Роль логопедического массажа в комплексной коррекционно-педагогической работе при дизартрии
статья по коррекционной педагогике на тему
В данной статье мы рассматриваем значимость логопедического массажа для коррекции речи у детей с дизартирией, особенно на начальном этапе; рассматриваем различные виды логопедического массажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 970.97 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПРИ ДИЗАРТРИИ
Система коррекционно-педагогической работы
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности. Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является ее сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.
Перспективный план работы.
- Массаж мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи. Ставит целью активизацию мышц при вялом парезе (параличе), либо расслаблении мышц при их спастичности.
- Работа над речевой моторикой включает пассивную гимнастику (с целью активизации движений губ и языка); активную гимнастику (для активизации движений губ, языка, мягкого неба), формирование произвольного дыхания, увеличение интенсивности и продолжительности выдоха.
- Работа над голосом.
- Работа над просодической окраской речи.
- Коррекция фонетико-фонематической стороны речи.
- Работа над лексико-грамматической стороной речи.
Логопедический массаж - первый этап в комплексе коррекционно-педагогических мероприятий
Содержание и методы работы видоизменяются в зависимости от характера и тяжести дизартрии, от общего уровня речевого развития. Наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия, при которой важное значение имеет применение дифференцированного массажа (расслабляющего или укрепляющего), а также артикуляционной гимнастики. Большинство авторов (Е.Ф.Архипова, Е.М.Мастюкова, М. В. Ипполитов а, Л.С.Волкова) ставят на первое место в коррекционной работе именно массаж, так как он подготавливает артикуляционный аппарат к формированию артикуляционных укладов, способствует расслаблению мышц артикуляционного аппарата при их спастичности, укреплению артикуляционных мышц при их гипотонии, помогает развитию ощущения артикуляционных движений и артикуляционного праксиса,
В данной главе мы рассматриваем значимость логопедического массажа для коррекции речи у детей с дизартрией, особенно на начальном этапе, рассматриваем различные виды логопедического массажа. Массаж проводится дозированно, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса или, наоборот, в группах мышц вялых, ослабленных. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений.
Расслабляющий мануальный логопедический массаж. Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:
- в направлении от середины лба к вискам;
- от бровей к волосистой части головы;
- от линии лба вниз через все лицо к шее;
- от мочек уха по щекам к крыльям носа;
- по верхней губе от угла рта к середине;
- по нижней губе от угла рта к середине.
Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется пять-семь раз, по времени массаж не превышает 5-7 минут.
Расслабление языка:
- точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения пальцем под нижней челюстью;
- вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 секунд);
- легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течение 15 секунд языка деревянным (пластмассовым) шпателем, который накладывается на кончик языка.
Расслабление оральной мускулатуры достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, лба, губ, языка, Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6-8-10 раз.
Расслабление губ предполагает проведение следующих упражнений:
- поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
- поглаживание верхней и нижней губ к центру;
- постукивание губ;
- точечный массаж губ.
Каждое движение повторяется 3-8 раз.
Расслабление мышц шеи.
После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными плавными движениями поворачивает его голову в одну и другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.
При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии к ушам - к «периферии».
Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем проведения следующих упражнений:
- поглаживание лба от середины к вискам;
- поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
• разминание скуловой и щечной мышцы, поместив указательные пальцы обеих рук в нижней части виска, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4-5 легких движений сила движений нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций у ребенка. Движения повторяются 8-10 раз.
Укрепление губной мускулатуры, С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание, вибрацию губ: от середины верхней губы к углам; от середины нижней губы к углам; поглаживание носогубных складок к крыльям носа; пощипывание губ. Движения повторяются 8-10 раз.
Укрепление язычной мускулатуры. При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя: продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику; вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык; на поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания языка из стороны в сторону.
Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5-10 секунд, способствуют активизации мышц языка.
Выше описаны приемы логопедического мануального массажа. Далее остановимся на приемах специального логопедического массажа, проводимого с помощью массажных зондов. Массаж разработан E.Н.Новиковой, г. Москва. Данный массаж проводится при пониженном тонусе мышц языка.
Игольчатый массаж: мышц языка при открытом рте и высунутом изо рта языке. Кончик языка держать марлей, носовым платком. Массаж идет игольчатым зондом с обычным покалыванием, а также покалыванием с прокачиванием.
Упражнения для массажа подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не превышает в начале занятий 5 минут. По мере привыкания ребенка к логопеду, к занятиям длительность массажа можно увеличивать до 8-10 минут.
Таким образом, массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможностей движения речевых мышц и включения их в процесс произношения.
Дизартрия - сложное речевое нарушение. Логопедическая работа при данном речевом нарушении проводится поэтапно. Первый этап - подготовительный. Логопедический массаж - одна из важнейших составляющих этого этапа. Нередко, в наиболее сложных случаях, невозможно обойтись без массажа. Из опыта нашей работы мы можем заключить, что практически при каждом наборе в логопедическую группу детей 4-5- летнего возраста встречаются дети с таким нарушенным тонусом мышц артикуляционного аппарата, что логопедический массаж им необходимо проводить в течение периода от 3-6 месяцев до одного года.
В данной работе мы попытались собрать воедино и описать различные виды логопедического массажа. Необходимо отметить, что с детьми дошкольного возраста целесообразно проводить мануальный массаж (с использованием деревянного или пластмассового шпателя), так как дети часто боятся металлических зондов; они вызывают у них резкую негативную реакцию, что может привести к полному отказу ребенка от занятий.
Приемы массажа необходимо использовать в сочетании с игровой терапией, так как многие дети трудно привыкают к массажу. Перед тем, как приступить к массажу, логопед должен установить с ребенком доверительные отношения.
Использованная нами система работы в течение ряда лет дает положительный результат. Все дети, имеющие диагноз «дизартрия» уходят в школу с хорошей речью
При дизартрии требуется длительная систематическая логопедическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей логопедической группы, логопеда и родителей, от взаимопонимания логопеда и ребенка. Во всех случаях основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произношения звуков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1989.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. - М: Международная педагогическая академия, 1994.
- Бадалян Л.О. Невропатология. - М.: Просвещение, 1987.
- Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств //Дефектология, № 1, 2000. Стр. 24.
- Логопедия. //Под ред. Л.С. Волковой - М: Просвещение, 1989.
- Мастюкова Е.М., Ипполитова MB. Нарушения речи у детей с ЦП. М.: Просвещение, 1985.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М, 1997.
- Москаленко А.А. К вопросу о перинатальной гипоксической энцефалопатии и ее последствиях: морфология, клиника и диагностика //Дефектология, № 5, 1999 Стр.71.
- Филичева Т.Б., Чевелева НА., Чиркина Т.В. Основы логопедии, - М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/29/picture-421473-1490803009.jpg)
Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания
Тема: «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания»(слайд № 1)В последние годы сильно возросло число заикающихся детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь нега...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-199770-1702223074.jpg)
Место массажа в комплексной системе коррекционно – педагогического воздействия.
Цель: на основе предоставленного материала структурировать знания о сущности и механизмах действия логопедического массажа, зондовом массаже как одним из его видов ; выявить показания к применению мас...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/26/picture-920327-1493226255.jpg)
Консультация для логопедов " Роль логопедического массажа при различных речевых нарушениях".
Логопедический массаж для детей с ТНР...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/28/picture-446590-1640639536.jpg)
Логопедический массаж и самомассаж в коррекционной работе с детьми с ТНР
Статья посвящена вопросам применения логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми с ТНР....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/13/picture-1198860-1576205845.jpg)
Презентация "Диагностическая методика для комплексного коррекционно-педагогического обследования"
В презентации представлены диагностические методики для обследования звукопроизношения, уровня развития слоговой структуры, уровня развития связной речи, развития фонематических представлений....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/22/picture-1106372-1548178491.jpg)
Роль логопедического массажа
Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата специальными приемами,...