Памятка для работы по развитию речи детей дошкольного возраста
материал по теме

Кузьминчук Елена Васильевна

Материал включает ключевые понятия   по направлению "Речевое развитие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка- детский сад

г.Покачи

Памятка для работы по развитию речи детей

дошкольного возраста

Автор: Кузьминчук Е.В. , старший воспитатель

2015

Цель работы по развитию речи: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития:

Основные единицы языка

Формы речевого общения

Задачи развития речи

Слово

1.Развитие словаря

Звук

2.Воспитание звуковой культуры речи

Словоформа

Словосочетание

Предложение

3.Формирование грамматического строя речи

Текст

Диалог

Монолог

4.Развитие связной речи:

  1. Формирование диалогической (разговорной речи)
  2. Формирование монологической речи

 

Словарная работа - это планомерное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире, о жизни людей, об их труде и отношениях.

1.Развитие словаря:

  • Освоение значений слов и их уместное употребление.
  • Освоение сочетаемости слова с другими словами, особенностей употребления в речи.
  • Работа над лексическими средствами выразительности (синонимы, антонимы, метафоры)

2.Воспитание звуковой культуры речи:

  • Развитие речевого слуха.
  • Обучение правильному звукопроизношению.
  • Воспитание орфоэпической правильности речи.
  • Овладение средствами звуковой выразительности речи( тон, тембр, темп, ударение, сила голоса, интонация).
  • Выработка четкой дикции.
  • Развитие культуры речевого поведения.

Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено к пяти годам.

3.Формирование грамматического строя речи

  • Формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам).
  • Освоение способов словообразования и синтаксиса (разных типов словосочетаний и предложений).

Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

4.Развитие связной речи:

                                             Основные формы общения:

Диалогическая (разговорная)

Стадии

1

Преддиалог

(«дуэт»,

«коллективный

монолог»)

2

Скоординированные

речевые действия,

направленные

на поддержание

социального контакта

(фактическая беседа)

3

Практическое

 взаимодействие

Высокий уровень развития диалога предполагает наличие в речевом взаимодействии не менее чем трех взаимосвязанных высказываний общающихся:

  • Инициативного высказывания
  • Ответа на него
  • Встречной ответной реакции на него (Ж.Пиаже)

Монологическая

«Монолог — это форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная на активную же, сиюминутную словесную реакцию».

Преполагает:

  • Формирование умений слушать и понимать связные тексты.
  • Формирование умений пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.

Структура монолога:

  1. Начало (зачин, вступление)
  2. Середина
  3. Конец (завершение высказывания)

Для монолога характерны такие отличи-

тельные черты как большая приближенность к книжной речи,

его выразительность и образность.

Типы монолога:

  • Описание- описание — это модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании, имеющая для этого определенную языковую струк- туру.
  • Повествование - существует как самостоятельный тип речи и как интегрированный тип, который может включать в себя  описания и рассуждения. Тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состоянии предметов или явлений.
  • Рассуждение - тип монологической

речи в форме доказательства. Рассуждение отличается от описания и повествования тем, что в нем отражаются не факты и явления, а мысли, суждения о фактах и явлениях, объяснение причинно-следственных связей какого-либо факта или явления.

Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения

 произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).

Наука о звуках речи называется фонетикой.

   

Слово одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением. 

Словоформа (также форма слова) — слово в узком смысле, то есть обладающая признаками слова цепочка фонем, формально отличающаяся от другой.  

 Ворон к ворону летит,

 Ворон ворону кричит…                                    пять словоформ (ворон, к, ворону, летит, кричит)  

Словосочетание — это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.).

Предложение (в языке) — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

«Речевое развитие детей младшего возраста» «Анализ работы по развитию речи в группе младшего возраста «Гномики»

Не секрет, что в наше время, речь ребенка оскуднела.Набрав группу младшего возраста и пообщаясь с детьми , я обнаружила проблему -  низкий уровень речевой активности детей.В своей работе по...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....