Развитие моторных функций: координация слова, речи и движения, как одно из средств преодолении заикания у дошкольников
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Васильева Наталия Львовна

За последние годы возросло количество детей со снижением уровня речевого, психического и физического развития ребёнка. Заикание – это одно из самых тяжёлых расстройств речи и психологического состояния дошкольника. Этиология заикания многообразна. Часто у заикающегося ребёнка происходят личностные изменения (появляется фобия незнакомых людей, незнакомой обстановки) и тогда мы имеем дело с тяжёлой степенью выраженности заикания. Одним из эффективных средств преодолении заикания является координация речи с движением. На этом основаны разные виды работ с заикающимся дошкольником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_motornyh_funktsiy.11.docx14.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие моторных функций: координация слова, речи и движения, как одно из средств преодолении заикания у дошкольников

За последние годы возросло количество детей со снижением уровня речевого, психического и физического развития ребёнка. Заикание – это одно из самых тяжёлых расстройств речи и психологического состояния дошкольника. Этиология заикания многообразна. Часто у заикающегося ребёнка происходят личностные изменения (появляется фобия незнакомых людей, незнакомой обстановки) и тогда мы имеем дело с тяжёлой степенью выраженности заикания. Одним из эффективных средств преодолении заикания является координация речи с движением. На этом основаны разные виды работ с заикающимся дошкольником.

 Для осуществления коррекционных задач необходимо учитывать: форму, тяжесть степени выраженности заикания, психомоторное развитие, нарушение координации общих движений и речевое развитие. При невротической форме заикания, особое место отводится нормализации мышечного тонуса ребёнка, путём использования двигательных упражнений, разных по ритму, темпу, как отдельных групп мышц, так и релаксации всего тела, что достигается путём аутотренинга, как элемент занятия. Затем идёт чередование заданий на смену напряжение и расслабления отдельных групп мышц. Использование шагистики, произнесение звуков, слогов, слов, фраз. При произнесении слогов, особое место уделяется гласному звуку (шаг –гласный, шаг – слог с льющимся гласным звуком, шаг – слово с льющимся ударным гласным. Постепенно переходим к упражнениям с использованием ритмизированного текста (тут и осуществляется принцип от простого к сложному). Например: «Вот эта тропинка приводит к реке, а где же река? А река вдалеке. Тропинка, тропинка, ты нас проводи, пойдём за тобою, а ты впереди.» На каждое слово – шаг, затем постепенно задание усложняется, ребёнок имитирует те или иные движения, соответствующие тексту, но не допуская и проговаривая скандированной фразы, а проговаривать её (фразу) плавно, слитно, с соблюдением паузации, немного утрируя её удлинение. Можно чередовать выполнения упражнений с дирижированием и в хороводных играх, в сочетании с релаксацией, отдельных групп мышц и постепенно переходя к более сложным заданиям. Отбор стихов идёт с учётом возраста и этапа коррекции (А. Барто, Ю. Тувима, А.С. Пушкина, Е. Благиной).   Дикламирование должно соответствовать содержанию текста, образу персонажей или настроению автора стихов. При неврозоподобной форме заикания, как и при невротической форме осуществляется принцип от простого к сложному, начиная с простых упражнений на координацию речи с движением со сменой темпа речи от медленного к постепенному ускорению, доведя до нормы, происходит постепенный переход к прозаическим текстам и драматизации небольших произведений (Л. Толстого, Н. Сладкого, В. Бианки, К. Ушинского, В. Осеевой).

Речедвигательная форма проведения занятия позволяет ребёнку проявить себя и утвердиться в активном поведении, быть инициативным.

Конечно, в основе коррекционной работы с заикающимися дошкольниками лежит комплексный подход, но координация слова, речи и движения является важной составляющей частью этого комплекса. При устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь ребёнка, но и на его личность и моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Пение как одно из средств коррекции заикания"

Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание....

Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.

В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...

Организация коррекционной работы по развитию моторных функций у детей с общим недоразвитием речи.

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движений, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости....

Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....

«Использование тактильно - сенсорных пособий в образовательной деятельности для развития моторных функций и когнитивных способностей дошкольников» (мастер – класс для педагогов городского методического объединения групп раннего и дошкольного возрастов)

Актуальность: развитие мелкой моторики и сенсорных представлений остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, в том  числе детей с ОВЗ, оп...

Развитие моторной функции руки у дошкольников со стертой дизартрией.

Роль развития тонкой моторики у детей со стертой дизартрией. Основные особенности развития мелкой моторики у детей с диагнозом стертая дизартрия. Приемы и методы, употребляемые в коррекционно-развиваю...