Главные вкладки

    Статья по музыке по теме:
    Статья "Пение как одно из средств коррекции заикания"

    Микрюкова Ольга Николаевна

    Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya._mikryukova_o.n._snezhinsk.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Микрюкова О.Н.,

    г.Снежинск

    Пение как одно из средств коррекции заикания

                    Заикание чаще всего проявляется в дошкольном возрасте от 2 до 6 лет, т.е. есть в момент становления речи. У заикающихся детей нарушено чувство ритма и темпа, при движениях излишнее напряжение мышечного тонуса. Появление заикания резко сужает коммуникативные возможности. Традиционные методы «борьбы» с заиканием построены на том, чтобы научить ребенка правильно пользоваться дыханием, свободно говорить и общаться. Ребенок получает специальные инструкции: «Вдохни. Задержи дыхание. Теперь выдыхай и говори — медленно, плавно, спокойно».

                    Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание. Психологический аспект воздействия музыки, пения на заикающегося ребенка связан, прежде всего, с коррекцией  нарушений эмоционально-личностной сферы детей, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение  социального опыта детей, умения адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Вокальное и хоровое  пение, испокон веков использовали для лечения физических и душевных недугов,  а также, заикания. Поэтому, пение - работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту заикания, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам. Научившись вокальному пению, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Доказано, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом - стихотворением, песней - получает в нем опору и восстанавливает равновесие, то есть, заикание исчезает.

                    В МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21» используются четыре формы организации музыкальной деятельности детей имеющих заикание: музыкальные занятия, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей. Помимо перечисленных используются и такие формы, как логоритмика, игротерапия. Безусловно, это специальные методики, направленные на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на музыкально-шумовых инструментах, ритмическими движениями.

                    Музыкальные занятия на группе заикания проводятся три раза в неделю. На каждом занятии воспитывается желание услышать, понять, сделать. В работе используются разные виды занятий:

    традиционное, где решаются задачи с использованием разных видов музыкальной деятельности;

    доминантное - на протяжении всего занятия ведется работа над решением задач по одному виду музыкальной деятельности;

     тематическое - все используемые на занятии виды музыкальной деятельности подчинены одной теме, например теме «Зима»;

    комплексное - где одна тема раскрывается с помощью различных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной и ручного труда.

    Положительный результат в исправлении заикания у детей полностью зависит от богатства и разнообразия методов и приемов, используемых на музыкальных занятиях. Методы обучения и воспитания заикающихся детей применяются в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями.

    Положительная мотивация певческой деятельности обеспечивается такими методами и приемами, как:

    показ готового образца (исполнение песни);

    использование занимательных вокально-хоровых, артикуляционных упражнений;

    применение игровых ситуаций;

    создание «ситуаций успеха», эмоционально-положительных переживаний,  метод приучения, поощрения, убеждения;

    использование специального оборудования и различных материалов для занятий музыкальной деятельностью (музыкальных игрушек и инструментов, дидактических пособий, элементов театральных костюмов, различных атрибутов),  ТСО;

    наблюдение культурно-досуговых мероприятий и участие в них.

    Создание ситуаций успеха особенно важно в работе с заикающимися детьми, т.к. ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью взрослого или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, пассивность, прикладывая к этому усилия.

    Как форма углубленной работы по коррекции заикания используется пение. Во время пения у заикающихся исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц. Пение помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания и мелодику речи. Пению уделяется настолько большое внимание, что оно вводится не только в музыкальную деятельность, а на каждое логопедическое занятие.

    В начале обучения дошкольников пению определяется диапазон голоса каждого ребенка, умение правильно управлять вдохом и выдохом в пении, одновременно проверяется слух, память и чувство ритма, которые развиваются в процессе певческой деятельности. Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности очень тесно связаны между собой.

    Прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать, поэтому дыханию в работе с заикающимися детьми на музыкальных занятиях уделяется большое внимание. Работа начинается с упражнений в глубоком дыхании. Объясняется и показывается, как делать вдох глубоко, не спеша, задержать ограниченное время воздух, а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы дуя на блюдечко, в котором находится горячий чай. Все движения делаются ритмично, под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох. Обязательно наблюдаем, чтобы процесс глубокого дыхания проходил при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи. Иногда предлагаем детям перед вступлением «понюхать цветок» и сразу начать петь, «сдуть пушинку», «задуть свечу».

    Постепенно дети овладевают глубоким дыханием и ощущением опоры звука. Приучали детей брать дыхание организованно, всем вместе, перед началом пения, при окончании музыкальных фраз, на паузах и т.д., используя дирижерский жест. Объясняли и показывали, как взятое дыхание в распеваниях «расходовать» планомерно, брать его глубоко или поверхностно, в зависимости от темпа и характера музыкального произведения.

    Первоначально детям предлагались песни с небольшими музыкальными фразами, постепенно протяжённость музыкальных фраз увеличивалась. Затем перешли к упражнениям на развитие дыхания, связанного с певческим и речевым звуком. Пропевали мелодии песен на одном гласном звуке, цепочкой гласных звуков в последовательности А, О, У, И, Э. Пели слоговые дорожки, в которые входят согласные, не вызывающие затруднений у детей М, Д, Т, П. Как вариант распевания, использовали пропевание с детьми своего имени, начиная с верхнего звука и заканчивая нижним, сопровождая пение движением руки сверху вниз (Оль-га-Ни-ко-ла-ев-на). Это очень удобно, потому что песенка начинается с сильной доли, при этом идет работа и над дыханием, и над дикцией, и над волевыми чертами характера при самостоятельном исполнении собственного варианта песенки. Такие игровые упражнения детям нравится, они в простой мере закрепляют навыки правильного дыхания.

    Работая над дикцией, разъясняли смысловое значение слов. Проговаривали слова, хорошо артикулируя, добиваясь от детей четкого произношения звуков в разных темпах, начиная с очень медленного. Пели с голоса a’capella. Это позволяло детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Играли в игру «Угадай-ка?» - детям нравится отгадывать слова или фразы знакомых песен, попевок, которые проговариваются одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Помогает и показ взрослых, а особенно - показ теми детьми, кто уже научился это делать. Затем все спетое дублируется в сопровождении мелодии. В работу включали дидактические задания на развитие музыкально-слуховых представлений.

    Не меньшее значение в певческой работе по коррекции заикания имеет место развитие ритмических навыков. Отхлопывали, отстукивали, притопывали ритмический рисунок слов, фраз, попевок, вступлений к песням, в проигрышах песен. Использовали деревянные палочки, матрешки, птички, металлофон, ксилофон. Учили детей выделять, на примере несложных песенок, попевок долгие и короткие звуки, включая двигательный анализатор.

    У заикающихся детей наблюдается большое напряжение мышечного тонуса или слабость его, плохая координация движений. С целью коррекции этих нарушений использовали игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве.

    И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание. Предлагали детям слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать свое исполнение, а открытое ухо позволяет слышать музыкальное сопровождение и пение других. От таких заданий дети становятся внимательными и более точны в интонировании мелодии. Лучше слышат себя.

    При выборе песен для разучивания обращали внимание на их соответствие возможностям наших детей, включающие следующие характеристики:

    доступное содержание и удобный для произношения текст;

    наличие сильной доли в начале музыкальной фразы;

    нисходящая мелодия песен (она более удобна, т.к. дыхание в начале пения более сильное);

    фразы не очень длинные (особенно в начале обучающего периода,  постепенный переход от более коротких фраз к более длинным);

    темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый.

    В течение всего учебного года дети разучивали много песен, но часто из-за недостаточного развития памяти их забывают. Чтобы этого не происходило, мы время от времени их повторяли. Устраивали концерты, проводили развлечения «Угадай мелодию», играли в музыкально-дидактические  игры «Музыкальный телефон», «Волшебный кубик», которые помогали вспомнить знакомые песни, ориентируясь на картинки. Дети пели песни в группе самостоятельно, с воспитателями, с учителем-логопедом, используя запись голоса музыкального руководителя на магнитофон. А уж если ребенок поет дома или включает исполнение знакомых, любимых песен в самостоятельную или игровую деятельность, то значит, песни ему понравились, и он их запомнил надолго.

                    Итогом проделанной работы в детском саду является то, что в процессе певческой деятельности у заикающихся детей нормализуется дыхание, снимается мышечный зажим, ребенок раскрепощается, заикание исчезает, облегчается процесс коммуникации, как со сверстниками так и со взрослыми.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие зрительного внимания, как одно из средств в преодолении заикания.

    Игры  для детей с неврозоподобной и невротической формами заикания...

    Консультация для воспитателей "Подвижная игра, как одно из средств коррекции гиперактивных и агрессивных детей"

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ – САД) № 11 «ЖЕМЧУЖИНКА»           КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПОДВИЖ...

    « Логопедические пятиминутки, как одно из средств коррекции произношения»

    Одной из форм по предупреждению и профилактике речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, являются логопедические пятиминутки. Значение этих ...

    Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства как одно из средств развития сенсомоторной сферы детей с НОДА (ДЦП). Пластилинография как средство коррекции у детей с НОДА (ДЦП).

    статья посвящена особенностям обучения лепке  с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства детей с НОДА и ДЦП. Пластилинография  как средство коррекции у...

    Развитие моторных функций: координация слова, речи и движения, как одно из средств преодолении заикания у дошкольников

    За последние годы возросло количество детей со снижением уровня речевого, психического и физического развития ребёнка. Заикание – это одно из самых тяжёлых расстройств речи и психологического со...

    Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как одно из средств коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка»

    Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как одно из средств  коррекциипсихоэмоциональной сферы ребёнка»...

    Подвижная игра, как одно из средств коррекции поведения гиперактивных и агрессивных детей.

    Для ребенка дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности. Решить задачу развития движений и их совершенствования помогают разнообразные подвижные игры. Все играющие вовлекаются в активны...