Главные вкладки

    Конспект Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию подготовка к обучению грамоте знакомство со звуком и буквой «А» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

    Бадьина Александра Ивановна
    • Формировать у детей понятие «звук», гласный звук, буква

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gramota-badina_.docx24.45 КБ

    Предварительный просмотр:

       Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №126 комбинированного вида Выборгского района

    Санкт-Петербурга

    Конспект

    Непрерывная образовательная деятельность

    по речевому  развитию

    подготовка к обучению  грамоте

    знакомство со звуком и буквой «А»

    Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Дюймовочка»

     

                                                      Воспитатель: Бадьина А.И.

     Санкт-Петербург

    2019 год

    ЗАДАЧИ

    Образовательные:

    • Формировать у детей понятие «звук», гласный звук, буква
    • Уточнить с детьми произношение звука [а], меняя интонацию, силу и высоту голоса
    • Учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений
    • Познакомить детей с буквой «А», упражнять в графическом изображении буквы

    Развивающие:

    • Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, связанную речь детей
    • Развивать кинестетические ощущения мелкие мышцы пальцев рук
    • развивать внимание и память детей

    Воспитательные:

    • воспитывать любознательность, творческую активность, навыки самостоятельной деятельности
    • воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы воспитателя, ответы товарищей
    • воспитывать любовь к родному языку

    Используемые технологии:

    • здоровьесберегающая технология
    • игровая технология
    • технология сотрудничества
    • технология музыкального воздействия
    • личностно-ориентированная технология

    Оборудование:

    • магнитофон, предметные картинки
    • музыкальная запись для физминутки
    • демонстрационные карточки с печатной буквой А
    • кукла в форме ученицы
    • игрушки и предметы со звуком(а) в названии
    • пособие «Алфавит»

    Раздаточный материал: сюжетные картинки, карточки-схемы, счётные палочки, раздаточные листы, карандаш красного цвета, кусочки ниток, схемы звуков (круги красного, зелёного, синего цвета) 

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

    Предварительная работа:

    • выучить слова игры «Аист»
    • повторить стихи о гласных и согласных звуках
    • дидактическая игра «Отгадай, какой это звук?»

    Ход деятельности:

     Организационный  момент (в кругу).

    Собрались все дети в круг,
    Я – твой друг и ты – мой друг,
    Крепко за руки возьмемся
    И друг другу улыбнёмся

     Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла кукла Аня. Она- первокласница. Догадались, почему я пригласила на занятие Аню.

    -Её имя начинается со звука(а)

    -Правильно, мы сегодня будем знакомиться со звуком(а) и буквой А.

    -Что вы знаете про этот звук? (ответы детей)

    - Послушайте и назовите первый звук в словах: арка, антенна, арбуз, акробат.

    - Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поётся и мы когда его произносим во рту не чувствуем преграды.

    - Посмотрите на картинки. Что доктор просит сказать больного? (А-а-а) Как девочка укладывает куклу спать? (А-а-а)

    - Давайте вместе произнесём звук «А» (широко открывая рот, с разной силой голоса).

    Дидактическая игра «Топай - хлопай».                                                                                   –Ребята, если в слове вы услышите звук [а], тогда хлопайте. А если этого звука нет – топайте.

    Роща, оса, роза, окунь, парта, солнце, небо, дерево, ручка, карандаш, портфель, оценка, хлеб, альбом, берёза, друг, иней, заяц, петух, класс. Молодцы! А теперь пройдите на свои места.

    Работа с карточками «Определи место звука в слове»

    - В этих домиках (раздача пособий – схем) живут слова со звуком ,,а”. Он может быть в начале, середине и в конце слова. Например, в слове “Аня” звук ,,а” находится в начале слова (воспитатель определяет звук красным магнитом на доске, дети красным кружком – в своих схемах). Следующее слово – август, автобус, мак, лиса (дети определяют позицию звука на схеме и поднимают руку. Воспитатель добивается полного ответа). Молодцы!

    - Ребята Аня тоже хочет с вами поиграть, она любит играть в игру «Где спрятался звук?» В её школьном рюкзаке лежат разные предметы вам надо определить на ощупь, что это и назвать место звука в слове если он там есть. Молодцы! Справились хорошо.

    Знакомство с буквой А.

    - Скоро вы научитесь читать и писать. Чтобы хорошо читать – надо знать буквы. Что же такое БУКВА? Послушайте стихотворение В.Измайлова “Как появились буквы”: (выставить пособие – алфавит). Вот и наш гласный звук ,,а” можно записать знаком (показ на доске). Получилась БУКВА А, которая так и называется гласная БУКВА А (показ буквы А и её место в алфавите).

    Буквы – видим, пишем (показ пособия).

    Звуки – слышим (показ пособия).

    (Дети повторяют хором, затем по – одному).

    Посмотрите внимательно, на что похожа буква А? (Ракета, треугольник, человечек, кораблик). А ещё она похожа на аиста. Смотрите, вот длинные ноги, дорисовать голову и клюв – получится аист. Давайте вспомним игру “Аист”.

    Физкультминутка «Аист».

    - Аист, аист длинноногий,

    Покажи домой дорогу. (Аист отвечает)

    - Топай правою ногою,

    Топай левою ногою,

    Снова – правою ногою,

    Снова – левою ногою.

    После – правою ногою,

    После – левою ногою.

    И тогда придёшь домой.

    Формирование образа буквы А.

    - Попробуем написать букву А в воздухе (дети выполняют совместно с воспитателем). А теперь  попробуйте выложить букву А из палочек:

    Вот два столба наискосок,
    А между ними – поясок, 
    Ты эту букву знаешь? Да? 
    Перед тобою буква А!

    (Воспитатель проговаривает во время показа)                                                              

    - Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна короткая.

    - А вот маленькая буква (а) Она состоит из полукруга и изогнутой палочки. Выложите её из двух ниточек. Какие это буквы? (Большая А и маленькая а.)

    - Обратите внимание: они красного цвета, потому что они  обозначают гласный звук.

    Печатанье буквы А

    -Давайте в тетрадях напишем букву А красным карандашом.

    Физкультурная минутка

    -А сейчас буква А приглашает вместе с ней покружиться под музыку (Дети танцуют под музыку)

    Развитие фонематического слуха. Игра «Доскажи словечко»

    -Ребята! Аня предлагает ещё задание. Надо отгадать загадку и определить место звука в слове.      

    Он большой, как мяч футбольный,
    Если спелый – все довольны,
    Так приятен он на вкус,
    А зовут его… (арбуз).

    Вот шершавый стебелёк,
    В середине-уголёк,
    Лепестки блестят, как лак, -
    Распустился красный…(Мак)

    В небе круглая лепёшка,
    От неё струится свет.
    Света может и немножко,
    А на весь хватает свет (Луна)

    Игра “Составь предложение»  

    -Ребята, возьмите сюжетную картинку,составьте предложение и назовите слова со звуком (а)
    -Девочка рисует мак  

    - Машина везёт арбузы.

    - Мальчик чистит апельсин.

    - Заяц ест капусту.

    - Папа и мама собирают урожай.

    Итог. Рефлексия.

    С каким звуком мы познакомились?

    С какой буквой мы познакомились?

    Почему их называют гласными?

    Каким цветом обозначают гласные?

    Какие гласные звуки можете назвать?

    Что мы слышим?

    Что мы видим?

    -У Ани осталось последнее задание. У вас на листочке нарисовано лицо. Чего на нём не хватает? (рта). Правильно. Если вам понравилось занятие- нарисуйте весёлую улыбку. а если нет – грустную. Справились?  

    Оценка.

     

          


        Е Измайлова

    «Как появились буквы»

    Палочки, крючочки, закорючки, точки

    Бегали толпою и поодиночке.

    Ссорились, мирились, прыгали без дела,

    Наконец без дела жить им надоело.

                    И сказал им кто- то Умный и серьёзный:

    - Взяться за работу никогда не поздно.

    Слышим мы повсюду много разный звуков,

    Но для них покуда нету знаков – букв.

    - Эй, крючки и точки, чёрточки, кружочки!

    Собирайтесь вместе, становитесь в строчки

    И шагайте слаженно по листу бумажному!

    Чёрточки послушались, прекратили драки,

    Превратились в нужные правильные знаки.

    Стали всем понятными буквами печатными

    И тогда в припрыжку прибежали в книжку!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с родным городом «Прошлое и настоящее Невского проспекта» подготовительная группа

    : Воспитание у дошкольников интереса к истории и культуре родного города в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности...

    Конспект НОД по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Буква Ё.

    Данная НОД позволяет:познакомить с буквой Ё, ее составляющими элементами и их расположением;закреплять навык звукового анализа слов, состоящих из 1-го, 2-х слогов;развивать навык буквенного анализа сл...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» Конспект организованной образовательной ...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию на тему: "Слон по Африке гуляет" в подготовительной группе.

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию на тему: "Слон по Африке гуляет" в подготовительной группе с использованием игровых технологий....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Измерение объёма и длины меркой" в подготовительной группе.

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Измерение объёма и длины меркой" в подготовительной группе с использованием технологии проблемного обу...

    КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Пространство безопасности» с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Здоровья"

    Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.Коррекционно – образовательные задачи:- Формирование представлений о здоровом образе жизни.- Расширение и актуализация ...

    Конспект непрерывно образовательной деятельности. Речевое развитие. «По следу жадных медвежат» с использованием мнемотехники в 1 средней группе компенсирующей направленности.

    Цель: способствовать эмоциональному восприятию сказки, учить оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку. Помочь усвоить содержание сказки с помощь мнемотаблиц....