Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как одно из средств коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка»
консультация по теме

Рубан Любовь Владимировна

Консультация для воспитателей

«Музыкотерапия как одно из средств  коррекции

психоэмоциональной сферы ребёнка»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Музыкотерапия как одно из средств  коррекции

психоэмоциональной сферы ребёнка»

МДОУ ,,Детский сад компенсирующего вида

№127 «Карамелька»’’

                        Музыкальный руководитель Рубан Любовь Владимировна

   Лёгкая мелодия – самый лучший  утешитель для  

   возбуждённой фантазии и лекарство для мозга.

                                                                                                                  В.Шекспир

     Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целитель-ном действии музыки на психологическое состояние человека. Музыкальная терапия – это использование музыки в лечении, реабилитации детей и взрослых,  страдающих от соматических и психических заболеваний.

     Музыкотерапия строится на подборе мелодий, с помощью которых можно оказывать воздействие на человеческий организм. Это древняя естественная форма снятия психического напряжения. С помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы, умерить слишком возбуждённый темперамент и растормозить заторможенных детей.

     В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребёнка с ОВЗ ( аутизм, умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна).  Сущность музыкотерапии для таких детей – вызвать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка. На занятиях с такими детьми не ставится задача развития собственно му-зыкальных способностей; основные элементы занятия направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребёнка проблем. Один и тот же музыкальный материал должен использоваться многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе могли его усвоить.  

     Пример использования классической музыки для регуляции психо-эмоционального  состояния детей с ОВЗ:

Для уменьшения чувства тревоги –

              ,,Мазурка’’ Шопен;

              ,,Вальсы’’ Штрауса.

Для общего успокоения –

          ,,Колыбельная’’ Брамса,

          ,,Аве Мария’’ Шуберта.

     Различают три основные формы музыкотерапии:

Рецептивная (пассивная) - просто слушают музыку;

Активная  - игра, пение;

Интегративная – с музыкой задействуют возможности других видов ис-кусств (арттерапия), музыкально – подвижные игры, пантомима, цвето-терапия.

     В музыкотерапии используется такая форма, как музыкально – двигатель-ная терапия:  логоритмические занятия, психогимнастика,  музыкально – ре-чевые игры, игры на выражение различных эмоций.

     Пример использования воспитателями музыкотерапии  для коррекции раз-личных эмоциональных отклонений у детей.

Страх.

Жил-был в лесу зайчик-трусишка. Всего вокруг боялся.  Сидит под кустиком и трясется. (Ребенок имитирует поведение зайца.) Подует ветер-зайчик дрожит, захрустит ветка – заяц еще сильнее трясется. (музыка Шумана  «Дед Мороз») Но вот надоело зайчишке бояться. Забрался он на пенек и кричит: «Я храбрец-удалец, никого я не боюсь!» (музыка Бетховен «Ода к радости»)

Вдруг на полянку вышел волк. (Игрушка из кукольного театра) Да так внезапно, что зайчонок всю храбрость растерял. Задрожал, как осиновый лист, спрыгнул с пенька, да так неловко, что угодил прямо волку на спину. И пустился зайчишка наутек. (Сен-Санс «Заяц») Ребенок показывает, как заяц убегает.

А волк и на самом деле испугался зайца, который так неожиданно на него напал и убежал навсегда из этого леса. (музыка Бетховен «Ода к радости») Стали  звери зайца расхваливать: «Молодец, Храбрец-удалец, прогнал волка, не испугался!» С тех пор заяц ничего не боится.

 

Буратино – Игра на снятие стрессовых состояний.

Взрослый говорит ребенку: «Сейчас ты будешь превращаться в Буратино»

Встань прямо, тело становится деревянным, как у Буратино.

Напряги плечи, руки, пальцы, они становятся деревянными.

Напрягаются ноги, пальцы на ногах, становятся деревянными.

Напрягается лицо и шея, лоб, сжимаются челюсти.

А теперь из Буратино ты снова превращаешься в мальчика (девочку).

Расслабляются все мышцы.

Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя.  Затем вокруг этого портрета наклеивает или рисует черные кляксы. Это страхи ребенка. Взрослый и ребенок  обозначают каждый страх: «Это темнота, это Баба-яга, это оди-ночество» (музыка Моцарта).  После этого ребенку предлагают вырезать свой портрет и наклеить на чистый лист бумаги. Взрослый дает ребенку заранее приготовленные цветные кружочки, которые обозначают родителей, близких ребенку людей, друзей. Он должен наклеить их рядом с портретом по своему усмотрению, называя каждого.  А отрезанные кляксы ребенок рвет на мелкие кусочки и выбрасывает.

 Снеговики. (Психогимнастика на снятие стрессовых ситуаций)

Взрослый предлагает ребенку превратиться в Снеговика.  Встать прямо, руки в стороны, щеки надуть, замереть и оставаться в таком положении 10 секунд.

(музыка Шопена «Зимняя сказка»).  Но вот выглянуло солнышко, солнечные лучики дотянулись до Снеговика и он начал таять. Ребенок  опускает руки, приседает, ложится на пол, расслабляется.

Терапевтическая игра  ,,Упрямая подушка’’ .

Ребёнку рассказывают игру-сказку:  ,,Эта подушка не простая,  а волшебная. Внутри неё живут детские упрямки. Это они заставляют упрямиться и капризничать.  Давайте прогоним упрямки’’.  Ребёнку предлагается бить сильно кулаком по подушке.  Взрослый при этом проговаривает: ,, Сильнее, сильнее (звучит музыка П.И.Чайковвского увертюра ,,Буря’’).  Когда ребёнок устанет,  взрослый  предлагает ребёнку послушать, все ли упрямки вылезли.  Ребёнок прикладывает ухо к подушке. (Этот приём успокаивает ребёнка после возбуждения). Взрослый: ,,Упрямки испугались и молчат. Подушка стала доброй,  давай на ней полежим и послушаем хорошую музыку’’. ( Шопен Ноктюрн №20).

     Пример использования музыкотерапии при снятии агрессии. Музыкальное моделирование ,,Морское путешествие’’.

Переживание своего эмоционального состояния: ,,Мы на корабле, начался шторм, паруса рвёт ветер, огромные волны швыряют корабль.  (Звучит музыка Вивальди  ,,Шторм’’).  Шторм затих, корабль легко скользит по воде’’, (звучит музыка П.И.Чайковского «Баркаролла»).

Для коррекции речевых нарушений у детей используют такую форму му-зыкотерапии, как логоритмика (тесная связь слова, музыки, движения). В процессе занятия логоритмикой активизируется словарный запас, закрепляется лексический материал и развивается метроритмическое чувство ( конспекты занятий логоритмикой прилагаются ).

 

Интересная информация

     Учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: многие мелодии действительно обладают сильным тера-певтическим эффектом:

    от неврозов и раздражительности – музыка П.И.Чайковского, А. Пахмутовой, М.Таривердиева;

     язва желудка исчезает при прослушивании ,,Вальса цветов’’ П.И.Чайковского;

   соната ре-мажор Ф.А.Моцарта помогает снизить приступы эпилепсии – «Эффект Моцарта»;

   кровяное давление  и сердечную деятельность нормализует ,,Свадебный марш’’ Ф.Мендельсона;

   от гастрита излечивает соната №7 Л.Бетховена;

   от мигрени – ,,Весенние песни’’ Мендельсона и ,,Юморески’’;

    развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта;

   от алкоголизма и курения в совокупности с гипнозом – ,,Аве Мария’’ Шуберта, ,,Лунная соната’’ Бетховена,  ,,Лебедь’’ – Сен-Санса и ,,Метель’’ Свиридова.

Для уменьшения злобности и зависти к успехам других людей – ,,Итальянский концерт’’ Баха и ,,Симфония’’ Гайдна.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей Музыкотерапия в лечебной педагогике для детей с ОНР

В данной статье рассматривается проблема использования музыкотерапии в работе с детьми, имеющими речевую патологию....

Каталог игр для развития психоэмоциональной сферы ребёнка

Игры на развитие мышленияМышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности выраб...

Консультация для воспитателей МУЗЫКОТЕРАПИЯ в ДОУ

Консультация для воспитателей "МУЗЫКОТЕРАПИЯ в ДОУ" (КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ РЕБЕНКА)...

Консультация для воспитателей«Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство»

Отличная консультация с указанием примеров музыкальных произведений, которые можно использовать в различных ситуациях...

«Музыкотерапия как одно из средств коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка»

Консультация для воспитателей«Музыкотерапия как одно из средств коррекциипсихоэмоциональной сферы ребёнка»МАДОУ «Детский сад №6 «Золотой ключик»Музыкальный руководи...

«Музыкотерапия – как средство профилактики проблем психоэмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста»музыкальный руководитель - Магомедова Фатима Рустамовна

Фундаментом  здоровья  взрослого  человека  является  здоровье  ребенка,  от  состояния  которого  будет  зависеть  выполнение  всех...