Организация коррекционной работы по развитию моторных функций у детей с общим недоразвитием речи.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Рудник Анна Иосифовна

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движений, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_kor._raboty_po_raz_motornoy_funktsii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Организация коррекционной работы по развитию

          моторных функций у детей с ОНР.

          В последние 25 лет во всем мире резко увеличилось число случаев проблем с поведением и нарушением развития речи, чтения и письма у детей.

Часто столь бурный рост детей с нарушениями речи приписывают экологическим проблемам, ухудшению качества воды, воздуха, продуктов питания. Но экология начала XX века была не лучше, к тому же сейчас общество уделяет пристальное внимание экологическому состоянию окружающей среды и контролирует его, особенно в Европе и США.

Что же изменилось за последние 25 лет? Изменился наш образ жизни. Телевизор, видео, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность. Дети вместо занятий физкультурой, подвижными играми поглощены компьютерами, часами просиживают у экранов телевизоров и видео.

            Выдающийся детский невролог Александр Юрьевич Ратнер  считал, что в основе нарушений нервной системы ребенка лежат события, произошедшие во время беременности и родов. А.Ю. Ратнер перефразировал слова Сент-Экзюпери «все мы родом из родов». Если до этого условно нормальные роды рассматривали как обычное физиологическое явление, то Александр Юрьевич доказал, что даже минимальные осложнения влияют на дальнейшую судьбу ребенка, нарушая прежде всего – нервную систему.

Итак, за последние 25 лет резко сократилась двигательная активность детей, в частности девочек. Роды же всегда были серьезным испытанием для организма и требуют от женщин хорошей физической формы. А девочки, которые выросли в «гиподинамический» период нашей истории, зачастую не готовы к столь сложному и ответственному акту, как роды. В результате количество проблем, возникающих во время «физиологических» родов, резко возросло. Что, естественно, не могло не сказаться на состоянии нервной системы родившихся детей, становилось причиной возникновения нарушений поведения, расстройства речи, проблем с обучением.

              Дети с тяжелыми нарушения речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении.

              Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть

     -  недостаточная координация сложных движений,

     -  неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений,

     - нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

Эти особенности характерны для всей моторной сферы: общей, мелкой, артикуляционной, мимической.

В связи с этим важно уделять серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию.

             Коррекционная работа логопеда в детском саду для детей с нарушениями речи должна быть  направлена на развитие речевой, познавательной деятельности, а также на активизацию двигательной сферы ребенка.  В специальной литературе описаны отдельные приемы работы по развитию мелкой моторики, в которых рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, что является, по мнению Кольцовой М.М. «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».  При коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. 

             В специальной литературе недостаточно освещен вопрос об использовании физкультминуток, подвижных игр с речевым сопровождением в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, хотя особенности двигательной сферы таких детей отмечены практически всеми исследователями.

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости.

 

       Таким образом, нарушения координации движений является основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. Следовательно, развивающая и коррекционная работа с такими детьми должна быть направлена на совершенствование приемов по развитию моторной сферы и ее влиянию на речевой процесс.

     В своей работе мы используем разнообразные коррекционные приемы по развитию моторных функций.

Для развития общей и речевой моторики применяем:

  • игры с движением, т.е. речевые подвижные игры, где ритм стихотворной строки следует согласовывать с движениями рук, ног, туловища.

Пятачок.

Поросенок Пятачок

Отлежал себе бочок.

Присели.

Встал на ножки,

Потянулся,

Снова встал,

Потом нагнулся.

И немножко поскакал,

И на месте пошагал.

А потом опять прилег.

Но уже на левый бок.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

  • упражнения с речевым сопровождением
  • хороводные игры

На прогулке.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом.

Дети идут хороводом.

В лесу фиалки расцветают.

Останавливаются , показывают «цветок».

За ними бабочки летают.

На цветочках посидят.

Показывают «бабочек».

Приседают.

Снова в небо улетят.

Бегут по кругу.

  • физкультминутки
  • считалки под мяч (на каждый удар мяча – слово)

Скачет, скачет воробей:

Прыг-скок, прыг-скок,

Не боится он детей;

Прыг-скок, прыг-скок.

Для развития мимической выразительности используем упражнения, направленные на снятие напряжения в речедвигательном аппарате:

  • самомассаж лица

Цветы.

Вы не дети, а цветы

Небывалой красоты!

Все вас ценят, все вас любят –

Насекомые и люди.

Любят и животные…

Особенно – голодные.

Представьте, что наши головки – это бутончики цветов.

Неуклюжие жуки

Топчут наши лепестки.

Постукивание лица подушечками пальчиков

А прожорливые мошки

Объедают понемножку.

Пощипывание

Мухи возле вас снуют,

Больно крылышками бьют!

Похлопывание

Паутинкой, как веревкой,

Нас паук опутал ловко.

Вот как нас обидели

Разные вредители!

Проведение пальчиками ломаных линий по лицу.

Но хозяюшка пчела

Вредных мошек прогнала!

И за это пчелке в дар

Отдадим мы свой нектар.

Разглаживание.

  • мимическую гимнастику

Нахмурить лоб, брови, зажмурить оба глаза, один глаз, подмигнуть, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую и др.

Для развития подвижности органов артикуляции – используем артикуляционную гимнастику, отрабатываем упражнения для тренировки нижней челюсти, губ, языка.

  • Эти движения можно проводить одновременно с движениями рук в виде стишков.
  • Можно выполнять артикуляционную гимнастику под музыку.

Исследования ученых показали, что выполнение движений под музыку позволяет на рефлекторном уровне, причем без участия сознания человека, согласовывать амплитуду и скорость выполнения движений с заданным извне ритмическим рисунком. Музыка является естественным стимулятором и регулятором движений. Такой прием делает автоматизацию звуков более эффективной. Музыка, подобранная к артикуляционным комплексам, должна быть знакома детям, иметь простую ритмическую структуру и характер, поэтому предлагаемые музыкальные комплексы основываются на детских песнях из мультфильмом. Также музыка способствует изменению эмоционального состояния человека. Веселая песня повышает активность и увеличивает амплитуду движений, грустная – делает движения плавными, мягкими, пластичными.

Правильное дыхание очень важно для речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Дыхательные упражнения должны быть направлены на формирование длительной и сильной выдыхаемой воздушной струи. Медленно набираем воздух через нос. Вытягиваем губы трубочкой и дуем на предмет. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем.

При развитии диафрагмального речевого дыхания используются различные ресурсы:

  • Конфетти (игра «Метель»)
  • Пластмассовые или бумажные кораблики, емкость, наполненная водой
  • Бумажные бабочки, птички, самолетики
  • Шарики для пинг-понга, карандаши, ватные шарики
  • Прозрачные пластмассовые стаканчики, наполненные водой, трубочки для коктейлей
  • Мыльные пузыри
  • Свечи
  • Султанчики
  • Воздушные шары, надувные игрушки
  • Вертушки
  • Разнообразные игры на дыхания «Чудесные картинки», «Снежинки», «Сдуй листик»
  • Растворы акварельных красок, листы бумаги. (арттерапевтические техники). Игра «Волшебные капельки».

Работая над дыханием, делаем упражнения, рекомендованные А.Н Стрельниковой, где резкий вдох через нос (при абсолютно пассивном выдохе) усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями. Это положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием. Эффективны данные упражнения при коррекции речевых нарушений (особенно заикания, дисфонии).

Пример упражнения:

«Ладошки»

и.п.: Стоять ровно и прямо. Руки согнуты в локтях, ладошки развернуты к зрителю.

На счет «раз»: сжимание ладоней в кулаки, хватательные движения – вдох – шумное дыхание носом («шмыганье»)

Сразу же после короткого вдоха – ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно через нос или рот.

«Поворот головы»

и.п.: Стоять ровно и прямо. Руки вдоль туловища.

Поворот головы вправо – шумный вдох, без остановки поворот головы влево – еще один вдох.

«Маятник»

и.п.: Стоять ровно и прямо. Руки вдоль туловища.

Наклон головы вниз (посмотреть в пол) – вдох, без остановки наклон назад – еще один шумный вдох.

Развитие мелкой моторики предполагает работу над координацией движений пальцев рук.

Используем следующие виды упражнений:

  • массаж и самомассаж рук (с мячом ежиком, шестигранным карандашом, четками, грецкими орехами, шариками Марблс, деревянными катушками для наматывания ниток, шариками для пинг-понга, бельевыми прищепками). 
  • Пальчиковый бассейн. (Наполнение: мелкие камушки, горох, фасоль, крупы (гречневая, рисовая, манная). Их основное назначение  - механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.
  • Пальчиковые упражнения.
  • Пальчиковые игры, где пальчиковые движения сопровождаются стихотворным текстом
  • Разнообразная предметная деятельность. (Застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, игры с мозаикой, конструктором («Лего», магнитный конструктор, конструкторы с болтовым соединением), игры с прищепками, веревочками, палочками, спичками, перебирание зерен, паззлы, листы бумаги для бумажной пластики, волчки, бирюльки, проворные мотальщики, бильбоке, игры с бусами, пуговицами, наборы строительных материалов, макаронные аппликации, геоконт («дощечка с гвоздиками». Пособие «Веселый карандаш» (штриховка, обводка, раскрашивание фигур по контуру) тоже способствуют развитию мелкой моторики.

На логопедических занятиях мы применяем упражнения-комплексы, т.е. стараемся объединить игры и упражнения по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимической мускулатуры, дыхания. Мы объединяем их одной лексической темой и отрабатываем их в течение одной недели на фронтальных занятиях, подгрупповых, индивидуальных занятиях логопеда. А также они  используются воспитателями в режимных моментах и на занятиях.

Регулярное проведение таких упражнений-комплексов позволяет:

 - опосредованно стимулировать  действие речевых зон коры головного мозга, что положительно влияет на исправление речи детей;

 - совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;

 - развивать общую моторику и тонкие движения пальцев рук;

 - вырабатывать умение управлять своими органами артикуляции;

 - формировать навык правильного речевого дыхания;

 - улучшить дикцию, четкое произношение звуков;

 - тренировать навык активно пользоваться мимическими мышцами;;

 - повышать работоспособность, речевую активность;

 - развивать мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение;

 - расширить представление ребенка об окружающем мире, обогатить словарь

Движения и речь становятся более правильными, выразительными, эмоциональными. Дети становятся общительными, раскрепощенными, хорошо подготовленными к школе.

Большую помощь в планировании коррекционной работы по развитию моторных функций на весь учебный год,  составлению конспектов  занятий могут оказать пособия разработанные учителем–логопедом Рудник Анной Иосифовной «Речь и движение», «Ловкие пальчики», «Весёлый карандаш».

         «Речь и движение»

Данное пособие представляет собой практическое руководство для занятий с детьми 5-7 лет. Оно включает 120 игр и упражнений для развития общей моторики и речи. Автор рекомендует использовать игры, как весёлые переменки – физкультминутки, включая их в занятия логопеда или воспитателя, а также в повседневной жизни детей детского сада.

         «Ловкие пальчики»

Игры и упражнения  для развития тонкой моторики рук, распределены по 37 лексическим темам. Пособие содержит рекомендации по проведению пальцевого массажа по японской методике. Предлагаемые игры помогут улучшить координацию кистей рук, расширить представление об окружающем мире, будут тренировать память и внимание, выработают чувства ритма, дикцию, интонационную выразительность речи, помогут малышу быстрее овладеть навыками родной речи.

         «Весёлый карандаш»

Это пособие поможет логопедам спланировать коррекционную работу одного из разделов – развитие графических навыков, сделать занятие интересным для детей, привлечь их внимание веселыми стихотворениями, загадками, пальчиковыми играми, при этом закрепить нужный материал.

В пособии представлены увлекательные задания для детей дошкольного возраста, занимаясь по которому дети могут развить зрительное и слуховое внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, а также мелкую моторику и координацию движений руки. Задания представлены по лексическим темам, изучаемым в логопедической группе с детьми 5- 7 лет. Данное пособие имеет положительную рецензию ДМЦ г. Краснодара, рекомендовано для использования педагогами ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

Основной целью логопедического воздействия является формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.Сущность логопедического воздействия заключается в умении слушать, слышать и дифференциро...

Направления коррекционной работы по развитию логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная статья рассказывает  об особенностях развития логического мышления у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие логического мышления имеет свои особенно...

Приемы работы по развитию ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи

laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут   тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другим...

Логоритмические занятия как одна из форм коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения музыкальной рит...

Статья "Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи старше-подготовительного возраста"

Профилактика оптической дисграфии в дошкольном возрасте позволит предотвратить большое количество ошибок при письме школьников, связанных с неустойчивостью зрительных представлений. Повысить уровень г...