Памятка для педагогов "Требования к подбору наглядности для детей дошкольного возраста"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Меньшикова Анна Николаевна

Принцип наглядности является основополагающим принципом дидактики. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я.А. Коменский в ХУП в. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К.Д.Ушинского. Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Детский сад Орлёнок Касли - Публичные отчеты

Требования  к подбору наглядности для детей дошкольного возраста

Принцип наглядности является основополагающим принципом дидактики.

Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я.А. Коменский в ХУП в. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К.Д.Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.

Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно-схематическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее. Детский сад Орлёнок Касли - Публичные отчеты

В детском саду используются различные виды наглядности:

  • естественная (реальные предметы, растения, животные),
  • картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.),
  • объемная наглядность (модели, муляжи),
  • аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы),
  • графическая (схемы, чертежи),
  • экспериментальная (элементарные опыты).

Требования к наглядности: 

  • должна реально отражать окружающую действительность,
  • соответствовать уровню развития детей,
  • быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

Весь наглядный материал условно можно разделить на два видадемонстрационный и раздаточный.

Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением. Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный — меньше.

Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для развития познавательных интересов и способностей.

Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геометрические фигуры, карточки с изображением математических символов, предметов, явлений и т.д.; широко используется словесная наглядность — образное описание объекта, явления окружающего мира, художественные произведения, устное народное творчество и др.

Профилактика зрительного утомления, успешность решения зрительных задач в ходе непосредственно образовательной деятельности во многом обеспечивается соблюдением требований к наглядности. В каждый возрастной период качество восприятия наглядности во многом зависит от качества предъявляемого стимульного материала. Чем младше ребенок, тем актуальнее для его восприятия выделение и опознание единичных, хорошо различимых и находящихся на близком расстоянии объектов.

           Для детей до 3-х лет картинки надо подбирать с учетом следующих требований: предметные изображения с четко выделенными контурами, однотонность фона, отсутствие его зашумленности, наличие достаточной контрастности между фоном и объектом, максимально простая форма изображения без обилия несущественных деталей. Размер предметного изображения для восприятия вблизи - не менее 5 см. При работе вдаль размер объекта значительно увеличивается, а дети должны находиться от рассматриваемого объекта  на расстоянии 0,5- 1 м.Программа по подготовке к школе дошкольников - Новинки книжного мира

          Подбирая объекты для рассматривания для детей 3- 5 лет педагогу следует обратить внимание на размер и четкость деталей в предметном изображении. Контур предметного изображения должен быть достаточно четким, цветовая гамма должна характеризоваться яркостью и насыщенностью. Усложняются требования к композиционному построению: изображение нескольких объектов на первом и втором планах. Предметная картинка для рассматривания вблизи должна быть не менее 10-15 см, необходимо использовать подставки, помните, что при рассматривании объект должен находиться от глаз на расстоянии не менее 30-35 см. После продолжительного рассматривания картины вблизи обязательно переводим взор вдаль. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения и профилактику близорукости.

          К 6-ти годам существенно улучшается качество восприятия, способность различать и локализовать  контур объекта на фоне множества деталей. Рассматривание картинок не выступает в этом возрасте в качестве напряженной зрительной работы. Ребенок приобретает способность к более тонкому анализу изображения на различном расстоянии от глаз. Можно выбирать различный наглядный материал с проблемным сюжетом. Но и в этом возрасте актуально чередование зрительной работы вблизи и вдаль.

Подготовила учитель-логопед Меньшикова А.Н. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Это информация для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия у детей. Здесь предложены упражнения, предупреждающие плоскостопие, а так же упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода сто...

памятка родителям по обучению иностранному языку детей дошкольного возраста

Почему ранний возраст предпочтителен для занятий иностранного языка? Чем младше ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности....

Памятка родителям по обучению английскому языку детей дошкольного возраста

Данная статья является памяткой для родителей детей дошкольного возраста. Памятка поможет родителям  сориентироваться в правильном направлении при обучении детей английскому языку....

Памятка для работы по развитию речи детей дошкольного возраста

Материал включает ключевые понятия   по направлению "Речевое развитие"...

Памятка для родителей "Капризы и упрямство детей дошкольного возраста"

   Дорогие родители прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые ...

"Отправляемся в поход". Игра на подбор рифм для детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию авторскую игру по подбору рифм. Игра поможет разнообразить занятия , закрепить правильное произнесение поставленных звуков. Отрабатывая и закрепляя зву...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...