Авторская программа: "Цветные сказки и краски"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Астафьева Лилия Александровна
  • Актуальность программы определяется следующими фактами: возрастающие требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению приводят к необходимости интенсификации процесса обучения с учетом личностных особенностей, сохраняя и преумножая, при этом, их психологическое здоровье. Возрастающее число неполных и неблагополучных семей приводит к ухудшению психоэмоциональных состояний детей, что не может не сказываться на процессе их обучения и развития. Осознание этих особенностей современного социума приводит к поиску новых технологических возможностей в психолого-педагогическом процессе образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Проблема интенсификации образовательного процесса старших дошкольников с учетом индивидуальных возможностей обучения детей и сохранения положительного эмоционального фона обучения остается в числе актуальных и активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем, несмотря на значительные исследования в этой области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tsvetnye_skazki_i_kraski.docx234.26 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Теремок»

Принята на заседании

педагогического совета

СП «Детский сад «Теремок»                                                          ГБОУ СОШ с.Исаклы                                                                                      Протокол №  2 от  23.09.2014г.                                                                                Председатель                                                                                 педагогического совета                                                                        ____________ Е.С.Евстифеева    

Утверждаю

Приказ № 4  от 24.09.2014г

Директор ГБОУ СОШ с.Исаклы                          ____________ Е.Н.Нестерова

                                                         

«Цветные сказки и краски»

дополнительная образовательная программа 

социально-педагогической направленности

для детей 5-7 лет

Срок реализации программы – 1 год

Автор-составитель:

Астафьева

Лилия Александровна

педагог-психолог

 СП "Детский сад "Теремок""

ГБОУ СОШ с.Исаклы

с. Исаклы, 2014г.

  1. Пояснительная записка.
  • Направленность дополнительной образовательной программы - социально-педагогическая.
  • Актуальность программы определяется следующими фактами: возрастающие требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению приводят к необходимости интенсификации процесса обучения с учетом личностных особенностей, сохраняя и преумножая, при этом, их психологическое здоровье. Возрастающее число неполных и неблагополучных семей приводит к ухудшению психоэмоциональных состояний детей, что не может не сказываться на процессе их обучения и развития. Осознание этих особенностей современного социума приводит к поиску новых технологических возможностей в психолого-педагогическом процессе образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Проблема интенсификации образовательного процесса старших дошкольников с учетом индивидуальных возможностей обучения детей и сохранения положительного эмоционального фона обучения остается в числе актуальных и активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем, несмотря на значительные исследования в этой области.
  • Новизна программы заключается в использовании возможностей цветовой гаммы, элементов сказкотерапии и изобразительной деятельности в гармонизации и развития личности ребенка: в коррекции психоэмоционального состояния, мотивационных особенностей, способностей проявлять волевые усилия, в развитии речи, произвольного и непроизвольного внимания, памяти, зрительного восприятия, воображения и фантазии, в развитии навыка общения со взрослыми и сверстниками, уверенности в себе, формировании положительной самооценки, активизации двигательной активности.
  • Педагогическая целесообразность заключается в высокой эффективности сказкотерапии и изобразительной деятельности, а также во включении системы занятий по гармонизации психоэмоциональных состояний детей в комплексную образовательную и оздоровительную систему дошкольной образовательной организации.
  • Цель программы – обеспечение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста и интенсификация процесса обучения посредством коррекции их психоэмоциональных состояний.
  • Задачи программы:
  1. Развивать художественно-творческие способности детей.
  2. Развивать познавательные процессы и высшие психические функции: зрительную и слуховую память, внимание (концентрацию и распределение), образное мышление, связную речь, мотивацию к обучению.
  3. Создавать условия для реализации двигательной активности детей.
  4. Способствовать формированию адекватной самооценки детей.
  5. Формировать положительную мотивацию к процессу обучения, в т.ч. мотивацию к обучению в школе.
  • Отличительные         особенности        данной образовательной       программы от уже существующих программ заключаются в том, что такое сочетание средств арт-терапии и психотерапии еще не встречалось с целью интенсификации образовательного процесса, а также в том, что цветовая стимуляция используется не только на занятиях данной программы, а постепенно интегрируется в образовательный процесс – в непосредственно образовательную деятельность всех тематических направлений.
  • Возраст    детей,    участвующих    в    реализации    данной образовательной программы – старший дошкольный возраст (5-7 лет).
  • Сроки реализации дополнительной образовательной программы Продолжительность реализации содержания программы 1 учебный год. В структуру содержания входит несколько этапов:
  1. Подготовительный этап – производится диагностика психоэмоциональных состояний детей, а также уровень развития познавательной сферы и творческих способностей.
  2. Практический этап – реализация системы занятий, которая основывается на результатах диагностики, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  3. Завершающий – финальная диагностика результатов реализации программы, а также организация различных форм подведения итогов (выставки, индивидуальные альбомы продуктивной деятельности).    
  • Форма и режим занятий

Занятия организуются в форме подгрупповой совместной со взрослым  образовательной деятельности с детьми во второй половине дня, в течение всего учебного года.

Всего 18 занятий, кратность проведения 2 раза в месяц.

Продолжительность каждого занятия 25-30 минут.

Максимальное количество детей в подгруппе - 10-12 человек.

Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.

Для решения поставленных задач применялись следующие приемы и техники:

  1. рефлексия психологического состояния и настроения в начале и конце занятия;
  2. визуальная цветостимуляция («цветовой душ», «цветные коврики, скатерти» и др.);
  3. арт-терапевтические техники – рисование мандалы, ассоциативное рисование;
  4. элементы сказкотерапии – пассивное слушание сказки, придумывание «цветных сказок», придумывание окончаний сказок;
  5. коррекционно-развивающие игры (психогимнастика, игровые упражнения, метод «эмпатия» (ТРИЗ);
  6. пассивная музыкотерапия -  прослушивание музыки на занятиях.

Занятия с детьми, имеют следующую структуру:

1 ЭТАП

- психологическое вхождение в занятие: рефлексия психологического состояния при помощи цвета, цветовая стимуляция – «цветовой дождь».

2 ЭТАП

- познавательный: чтение «цветной» сказки, прослушивание музыки.

3 ЭТАП

- практический:  стимулирование зрительного анализатора (использование цветных ковриков и/или скатертей как подложек для индивидуальной работы), самостоятельная работа детей по теме занятия (рисование цветом), работа с текстами сказок.

4 ЭТАП

-  завершающий: психофизическая разгрузка средствами цветовой визуализации, элементы  релаксации, рефлексия детьми динамики своего психологического состояния и настроения)  

  • Ожидаемые результаты дополнительной образовательной программы и способы определения их результативности:  
  1. положительные изменения в поведении детей;
  2. сформирована самооценка детей до адекватного уровня;
  3. сформированы познавательные процессы ребёнка;
  4. созданы условия для двигательной активности детей;
  5. достаточный уровень развития творческих способностей;
  6. активизированы мыслительные процессы детей

Ожидаемый эффект в обеспечение эмоционального благополучия детей может быть достигнут при соблюдении следующих педагогических условий:    

1. Создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, установление с детьми доверительных отношений.

2. Организация специфической предметно-развивающей среды, во-первых, обеспечивающей возможность реализовать детьми потребность в двигательной активности, во-вторых, позволяющей комплексно проводить цветостимуляцию зрительного анализатора детей.    

3. Использование системы одобрений и поощрений ребёнка; создание ситуаций успеха, позволяющих ребёнку свободно излагать свои мысли и чувства на бумаге при рисовании, раскрепощающих и придающих уверенность в своих силах и действиях.

4. Градация нагрузки и заданий в зависимости от психоэмоционального состояния ребёнка и от его возможностей.

5. Создание творческой атмосферы, позволяющей ребёнку реализовать свои замыслы.

6. Поддерживание в течение всего занятия оптимального психоэмоционального состояния, способствующего высокой продуктивности деятельности детей.

После окончания реализации программы проводится заключительный мониторинг психоэмоциональных состояний детей и творческого потенциала их личности посредством следующих методик (приложение 1):

  1. Тест М.Люшера (8-цветный вариант) (с дополнениями А.И.Юрьева и К. Шапоша.
  2. Проективный тест «Моя семья».
  3. Тест Д.Векслера (WISC) (адаптирован А.Ю.Панасюком (1973 г.).
  4. Методика «Беседы о школе» Т.А.Нежновой (модификация А.М.Прихожан).
  5. Тест О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур».
  6. Тест Е.П. Торренса.
  7. Тест из опросника Н.В. Киршевой и Н.В. Рябчиковой (1995).
  •  Формой   подведения   итогов   реализации   дополнительной   образовательной программы являются систематические периодические (раз в месяц) выставки продуктивной деятельности детей – рисунков, а также составление индивидуальных альбомов «Цветные сказки и краски».
  1. Учебно-тематический план.

Занятия в данной программе не могут быть разделены на практические и теоретические, т.к. на занятии происходит интеграция нескольких видов деятельности, а также совмещается теория и практика.

№ п /п

Тема

Количество часов

1

Страна всех цветов

1

2

Желтый цвет

2

3

Коричневый цвет

1

4

Оранжевый цвет

1

5

Красный цвет

2

6

Черный цвет

1

7

Белый цвет

2

8

Голубой цвет

1

9

Синий цвет

1

10

Серебряный цвет

1

11

Фиолетовый цвет

1

12

Зеленый цвет

2

13

Розовый цвет

1

14

Золотой цвет

1

Итого:

18

  1. Содержание изучаемого курса.

       Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

№ п /п

Тема

Краткое содержание, структура

1

Страна всех цветов

  1. Погружение в цвет: слушание «Разноцветной сказки»
  2. Упражнение «Феи»
  3. Упражнение «Цветик-семицветик»
  4. Самовыражение в цвете: рисование любимого места пребывания или сказку, используя самые любимые цвета.

2

Желтый цвет

  1. Погружение в цвет: упражнение «Ощущение цвета», слушание «Желтой сказки».
  2. Упражнение «Огонек», упражнение «Осень», упражнение «Желтые листья», упражнение «Ветерок»
  3. Самовыражение в цвете: рисование с элементами аппликации (желтый листок). Упражнение «Бал осенних листьев».
  1. Погружение в цвет: упражнение «Ощущение цвета»,  упражнение «Звук «ж»
  2. Упражнение «Бабочки»        
  3. Упражнение «Танец желтых жителей»
  4. Упражнение «Перевирание сказки «Колобок»
  5. Упражнение « Путешествие Колобка»
  6. Упражнение «Фотографии»
  7. Самовыражение в цвете:  сочинить и нарисовать сказку о путешествии желтого колобка

3

Коричневый цвет

  1. Погружение в цвет: упражнение «Ощущение цвета», слушание «Коричневой сказки»
  2. Упражнение «Коричневый запах»
  3. Упражнение «Грибы»
  4. Упражнение «Сказка «Лесные силачи»
  5. Самовыражение в цвете: составить из обрезков коричневой бумаги любую картинку.

4

Оранжевый цвет

  1. Погружение в цвет: слушание сказки «Рыжий город» (Г. Юдин)
  2. Упражнение «Я бы вырезал»
  3. Упражнение «Полет бабочки»
  4. Упражнение «Ах, как вкусно!»
  5. Самовыражение в цвете: нарисовать пальцем оранжевое настроение.

5

Красный цвет

  1. Погружение в цвет: слушание «Красной сказки»
  2. Ощущение цвета: упражнение «Кто самый внимательный», упражнение «Красные пуговицы»
  3. Упражнения «Волшебное превращение»,  «Дары осени», «Составление описательного рассказа «Яблоко».
  4. Самовыражение в цвете: рисование акварельными красками в красном цвете любимых предметов, ситуаций, мест.
  1. Погружение в цвет: упражнение «Ощущение цвета», сказка «Приключения клубнички»
  2. Упражнение «Что умеют предметы»
  3. Упражнение  «Вкусное варенье»
  4. Самовыражение в цвете:  дорисовывание красных элементов предметов.

6

Черный цвет

  1. Погружение в цвет: упражнение «Ощущение цвета», сказка «Чудище»
  2. упражнение «Определить предмет по местонахождению»
  3. Упражнение «Перышки»
  4. Упражнение «Сон»
  5. Упражнение « Если бы я был художником»
  6. Упражнение «Преображение»
  7. Самовыражение в цвете:  аппликация из цветной бумаги на черном фоне.

7

Белый цвет

  1. Погружение в цвет: упражнение «Ощущение цвета», Сказка «Как бабочка собиралась на бал» (И. Пивоварова)
  1. Упражнение «Доброта»
  1. Упражнение «На балу»
  2. Самовыражение в цвете:  аппликация из белой бумаги на цветном овале.
  1. Погружение в цвет: упражнение «Ощущение цвета», чтение «Белой сказки»
  2. Упражнение «Родственные слова»
  3. Упражнение  «Град»
  4. Самовыражение в цвете: рисование белой краской по цветному фону.

8

Голубой цвет

  1. Погружение в цвет: упражнение «Я нашел», сказка «Голубой светофор» (Дж. Родари)
  2. Упражнение «Ощущение цвета»
  3. Упражнение  «Голубой жук»
  4. Упражнение  «Голубой вагон»
  5. Упражнение  «Полет в голубом небе»
  6. Самовыражение в цвете: сочинить и нарисовать сказку про светофор с голубыми огнями.

9

Синий цвет

  1. Погружение в цвет: упражнение «Ощущение цвета», стихотворение «Синее стихотворение»
  2. Упражнение «Самое красивое»
  3. Упражнение «Синеет»
  4. Упражнение «Сливы»
  5. Упражнение «Синеглазый»
  6. Упражнение «Синяя птица»
  7. Рисование с элементами аппликации (синяя птица).

10

Серебряный цвет

  1. Погружение в цвет: упражнение «Ощущение цвета», упражнение «Что серебрится?»
  2. Упражнение «Серебряный звон»      
  3. Упражнение «Отражение в зеркале»
  4. Упражнение «Я ль на свете всех милее»
  5. Упражнение «Луна и месяц»
  6. Самовыражение в цвете:  рисование с элементами аппликации (серебряная звезда).

11

Фиолетовый цвет

  1. Погружение в цвет: упражнение «Ощущение цвета», сказка «Фиалка на Северном полюсе» (Дж. Родари)
  2. Упражнение «Фиолетовая дорожка»
  3. Упражнение «Цветочек»
  4. Упражнение «Фиолетовый запах»
  5. Самовыражение в цвете:  рисование кляксы.

12

Зеленый цвет

  1. Погружение в цвет: упражнение «Ощущение цвета», упражнение «Положи и скажи».
  2. Упражнение «Зеленая змейка»
  3. Упражнение «Лес»
  4. Сказка «Зеленушка» (В. Кротов)
  5. Самовыражение в цвете: нарисовать зеленое привидение.
  1. Погружение в цвет: упражнение «Ощущение цвета», чтение «Зеленой сказки»
  2. Упражнение «Травка»
  3. Упражнения «Волшебное превращение»,  
  4. Самовыражение в цвете:  рисование пальцами зеленой травки.

13

Розовый цвет

  1. Погружение в цвет: упражнение «Оттенки розового цвета», упражнение «Ощущение цвета», сказка «История Слоненка» (Г. Богумилова)    
  2. Упражнение «Повтори по памяти»
  3. Упражнение «За малиной»
  4. Упражнение «Вкусное варенье»
  5. Самовыражение в цвете:  нарисовать что-либо розовое (героя, предмет, событие, место и т. д.), что может принести вам счастье. Сочинить сказку по своему рисунку.

14

Золотой цвет

  1. Погружение в цвет: упражнение «Ощущение цвета», упражнение «Просьба золотой рыбки»
  2. Упражнение «Чем похожи»        
  3. Упражнение «Вспомним сказки»
  4. Упражнение «Родственники»
  5. Упражнение «Занятие старика»
  6. Упражнение «Рыбка»
  7. Упражнение «Таинственные двери»
  8. Самовыражение в цвете:  рисование с элементами аппликации (золотая дверь).

Итого:

18 ч

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Перед занятием на небольшой столик или подставку выкладываются предметы нужного цвета и накрываются тканью. Открываются они обычно лишь после ритуала вхождения в страну цвета – «Погружение в цвет».

Учебные и методические пособия:
 Из списка  литературы.

Художественная литература.

  1. Стихотворение И.Токмаковой «Рябина».
  2. Стихотворение М.Клоковой «Снежинки».
  3. Стихотворение И. Анденко «Грибной поселок».
  4. Сказка «Три поросенка».
  5. Сказка «Белоснежка и семь гномов».
  6. «Знаменитый дождь в Пьомбино» (Дж. Родари)
  7. «Разноцветные сны» (А. Седугин)
  8. «Разноцветный шар земной» (А. Шлыгин)
  9. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин.
  10.  «Про маленького паучка»  (Г.Юдин)
  11.  «Красная шапочка» (Д. Биссет)
  12.  «Пропажа на пляже» (По Н. Воронелъ, Р. Муха)
  13.  «Желтая песенка» (Из книги «Технологии валеологического развития ребенка в ДОУ»)
  14. Сказка «Зеленушка» (В. Кротов) Лягушата в красных шляпках (Е. Бехлерова)
  15. «Жадная жаба»         (Г.Юдин) Оранжевая песенка (А. Арканов, Г. Горин)
  16.  «Оранжевый жук» (Л.,Успенская, М. Успенский)
  17. «Голубой светофор» (Дж. Родари)
  18.  «История Голубого города» (Д. Соколов)
  19. «Шоколадная дорога» (Дж. Родари)

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий

  • Учебные столы и стулья
  • Белая бумага
  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Ластик
  • Акварельные краски, гуашь
  • Ножницы
  • Клей ПВА
  • Кисточки для клея
  • Бумажные салфетки
  • Цветная бумага
  • Двухсторонняя цветная бумага
  • Цветной картон
  • Магнитофон

Аудиозаписи

Используется только классическая музыка следующих композиторов: В.А.Моцарт, П.И.Чайковский, А.Вивальди.

  1. Список литературы:
  1. Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001
  2.     Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение. СПб., 2000.
  3.    Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Теория и практика Сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции. СПб., 1996.
  4. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). М., 2002
  5.      Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуальная подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения: Пособие для логопедов. М., 1998.
  6.     Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
  7.     Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб., 2007
  8. Практикум по арт-терапии (под ред. Копытина А.И.). СПб., 1999
  9. Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997.
  10. Соломенникова О.А. Радость творчества. М., 2001
  11. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.
  12. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М., 1998

Приложение 1

  1. Методика «Лесенка» - тест на  самооценку себя как личности.
    Каждому ребенку предлагается нарисовать себя на одной из 5 ступенек    лестницы. Оценка 3 балла ставится за изображение  на  4 и 5 ступеньках, 2 балла – за изображение на 2 и 3 ступеньках, 1 балл – за изображение на 1 ступеньке.



















приложение 5

Примечание: нумерация ступенек осуществляется снизу.


            2.
Тест М.Люшера (8-ми цветный вариант), называемый цветовым тестом  Люшера (ЦТЛ). Суть его состоит в том, что из 8 цветных карточек (синяя, зелёная, красная, жёлтая, фиолетовая, коричневая, чёрная, серая),
расположенных цветной поверхностью вверх, тщательно перемешанных, ребёнок выбирает из 8  цветов тот, который больше всего ему нравится,
который наиболее приятный, и так далее выбирает оставшиеся цвета. Каждая выбранная карточка  кладётся на стол цветной стороной вниз. Карточки переписываются по номерам, соответствующим каждому цвету, в разложенном порядке. Процедура повторяется через 2-3 минуты. Пауза может быть заполнена любым заданием. При этом ребёнок не должен вспоминать порядок раскладки карточек в первом выборе, он должен выбирать цвет как будто впервые. Первый выбор характеризует желаемое, второй выбор – действительное. В ЦТЛ 8 цветов составляют цветовой ряд. Каждый цвет имеет свой порядковый номер: 0 – серый, 1 - синий, 2 – зелёный, 3 – красный, 4 – жёлтый, 5 – фиолетовый, 6 – коричневый, 7 – чёрный. Результаты выбора цветов могут быть записаны соответствующими числами, например,
34076512 или же первыми буквами названия цвета – кр  ж  сер  ч  кор  ф  син  зел.

Анализу подвергается второй выбор. Цвета по Люшеру в цветовом ряду делятся на основные  и дополнительные. Основные цвета занимают первую половину ряда, к ним относятся: синий, зелёный, красный, жёлтый. Дополнительные расположены во второй половине ряда: фиолетовый, коричневый, чёрный, серый.

Оценка и интерпретация результатов начинается с определения положения (позиции) основных и дополнительных цветов в цветовом ряду, что позволяет определить наличие признаков тревожности. Если основные
цвета занимают 6-8 позиции в  цветовом ряду, это может рассматриваться как признак тревожности, конфликта, неудовлетворённости из-за неблагоприятных обстоятельств. Если основной цвет  расположен на 6 месте   фактор тревожности относительно слабый, на 7 месте – более сильный и на 8 месте – сильный.  Если дополнительные цвета встречаются на первых трёх позициях, это также рассматривается как неблагоприятный фактор, но не более, чем при наличии тревоги, выражаемой основными цветами на 6-8 позициях.
     Установив встречаемость основных цветов на 6-8 позициях и дополнительных  - на 1-3 позициях, можно определить интенсивность тревоги. При этом необходимо учесть, что степень тревожности возрастает при расположении основных цветов с 6 по 8 и дополнительных цветов с 3 по 1 позицию. Это соответственно оценивается в баллах с 1 до 3. Чем выше  балл, тем выше уровень тревожности, т.е. если основной цвет стоит на 6 позиции, то  он оценивается в 1 балл, если на 8 позиции, то 3 балла соответственно; если дополнительный цвет стоит на 3 позиции, то ставится 1 балл, если на 1 позиции – 3 балла.

В рамках теста Люшера можно оценить работоспособность детей.
Она определяется по расположению основных цветов в первой половине ряда. Каждая позиция основных цветов в первой половине ряда оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 4  принимается за 100%. Полученную сумму баллов у каждого ребёнка и среднегрупповую сумму переводят в %, которые позволяют определить уровень работоспособности от максимально возможного.

Можно рассчитать среднегрупповую работоспособность на каждый
основной цвет.
Синий цвет символизирует стремление к спокойствию,
удовлетворённость.
Зелёный цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности. Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели. Жёлтый цвет отражает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности, ориентацию на дальнейшую работу.

Процедура расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы, т.е. оценки степени удалённости цветовых предпочтений человека от аутогенной нормы была предложена в начале 80-х годов 20 века А.И.Юрьевым. За эталон аутогенной нормы им была определена последовательность цветов: красный, жёлтый, зелёный, фиолетовый, синий, коричневый, серый, чёрный. Мера удалённости цветовых предпочтений человека от аутогенной нормы вычисляется как сумма отклонений (без учёта знака) по всем 8 цветам. В таблице показана техника выполнения этой процедуры для каждого человека.  

Название цвета

Красн

Желт

Зел

Фиол

Синий

Корич

Серый

Чёрн

Место цвета
в аутогенной
норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в  выборе испытуемого

1

4

7

2

5

6

3

8

Отклонение
цвета от
аутогенной
нормы (разница
между номерами
позиций цветов)

0

2

4

2

0

0

4

0

 

В таблице отклонение от аутогенной нормы приведено в баллах. Для приведённого в таблице примера СО равняется 12 баллам. Значения СО располагаются в диапазоне от 0 до 32 – это сырые значения СО, которые
могут быть только четными. Перевод сырых значений СО в стандартные баллы осуществляется по схеме:

Стандартные баллы

1

2

3

4

5

6

7

Диапазон сырых
значений СО

0-2

4-6

8-12

14-20

22-26

28-30

32


 При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом:  

 4 балла  -

статистическая средневыборочная норма;              

3 и 5 баллов –

 незначительное отклонение от нормы;

2 и 6 баллов –

значительное отклонение от нормы;

1 и 7 баллов –

исключительно большое отклонение от нормы.

   
   Показатель СО позволяет прогнозировать эффективность и успешность деятельности:
   
1 -2 балла - отсутствие непродуктивной нервно-психической напряженности. Испытуемый активен, его действия разнообразны, коэффициент полезного действия высокий. Эмоциональный настрой -оптимистичный. Развит волевой самоконтроль. При этом воля не является орудием подавления какой-то части личности,  она лишь согласует различные, но не противоречивые желания испытуемого. При наличии соответствующей мотивации испытуемый способен интенсивно работать длительное время. В экстремальных ситуациях он эффективно мобилизуется и сосредотачивается на выполнении задачи.

  1.  балла – незначительный уровень непродуктивной нервно-психической напряженности. У испытуемого преобладает установка на активную деятельность. Его энергоресурсов достаточно для  более менее регулярных вспышек сверхактивности и напряжения, недоступных большинству других людей. В условиях мотивированной (интересной) деятельности не испытывает трудностей с оперативным и долговременным запоминанием и воспроизведением информации. К острым ощущениям, в общем, не стремится.  Из стрессовых ситуаций выходит с достоинством.
  2. балла - средний уровень непродуктивной нервно-психической напряженности. Испытуемый справляется со своими обязанностями в пределах средних сложившихся требований В привычной обстановке он переходит от работы к отдыху и обратно, от одного вида деятельности к другому без существенных затруднений   В случае необходимости способен преодолевать усталость волевым усилием, однако после  этого в его делах и самочувствии просматривается длинный «шлейф» сниженной работоспособности. Для сохранения здоровья и работоспособности испытуемому требуется относительно субъективное  разделение времени работы и отдыха.

5 баллов - повышенный уровень непродуктивной нервно-психической  напряженности.  Потенциал целесообразной активности испытуемого очень невысок.   По этой причине он вынужден насильно заставлять себя делать те или иные необходимые дела.  Постоянно действующий волевой контроль усиливает переутомление. Длительная интенсивная работа скорее всего  будет дорого стоить испытуемому в нервно-психическом плане  При этом она будет очень неравноценной по производительности в разные периоды времени.   Общий эмоциональный фон характеризуется повышенной возбудимостью, тревожностью.

6-7 баллов - выраженная непродуктивная нервно-психическая напряжённость. Испытуемый повышенно утомляем. Его внимание легко отвлекается посторонними вещами, при этом характерно «застревание» на эмоциональных переживаниях. Отсутствие устойчивой иерархии мотивов делает испытуемого реактивным и нецеленаправленным. Настроение в кратчайшее время может колебаться между экзальтацией и подавленностью, возбуждением и бессилием. В эмоциональном состоянии преобладают тревога, предчувствие неприятностей, бессилие и отсутствие желания что-либо делать. В экстремальной ситуации испытуемый ненадёжен.

Показатель СО интегрально отражает уровень нервно-психической
напряжённости, присущий испытуемому. Эта напряжённость заключается  в неумеренно завышенном расходовании нервно-психических ресурсов при столь же неумеренно низком коэффициенте полезного действия. Чем больше величина СО, тем в большей мере силы человека расходуются на поддержание собственной психической целостности, на борьбу с внутренностными проблемами, на волевое преодоление усталости в ущерб достижению субъективно значимых целей.

Предполагается, что у испытуемого, выбирающего цвета в порядке
аутогенной нормы, непродуктивная нервно-психическая напряжённость отсутствует. В общем случае это выражается в активном стремлении действовать, способности проявлять волевые качества в трудных ситуациях. Эмоциональная сфера характеризуется преобладанием  стеничных, положительных переживаний, оптимистической верой в будущее. Внутренний мир такого человека характеризуется согласованностью потребностей, интересов и долга, отсутствием противоречащих друг другу равносильных мотивов поведения.

А если испытуемый выбирает цвета в порядке, обратном аутогенной норме, у него можно ожидать наличие выраженной непродуктивной нервно-психической  напряженности. Проявляться это будет в ограничении социальной активности, в регулярных переживаниях «усталости от всего», когда нет сил не только для действия, но даже для постановки целей, ради которых стоило действовать. В общем фоне настроения преобладает тревожное ожидание неприятностей, неуверенность в своих силах, разочарование ходом своей жизни. Много сил и времени уходит на то, чтобы как-то притушить свои проблемы, примирить противоборствующие мотивы. Внимание человека постоянно направлено на напряжённый внутренний мир. Успешность внешней деятельности оказывается сниженной. Разрешение проблем кажется чем-то недостижимым.

Причиной отклонения от аутогенной нормы могут быть: длительная работа, требующая постоянного волевого напряжения, отсутствие полноценного отдыха, тяжёлые хронические заболевания, истощающие организм.

СО  является относительно устойчивым и различие его в 2-4 балла (сырые значения) не является существенным. В напряжённой стрессовой обстановке показатель СО может существенно изменяться. Уменьшение СО свидетельствует о наличии у испытуемого определённых резервов работоспособности и стрессоустойчивости. Увеличение  значений СО отражает низкую стрессоустойчивость, психофизиологическую беспомощность перед трудностями, прогноз успешности деятельности при этом неблагоприятный.

При выраженном колебании СО в серии обследований можно сделать вывод о нервно-психической неустойчивости испытуемого и, вместе с тем, о его хорошей податливости  медико-психологическому терапевтическому воздействию.
       Вегетативный коэффициент (ВК) предложен венгерским психологом
К. Шапошем. Автор исходил из того, что в тесте Люшера есть мобилизующие, ассоциированные с активностью, цвета (красный и жёлтый), и цвета пассивные, ассоциированные с бездействием (синий и зелёный).
Отношение испытуемого к этим двум парам цветов отражает его энергетическую установку, числовым выражением которой является ВК. Величина ВК определяется по формуле:

ВК =   18 – красный – жёлтый
                             18 – синий – зелёный

В числитель и знаменатель формулы подставляются номера расположения  соответствующих цветов в выборе испытуемого либо усреднённые номера мест по серии выбора. Оценки ВК изменяются в диапазоне от 0,2 до 5 баллов. Значения ВК > 1 отражают доминирование «тёплых и активных» цветов (красный и жёлтый), значения ВК < 1 отражают доминирование «холодных и пассивных» цветов (синий и зелёный).

    Под воздействием «тёплых» цветов на человека у него  регистрируется повышение пульса, артериального давления, уровня возбуждения и мышечного тонуса. При воздействии «холодных» цветов картина физиологических сдвигов является обратной.

Следовательно, если испытуемому кажутся приятными «тёплые» цвета,
можно предположить у него наличие установки на активную деятельность,
подкреплённую достаточными энергоресурсами. Физиологически этому соответствует доминирование симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Если же испытуемому более приятны «холодные» цвета, то это свидетельствует о преобладании у него установки на покой, отдых, минимизацию собственных усилий. Физиологически этому соответствует доминирование парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.
      Полученные сырые значения ВК переводятся в стандартные баллы по 7-бальной стандартной шкале.    

Стандартные баллы

1

2

3

4

5

6

7

Диапазон
сырых
значений ВК

0,2

0,3-0,4

0,5-0,8

0,9-1,2

1,3-1,9

2,0-3,1

3,2-5

 
 Интерпретация стандартных значений ВК выглядит следующим образом:  
   
1 – 2 балла – истощённость, установка на бездействие, хроническое переутомление. Характерно пассивное реагирование на трудности, неготовность к напряжению и адекватным действиям в стрессовых ситуациях. Необходимы разноплановые и объективные восстановительные мероприятия.
 
3 балла – установка на оптимизацию расходования сил, умеренная потребность в восстановительном отдыхе. Энергетический потенциал невысок, но вполне достаточен для успешной деятельности в привычных спокойных условиях. В экстремальной ситуации вероятно запаздывание ориентировки и принятия решения.
   
4 – 5  баллов – оптимальная мобилизация физических и психических ресурсов, установка на активное действие. В экстремальной ситуации наиболее вероятна высокая скорость ориентировки и принятия решений, целесообразность и успешность действия.
   
6 – 7 баллов -  избыточное возбуждение, суетливость. Уровень возбуждения избыточно высок. Нередки случаи, когда испытуемый что-либо делает не ради самого дела, а лишь для того, чтобы разрядиться. В сложных условиях легко формируются лихорадочные реакции: импульсивность, нетерпеливость, снижение самоконтроля, необдуманные поступки. В экстремальных ситуациях наиболее вероятна низкая эффективность действия, панические реакции. Необходимы разноплановые релаксирующие и успокаивающие процедуры.

3. Методика определения стрессоустойчивости с использованием теста из опросника Н.В. Киршевой и Н.В. Рябчиковой (1995) в нашей модификации применительно  к детям дошкольного возраста.

Тестирование стрессоустойчивости детей осуществляет воспитатель. Тест состоит из 18 утверждений, оцениваемых в баллах от 1 до 3  соответственно встречаемости утверждения в жизни каждого ребёнка: «редко», «иногда», «часто». Воспитатель обводит кружком соответствующий утверждению балл. Подсчитывается сумма баллов по всем 18 утверждениям, позволяющая определить уровни стрессоустойчивости, представленные в таблице от очень низкого до очень высокого.                    

Сумма баллов

Уровень стрессоустойчивости

51 – 54

1 – очень низкий

47 – 50

2 – низкий

43 – 46

3 – ниже среднего

39 – 42

4 – чуть ниже среднего

35 – 38

5 – средний

31 – 34

6 – чуть выше среднего

27 – 30

7 – выше среднего

23 – 26

8 – высокий

18 – 22

9 – очень высокий


   Чем меньше сумма баллов, тем выше уровень стрессоустойчивости. По данным стрессоустойчивости каждого ребёнка определяется среднегрупповой уровень стрессоустойчивости, процентное распределение детей в группе по уровням стрессоустойчивости, а также даётся среднегрупповая оценка по каждому утверждению теста. Последнее позволяет установить «вклад» каждого утверждения в общую оценку стрессоустойчивости группы.

  4. Для оценки творчества детей и общего уровня креативности использованы тесты О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» и Е.П. Торренса.

  Методика О.М. Дьяченко позволяет определить уровень развития воображения и способности создавать оригинальные образы.

 В качестве материала используется один (из двух предлагаемых) комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок..

 Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

   Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ  ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками. Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если   двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

  Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20—25 детей.
Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.
     По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали — фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачёркнутых ответов — К
ор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Дьяченко 002Низкий уровень выполнения задания — Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень — Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень — Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна  качественная характеристика уровней выполнения задания.      

Можно выделить следующие уровни: высокий, средний, низкий.
   
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

 При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1—2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

В основе теста Е.П. Торренса лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося графического контура. Данный тест был предложен американским психологом  Е.П.Торренсом в 1962г. Тест предназначен для детей от 5 до 10 лет.

  Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги с нарисованными в два ряда  одинаковыми контурными изображениями (по 8 в каждом ряду).  Это могут быть капли, круги, зигзаги.

Инструкция ребёнку: «Используя нарисованные изображения за основу, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовывать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок». Время выполнения задания ограничивается 15 – 20 минутами (в зависимости от общего уровня развития детей).
     Главный показатель творческого мышления в этом – количество идей, воспроизводимых ребёнком. Подсчитывая их, обращается внимание на количество изображённых предметных тем. Каждая новая тема оценивается 1 баллом. Итоговый  результат определяется по нижеприведённой таблице, где представлены данные для 3-х возрастов: 6, 8, 10 лет.
                             
Таблица оценки  гибкости построения графических образов (кол-во тем) 

Уровень
развития
способности

Возраст

6 лет

8 лет

10 лет

Высокий

5 и более

8 и более

9 и более

Средний

3 – 4

6 – 7  

6 – 8

Низкий

1 – 2

1 – 5

1 – 5

По полученным результатам определяется уровень гибкости построения графических образов каждым ребёнком и среднегрупповой.
             

5. Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет

Методика представляет собой модификацию для использования в коллективном эксперименте «Беседы о школе» (Т.А. Нежновой) и предназначен для учащихся первых классов и подготовительных групп детского сада. Модификация осуществлена А.М. Прихожан.

 Материал:

Бланк ответов, на котором ребенок  обозначает свой  выбор.

Процедура проведения:

Работа может проводиться психологом с помощью ассистента. Но не учителя, работающего в данном классе. Каждому ребенку выдается бланк методики, на котором уже заранее написаны фамилия, имя ребенка и другие требуемые данные (см.бланк).

Детям предлагается рассмотреть бланки, затем дается инструкция:

«Вы все знаете буквы  А и Б» - психолог пишет на доске буквы А и Б, поочередно указывает на каждую из них и спрашивает: «Это какая буква? А это?». После ответов детей вновь указывает на каждую букву: «Это А. Это Б".                                          

В классах, где все дети читают свободно достаточно просто написать буквы на доске и показать их.

«А теперь каждый пусть посмотрит на лист, который ему дали. Что вы видите на нем?» (дети отвечают). «Правильно: строчки-прямоугольники, а в каждом из них буквы А и Б. Посмотрите». Психолог поднимает бланк, показывая на буквы А и Б, называет их.

«Я буду рассказывать вам истории про две школы А и Б, а каждый из вас должен самостоятельно, ни с кем не советуясь, выбрать, какая из школ ему больше нравится и подчеркнуть нужную букву. Давайте попробуем».                                                                                                                

«Представь, что есть две школы А и Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, но цветов в этой школе очень мало. В школе Б  наоборот живого уголка нет, но много цветов. В какой школе ты хотел бы учиться? Если тебе больше нравится школа А, подчеркни букву А (показывает на доске, затем стирает), а если школа Б - букву Б (показывает на доске, затем стирает). Помни, надо подчеркивать только одну букв».

«Это первый рассказ и, букву вы должны подчеркнуть в верхней строчке-прямоугольнике. Все нашли? Покажите».  Психолог вместе с ассистентом ходит по классу, проверяя нахождение детьми верхней строчки прямоугольника.

«Сейчас я повторю первый рассказ, каждый из вас зачеркнет букву той школы, в  которой хотел бы учиться».

«Представь, что есть две школы А и Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок: в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, но цветов  в этой школе очень мало. В школе Б наоборот живого уголка нет, но много цветов. В какой школе ты хотел бы учиться? Если тебе больше нравится школа А, подчеркни букву А (показывает на доске, затем cтирает). А если школа Б - букву Б (показывает на доске, затем стирает). Помни. Надо подчеркивать только одну букву».

Вместе с ассистентом ходит по классу, проверяя, как дети поняли инструкцию и выполнили первое задание. В ходе дальнейшей работы инструкция может быть повторена как для группы в целом, так и для отдельного ребенка. Важно, однако, чтобы это не влияло на делаемый ребенком выбор. За правильным выполнением инструкции следует следить на протяжении всего выполнения методики.

«Теперь поставьте ручки на следующую строчку-прямоугольник с цифрой 1 (рисует на доске перед буквами) и буквами А и Б. Все нашли? Покажите. (вместе с ассистентом проходит по рядам, проверяя). Слушайте следующий рассказ».

Эта процедура должна повторяться перед каждым заданием. Перед заданием 10 – «В этой строчке - две цифры 1 и 0», а перед заданием 11 – «последняя строчка». В тех случаях, когда все дети в группе хорошо ориентируются на плоскости листа и знают цифры, подобная процедура может быть ограничена первыми тремя заданиями.                

Текст надо читать дословно. Повторять его психолог может столько раз, сколько потребуется для того, чтобы все дети в группе поняли задание, но заменять слова или перефразировать нельзя.

Задания:

1. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки чтения, математики, а уроки рисования, физкультуры, музыки - не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

2.  В школе А не делают замечаний, если встанешь во время уроков, поговоришь с соседом, выйдешь из класса вез спросу. А в школе Б от первоклассника  требуют, чтобы он внимательно слушал учителя - и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку. Если надо что-то сказать или выйти. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

3. В школе А дети должны ходить в школу каждый день, а в школу Б ходят только, если хотят. В  какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

4. В школе А дети носят разную одежду, школьной формы у них нет, а в школе Б все дети носят школьную форму. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

5. В школе А дети приходят в  класс и их всех учит одна учительница, а в школе Б учительница может сама приходить к ребенку и учить его одного всему, что проходят в школе. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

6. В школе А детей учат учителя, а в школе Б уроки часто проводят воспитатели или другие взрослые: они им что-нибудь читают, показывают или рассказывают. В какой школе ты хотел вы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

7. В школе А первоклассникам никогда не ставят отметок, но всегда объясняют, что сделано правильно, а что неправильно.  А В школе Б детям за выполнение заданий ставят отметки. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

8. В школе А дети на уроках узнают много нового и мало играют, а в школе Б много играют, а нового узнают мало. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

9. В школе А читают разные книжки и смотрят мультфильмы, а в школе Б - учатся по учебникам. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

10. В школе А часто читают сказки. А в школе Б детям сказки читают редко, зато часто рассказывают о других странах, о природе, о том, как что устроено - о том, что на самом деле бывает. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

11. В школе А у каждого ученика есть дневники, куда учитель ставит отметки, и ученик обязательно показывает дневник воспитателям. А в школе Б дневников нет, детям и воспитателям рассказывают, как дети учатся, что у них получается и что не получается. В какой школе - ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.

Обработка результатов:

1.Ответы ребенка сопоставляются с ключом:

Мотивация 

№ вопроса 

11

12

23

44

45

66

77

88

99

110

111

Учебно-познавательная

АА

А

АА

ББ

ББ

ББ

Внешняя, «позиционная»

Б

АА

ББ

АА

Ориентация на отметку

АБ

А

АА

Игровая, дошкольная 

ББ

АА

ББ

АА

ББ

ББ

БА

ББ

АА

АА

2. Подсчитывается общее количество ответов, свидетельствующих о преобладании учебной или «дошкольной» мотивации.

Интерпретация результатов

1.  Преобладание в ответах игровой, дошкольной мотивации свидетельствует  о несформированности учебной мотивации,  об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности.

2. Суммарное преобладание трех типов ответов, характеризующих       учебную мотивацию, - собственно учебно-познавательной, основанной на желании узнать, научиться, т.е. на познавательной потребности позиционной, связанной с внешней атрибутикой учения, "позицией ученика", и ориентации на отметку -свидетельствует о наличии учебной мотивации разного типа.

В случаях, когда ребенок дает 5 или 6 ответов, относящихся к трем категориям учебных мотивов, и 5 или 6, - свидетельствующих о преобладании дошкольных видов деятельности или наоборот, делается вывод о примерном равенстве этих типов мотивации.

3. Соотношение числа ответов. Относящихся к каждой из категорий    мотивов,   позволяет представить  "мотивационный профиль" ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий. Авторская программа "Цветные ладошки" И.А. Лыкова

Дополнительная образовательная программа, которой я пользуюсь в работе с детьми.Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих...

Применение современных образовательных технологий. Авторская программа "Цветные ладошки" И.А. Лыкова

Дополнительная образовательная программа, которой я пользуюсь в работе с детьми.Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих спосо...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы  "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...

Авторская программа "Цветные палочки"

Авторская программа по развитию математических способностей у детей младшего дошкольного возраста с помощьб палочек Кюизенера....