Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике на тему

Соловьёва Наталья Аркадьевна

В данном материале представлен опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с диагнозом детский церебральный паралич. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А. Соловьёва

ГБДОУ Детский сад№45

комбинированного вида

Приморского района

Санкт-Петербург

Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети  с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждаются в создании специальных условий для получения образования.

Специальные условия - это необходимые для получения детьми с ОВЗ реабилитационных услуг, приспособления, технологии, способы, методы, программы, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.

Рождение ребёнка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребёнок - инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме.  Дети с ограничениями в здоровье страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании.

Социализация и интеграция детей и подростков с ОВЗ на настоящий момент становится приоритетной задачей современного российского общества.

На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья остаётся недостаточной и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства.

Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде.

Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии.

Инклюзивное образование даёт возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объёме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и людям в своём обществе.

Но необходимо отметить, что с процессом включения таких детей в массовые образовательные учреждения связано много сложностей.

Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции располагают детские сады комбинированного вида, имеющие, как обычные, так и специализированные (компенсирующие или коррекционные) дошкольные группы. Наше дошкольное учреждение располагает такими условиями.

В детском саду функционируют 12 групп: 8 групп – общеобразовательной направленности и 4 группы компенсирующей. Из них 2 группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и 2 группы для детей со сложными дефектами.

Всего детский сад посещают 233 ребёнка. Из них 14 человек – группы со сложными дефектами и 15 человек – группы ОПД.

Возраст детей специализированных групп от3 до 8 лет.

Из 29 детей, посещающих специализированные группы, самостоятельно (без помощи) передвигаются 4 ребятишек. Пытаются ходить самостоятельно, но нужен постоянный контроль и подстраховка взрослых 8 детей, с помощью ходунков и за руку передвигаются 5 детей. 12 детей колясочников.

У всех деток проблемы с интеллектом: 18 детей с ЗПР, 11 детей с умственной отсталостью.

26 детей специализированных групп имеют статус инвалида.

Основным диагнозом группы для детей со сложными дефектами является ДЦП.

По состоянию интеллекта дети с ДЦП представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных наблюдается значительное недоразвитие интеллекта.

Большинство детей отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности, безучастии, безразличии.

Для таких детей характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Повышенная эмоциональная возбудимость у них может сочетаться с плаксивостью, капризностью. Незрелость, которая проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. В результате это приводит к формированию у таких детей иждивенческой установки, неспособности и нежеланию к самостоятельной практической деятельности, трудностям социальной адаптации.

Этап дошкольного детства — время вхождения детей с ДЦП в первую общественную образовательную систему дошкольного воспитания и обучения.

В нашем учреждении на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с ОВЗ. Под необходимостью создания этих направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Одним из таких направлений развития системы специального обучения и воспитания можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы общеобразовательных учреждений.

Цели, которые мы поставили перед собой:

- вовлечение детей с ОВЗ, как в образовательную, так и в социальную среду;

- формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ.

Детям инвалидам не нужна жалость, им нужна дружба и помощь.

К ещё одной проблеме интегративного обучения относится толерантное отношение родителей здоровых детей к «особым» детям. Проблема заключается в мировоззрении данной категории родителей, которые считают, что их ребёнок, находясь рядом с детьми с особыми потребностями, приобретает негативный жизненный опыт, который в дальнейшем ему не пригодится.

В целях повышения педагогической компетенции родителей и помощи семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество проводим «Психологическую гостиную», где родители учатся эффективным способам взаимодействия с ребёнком, получают новые знания, усваивают методы совместной деятельности, которые можно будет использовать в домашних условиях.  Так же родители находят себе единомышленников, в результате решают свои проблемы коллективно и грамотно.

В ДОУ проводилось анкетирование родителей общеобразовательных групп, с целью дать оценку их отношения к детям с ОВЗ. Опрашиваемым предлагалось высказать своё отношение к детям с ОВЗ: о наличии опыта общения в повседневной жизни с такими детьми, из каких источников родители получают информацию о детях с ОВЗ. Также анкетирование позволило узнать, готовы ли родители к тому, чтобы ребёнок с ОВЗ находился в группе с детьми общеобразовательных групп, готовы ли они оказывать помощь детям с проблемами в развитии.

При подведении итогов опроса выявлено, что наибольшая часть опрашиваемых положительно относится к детям с ОВЗ. На вопрос об опыте общения с такими детьми, и насколько часто встречаются в повседневной жизни, большинство ответило об отсутствии подобного опыта и редком сталкивании с ними в жизни. Информированность о детях с ОВЗ — одно из необходимых условий успешной социальной интеграции последних. В качестве основного источника информации большинство родителей  называют средства массовой информации, такие как телевидение, газеты, журналы и интернет. Меньше всего узнают о таких детях из популярной и научной литературы, от педагогов и воспитателей.

Результаты анкетирования показали, что большинство участников опроса очень лояльно относятся к детям с ОВЗ, считают неправильным их нахождение только в специализированных учреждениях, готовы принимать участие в процессе их интеграции в обществе, оказывать помощь на повседневной основе. Но также они считают, что в обществе недостаточно уделяется внимания подобным детям, необходимо больше информированности нашего общества, больше мероприятий со стороны государственных и общественных структур по интеграции детей с ОВЗ и улучшения их положения в социуме.

Для того чтобы создать условия для лучшей социализации детей с ОВЗ в рамках нашего сада мы начали использовать точечную инклюзию.

Точечная инклюзия - когда ребёнок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

Мы проводим следующие мероприятия, на которых дети с ОВЗ  (группы для детей со сложными дефектами и группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) совмещаются с детьми общеобразовательных групп:

- взаимное посещение занятий;

- совместные праздники;

- совместные театрализованные досуги.

В процессе проведения совместных досугов происходит взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним

- упражнения для социально-эмоционального развития детей

- коррекционно-развивающие игры

- репетиции и разыгрывание сказок.

На таких занятиях  обогащается эмоциональный опыт детей, развивается эмоциональная сфера, стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети  с выраженными двигательными нарушениями – двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевают свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными.  Повышается уровень самооценки. У детей появляется уверенность в себе, своих силах и своих возможностях.

Начали использовать технологию педагогических кругов  «Круг приветствие».

История возникновения педагогического круга, как педагогической технологии в работе с детьми встречается в работах выдающегося итальянского учёного, философа, педагога и психолога [Марии Монтессори (1870-1952)].

Круг используется как организационный момент в начале дня.        

«Круг», согласно учению [Марии Монтессори], помогает ребёнку в проявлении своей индивидуальности, так как является формой открытого общения, создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию взаимоотношениям, облегчает взаимопонимание.

Виды «Педагогических кругов»:

Утренний круг.

Общий круг.

Групповой круг.

Круг - поздравление.

Круг ситуативный.

Мы проводим  «Утренний Круг Приветствие» с группами детей со сложными дефектами и группами для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата совместно с детьми общеобразовательных групп. Проводится в утреннее время, когда дети уже собрались в детском саду.

Целью проведения данного мероприятия является желание помочь детям адаптироваться к социуму.

В кругу решаются следующие задачи:

- Формируется эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком.

- Начинается процесс социализации ребёнка, его адаптации к окружающему миру.

- В общении со сверстниками ребёнок усваивает правила поведения, развивается его эмоциональная и волевая сфера.

- Для расторможенных детей круг становится опорой для организации своего поведения.

- Детей с низким уровнем активности это занятие стимулирует к участию в общем действии.

        Круг способствует:

-активизации зрительного и слухового внимания;

-стимуляции сенсорного развития;

-стимуляции тактильного взаимодействия ребёнка с другими;

-развитию подражания;

-развитию способности к переключению внимания.

В результате таких мероприятий происходит принятие детей друг другом.

Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья получают дополнительную возможность для социализации, которая поможет им в дальнейшем войти в общественную жизнь.

Список литературы:

  1. Шипицына Л.М.,  Мамайчук И.И.  Детский церебральный паралич.- СПб., 2001.
  2. Зигле Л.А., Ефимова Н.М, Малинина Н.Ю., Михайлова В. Педагогический круг: методические рекомендации. – СПб., 2011.
  3. Выготский Л.С.  Основы дефектологии – СПб., 2003.
  4. Микшина Е.П., Зигле Л.А. Технологии инклюзивного образования в дошкольных учреждениях: рекомендации для руководителей дошкольных учреждений. – СПб., 2011.
  5. Ткачева В.В.  Психокоррекционная работа с матерями, воспитывющими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. – Москва, 2000.
  6.  Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: методические рекомендации. – СПб., 2009.

Сведения об авторе.

Ф.И.О. автора

Соловьёва Наталья Аркадьевна

Место работы

ГБДОУ Детский сад№45 комбинированного вида Приморского района СПб

Должность

Педагог-психолог

Адрес рабочий,

 Домашний

Пр. Королёва 24/2

Ул.М.Новикова 9-180

E-mail

Kiss-wait-kat@mail.ru

Телефон рабочий

Домашний

Мобильный

3033544

3049973

89112529524

Тема статьи

Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру

В статье раскрываеся формирование     навыков     моделирования     взаимоотношений     с...

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Сертификат участника XI Всероссийской научно - практической конференции "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт,проблемы, инновации"

Сертификат участника XI Всероссийской научно - практической конференции "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт,проблемы, инновации"...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

В консультации представлена модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей работы при формировании позитивной социализации детей с ограниченными возможностями з...

Новый сборник статей посвященный "Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации" 2020 год

Сборник составлен по материалам XIV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам социализации и психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья....