статья "Использование театрализованных игр в преодолении ОНР у дошкольников"
статья по коррекционной педагогике по теме

Никишова Елена Ивановна

Использование театрализованных игр в преодолении ОНР у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование театрализованных игр в преодолении ОНР у дошкольников

Этапы и направления работы.

-Позвольте Вас спросить, как давно Вы были в театре? На этой неделе? В том году? Во время медового месяца или, может быть, только в детстве, когда заботливая мама сама брала Вас за руку и вела на детский утренник в ближайший театр (если он был в вашем населённом пункте)? К большому сожалению, таких заботливых мам не становиться больше год от года (хотя бы потому, что работать им приходится всё интенсивнее), да и билеты в театр нынче “кусаются”. Поэтому не удивительно, что среди воспитанников логопедической группы старшего возраста, где я имела честь преподавать года три назад, на вопрос, заданный Вам в начале моей повести, абсолютное большинство ответило отрицательно (т.е. совсем никогда!). Надо добавить, что эти дети родились и растут в Санкт-Петербурге, где в театрах, как Вы понимаете, нет недостачи.

Почему я говорю о театре? Потому что с тех пор наши дети “бывают в театре” как минимум три раза за год, приходя в гости друг к другу на спектакли. И потому, что считаю использование театрализованной деятельности в детском саду и, особенно, в логопедических группах - оптимальным решением. Сам термин “оптимизация” (найден в экономико-математическом словаре) имеет значение:

“ОПТИМИЗАЦИЯ — в наиболее общем случае: выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных”.

Я думаю, что в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), этим вариантом и будет театрализованная деятельность.

Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР, являются - плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Нашим деткам тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии (что, кстати, в немалой степени зависит от личности педагога).

Итак, целью использования нами театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Вот лишь некоторые из задач, которые мы успешно можем решить в ходе работы над театрализацией:

  1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков)
  2. Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков
  3. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи
  4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи
  5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе

В нашем детском саду мы используем различные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети играют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок исполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли как настоящие артисты-кукловоды. Также проводятся спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками (так называемые “стендовые” театрализованные игры), в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др. Вершиной творчества (применимой только в подготовительных группах) являются мюзиклы по мотивам той или иной сказки.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Давайте представим нашу работу в виде пирамиды, где основанием является сам ребёнок, а вершина – то, чего он может достичь. Каждая грань – это педагоги и специалисты, воздействующие на него. Чем слаженнее их работа, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка - это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогами.

С чего же начать педагогу, решившему заняться вплотную театрализованной игрой с детьми, имеющими ОНР? Естественно, как и в настоящем театре, с выбора произведения. Это самый ответственный (т.к. от выбора произведения зависит успех постановки), но, в то же время, самый простой шаг - ведь существует “Программа …”, где определён круг художественных произведений соответственно возрастной группе.

Этапы работы: (привожу на примере сказки “Волк и семеро козлят”, старшая группа)

  • 1. ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию): для старших детей - обязательно считаясь с личными пожеланиями.
  • 2. обогащение словаря, по данной и смежным темам (- дикие и домашние животные и птицы, детёныши животных, время года, продукты питания, семья)
  • 3. разучивание текста, “подгонка” роли под определённого ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз). Это нельзя делать, когда читаем произведение целиком.
  • 4. изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, с учётом возрастной группы, привлекая родителей.
  • 5. подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению ( под бубен выходит петух, а под колокольчик - коза, обязательно обсуждаем, звучание какого инструмента подходит тому или иному герою)
  • 6. репетиции с использованием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент - общая игра-драматизация)

Направления:

  • Физкультурный руководитель - физические характеристики героев (пластичность, походка, общая координация) закрепляемые в подвижных играх.
  • Музыкальный руководитель - работа с голосом (определение нужной высоты и тембра для каждого из героев); подбор соответствующих характеру и темпераменту действующего лица музыкальных отрывков; ритмические упражнения с переключением внимания (“как только зазвучит эта музыка, вы превращаетесь в …..”); прослушивание с детьми мелодий и обучение их самостоятельному музыкальному сопровождению.
  • Воспитатель – это прежде всего чтение худ.литературы; обогащение словаря; ИЗО –деятельность( цвета, формы, тактильные ощущения, лепка и рисование, аппликация и вырывание по контуру из бумаги); развитие мелкой моторики ( пальчиковые игры и речь с движением- это ведь как спектакль в миниатюре)

И, наконец, самое глобальное направление работы, логопедическое:

  • артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: “ покажите, как волк скалит клыки”, “как дышит собачка, высунув широкий язычок”)
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности ( в младшем возрасте начинаем со звукоподражаний)
  • логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша “речь с движением”, совсем не простой вид заданий, особенно в младшем возрасте)
  • Коррекционно-развивающие игры на:

- развитие памяти с расширением словарного запаса - “какая бывает коза…” (по кругу подобрать и запомнить определения); загадали загадки - припомнили отгадки, провели “ 4-й лишний” по отгадкам;

- слуховое восприятие - “узнай по описанию героя сказки”, “ нарисуй по описанию”, “ здесь что-то не так”- небылицы;

- логическое мышление “что сначала, что потом” (коза или козлёнок);

- ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов “коза-козлёнок, петух - …”;

- грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);

- звуко-слоговую структуру (“прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса”) ;

-воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; “ продолжи красиво ….”, “капельки росы сверкают на солнце, как….”;

-развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней)

- лексику (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря)

  • упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы ( т.е. психогимнастика на материале любой лексической темы: “ты – козлёнок, заблудившийся в лесу”, “ покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись”, “ разбили любимую чашку”… или “ лось, важно ходит по лесу; белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…”. Очень трудно научить наших детей передавать мимикой эмоции, которые они на самом деле не испытывают в данный момент - страх, боль, испуг, сострадание, гордость.
  • театральные этюды ( схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом –“ где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем”)
  • игры - драматизации (в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе)

Как Вы, надеюсь, понимаете, вся эта кропотливая работа является “работой” только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она, что называется “выходит из берегов” и становится самостоятельной деятельностью детей (роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне).

И, напоследок, хочется сказать, что мы – не боги, и дети наши очень индивидуальны и непросты. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду"

Цель программы: Дать разностороннее и достаточно обемное представление о проблемах первых недель адаптации малышей в детском саду и возможностях эффективной помощи им со стороны взрослых...

Использование театрализованных игр в преодолении речевых нарушений у детей

                  Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отк...

Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.

В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...

Эссе - Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.

Эссе - Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников....

Сотрудничество педагогов и родителей в преодолении ОНР у дошкольников через картотеку

  В данном пособии представлена апробированная система логопедической работы в организации эффективного сотрудничества педагогов и родителей по преодолению ОНР у дошкольников через картоте...

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников

Значительные трудности в овладении навыками связ­ной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой с...