"Коррекция заикания"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Сабирова Наталья Викторовна

 

Предлагаем комплексное использование различных видов терапий в коррекции заикания. Расскажем подробнее о некоторых из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_zaikaniya_dlya_doshkolenka.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад №61 комбинированного вида

Коррекция заикания:

старший дошкольный возраст

Сабирова Наталья Викторовна

(воспитатель)

Киселевск 2015

Известно, что заикание (нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) проявляется в речевой коммуникации. Но не только судороги затрудняют её: для заикающихся характерна – выраженная в разной степени – болезненная фиксация на дефекте. Неудачные попытки избавиться от него порождают у детей с такой речевой патологией и психологические особенности: уязвимость, беззащитность, робость, боязливость, внушаемость.

У них, как правило, оказывается нарушенной не только речевая, но и общая моторика: тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи, произвольные движения, к которым дети прибегают, чтобы облегчить свою речь. Нередко наблюдаются общее моторное напряжение, скованность в движениях, расторможенность, дискоординация, слабая переключаемость и пр.

В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Страдает и просодическая сторона речи, т.е. словесное ударение, интонация, ритм, громкость и темп произношения, высота и тембр голоса, связанные с речевыми намерениями и эмоциональным состоянием заикающихся.

Поэтому в системе комплексного подхода к устранению заикания существенное место занимают различные виды терапий.

Предлагаем комплексное использование различных видов терапий в коррекции заикания. Расскажем подробнее о некоторых из них.

Мелотерапия воздействие музыкой на ребенка в коррекционных целях. С её помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.

1. Музыкальные этюды, способствующие нормализации настроения (музыка П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М.Глинки, С.Прокофьева и др.).

2.  Музыкальные релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц.

3.  Музыкальные упражнения для коррекции жестов («Зверобика» Б.Савельева, «Улыбка» В.Шаинского, «Хитрая лиса и волк» С.Бодренкова, «Кот и мыши» Т.Ломовой и др.).

4. Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус («Маятник», «Часики» - перенос тяжести тела с одной стороны на другую), «Шалтай-Болтай», тряпичные куклы (свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой (левой) рукой и ногой в стороны).

5.  Упражнения для развития чувства темпа и ритма (прохлопать руками и протопать ногами ритмический рисунок песни).

6.  Упражнения для развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма (попевки, потешки «Из-за леса, из-за гор», «Солнышко, солнышко!», «Под мельницей под вертельницей» и др.).

7. Пропевание песен с усложнением темпо-ритмических характеристик (текст: хорей – ямб – дактиль).

8.  Упражнения, в которых под музыку ритм отбивается руками, постепенно ускоряется темп, каждый удар ладони приходится на гласную («Андрей-воробей, не гоняй голубей»).

9.  Дирижирование песен, музыкальных пьес.

10.Упражнения на формирование речевого дыхания (пропевание звуков, слоговых рядов, фраз).

11.Упражнения для выработки мягкой атаки голоса (музыкальный руководитель показывает, как это делать в удобном для детей диапазоне).

12.Упражнения для снижения напряжения голосовых связок. Пропевание гласных в последовательности: А, О, У, И, Э, А – содержит резонирование как высоких, так и низких тонов. О, У резонирование низких тонов. И, Э – резонирование высоких тонов. Упражнение «Большой паровоз гудит «У…» (низкий тон). Маленький паровоз гудит «у…» (высокий тон).

Предлагаем пропевать гласные с разной интонацией - вопрос, ответ, удивление, передавать различные эмоциональные состояния в пропевании гласных – радость, печаль, удивление .

Ритмотерапия – специфические упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом.

Для заикающихся с невротической формой заикания при проведении занятий по ритмике основное внимание уделяется формированию точности движений, их качеству. Дети с невротической формой заикания быстро истощаются, поэтому выполнять движения надо недолго.

При неврозоподобном заикании учитывается следующее: необходимо любое движение разложить на составляющие с обязательной демонстрацией их; задания усложняются в течение занятия, используются комментарии .

Динамотерапия – двигательные упражнения, направленные на общее физическое оздоровление и коррекцию нарушений в двигательной сфере .

Логоритмотерапия – система разнообразных упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением. Они проводятся под музыку или без неё, способствуют нормализации общей речевой моторики. Эти игры и упражнения подробно представлены у Г.А.Волковой, В.И.Селиверстова, Е.В.Оганесяна, Н.А.Рычковой (см. список литературы в конце).

В нашей группе используются разнообразные средства логоритмотерапии, в том числе игры, упражнения, этюды для развития мимики и орального праксиса; зрительного, слухового внимания и памяти; ориентировки в пространстве; чувства ритма; волевых качеств; общей и мелкой моторики, а также игры с пением, хороводы, игры-драматизации.

Арттерапия – это использование различных видов театра для коррекции речи и двигательной сферы у заикающихся детей, а также снятия болезненной фиксации на дефекте. арттерапия используется как на логопедических занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Сначала дети играют в пальчиковый, плоскостной театр, театр бибабо и т.д., а потом участвуют в драматизациях сказок и литературных произведений.

Арттерапия  представлена на всех логопедических занятиях. Она проводится на каждом этапе работы (пропедевтический, период формирования ситуативной речи, контекстной речи).  С каждым этапом тексты усложняются по содержанию, усложняются диалоги, появляются монологи. Детям предлагают в игре использовать текст, который нужно передать своими словами. На этапе формирования связной контекстной речи появляется больше возможностей для импровизации – создания образов героев через собственную речь. На этом этапе дети сами составляют рассказы и сказки с последующим их обыгрыванием в инсценировках и спектаклях, вместе с взрослыми готовят декорации, костюмы. Это дает им возможность почувствовать себя маленькими костюмерами, сценаристами, режиссерами, актерами, декораторами, придает уверенность в своих силах и способностях, развивает творческую самостоятельность.

Спектакли показывают в музыкальном зале для детей разных групп детского сада. Речевая работа проводится до спектакля: на логопедических занятиях дети знакомятся с текстом литературного произведения, обыгрывают отдельные фрагменты будущего спектакля в разных видах театра.

Например, перед показом спектакля «Морозко» детям было предложено показать фрагмент встречи Рукодельницы и Морозко с помощью настольного театра, а фрагмент встречи  Ленивицы и Морозко – театра игрушки. С музыкальным руководителем на занятиях и в индивидуальной работе дети искали пластическое решение образа под музыку.

В результате совместной работы логопеда, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре и ритмике стало возможным участие детей в больших спектаклях: они свободно владели диалогом и монологом, артистично и выразительно двигались, пели, танцевали, играли на детских музыкальных инструментах. Различные виды театра позволяют решать разные коррекционные задачи: формирование просодической стороны речи, фонетического строя речи, лексико-грамматической стороны речи, связной контекстной речи без заикания.

Логотерапия – коррекционные логопедические тематические занятия, направленные на формирование речи без заикания. Они проводятся ежедневно в течение часа. Распланированы по периодам формирования речи от ситуативной к контекстной.

Психотерапия – оздоровление психики заикающегося ребенка косвенным и прямым способами. Под косвенной психотерапией понимаются обстановка, природа, коллектив, отношения, режим, игры. Прямая психотерапия – лечебное воздействие словом (разъяснение, убеждение, внушение и обучение). В работе с заикающимися используется система разнообразных игр. (Приложение 1)

Приложение 1

                        Игры и упражнения

Условные обозначения.

Один удар

Два быстрых удара

Три быстрых удара

1 «Мы похлопаем в ладошки».

Цель: воспитание чувства ритма, умения передавать в движении простой ритмический рисунок.

Оборудование: стульчики по количеству детей.

Описание:

Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях.

Сначала дети прослушивают ритмический рисунок III.

Затем поднимают руки на уровне груди и при повторении ритма синхронно производят три хлопка в ладоши.

Дети сидят на стульчиках, руки на коленях.

На первую четверть дети хлопают правой рукой по правому колену, на вторую четверть – левой рукой по левому колену.

На половинную ноту дети поднимают руки и делают хлопок над головой.

Упражнение повторяется несколько раз подряд.

Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента.

Упражнение можно провести под мелодию русской народной песни «Василек».

2 «Поклоны».

Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.

Описание:

Дети стоят в шеренге. На первую четверть дети ставят на пояс правую руку, на вторую четверть – левую руку, а на половинную ноту кланяются. При повторении дети убирают с пояса сначала правую руку, затем левую и вновь кланяются. Упражнение повторяется несколько раз подряд.

Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента.

 Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.

Упражнение может быть проведено под счет : на «раз» - правая рука на пояс, «два»-левая рука на пояс, «три»-поклон, «четыре»-выпрямиться.

Музыкальное сопровождение:

«Петушок», русская народная мелодия в обр. Т.Ломовой.

3. «Погрози»

Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.

Описание упражнения:

Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу. На каждую пару восьмых дети грозят друг другу указательными пальчиками, сначала правым, потом левым. На четверть дети поворачиваются на 180 градусов и, оказавшись лицом к новому соседу, вновь по очереди грозят указательными пальцами.  Ритмический рисунок ( II II I) может быть продемонстрировать детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента. Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.

4. «Хлопки и хлопочки»

Цель: воспитание чувства ритма, умение передать в движении ритмический рисунок.

Описание упражнения: дети стоят по кругу, лицом в центр круга, и выполняют следующие виды хлопков. На первую пару восьмых дети делают два быстрых хлопка слева, а на вторую пару восьмых – два быстрых хлопка справа. Затем на первую четверть хлопают один раз перед грудью, на вторую четверть отводят руки вниз и назад и хлопают у себя за спиной. Ритмический рисунок (II II I I) передается детьми сначала под ритм, задаваемый взрослым, а потом по памяти. Упражнение проводится под счет или хлопки педагога.

5 «.Мы потопаем немножко»

Цель: Воспитание чувства ритма, умение передать в движении простой ритмический рисунок.

Описание упражнения:

Дети стоят в шеренге. Педагог демонстрирует детям движения: топает правой ногой, топает левой ногой, а потом делает три шага на месте. После этого движения ногами выполняются детьми одновременно с педагогом. И, наконец, дети показывают эти движения самостоятельно ( по памяти ). Ритмический рисунок ( I I III).

6. «Молоточки»

Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать ритмический рисунок по памяти ( в движении с помощью звукоподражания).

Описание упражнения :

дети стоят в шеренге или полукругом, лицом к педагогу. Сначала дети смотрят предлагаемое им задание, затем повторяют его вместе с педагогом и наконец выполняют ритмическое задание самостоятельно. На первую четверть совершается удар правым кулаком по левому с высоким поднятием вверх правой руки – «Тук», на вторую четверть движения и звукоподражание повторяется.  На три, следующих за ними, восьмых дети три раза подряд быстро стучат правым кулачком по левому и произносят «Тук-тук-тук». Упражнение повторяется еще раз, но удары производятся уже не правым кулаком по левому, а наоборот.  В дальнейшем упражнение может выполняться и под текст: Тук, тук молотком. Строим, строим птичкам дом. Ритмический рисунок: I I III. Другие варианты ритмических рисунков: I III I; III I I.

7. «Флажки»

Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок (в движении и с помощью звукоподражания).

Описание упражнения:

Дети стоят полукругом и держат в каждой руке по флажку. Педагог демонстрирует действия, а дети наблюдают. Затем дети вместе с педагогом повторяют игру с флажками и наконец выполняют ее самостоятельно по памяти. На первый такт стучать флажком о флажок, одновременно произнося звукоподражания: «Тук-тук, ту-у-к;  тук-тук,  ту-у-к», а на второй такт поднять флажки над головой, кружиться на месте ( оборот на 360 градусов) и петь в том же ритме: «Ля-ля, ля-я-я; ля-ля, ля-я-я». Ритмический рисунок: II I II I / II I II I.

8. «Кукушки на опушке»

Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью звукоподражания ).

Описание упражнения:

Дети стоят полукругом лицом к педагогу. Педагог дает ритмическое задание каждому ребенку индивидуально, и ребенок его повторяет по памяти. Варианты заданий:

1.На первую пару восьмых отвести руки назад, как сложенный крылья, слегка наклониться, развернув корпус вправо и сказать: «Ку-ку», на вторую пару восьмых – повторить те же движения и звукоподражания, но с поворотом корпуса влево. 2.На первую пару восьмых отвести руки назад, как сложенные крылья, слегка наклониться, развернув корпус вправо и сказать «Ку-ку». На четверть сделать глубокий наклон вперед и длительно произнести: «Ку-у-у». На вторую пару восьмых – слегка наклониться, повернув корпус влево и произнести: «ку-ку». Ритмический рисунок: II I II. Аналогично детям даются задания и с другими ритмическими рисунками : I I II; II II II; I II I; I I I.

9. «Игра с обручем»

Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью слова).

Описание упражнения: Дети стоят в шеренге и держат в руках над головой обручи. На первый такт дети делают наклон влево и одновременно произносят : «Вле-во», затем наклон вправо и говорят: «Впра-во». Затем перешагивают через обруч, одновременно пропевая: «Че-рез об-руч». Ритмический рисунок: II II/ II II.

10. «Приветствие»

Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью слова ).

Описание упражнения:  

Дети стоят в шеренге. Повернув голову влево, говорят соседу, стоящему слева : «Здравствуй», затем поворачивают голову вправо и говорят соседу, стоящему справа: «Здравствуй», после этого смотрят вперед на педагога и с наклоном головы вперед медленно проговаривают: «Здрав-ствуй-те!». Ритмический рисунок: II II III.

11. «Кулачки и ладошки»

Цель: воспитание чувства ритма, умения передавать музыкальный ритм в движении в сочетании с пением.

Описание:

Дети делятся на две группы и садятся на стульчики напротив друг друга. Одни из них будут стучать кулачками, а другие хлопать в ладошки. Обе группы детей поют по очереди свои слова и точно передают ритм движения руками.

Музыкальное сопровождение: песня «кулачки и ладошки», сл.Ю.Островского, муз.Е.Тиличеевой.

Развитие дыхания

( Физиологическое дыхание )

Поиграем животиками

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Описание упражнения

Вариант 1

В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают-  при этом животик надувается, затем выдыхают -животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.

Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как  будто

она качается на качелях.

Вариант 2

В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3  или музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох)  от трех до семи раз подряд.

( Речевое дыхание )

Назови по порядку

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.

Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Описание упражнения

Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два,три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Ах, как пахнет!

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Оборудование : ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.

Описание упражнения

Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:

Ах!

Ах, пахнет!

Ах, как пахнет!

Ах, как приятно пахнет!

Ах, как цветок приятно пахнет!

Мимика

Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:

«Плакса» - зажмуривание глаз;

«Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;

«Тигренок» - оскаливание зубов;

«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.

Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

Подарок

Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.

Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.

Описание игровой ситуации

Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.

Раздумье

Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.

Описание игровой ситуации

Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти? Этюд разыгрывается под музыку.

Кукла заболела

Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.

Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы платочек.

Описание игровой ситуации

У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит голова. Девочка расстроена, ей жалко  больную куклу.

Во время этюда звучит музыка.

Артикуляция

Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:

«Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;

«Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;

«Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;

«Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.

Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

Часики

Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.

Качели

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на «раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.

В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

Развитие голоса

Далеко и близко

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Описание упражнения

Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то

кажется тихим и его трудно расслышать.

Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).

Задача других детей отгадать, далеко или  близко находится животное или звенит звонок.

Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Тишина

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

Описание упражнения

Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:

Была     (произносится голосом обычной силы)

тишина,

тишина, тишина.   (произносится тихим голосом)

Вдруг    (сила голоса начинает постепенно нарастать)

грохотом   (громче)

грома    (еще громче)

сменилась она.      (громко)

И вот уже дождик    (произносится голосом обычной силы)

тихонько       (произносится очень тихо)

Ты слышишь?    (произносится тихим голосом)

Закапал, закапал,    (произносится голосом обычной силы)

Закапал по крыше…

Лягушки и кукушки

Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.

Описание упражнения

Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.

Ква, ква  -                  (произносится низким голосом)

урчат лягушки.

Ку – ку -                     (произносится высоким голосом)

кричит кукушка.

Целый день по лесу:

Ква – ква                    (произносим низким голосом),

ку – ку       (произносим высоким голосом).

Ква –ква                     ( произносим низким голосом),

ку – ку       ( произносим высоким голосом).

Успокой куклу

Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.

Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.

Описание упражнения

Дети сидят на стульях и держат в руках кукол.

Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню.

Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни.

Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.

Темп речи

Большие ноги шли по дороге

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

Описание упражнения

Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,

и медленно говорят: « ТОП – ТОП».

Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».

В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Карусели

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.

Описание упражнения

Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись

Карусели

(говорить в медленном темпе)

         А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом.

(говорить в быстром темпе)

Тише, дети, не спешите

(темп постепенно замедляется)

Карусель остановите

(говорить в медленном темпе)

Раз, два, раз, два –

(хлопать в ладоши и медленно говорить).

Вот и кончилась игра.

Упражнение можно выполнять под музыку.

Развитие ритма речи

Выдели слово

Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.

Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.

Описание упражнения

Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.

Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».

Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе: «МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.

Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».

Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».

То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать.

И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.

«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

Развитие мелодика  интонационной композиции речи

Узнай по интонации

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.

Описание упражнения

Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:

удивленного – Ах! Ах! Ах!

больного – Ох! Ох! Ох!

веселого – Эх! Эх! Эх!

недовольного – Ай! Ай! Ай!

испуганного – Ой! Ой! Ой!

сердитого – Ай –я - яй!

Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.

После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.

После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

Развитие тонких движений рук

Разминка

Цель:  развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.

Описание упражнения

Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе с педагогом:

Похлопаем в ладошки,

похлопаем немножко,

(хлопать в ладоши)

Похлопаем в ладошки,

Очень хорошо!

И пальчики попляшут,

и пальчики попляшут,

(вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.)

И пальчики попляшут,

и пальчики попляшут,

А девочки и мальчики

все ровненько сидят.

Тук-тук молотком,

мы построим птичкам дом.

(Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)

Тук-тук молотком,

поселяйтесь птички в нем!

Бум-бум барабан,

что за шум и тарарам?

(Стучать кулачками по коленям попеременно.)

Бум-бум барабан,

просыпайтесь по утрам!

Ду – ду - ду, ду – ду - ду -

вот какая дудка!

(Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)

Ду – ду ду, ду –ду – ду –

вот такая дудка!

По – е – ха – ли  по – ти – хо – неч -  ку,

(Ладонями попеременно слегка касаться колен.)

По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…

И быстренько, и быстренько,

(Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.)

И быстренько, и быстренько,

И быстренько, и быстренько…

И при – е - ха – ли !

(Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)

«Разминка»  может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как легко делится на 4 независимые друг от друга по смыслу части.

Развитие внимания

Упражнения на распределение внимания

Передай

Цель: распределение внимания.

Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).

Описание упражнения

Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.

Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.

Зоопарк

Цель: распределение внимания.

         Описание упражнения

Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями, третьи – лошадками, а четвертые - птицами.

Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.

По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были назначены в начале игры при распределение ролей.

Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.

Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями»

Список литературы.

Алябьева «»Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003.

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2002.

Борисенко М.Г.. Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем. – СПб.: «Паритет», 2003.

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003.

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.

Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.

Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб.: Дельта, 1997.

Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.

Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом Язычке. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002.

Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Пение как одно из средств коррекции заикания"

Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Предлагаю разработанную систему  форм и методов, направленную на вовлечение родителей в процесс коррекционно-речевой работы....

Методическая разработка "Развитие просодических компонентов речи в коррекции заикания"

В методической разработке описывается об оказание логопедической помощи ребенку при заикание. атакже освещается вопрос помощи родителей такому ребенку....

Коррекция заикания по методике Асатиани Н.М.

Система комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, проводимая в условиях стационара и разработанная коллективом «Лаборатории патологии речи» под руководством Н. М. Асатиани....

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ

Такое расстройство речи, как заикание, очень трудно поддается лечению. Причины и механизмы заикания еще не до конца изучены. Чаще всего это заболевание возникает в детском возрасте в результ...