Кинезеологические упражнения в развитии интеллекта старших дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Актуальность темы выполненной работы обусловлена важнейшими функциями, которые выполняет кинезеология, как наука о развитии головного мозга через движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kinezelogiya.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

О.В. Быковская, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №6»

Актуальность темы выполненной работы обусловлена важнейшими функциями, которые выполняет кинезиология, как наука о развитии головного мозга через движение. Дело в том, что для детей старшего дошкольного возраста основной средой жизнедеятельности является ДОУ, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед ними ДОУ, оно должно предполагать создание условий развивающе-воспитательной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья, что является базой для формирования способностей, памяти, речи, мышления и моторики старших дошкольников.

Развивающая кинезиологическая программа как нельзя лучше справляется с этими задачами, что подтверждается многолетним опытом, описанным в трудах лучших педагогов.

Сегодня педагоги ДОУ хорошо понимают необходимость развития интеллекта дошкольника. Однако, в практике работы воспитателей наблюдается бессистемность использования программы  кинезиологических упражнений. В связи, с чем возникает противоречие: между ролью кинезиологических упражнений в развитии интеллекта старших дошкольников и отсутствием системы в работе воспитателей по их использованию.

Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: Какого влияние кинезиологических упражнений на развитие интеллекта старших дошкольников?

Актуальность проблемы помогла определить тему исследования: кинезиологические упражнения  в развитии интеллекта старших дошкольников.

Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить, как влияют кинезиологические упражнения на развитие интеллекта старших дошкольника.

Необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить основные теоретические аспекты состояния проблемы развития интеллекта старших дошкольников в психолого-педагогической литературе;
  2. Разработать критерии и показатели уровня развития интеллекта старших дошкольников;
  3. Выявить и экспериментально проверить как влияют кинезиологические упражнения на развитие интеллекта старших дошкольников;
  4. Разработать методические рекомендации для воспитателей.

1.Констатирующий эксперимент

Сроки проведения: апрель 2015 года

 Цель: выявить уровень развития интеллекта старших дошкольников.                     2. Формирующий эксперимент

Сроки проведения: с 1 сентября 2014 года по 1 марта 2015 года

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированости полушарий головного мозга, их взаимодействий.

Применение кинезиологических упражнений позволяют улучшить у дошкольников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.

Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что они дают не только быстрый, но и накапливающийся эффект, развивая при этом логическое мышление и повышая умственную деятельность в целом. Существует основное требование к использованию кинезиологических методов. Это точное выполнение всех приемов и движений. Прежде, чем обучать ребенка, педагог должен сам сначала освоить все упражнения, а затем уже выполнять их с детьми, постепенно увеличивая время и сложность от занятия к занятию.

В процессе диагностике мы оценивали умение детей классифицировать и конкретизировать по следующим показателям:

-- понимание инструкции        

-- количество правильно названных предметов

-- количество ошибочно названных предметов

-- проявление самостоятельности

-- активность/пассивность

-- моторика (ведущая рука)

-- работоспособность

--время выполнения задания

1. Высокий – Ребенок быстро устанавливает контакт, охотно отвечает на вопросы, работает с удовольствием, внимание достаточно устойчивое,  длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная. Ребенок легко справляется с заданием и правильно отвечает на поставленные вопросы. На выполнения задания уходит до 2 минут. В экспериментальной группе мы никого не отнесли, в контрольной группе 1 ребенок.

     2.Средний – Ребенок сразу вступает в контакт, работает бодро, но внимание недостаточно устойчивое, плохое переключение внимания. Ребенок самостоятельно раскладывает карточки на 1-м этапе работы, но только с помощью воспитателя объясняет свои действия, количество правильно названных ответов превышает количество ошибочно названных, инструкцию понимает, но требуется помощь, на время выполнения задания уходит до 3-х минут. К среднему уровню мы отнесли 4 человек это Виктория Д., Лев Б., Ольга Р., Константин Р.,  а в контрольной группе   5 детей.

    3.Низкий – в контакт вступает с трудом, не проявляет интереса, плохое переключения внимания, только с активной помощью воспитателя ребенок выполняет задание: ребенок раскладывает картинки в случайном порядке, ребенок просто играет с ними. Количество правильно названных предметов намного меньше ошибочно названных. Время выполнения более 4-х минут. К низкому уровню мы отнесли 4 человек это: Даниил Б., Мария В., Кирилл М., Анастасия Ш.,  а в контрольной группе 3 ребенка.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод уровень интеллектуального развития детей экспериментальной и контрольной группы разный. Исходя из гипотезы исследования, мы думаю, что кинезиологические упражнения позволят нам повысить интеллектуальные способности дошкольников. Для этого мы внедрим кинезиологическую программу, которая реализуется на этапе формирующего эксперимента.

Данная работа проводилась в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательным учреждении детский сад № 6. Она заключалась в использовании комплексов кинезиологических упражнений ежедневно, 1 раз в день: утром перед занятиями. Продолжительность занятий – 10 минут. Занятие проводилось со всеми детьми экспериментальной группы, количество 8 человек. Длительность занятия по одному комплексу 2 месяца. Некоторые упражнения выполнялись на занятиях, в качестве физминуток. Занятия проводились в доброжелательной обстановке, от детей требовалось точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводились стоя либо за столом.

Детям предлагались упражнения направленные на развитие мелкой моторики, растяжки, телесные упражнения, самомассаж. На первых занятиях детям очень сложно было привыкнуть к упражнениям, правильно выполнять их, работать в быстром темпе. Но после нескольких занятий уже можно было увидеть, как дети полюбили данные упражнения, как с нетерпением они ожидают следующих занятий и не хотят заканчивать.

Развитие интеллекта в экспериментальной группе на высоком уровне находится у 3 детей, это Д. Виктория, Р. Ольга, Р.  Константин. Здесь можно увидеть положительную динамику, так как на этапе констатирующего эксперимента, на высоком уровне не было ни одного ребенка.                                                             Средний уровень выявлен в экспериментальной группе у 5 детей, это Богунов Л., Бронников Д., Величко М., Малинин К., Шевцова Н. Здесь так же можно проследить положительную динамику, так как на этапе констатирующего эксперимента они находились на низком уровне.

Низкий уровень в экспериментальной группе не был выявлен, что также говорит о положительной динамике.

Таким образом, наглядно можно увидеть динамику развития интеллекта старших дошкольников в экспериментальной группе. Уровень в экспериментальной группе повысился на 62,5%. На среднем уровне в экспериментальной группе 37,5%. Низкий уровень в экспериментальной группе не был выявлен, так как все дети повысили уровень интеллекта до высокого и среднего уровня.

Итак, проведенная экспериментальная работа позволила нам сделать вывод о том, что комплекс кинезиологическую упражнений систематизированных в кинезиологическую программу повышает уровень интеллекта старших дошкольников. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей: «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии»

Кинезиология  - наука о развитии головного мозга через движение. Развивая   мелкую  моторику мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов (память, внимание, мышле...

Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии

Актуальной проблемой современного общества является ухудшение соматического и психического здоровья детей. Одним из основных направлений моей работы является применение здоров...

Презентация "Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии А.Л.Сиротюк"

Данная презентация представляет собой отчет о проделанной работе по инновационной деятельности по теме: "Развитие интеллекта старших  дошкольников  методами  кинезиологии А.Л.Сиротюк"...

Творческие задания-упражнения для развития речи старших дошкольников.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих в...

Влияние кинезеологических упражнений на развитие интеллекта и речи детей

Как помогает наука кинезеология развивать ребенка...

Использование кинезиологических упражнений, как средство развития интеллекта старших дошкольников.

В статье рассказывается о технике рисования двумя руками одновременно, что позволяет оптимизировать деятельность мозга....

Развитие интеллекта старших дошкольников средствами занимательного материала

В статье предложены варианты развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, рекомендована литература для занятий дома и в детском саду....