Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте на тему: «Кузя в Угадайке» в подготовительной группе компенсирующей направленности с ФФН
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    цель: дифференциация звуков [к-К’]

     

    Задачи:

    • развивать общую и мелкую моторику рук, зрительно-пространственное восприятие, ассоциативное мышление.

    • воспитывать любовь к сказкам, желание оказывать помощь сказочному герою, уважительное отношение к труду.

    • Систематизировать  знания детей по теме «Электроприборы», активизировать словарь по теме (варочная панель, микроволновая печь, духовой шкаф, электрический чайник, мультиварка, мука, тесто,разделочная доска, противень, кекс, каравай, бублик, баранки, крендель, сушки, колобки, хлебобулочные изделия).

     

    Коррекционные  задачи:

     • совершенствовать навыки звукобуквенного  анализа двусложного слова с открытыми слогами;

     • упражнять в составлении предложения по заданной схеме с предлогом К, обозначая его символом,  в дифференциации понятий «слог», «слово», предложение; 

    • развивать  слуховое внимание, зрительное и пространственное, фонематическое  восприятие, мышление, память.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kuzya_v_ugadayke.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  занятия

    по обучению грамоте

    на тему: «Кузя в Угадайке»

     в подготовительной группе

    компенсирующей   направленности с ФФН

                                                                                           

                                                                Индеркина Людмила Станиславовна

                                                                              воспитатель I квалификационной категории

                                          МБДОУ д/с 51 г. Арзамас

    ЦЕЛЬ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [К-К’]

    Задачи:

    • развивать общую и мелкую моторику рук, зрительно-пространственное восприятие, ассоциативное мышление.

    • воспитывать любовь к сказкам, желание оказывать помощь сказочному герою, уважительное отношение к труду.

    • Систематизировать  знания детей по теме «Электроприборы», активизировать словарь по теме (варочная панель, микроволновая печь, духовой шкаф, электрический чайник, мультиварка, мука, тесто,разделочная доска, противень, кекс, каравай, бублик, баранки, крендель, сушки, колобки, хлебобулочные изделия).

    Коррекционные  задачи:

     • совершенствовать навыки звукобуквенного  анализа двусложного слова с открытыми слогами;

     • упражнять в составлении предложения по заданной схеме с предлогом К, обозначая его символом,  в дифференциации понятий «слог», «слово», предложение; 

    • развивать  слуховое внимание, зрительное и пространственное, фонематическое  восприятие, мышление, память.

    Способы: игровая мотивация ( получение СМС-сообщения), игра- путешествие, д/и «Волшебные билеты», загадывание отрывков из р.н. сказок, вопросы воспитателя, логопеда, отгадывание звуков по символам,  составление описания –рассказа по схеме о букве К, звукобуквенный анализ двуслогового слова, расшифровка звуковой схемы слова со стечением согласных,  составление и анализ предложений по схеме, составление предложений по опорным словам с заданным предлогом, работа с тестом, анализ детских работ.

    Средства:

    мультимедийная доска, «билеты» с символами слов, кукла «Кузя», слайды по сказкам с музыкальным сопровождением, мобильный телефон с текстом СМС, схемы-алгоритмы анализа артикуляции, моделирования звука, символ предлога К,  картинки хлебобулочных изделий, в названии которых есть звуки [К,К’]схемы предложений, волшебный сундучок, тесто, готовые кулинарные изделия-буквы.

    Предварительная работа

    Чтение  стихов и загадок по теме ««Электроприборы» Т. Шорыгиной, Л. Сандер; беседы о р.н. сказках; экскурсии с родителями в магазин бытовых приборов; игра-пантомима «Звездочет»; беседа «Безопасное поведение дома»;  моделирование условных обозначений звуков, составление рассказов о буквах по схеме, игры по формированию звукового анализа «Назови первый и последний звук в слове», «Цепочка слов», «Составь предложение по схеме»

    Личностно – ориентированный  подход: предложить задание: подобрать слова- признаки и слова- действия , слова- -предметы.  

     

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад и по дороге мне пришло СМС сообщение: «Дорогие ребята, я приглашаю вас в сказочное путешествие, высылаю вам в детский сад пригласительные билеты. Ваш друг».

    Воспитатель: Ну, что ребята, отправимся в путешествие по сказкам?

      Вот ваши  пригласительные билеты, но билеты непростые: вы можете ими воспользоваться, если выполните задание: вам нужно прочитать слово и к нему придумать такое слово, которое называет или предмет, или действие или признак - его вы узнаете по символу (ответы детей)

    (звучит  музыка).

    Воспитатель: А теперь мы можем отправиться в сказку. Посмотрите перед нами волшебные ворота. Показ слайда на мультимедийной установке.

     Давайте вместе скажем волшебные слова «Раз, два, три – в сказку ты войди».      Слайд:  ворота открываются.

      Игровое упражнение «Узнай сказку»

    Ну вот, мы и в сказке. Я вам расскажу отрывок  из  сказки, а вы  скажите ее название.

     Если ответ правильный – появляется слайд из сказки. 

    1. Злая мачеха отправила ее в лес за подснежниками» «12 месяцев»,

    2. «В коморке Папы Карло весел холст, за которым была потайная дверь» «Приключение Буратино»,

    • «По щучьему веленью, по моему хотенью иди печка сама домой»  «По щучьему веленью»

    4. «Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла молока принесла…» «Волк и семеро козлят»,

    5. «Яблонька, яблонька спрячь меня» «Гуси- лебеди»

     

     Появляется слайд – сюрприз «Домовенок Кузя на кухне».

    Воспитатель: Посмотрите, кто это? (ответы детей)

    Домовенок:  Здравствуйте, ребята!

    Дети: Здравствуй, Кузя!

    Воспитатель: А что ты искал на кухне, мы не поняли?

    Домовенок: «Я есть хочу, всю кухню обошел и не нашел на чем приготовить себе еду. Раньше в лесу было как хорошо – мне бабушка пирожки пекла и на костре, и в печке. А ваши родители на чем вам готовят?»

    (ответы детей: на газовой плите, электроплите, электрическом чайнике, микроволновке, мультиварке, тостере)

    Ответы детей сопровождаются слайдами на мультимедийной установке.

    Домовенок: Ой, как всего много. Я сразу и не запомню. А где этому учат?

    (ответ детей)

    Домовенок: Ой, я тоже хочу много знать.

     Дети приглашают Кузю в детский сад

    Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три – в детский садик попади!»

    Воспитатель: Вот мы и опять в детском саду.

    Логопед:  Здравствуй Кузя!  Здравствуйте ребята! Расскажите, где   это вы были? (ответы ребят: путешествовали по сказкам и встретили там домовенка Кузю, который хочет многому научиться.

    Игровое упражнение  «Не ошибись»

    Логопед: Приглашаю вас  за столы.

    Чтобы многое узнать, быть внимательным, я предлагаю   вам  игру «Не ошибись»:

    - поднимите правую руку, а  голову поверните влево;

    - правой рукой возьмитесь за левое ухо;

    - левой рукой покажите кончик носа;

    - опустите голову вниз, посмотрите на нас:  в какой руке у меня Кузя? Как вы узнали?

    Д. Нужно представить себя  в том же направлении.

    Логопед: Молодцы!

    Закрепление  условных обозначений звуков (символов) и буквы .

    Логопед:  Кузя  не знает, какие согласные звуки и буквы мы выучили. Какое правило  о звуках и буквах мы ему расскажем?

    Д. Буквы мы видим, читаем, пишем, а  звуки мы слышим, произносим и обозначаем  различными  символами.

    Логопед:  Я буду показывать символ звука, а вы его называйте.

     Игра «Узнай звук»: [М, П’, Т, В, С’, Т’, М’,  К, В’,К’]

    Д. Как вы думаете, у Кузи есть любимый звук? Давайте попробуем его угадать.

    Д.  Я думаю, его любимый звук [К], потому что его имя начинайте с этого звука.

    Сообщение темы занятия

    Логопед:  Правильно. Сегодня мы его будем повторять. Кузя будет рад, если вы расскажите ему об этом звуке по схеме.

    Д. Звук [К ]– согласный,  т.к. не поется, глухой, т.к. голосок спит и  твердый.  

     Звук [К’]– аналогично (согласный, глухой, мягкий).

    Логопед:   Как мы  наглядно отличаем эти звуки от других символов  согласных?

    Д.   Согласный, глухой , твердый звук [К] мы  обозначаем  синим квадратом с капельками, а мягкий звук [К’] –зеленым квадратом с    капельками.

    Молодцы!

     Дифференциация звуков [К, К ’] и определении позиции звука в слове.

     Логопед:  Нашему гостю интересно будет узнать, что  звуки в словах могут «прятаться» в   разные места в слове: в начало, середину или конец. Он принес в сундучке много разных картинок. Помогите ему узнать, какой звук  слышится в слове [К] или [К’] и где?

    Игра «Куда спрятался звук»

      В кассах дети находят символы твердого и мягкого звуков [К, К ’] и на схеме слова отмечают  ими позицию. Выставляются поочередно картинки:  каравай, бублик, баранки, крендель, сушки, кекс, колобки

    Д. В слове   баранки звук [к’]слышится в середине слова и т.д..

    Логопед:  Молодцы! Покажите Кузе, какой буквой обозначаются на письме согласные, глухие, твердый и мягкий звуки [К и К’].

    Дети находят в кассах букву и показывают.

    А теперь постройте ее с помощью пальцев рук.

    Логопед:  Домовенок  очень любит разные сказки, рассказы, научите Кузю составлять  рассказ о букве К по нашей схеме (рассказ детей ).

       Д. Буква К обозначает 2 звука [К, К]’. Большая и маленькая буквы пишутся одинаково, отличаются только ростом. Она состоит из 3 элементов: 1 палочка длинная, и 2 короткие. Буква К смотрит вправо, она похожа на птицу, клоуна).

    Логопед:  А теперь  мы с Кузей вам будем говорить слова, которые начинаются со звуков [К, К] и  называют  действие. А вы его выполняйте: копайте,  кивайте, кланяйтесь, кружитесь, кушайте, качайтесь, купайтесь.

    Физкультминутка

    Игра « Как живешь?»

      На вопрос логопеда дети отвечают хором: «Вот так» и показывают жестом нужное движение:

    – Вот так.

    Как идешь?

    А бежишь?

    Ночью спишь?

    Как берешь?

     Как даешь?

    Как грозишь?

    А шалишь?

     Звукобуквенный анализ слова

     Логопед:  Кекс, каравай, бублик, баранки, крендель, сушки, колобки. Как эти  слова назвать общим  словом?

    Д. Хлебобулочные изделия.

    Логопед:  Какой основной продукт входит в состав каждого изделия?

    Д. Мука.

    Логопед:  Давайте   покажем, как мы умеем разбирать слово «мука»,   выполнить правильно вам поможет  схема.

    Проводится полный звукобуквенный анализ этого слова (1 ребенок выполняет у доски, остальные  - за  столами). 

    ( Мука-это слово, обозначаем  длинной полоской. Делим слово на слоги(хлопками). В этом слове 2 слога, обозначаем двумя короткими полосками. Теперь выделяем ударный слог ( «тянем» слово рукой: му-ка-а-а-а,  ставим «шапочку-ударение» над 2 слогом.  1 звук[М]- он согласный, звонкий,  твердый- (выставляют символы звуков), второй звук А, он гласный, обозначаем красным квадратом, 3 звук [К], он согласный, глухой,твердый.4 звук А,  он гласный, обозначаем красным квадратом. Теперь каждый звук обозначаем буквой.

    Логопед: Молодцы!  «1,2,3- схему в слово преврати».  Ребята, помогите Кузе  разгадать слово, которое я зашифровала.

    На мультимедийной доске звуковая модель  слов: мост).

    Дети называют слова, если слово названо правильно - появляется его изображение. 

     Анализ предложения

    Логопед:  Кузя, а ты можешь сказать, что это за схема на доске появилась? Ребята, помогите другу.

    Д. Это схема предложения.

    Логопед:  Расскажите, что мы должны помнить, когда составляем схему предложения.

    Д. Первое слово пишем с большой буквы, слова в предложении обозначаем  отдельно друг от друга  и в конце ставим точку. Сколько слов  в этом предложении ׀____    ______   _____.

    Логопед:  Давайте придумаем предложения с изображениями на нашей доске  к этой схеме ( на мультимедийной доске – Кузя , мост)).

    Д.Кузя увидел мост (варианты).

     Какое первое слово в предложении? 2? 3?

    Кузе хочется с вами поиграть. Закройте глаза. В это время  убирается  второе  слово. «Читаем» предложение. Какое слово Кузя спрятал?  Закройте глаза.  В схему предложения вставляю символ предлога К.

     Что изменилось в схеме?  ׀____    ______  ∆  _____.  Какое короткое  слово- предлог  появилось в  этом предложении? (ответы детей)

     Логопед: Предлог К говорят тогда, когда хотят сказать к какому предмету направлено движение.

    Придумайте предложение к этой схеме? (ответы детей)

    Итог.

    Логопед: Кузя, тебе понравилось заниматься с нами? О чем ты расскажешь своим друзьям?

     Ответ Кузи.

       В: Домовенок, а ты что-то загрустил?

    Домовенок: Я не запомнил  все буквы, которые знают дети.

    Воспитатель:    Ребята, как же нам помочь Кузе, чтобы он не забыл буквы?  (ответы детей)

      В:  Я предлагаю испечь ему вкусные буквы, которые мы знаем. Согласны?

    В: Ребята, а из чего мы испечем, муки-то у нас нет!

    Домовенок: Не переживайте, ведь я же волшебник и у меня в сундуке найдется тесто!

    Воспитатель предлагает детям поискать сундучок на кухне, откуда появился Домовенок Кузя. Дети находят сундучок в газовой плите, достают его.

     Кузя произносит волшебное заклинание и вынимает тесто из сундучка (два комочка: белого цвета и шоколадного)

    Воспитатель: Вот спасибо. А теперь мы с вами вспомним этапы работы (ответы детей). Выставляется схема-алгоритм действий «Работа с тестом»

    Воспитатель: Договоритесь, кто   какие буквы  согласные или  гласные будете лепить.

    Работа с тестом.

    Воспитатель: Вкусные буквы мы отнесем нашим поварам и они испекут их в духовке электрической плиты. А вы пока убирайте рабочее место и мойте руки.

    Стук в дверь и повар вносит испеченные буквы. Ребята благодарят.

    Итог.

    Кузя: Ой, как много  красивых букв получилось!

    Дети рассматривают, называют буквы и дарят их Кузе.

      Кузя : Спасибо, друзья! Я много узнал и запомнил, а теперь мне пора идти к своим лесным друзьям,  мы выучим с ними все буквы.

    ( Появляется слайд «Ворота». Домовенок уходит.).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему «Придумывания сказки на предложенную тему» в подготовительной группе

    План-конспект  занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему:  «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)   ВОСПИТАТЕЛЬ:За...

    Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте на тему "Путешествие в страну звуков"

    Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте. Основная задача занятия - закрепление знаний о гласных и согласных  звуках....

    Конспект НОД по обучению грамоте по теме: «Звук-Л, буква-Л» (подготовительная группа)

    Цель: познакомить со звуком и буквой Л, л; научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности. Задачи: -познакомить с буквой  и  со звуком Л, л; -автомат...

    Фотоотчет по итогам проведения открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте на тему: «Путешествие в космос» для воспитанников дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-го года жизни

    В материале представлен фотоотчёт по итогам проведения организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с воспитанниками дошкольной группы общеразвивающей направленности 7-...