Направления коррекционной работы по развитию логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья (старшая группа) на тему

Данная статья рассказывает  об особенностях развития логического мышления у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие логического мышления имеет свои особенности и требует применения специальных педагогических методик. Для коррекционной работы мною  подобранны дидактические игры на развитие:

- умения выделять существенные признаки

- умения сравнивать

- умения обобщать и классифицировать

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_logicheskoe_myshlenie.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Направления коррекционной работы по

развитию словесно-логического мышления

у дошкольников  с ОНР.

У детей о общим недоразвитием речи (ОНР) полноценное взаимодействие с

окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются

недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий.

У дошкольников с недоразвитием речи также наблюдаются неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной

речи, отставание в развитии словесно-логического мышления.

Мышление старших дошкольников с ОНР преимущественно конкретно. Но

для усвоения основ научных знаний, составляющих основу школьного обучения, необходимо, чтобы мышление обладало большей степенью свободы

от конкретных образов и представлений. Очень важно, чтобы уже с дошкольного возраста у ребенка началось формирование словесно-логического

мышления. Только в этом случае он будет успешен не только в начальной

школе, но и в среднем звене.

Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе и их дальнейшей успешной адаптации в социуме.

Все психические процессы протекают, формируются и регулируется в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека.

Основными видами деятельности ребенка старшего дошкольного возраста

является игровая (ведущая) и продуктивная.

Продуктивная деятельность (конструирование, рисование, лепка, аппликация)

способствуют развитию образного мышления ребенка.

Игровая деятельность – ведущая деятельность дошкольника, в которой ребе-

нок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему

человеческих отношений. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. В играх развиваются мыслительные операции, такие

как обобщение, сравнение, абстракция, классификация, установление взаимозависимостей, способность рассуждать.

Большое значение в умственном воспитании старшего дошкольника

приобретает организация игр и занятий, которые развивали бы у него умственные интересы, ставили перед ним определенные познавательные задачи, заставляли самостоятельно производить определенные умственные операции

для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые

воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребенка.

Особую роль в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР играют дидактические игры (в этом возрасте чаще используем настольно-печатные и словесные игры).

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие

задачи, которые решаются при их использовании. Например, подбор картинок по общему признаку ( операция классификации) требует некоторого обобщения,

установления связи между предметами. В игре “Что растет в огороде (саду, лесу)?” дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. В игре “А что было потом?” дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжетных действий. Здесь оценивается умение связно рассказать о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании. Игры на составление разрезных картинок и кубиков учат логическому мышлению, развивают у них умение из отдельных частей составлять целый предмет (операция синтеза). Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее

Знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно

решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные для них признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

У детей с ОНР названные дидактические игры способствуют не только закреплению и уточнению знаний, расширению словаря, развитию грамматического строя и связной речи, но и активизируют мыслительную деятельность детей в целом. Игра как свойственная ребенку деятельность позволяет ему упражняться в решении умственных задач без особого напряжения.

В игре процесс обучения протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Для коррекционной работы мною подобраны дидактические игры на:

-​ развитие умения выделять существенные признаки (“Назови признак предмета”, “Съедобное – несъедобное”, “Отгадай, что за предмет”);

-​ развитие умения сравнивать (“Разное - одинаковое”, “Давай сравним”,

, “Что изменилось?”);

-​ развитие умения обобщать и классифицировать (“Подходящие

богатства”, “Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь”, “Что общего?”).

1.​ Учим ребенка сравнивать.

Предлагаемые ниже игры и упражнения учат сравнивать предметы между

собой, искать черты сходства и отличия.

Игра “Разное – одинаковое”

Цель: Развитие функции различения и формирование категориальной базы –

через накопление критериев классификаций. Для продвижения к этой цели

взрослый по ходу игры старается фиксировать вслух используемые ими

 основания различений отличий. Можно разнообразить игру намеренным “парованием” предметов, просьбой отобрать наиболее важные отличия. Лучше

всего пары для сравнения брать из самой деятельности ребенка, обращая

его внимание на то, во что или с помощью чего он играет, о чем

расспрашивает, какие понятия употребляет.

Можно предложить такие пары:

“дом – дача в городе”

“умный – глупый человек”

“учеба – игра”

“праздник – будни”

“ребенка ругают – хвалят”

“человек думает – действует” и т.д.

Ход игры : Детей разделяют на пары. Каждой паре предлагается по два

предмета. Взрослый предлагает определить, что в этих предметах разное,
и что одинаковое. Выигрывает тот, кто сможет найти наибольшее количест-

во черт сходства и различий.

Игра “Давай сравним”

Цель: развитие способности сравнивать.

Ход игры: Детей разделяем на пары. Выигрывает тот ребенок из пары, который сможет дать наибольшее количество правильных ответов.

А) Сравним по цвету.

Просим детей назвать как можно больше предметов:

-​ красного цвета;

-​ зеленого цвета;

-​ черного цвета;

-​ голубого цвета.

Б) Сравним по форме.

Просим детей назвать как можно больше предметов:

-​ круглой формы;

-​ овальной формы;

-​ квадратных;

-​ прямоугольных;

В) Сравним два предмета.

Просим детей сравнить следующие предметы:

-​ яблоко и грушу;

-​ арбуз и дыню;

-​ сани и телегу;

-​ велосипед и автомобиль;

-​ самолет и вертолет.

Г) Предлагаем детям поработать с картинками. Каждый из пары детей

должен расположить предложенные ему картинки по порядку и описать их; составить рассказ по картинкам.

Если у ребенка возникают трудности с составлением рассказа, предложите ему ответить на вопросы:

-​ Что происходит весной ( осенью, зимой, летом)?

-​ Во что дети играют весной ( осенью, зимой, летом)?

-​ Как дети одеваются весной (осенью, зимой, летом)?

Игра “Что изменилось?”

Цель: развить умение сравнивать, находить черты сходства и различия.

Ход игры: Каждому ребенку из пары предлагается внимательно посмотреть

на картинки и найти отличительные признаки. Чтобы было легче справиться с заданием, попросите ребенка описать картинки и сравнить их по названным признакам. Выигрывает тот ребенок, который сможет назвать наибольшее количество черт сходств и различий.

2.​ Игры на обобщение и классификацию.

Классифицировать – значит находить общий признак предметов и по нему

объединять предметы в однородные группы. Игры направлены на формирование у ребенка интеллектуальных функций, обеспечивающих логическое

мышление. Наличие таких функций (в частности, умений оперировать признаками предметов – от простой группировки предметов по одному признаку

до их классификации и моделирования) позволяет совершенствовать абстрактно-понятийное мышление.

Игра “Подходящие богатства”

( Необходимо “богатство” самых разнообразных предметов: знаков, слов, геометрических фигур и объемов, картинок с изображениями животных, растений, мебели, посуды, видов транспорта, одежды, чем-то занятых людей, а так-же наборы цветных палочек, букв, цифр. Все это должно быть разного цвета и размера.

Цель: Тренировка группировать предметы по признакам. Для малышей дос-

таточно выделения одного признака (формы, цвета, величины, функции в

практической жизни и др.), для более старших детей – несколько признаков.

Ход игры: Детям (в парах) выдается от 5 до 15 “богатств”. Играя, дети раскладывают эти свои “богатства” на кучки, исходя из того, что к чему подходит,

обсуждая это друг с другом. Цель раскладывания дети придумывают сами.

Взрослый следит за тем, как дети объясняют друг другу выбор того или

иного признака. Выигрывает та пара детей, которая правильно и быстрее

других сделает подбор предметов.

Игра “Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь”

Материал: фигуры, картинки и т.д.

Цель: тренируется умение детей совершать выбор по трем указанным признакам.

Ход игры: дети делятся на 3 группы, каждая из которых будет готовиться к

дальнему путешествию на Север, в Жаркие Страны, на Необитаемый Остров.

Дети могут взять с собой только те “вещи”, которые обладают одновременно тремя признаками, например, те, кто собирается на Север могут брать с

собой бело-большое-круглое, в Жаркие Страны – желто-остро-твердое, на Необитаемый Остров – красно-мягко-маленькое. Времени на сборы семилеткам дается 15-20 мин., шестилеткам – до получаса. “Вещи” все лежат в одном месте, но так, чтобы их можно было рассмотреть все одновременно.

Дети сначала обсуждают, что им можно взять, потом один ребенок из

группы подходит и это берет. Считается, что выигрывает та команда, которая не только наберет за отведенное время больше вещей, но и сделает при этом

меньше ошибок.

Игра “Что лишнее?”

Цель: игра позволяет не только находить общие и различные свойства предметов, сравнивать предметы, но и объединять их в группы по какому-либо

основному, существенному признаку, проводить классификацию.

Ход игры: Дети закрывают картонкой только ту картинку, которая лишняя.

Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.

При этом ребенку предлагается ответить на вопросы:

-​ Почему?

-​ Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

3.​ Учим выделять существенные признаки предметов.

Игра “Съедобное – несъедобное”

Цель: развитие мышления, внимания, умения выделять существенные признаки

предметов.

Ход игры: ( игра проводится на улице или в зале с мячом)

Ведущий (один из детей) называет предметы ( например, яблоко, сыр, окно,

хлеб, кукла и т.д.) Если названный предмет съедобный, то вы должны пой-

мать брошенный мяч и передвинуться “по классам” вперед на одну клетку.

Если названный предмет несъедобен, то вы должны отбить брошенный мяч,

а затем также передвинуться вперед на одну клетку.

Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобен, или

пойман, хотя предмет несъедобен), то ребенок должен остаться в прежнем

классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс,  

становится ведущим.

Игра “Отгадай, что за предмет?”

Ход игры: Спрячьте какой-либо предмет, затем опишите ребенку внешний

вид, т.е. свойства спрятанного предмета. Если ребенок сможет назвать пред-

мет правильно, то получает небольшой приз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

Основной целью логопедического воздействия является формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.Сущность логопедического воздействия заключается в умении слушать, слышать и дифференциро...

Организация коррекционной работы по развитию моторных функций у детей с общим недоразвитием речи.

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движений, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости....

Опыт работы по теме: "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"

Описание работы по теме самообразования "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Статья на тему: "Логопедическая работа по развитию восприятия текста у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Этапы коррекционной работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной методической разработкет рассматривается поэтапное формирование фонематических процессов у дошкольников,  которое можно использовать для работы с дошкольниками как с нормальным онтогенез...

Особенности развития вербального (словесно-логического) мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Статья посвящена такой непростой  теме, как развитие вербального мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющих различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено ф...

«Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи и логического мышления у детей с общим недоразвитием речи»

Развитие навыков связного высказывания выступает одной из важнейших задач речевого воспитания детей дошкольного возраста, что обусловлено их социальной  значимостью и ролью в развитии личности ре...