и столбиках. Узнавание изображений по фрагментам. Детям предлагаются фрагменты океана, моря, озера, реки, пруда. Когда сюжетные картины будут собраны, логопед читает неправильно составленные предложения («Море обитает в океане», «Пруд плавает в щуке»), дети исправляют ошибки. (Раунд проводит дефектолог, логопед).

Итог игры:

Педагог благодарит детей за игру, обсуждают запомнившиеся моменты. Жюри подсчитывает заработанные фишки командами. Проводится награждение команд.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Коммуникативные возможности у старших дошкольников с нарушением зрения.

Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребёнка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности.  Несмотря на разработанность программ и ...

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...

Интерактивная игра для старших дошкольников с нарушением зрения «Рыбы, обитающие в различных водоёмах» в формате «Что? Где? Когда?»

Тема: «Рыбы, обитающие в различных водоёмах». Цель: Закрепить знания детей о рыбах, их отличительных особенностях, местах обитания. Участники: дети подготовительной группы компенсирующей н...