Игра как коррекция
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Авдеева Ксения Васильевна

Игры на коррекцию гиперактивности, замкнутости, страхов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_korrektsiya.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивность, гиперактивность или, наоборот, застенчивость и

робость можно победить в игре.

Игра -  универсальное средство коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии малыша – дошкольника. Ёе эффективность уже давно доказана серьёзными научными исследованиями. Именно через игру можно пытаться решить многие психологические и  даже  физиологические проблемы ребёнка.

Игры могут помочь:

  • снять накопившееся психоэмоциональное напряжение, улучшить общее психологическое самочувствие, зарядить ребёнка (и взрослого, который с ним занимается) очередной порцией жизнерадостности и оптимизма.
  • скорректировать негативные эмоциональные состояния малыша: агрессивность, гиперактивность, страхи, замкнутость – либо послужить для их профилактики.
  • развить ловкость и координацию движений.

Не заставляйте ребёнка играть насильно, уважайте его желания, сделайте так, чтобы ваши занятия приносили только радость.

Дозируйте эмоциональную  нагрузку на малыша, наблюдайте за его самочувствием.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

 В таких играх обязательны чёткие правила. Это способствует развитию внимания ребёнка, учит его контролировать свои импульсивные действия, помогает приобрести навыки контроля двигательной активности.

                                     

                                      « ЛОВИМ КОМАРОВ » (с 3 лет)

Игра снимает мышечное напряжение с кистей рук, даёт возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Психолог: «Давайте представим, что наступило лето и в нашу комнату  налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так!»  Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. Психолог: «По команде «Стой!» вы садитесь вот так» Педагог показывает, как надо сесть ( опустить руки вниз, встряхнуть несколько раз ладонями.)

                 « КРИЧАЛКИ – ШЕПТАЛКИ – МОЛЧАЛКИ » (с 5 лет)

Игра развивает внимание, наблюдательность, умения действовать по правилу, волевую регуляцию.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал  «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

«ГОВОРИ!» (с 5 лет)

Игра  развивает умение контролировать импульсивные действия. 

Скажите ребёнку, что будете задавать простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда дадите команду: «Говори!» Предложите потренироваться: «Какое сейчас время года?» (пауза) «Говори!»

«ЗАПРЕЩЁННОЕ ДВИЖЕНИЕ» (с 5лет)

Игра организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

« СЛУШАЙ ХЛОПКИ» (с 5 лет)

Игра тренирует внимание  и контроль двигательной активности.

Ребёнок передвигается по комнате в свободном направлении. Когда вы хлопните  в ладоши один раз, ребёнок должен остановиться и  поднять руки вверх; хлопните два раза – помахать руками; на три хлопка прыгать; на 4 раза – кружиться.

« КЛУБОЧЕК» (с 4 лет)

Игра обучает одному из приёмов саморегуляции.

Расшалившемуся  ребёнку предложите смотать в клубочек яркую пряжу.  Сообщите, что нитки не простые, а волшебные. Как только начинаешь их сматывать в клубочек, так сразу же успокаиваешься. Размер клубка с каждым разом может становиться всё больше и больше

«  АРХЕОЛОГ» (с 4 лет)

Игра развивает мышечный контроль.

Опустите кисть рук глубоко в таз с песком или крупой. Предложите ребёнку осторожно «откопать» руки – сделать археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться  до кистей рук – в таком случае тут же меняйтесь ролями.

« ПОЖАЛУЙСТА» (с 5 лет)

Игра учит умению быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой, помогает преодолеть двигательный автоматизм

Скажите, что будете показывать разные движения ( физкультурные, танцевальные, шуточные), а ребёнок должен повторять их только в том случае, если вы добавите слово « пожалуйста» (или другое слово, например, «Дюймовочка просит»). Ребёнок ошибся? Пусть выполнит ваше задание.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ  НА КОРРЕКЦИЮ СТРАХОВ
Они помогут снять психическое напряжение, создать положительный эмоциональный фон, скорректировать боязнь темноты, замкнутого пространства, неожиданного воздействия, одиночества.

                                    «ПЧЁЛКА В ТЕМНОТЕ» (с 3 лет)
            Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». 
Игру можно повторять, усиливая плотность материи, то есть степень темноты. 


                                                  «КАЧЕЛИ» (с 4 лет)
Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 — 3 минуты. 
                                   

                                            « ЖМУРКИ»  (с 4 лет)

Ведущий ребёнок с завязанными глазами пытается поймать вас.

Вы же быстро перемещаетесь по комнате, бодро комментируя: « Я тут!»

                                         

                                     «НЕВАЛЯШКА » (для детей с 6 лет). 
Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенка снова встречают выставленные руки взрослого. Подобное покачивание продолжается в течение 2 — 3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами выполняют упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания сначала минимальная. 

                                         «СМЕЛЫЕ МЫШИ»  (с 2 лет)
Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.  
                                 
                                          «СОВА И ЗАЙЦЫ» (с 3 лет)
Игру надо проводить в вечернее время, для того чтобы можно было создавать темноту. Свет надо приглушать постепенно.
 Выбираются сова и зайцы (или заяц). Когда свет включен (день), сова спит, а зайцы скачут. Когда свет выключается (наступает ночь), сова вылетает, ищет зайцев и кричит: «У – у – у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.


               

     ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ АГРЕССИВНОСТИ

Способствуют снижению вербальной (словесной)  и невербальной

(применение физической силы) агрессии, становятся одним из способов выплеснуть гнев, помогают снять мышечное и эмоциональное напряжение; обучают приемлемым формам общения, способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.


                                            «СРАЖЕНИЕ» (с 2 лет)

 Игроки бросаются лёгкими предметами (шариками из  ваты, бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием.

                                           «ЗЛЫЕ -  ДОБРЫЕ КОШКИ» (с 2 лет)

По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются, добрые кошки ласкаются и мурчат.

                                               «ОБЗЫВАЛКИ» (с 3 лет)

Игроки называют друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями разными необидными словами: «Ты – капуста». В ответ: «А ты – редиска» или «А ты – слива» и т.д. Игра останавливается, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия.  Затем участники  называют друг друга теми же словами, только в уменьшительно ласкательной форме: «Ах, ты, капусточка». Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты -  колокольчик», «А ты – розочка». 


                                               «КАПРИЗНАЯ ЛОШАДКА» (с 3 лет)

Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии. Родитель рассказывает сказку про лошадку, и вместе с ребёнком они сопровождают сказку действиями: «В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», - говорила Лу. Она капризничала и  цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так.  Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой. Она весело скакала и ржала: «Иго – го!»

                                             

                                         « ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ» (с 4 лет)

Каждому участнику предлагается выбить пыль из пыльной подушки. Он должен, усердно колотить по ней руками, хорошенько её почистить.

                                         « УХОДИ ЗЛОСТЬ» (с 4 лет)

Лягте на ковёр. Подложите под руки и ноги подушки. Закрыв глаза, начинайте со всей силы бить ногами и руками по подушкам с громким криком: « Уходи злость, уходи!» Игра длиться 2 минуты, затем малыш принимает позу звезды, широко раздвинув ноги и руки, и тихо лежит, слушая спокойную музыку 3 минуты.

                                                 « ДА! НЕТ! (с 5 лет)

Встаньте друг перед другом. Вас ждёт воображаемый  словесный бой. Решите, кто из вас будет говорить слово « да», а кто « нет». Можно начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума.

                                          « БУМАЖНАЯ ГОРА» (с 3 лет)

Понадобятся старые газеты, журналы. Начинайте разрывать приготовленную бумагу на кусочки и бросайте в кучу в центре комнаты. Когда кучка станет большой, предложите малышу энергично подбрасывать кусочки бумаги в воздух, прыгать на них, бросать горстки, обсыпая друг друга

         

  ИГРЫ,  НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАССЛАБЛЕНИЕ,  СНЯТИЕ                        

                                              НАПРЯЖЕНИЯ

В эти игры очень полезно  поиграть с ребёнком, когда он перевозбу - дился,  устал или расстроен.

« СНЕГОВИК» (с 3лет)

Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течение 10 секунд удерживают заданную позу. Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

                                     

« БУРАТИНО» (с 4 лет)

 Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребенком:

Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. 2. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как Буратино. 3. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. 4. Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным. 5. Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти. А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем.

         

                                  « КАМЕНЬ – ВЕРЁВКА» (с 4 лет)

Поможет расслабить мышцы рук. Попросите малыша сильно сжать кулачки, чтобы они стали крепкими, как камешки. Затем расслабить руки – сделать их мягкими, как верёвочки.

                                       « ГОРА С ПЛЕЧЬ» (с 5 лет)

Чтобы  стряхнуть всю усталость, предложите ребёнку встать, широко расставив ноги, поднять плечи, отвести их назад – вдох; опустить плечи – выдох.

« ВОЗЬМИ СЕБЯ В РУКИ» (с 5 лет)

Скажите малышу:  « Как только почувствуешь, что хочется кого- то стукнуть, что-то сломать, Обхвати ладонями  локти и сильно прижми руки к груди. Постой так, закрыв глаза»

      ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ ЗАМКНУТОСТИ

  Большинство из этих игр требует нескольких участников. Замкнутому малышу нужно быть одним из многих, выполняя указания ведущего. Это снимает страх общения. Цель таких игр – создать замкнутому ребёнку возможность для самовыражения, помочь преодолеть барьеры в общении, научить регулировать своё поведение в коллективе.

                      «ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА» (с 4 лет)

Игра направлена на применение «волшебных» средств понимания, развитие эмпатии (способности чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию).

Разыграйте ситуации, в которых ребёнок должен воспользоваться «волшебными» средствами и помочь:

1.малыш плачет, он потерял мячик.

2. мама пришла с работы, она устала

3.мальчик грустит, у него болеет мама

4. девочка просит помочь ей собрать мозаику.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (с 5 лет)

Игра направлена на повышение уверенности в себе, в своих силах.

Ребёнок заканчивает каждую из предложенных вами фраз: «Я умею…», «Я хочу…», «Я смогу…», «Я добьюсь…».

«ПОВАРЯТА» (с 4 лет)

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп. Каждый придумывает, чем он будет (капустой, картошкой, солью и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя, прыгает в середину круга; следующий, прыгнув, берёт за руку предыдущего. Игра продолжается пока все «компоненты» не окажутся в середине круга. В результате получается красивое блюдо.

«КОМПЛИМЕНТЫ» (с 4 лет)

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий кивает и говорит: «Спасибо». Затем он дарит комплимент своему соседу. В случае затруднений помогайте детям. Вместо похвалы можно просто сказать «сладкое» или «цветочное» слово.

                                        «ПЕСЕНКА ПО КРУГУ» (с 4 лет)
Выберите вместе с детьми знакомую вам детскую песенку. Затем по кругу каждый поёт свою строчку. Последний куплет поют все хором.

« ЗЕРКАЛО » (с 5 лет)

Попросите ребятишек представить, что они вошли в магазин зеркал

. Одна половина детей – зеркала, другая – разные зверюшки. Они ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать их движения и выражения «мордочек».

«РУКАВИЧКИ » (с 5 лет)

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым орнаментом (но не раскрашенные). Дети должны отыскать свою пару и с помощью 3 карандашей разного цвета постараться как можно быстрее раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши,  как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

                                     «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ» (с 5 лет)

Дети становятся в линию, держась за плечи. Первый участник -  «голова», последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в коррекции поведения детей

Использование разных игр в коррекции эмоциональных трудностей...

Роль игры в коррекции ФФНР у детей старшего дошкольного возраста

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.           Работая с детьми с фонетико – ...

Игры для коррекции поведения дошкольников

Игры для коррекции поведения дошкольников 1. Игры с правилами (игры - соревнования).«Воробьиные драки»Дети, присев на корточки и положив руки на колени, изображают воробышков. В такой позе,...

Дидактические игры по коррекции произношения шипящих звуков

Картотека дидактичских игр направленные на коррекцию произношения шипящих звуков....

Дидактические игры по коррекции произношения звуков Л и ЛЬ

Картотека игр направленных на коррекцию произношения звуков Л и Ль...