ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРАКТИКЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Галина Анатольевна Кругликова

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_solnyshko.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРАКТИКЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Кругликова Галина Анатольевна, воспитатель;                                Позднышева Марина Анатольевна, воспитатель.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 229»

 Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В.А. Сухомлинский)

В стандарте образования   (пункт  2.11.2)   законодатели  определяют инклюзивное образование, которое  должно содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья,  в том числе механизмы адаптации  для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Согласно стандарту образования, содержание образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста должно отражать следующие аспекты:

  • предметно – пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

В соответствии со стандартом мы создаем и организуем среду на основании таких принципах:

  • Безопасность, комфортность, информативность;
  • Мобильность, функциональность;
  • Организуется с учётом возрастных закономерностей развития детей, в соответствии с их возможностями, потребностями и интересами, чтобы проявлять активность в сотрудничестве со взрослыми, с детьми и самостоятельно;
  • Вариативность, многофункциональность, чтобы у каждого ребёнка был выбор и возможность реализовать свою инициативу и интерес;
  • Подвижность, обновление и пополнение вслед за изменением образовательных потребностей детей.

Таким образом,  предметно – пространственная развивающая   среда позволяет нам создавать условия для   реализации детей  своего  право на свободу выбора деятельности, на реализацию своих интересов и потребностей. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, выбирать материалы и оборудования для реализации задуманных целей, а не получать готовые знания от педагогов.

Одним из самых любимых уголков в группе является Центр двигательной активности. Он лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь есть массажный коврик, специальные мячики, арки для лазания.

Содержимое строительного центра, «Маленький строитель», позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на полу, либо на столе. Рядом расположены мягкие модули, которые легко переносятся в любую часть группы, дети с большим удовольствием строят из него машину, кораблик и др. Так же здесь размещены машины –  грузовики, легковые автомобили (в них дети могут легко катать мягкие игрушки, или просто перевозить конструктор). Для поддержания постоянного интереса детей к игровому материалу размещаем его в различных местах групповой комнаты рядом с игрушками.

Центр сенсорного развития включает игры и оборудование на развитие крупной и мелкой моторики, зрительного восприятия: шнуровки, конструкторы, пазлы, доски с вкладышами,  сверкающее домино, пирамидки, деревянные вкладыши, сумки-домики, панели игровой стены: рыбы. луг, кармашки, маркерная доска. Игры на развитие слухового восприятия: шумящие коробочки, набор шумовых музыкальных инструментов, кубиков, звучащие куклы, настольная музыкальная игрушка «Ручные колокольчики».

Игровой центр сюжетно-ролевых игр помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций и закрепляет знания об окружающей действительности и жизни в социуме. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Все игрушки и игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать все на место. Это куклы разного размера, посуда (кухонная, столовая), муляжи продуктов, овощей и фруктов, деревянная мебель, кухонный гарнитур, микроволновая печь и другое.

Для девочек больший интерес представляют кухня, где можно приготовить вкусный обед; мини-парикмахерская, где можно попробовать сделать кукле или другу модную прическу, а также «Медицинский кабинет», где дети лечат своих кукол или друг друга. Супермаркет пользуется популярностью, как у мальчиков, так и у девочек. Тут проигрываются жизненные ситуации, в которых закладываются первоначальные экономические знания и отношения.

Центр эмоционального комфорта.

Природный уголок, который служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Комнатные растения подобраны в соответствии с возрастом детей, размещены так, чтобы воспитателям и детям было удобно за ними ухаживать. Игры с водой  стимулируют у детей процессы познания и вовлекают их в совместную исследовательскую деятельность. Способствуют развитию положительных эмоций. Зеркальный домик позволяет детям рассмотреть себя со всех сторон. В шатре ребёнок может уединиться и побыть один. Центр эмоционального комфорта особенно важен для детей с проблемами в развитии. У них наблюдается быстрая утомляемость и необходимы условия для снятия напряжения и релаксации.

Такая организация предметно – пространственной развивающей среды способствует   достижению детьми  таких ориентиров, которые отражены в стандарте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

 Следовательно, организация   предметно – пространственной развивающей среды способствует  формированию  благоприятных условий  в практике инклюзивного образования и повышения  социальной активности детей с ОВЗ  младшего дошкольного возраста,  повышает уровень  жизнедеятельности  детей   в социуме.

В заключение своего выступления мне хочется пожелать всем педагогам успехов в освоении общеобразовательных программ, обновленных с учетом требований ФГОС, организации предметно – пространственной развивающей  среды, интересных и содержательных форм работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Организация предметно-развивающей среды в сенсомоторном развитии детей младшего возраста.

Многие дети приходят в детский сад с отставанием в речевом развитии, с недоразвитием мелкой моторики пальцев рук, с нарушением ощущений цветовой гаммы. Поэтому я определила значимость сенсомоторного р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г.

Консультация для воспитателей«Организация предметно-пространственной  математической  мини-среды в группах»  06.05.2019г....

Особенности организации предметно-развивающей среды для детей раннего и младшего возраста

В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Необх...

"Построение развивающей предметно - пространственной и образовательной среды для организации инклюзивного образования"

В консультации даны рекомендации для построения развивающей предметно -пространственной  и образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов....