«Музыкотерапия как одно из средств коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка»
консультация
Консультация для воспитателей
«Музыкотерапия как одно из средств коррекции
психоэмоциональной сферы ребёнка»
МАДОУ «Детский сад №6 «Золотой ключик»
Музыкальный руководитель Боровкова И.В.
Лёгкая мелодия – самый лучший утешитель для
возбуждённой фантазии и лекарство для мозга.
В.Шекспир
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целитель-ном действии музыки на психологическое состояние человека. Музыкальная терапия – это использование музыки в лечении, реабилитации детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Музыкотерапия строится на подборе мелодий, с помощью которых можно оказывать воздействие на человеческий организм. Это древняя естественная форма снятия психического напряжения. С помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы, умерить слишком возбуждённый темперамент и растормозить заторможенных детей.
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребёнка с ОВЗ ( аутизм, умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна). Сущность музыкотерапии для таких детей – вызвать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка. На занятиях с такими детьми не ставится задача развития собственно му-зыкальных способностей; основные элементы занятия направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребёнка проблем. Один и тот же музыкальный материал должен использоваться многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе могли его усвоить.
Пример использования классической музыки для регуляции психо-эмоционального состояния детей с ОВЗ:
Для уменьшения чувства тревоги –
,,Мазурка’’ Шопен;
,,Вальсы’’ Штрауса.
Для общего успокоения –
,,Колыбельная’’ Брамса,
,,Аве Мария’’ Шуберта.
Различают три основные формы музыкотерапии:
Рецептивная (пассивная) - просто слушают музыку;
Активная - игра, пение;
Интегративная – с музыкой задействуют возможности других видов ис-кусств (арттерапия), музыкально – подвижные игры, пантомима, цвето-терапия.
В музыкотерапии используется такая форма, как музыкально – двигатель-ная терапия: логоритмические занятия, психогимнастика, музыкально – ре-чевые игры, игры на выражение различных эмоций.
Пример использования воспитателями музыкотерапии для коррекции раз-личных эмоциональных отклонений у детей.
Страх.
Жил-был в лесу зайчик-трусишка. Всего вокруг боялся. Сидит под кустиком и трясется. (Ребенок имитирует поведение зайца.) Подует ветер-зайчик дрожит, захрустит ветка – заяц еще сильнее трясется. (музыка Шумана «Дед Мороз») Но вот надоело зайчишке бояться. Забрался он на пенек и кричит: «Я храбрец-удалец, никого я не боюсь!» (музыка Бетховен «Ода к радости»)
Вдруг на полянку вышел волк. (Игрушка из кукольного театра) Да так внезапно, что зайчонок всю храбрость растерял. Задрожал, как осиновый лист, спрыгнул с пенька, да так неловко, что угодил прямо волку на спину. И пустился зайчишка наутек. (Сен-Санс «Заяц») Ребенок показывает, как заяц убегает.
А волк и на самом деле испугался зайца, который так неожиданно на него напал и убежал навсегда из этого леса. (музыка Бетховен «Ода к радости») Стали звери зайца расхваливать: «Молодец, Храбрец-удалец, прогнал волка, не испугался!» С тех пор заяц ничего не боится.
ЕЩЕ ОДИН ВАРИАНТ БОРЬБЫ СО СТРАХОМ
Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя. Затем вокруг этого портрета наклеивает или рисует черные кляксы. Это страхи ребенка. Взрослый и ребенок обозначают каждый страх: «Это темнота, это Баба-яга, это оди-ночество» (музыка Моцарта). После этого ребенку предлагают вырезать свой портрет и наклеить на чистый лист бумаги. Взрослый дает ребенку заранее приготовленные цветные кружочки, которые обозначают родителей, близких ребенку людей, друзей. Он должен наклеить их рядом с портретом по своему усмотрению, называя каждого. А отрезанные кляксы ребенок рвет на мелкие кусочки и выбрасывает.
ВАРИАНТ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ.
ПСИХОГИМНАСТИКА «СНЕГОВИКИ».
Взрослый предлагает ребенку превратиться в Снеговика. Встать прямо, руки в стороны, щеки надуть, замереть и оставаться в таком положении 10 секунд.
(музыка Шопена «Зимняя сказка»). Но вот выглянуло солнышко, солнечные лучики дотянулись до Снеговика и он начал таять. Ребенок опускает руки, приседает, ложится на пол, расслабляется.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИГРА «УПРЯМАЯ ПОДУШКА».
Ребёнку рассказывают игру-сказку:,,Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри неё живут детские упрямки. Это они заставляют упрямиться и капризничать. Давайте прогоним упрямки. Ребёнку предлагается бить сильно кулаком по подушке. Взрослый при этом проговаривает: ,, Сильнее, сильнее (звучит музыка П.И.Чайковвского увертюра ,,Буря’’). Когда ребёнок устанет, взрослый предлагает ребёнку послушать, все ли упрямки вылезли. Ребёнок прикладывает ухо к подушке. (Этот приём успокаивает ребёнка после возбуждения). Взрослый: ,,Упрямки испугались и молчат. Подушка стала доброй, давай на ней полежим и послушаем хорошую музыку’’. ( Шопен Ноктюрн №20).
Для коррекции речевых нарушений у детей используют такую форму му-зыкотерапии, как логоритмика (тесная связь слова, музыки, движения). В процессе занятия логоритмикой активизируется словарный запас, закрепляется лексический материал и развивается метроритмическое чувство.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/09/30/img-20191205-wa0005.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/09/30/img-20191205-wa0007.jpeg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-593562-1544547860.jpg)
Сказкотерапия как средство коррекции психоэмоциональной сферы развития дошкольников
Материал в помощь молодым педагогам...
Музыкотерапия – как коррекция психоэмоциональной сферы ребенка раннего возраста.
В статье рассматривается тема коррекционной работы с детьми раннего возраста с помощью метода музыкотерапии, коррекции поведения детей, развития коммуникативных навыков, преодоление эмоционального дис...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-830334-1476333145.jpg)
"Сказкотерапия как средство коррекции психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"
Презентация по теме самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/18/picture-1043989-1529302889.jpg)
Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как одно из средств коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка»
Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как одно из средств коррекциипсихоэмоциональной сферы ребёнка»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-593562-1544547860.jpg)
Презентация "Сказкотерапия как средство коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников"
Использование сказкотерапии для решения эмоциональных проблем дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-128732-1350844636.jpg)
Музыкотерапия, как средство коррекции психоэмоциональной сферы ребенка.
Музыкальная деятельность - это способ развития основных психических функций, которые необходимы для общего развития и адаптации. Благодаря воздействию на эмоционально – волевую сферу ребёнка воз...
«Музыкотерапия – как средство профилактики проблем психоэмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста»музыкальный руководитель - Магомедова Фатима Рустамовна
Фундаментом здоровья взрослого человека является здоровье ребенка, от состояния которого будет зависеть выполнение всех...