Роль логопедического массажа в комплексной коррекционно-педагогической работе при дизартрии
статья по коррекционной педагогике на тему

Уварова Марина Леонидовна


В данной статье мы рассматриваем значимость логопедического массажа для коррекции речи у детей с дизартирией, особенно на начальном этапе; рассматриваем различные виды логопедического массажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx970.97 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПРИ ДИЗАРТРИИ

Система коррекционно-педагогической работы

Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности. Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является ее сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.

Перспективный план работы.

  1. Массаж мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи. Ставит целью активизацию мышц при вялом парезе (параличе), либо расслаблении мышц при их спастичности.
  2. Работа над речевой моторикой включает пассивную гимнастику (с целью активизации движений губ и языка); активную гимнастику (для активизации движений губ, языка, мягкого неба), формирование произвольного дыхания, увеличение интенсивности и продолжительности выдоха.
  3. Работа над голосом.
  4. Работа над просодической окраской речи.
  5. Коррекция фонетико-фонематической стороны речи.
  6. Работа над лексико-грамматической стороной речи.

Логопедический массаж - первый этап в комплексе коррекционно-педагогических мероприятий

Содержание и методы работы видоизменяются в зависимости от характера и тяжести дизартрии, от общего уровня речевого развития. Наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия, при которой важное значение имеет применение дифференцированного массажа (расслабляющего или укрепляющего), а также артикуляционной гимнастики. Большинство авторов (Е.Ф.Архипова, Е.М.Мастюкова, М. В. Ипполитов а, Л.С.Волкова) ставят на первое место в коррекционной работе именно массаж, так как он подготавливает артикуляционный аппарат к формированию артикуляционных укладов, способствует расслаблению мышц артикуляционного аппарата при их спастичности, укреплению артикуляционных мышц при их гипотонии, помогает развитию ощущения артикуляционных движений и артикуляционного праксиса,

В данной главе мы рассматриваем значимость логопедического массажа для коррекции речи у детей с дизартрией, особенно на начальном этапе, рассматриваем различные виды логопедического массажа. Массаж проводится дозированно, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса или, наоборот, в группах мышц вялых, ослабленных. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений.

Расслабляющий мануальный логопедический массаж. Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:

  • в направлении от середины лба к вискам;
  • от бровей к волосистой части головы;
  • от линии лба вниз через все лицо к шее;
  • от мочек уха по щекам к крыльям носа;
  • по верхней губе от угла рта к середине;
  • по нижней губе от угла рта к середине.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется пять-семь раз, по времени массаж не превышает 5-7 минут.

Расслабление языка:

  • точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения пальцем под нижней челюстью;
  • вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 секунд);
  • легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течение 15 секунд языка деревянным (пластмассовым) шпателем, который накладывается на кончик языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, лба, губ, языка, Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6-8-10 раз.

Расслабление губ предполагает проведение следующих упражнений:

  • поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
  • поглаживание верхней и нижней губ к центру;
  • постукивание губ;
  • точечный массаж губ.

Каждое движение повторяется 3-8 раз.

Расслабление мышц шеи.

После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными плавными движениями поворачивает его голову в одну и другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии к ушам - к «периферии».

Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем проведения следующих упражнений:

  • поглаживание лба от середины к вискам;
  • поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

•        разминание скуловой и щечной мышцы, поместив указательные пальцы обеих рук в нижней части виска, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4-5 легких движений сила движений нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций у ребенка. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление губной мускулатуры, С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание, вибрацию губ: от середины верхней губы к углам; от середины нижней губы к углам; поглаживание носогубных складок к крыльям носа; пощипывание губ. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление язычной мускулатуры. При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя: продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику; вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык; на поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания языка из стороны в сторону.

Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5-10 секунд, способствуют активизации мышц языка.

Выше описаны приемы логопедического мануального массажа. Далее остановимся на приемах специального логопедического массажа, проводимого с помощью массажных зондов. Массаж разработан E.Н.Новиковой, г. Москва. Данный массаж проводится при пониженном тонусе мышц языка.

Игольчатый массаж: мышц языка при открытом рте и высунутом изо рта языке. Кончик языка держать марлей, носовым платком. Массаж идет игольчатым зондом с обычным покалыванием, а также покалыванием с прокачиванием.

Упражнения для массажа подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не превышает в начале занятий 5 минут. По мере привыкания ребенка к логопеду, к занятиям длительность массажа можно увеличивать до 8-10 минут.

Таким образом, массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможностей движения речевых мышц и включения их в процесс произношения.

Дизартрия - сложное речевое нарушение. Логопедическая работа при данном речевом нарушении проводится поэтапно. Первый этап - подготовительный. Логопедический массаж - одна из важнейших составляющих этого этапа. Нередко, в наиболее сложных случаях, невозможно обойтись без массажа. Из опыта нашей работы мы можем заключить, что практически при каждом наборе в логопедическую группу детей 4-5- летнего возраста встречаются дети с таким нарушенным тонусом мышц артикуляционного аппарата, что логопедический массаж им необходимо проводить в течение периода от 3-6 месяцев до одного года.

В данной работе мы попытались собрать воедино и описать различные виды логопедического массажа. Необходимо отметить, что с детьми дошкольного возраста целесообразно проводить мануальный массаж (с использованием деревянного или пластмассового шпателя), так как дети часто боятся металлических зондов; они вызывают у них резкую негативную реакцию, что может привести к полному отказу ребенка от занятий.

Приемы массажа необходимо использовать в сочетании с игровой терапией, так как многие дети трудно привыкают к массажу. Перед тем, как приступить к массажу, логопед должен установить с ребенком доверительные отношения.

Использованная нами система работы в течение ряда лет дает положительный результат. Все дети, имеющие диагноз «дизартрия» уходят в школу с хорошей речью

При дизартрии требуется длительная систематическая логопедическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей логопедической группы, логопеда и родителей, от взаимопонимания логопеда и ребенка. Во всех случаях основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произношения звуков.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1989.
  2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. - М: Международная педагогическая академия, 1994.
  3. Бадалян Л.О. Невропатология. - М.: Просвещение, 1987.
  4. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств //Дефектология, № 1, 2000. Стр. 24.
  5. Логопедия. //Под ред. Л.С. Волковой - М: Просвещение, 1989.
  6. Мастюкова Е.М., Ипполитова MB. Нарушения речи у детей с ЦП. М.: Просвещение, 1985.
  7. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М, 1997.
  8. Москаленко А.А. К вопросу о перинатальной гипоксической энцефалопатии и ее последствиях: морфология, клиника и диагностика //Дефектология, № 5, 1999 Стр.71.
  9. Филичева Т.Б., Чевелева НА., Чиркина Т.В. Основы логопедии, - М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания

Тема: «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания»(слайд № 1)В последние годы сильно возросло число заикающихся детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь нега...

Место массажа в комплексной системе коррекционно – педагогического воздействия.

Цель: на основе предоставленного материала структурировать знания о сущности и механизмах действия логопедического массажа, зондовом массаже как одним из его видов ; выявить показания к применению мас...

Логопедический массаж и самомассаж в коррекционной работе с детьми с ТНР

Статья посвящена вопросам применения логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми с ТНР....

Презентация "Диагностическая методика для комплексного коррекционно-педагогического обследования"

В презентации представлены диагностические методики для обследования звукопроизношения, уровня развития слоговой структуры, уровня развития связной речи, развития фонематических представлений....

Роль логопедического массажа

Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата специальными приемами,...