Элементы ТРИЗ в коррекционной работе.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Хоромняк Галина Васильевна

Использование элементов современной образовательной технологии ТРИЗ в коррекционной логопедической работе детского сада способствует развитию с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне, исправлению речевых недостатков, развитию творческого воображения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элементы ТРИЗ в коррекционной работе.

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к развитию детей меняется цель образовательной работы — вместо набора знаний, умений и навыков предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). Специфика логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), обусловлена, с одной стороны, недоразвитием всех компонентов речевой системы, с другой — характером нарушения высшей нервной деятельности. У дошкольников с ОНР не сформированы многие неречевые психические функции: мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.

У детей  выявляются чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость и другие личностные особенности. Недоразвитие речи и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения.  На помощь пришли методы ТРИЗ — теории решения изобретательских задач (авт. Г. С. Альтшуллер). Технологии ТРИЗ не стандартные. Чтобы использовать их в работе, необходимо не только изучить некоторые приемы, формы, методы воздействия на ребенка, но и понять всю систему ТРИЗ, тогда она сама начинает работать на образовательный  процесс. Внедрение этой системы в коррекционную работу не совсем простое дело.

    Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с нарушениями речи позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Даёт в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ в применении к дошкольникам — это полный отказ от стереотипов. Использование элементов современной образовательной технологии ТРИЗ в коррекционной логопедической работе детского сада способствует развитию с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне, исправлению речевых недостатков, развитию творческого воображения. Позволяет освоить проектный метод и активно его использовать с детьми в рамках развития выразительности речи, лексико-грамматической и связной монологической стороны речи воспитанников на логопедических занятиях. Творческое воображение подразумевает наличие подвижности мышления, быстрой ориентировки, нестандартного подхода к решению больших и малых задач, что позволяет использовать методы ТРИЗ в дошкольной педагогике. Решением внедрить их в практику логопедической работы явилось желание поставить в центр внимания веру в творческие силы ребенка с ОНР, найти новый подход к развитию духовных и творческих возможностей дошкольника на логопедических занятиях.

Использование методов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями даёт преимущества:

  • в активизации познавательной деятельности детей;
  • в создании мотивационных установок на проявление творчества;
  • в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
  • повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
  • формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
  • развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
  • дает возможность закрепить звуки в речи различными способами.

Методы и приемы ТРИЗ позволяют снять барьеры общения, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, необходимым условием которых является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях. На занятиях по автоматизации поставленных звуков в связной речи дети сочиняют сказки, «переделывают» их, используя как приемы фантазирования, учатся формулировать сказочные противоречия с помощью «Волшебного треугольника». Сочиняют загадки, путешествуя по Стране Чувств и Загадок. Это помогает систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивать ассоциативное движение. В этом огромную поддержку и помощь оказывают близкие для детей люди — их родители. Именно методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.

Тематика игр, творческих заданий на занятиях по развитию и коррекции речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр — через поисковую, исследовательскую, изобретательскую деятельность повысить качественные показатели устной речи воспитанников.

В содержании фронтальных занятий по звуко-буквенному анализу и синтезу широко используется ТРИЗовский метод маленьких человечков Я познакомилась с ними, изучив пособие Г. Ванюхиной «Речецветик». Мы учим детей, что звуки слышат и произносят. Но очень хочется их увидеть! Гласные звуки, согласные мягкие и согласные твердые, согласные звонкие и согласные глухие моделируются костюмом определенного цвета, положением губ, отсутствием или присутствием колокольчика. Такой человечек-звук приходит на каждое занятие про звук или букву. Метод маленьких человечков позволяет составлять и прочитывать слоги и слова. В процессе моделирования у детей с ОНР формируется звуковая функция сознания, то есть они усваивают возможности установления отношения замещения между двумя объектами. Уровень формирования наглядно-символической деятельности определяет степень готовности детей седьмого года жизни с ОНР.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте большой интерес у детей вызывает ТРИЗовский метод проб и ошибок. Это основной метод решения изобретательских задач. Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении возможных вариантов решения: если выдвинутая идея оказывается неудачной, ее отбрасывают, а затем выдвигают новую, и так — пока не получат правильный вариант. Такой метод интересно применяется при выкладывании схем букв. Детям предлагают выложить букву, лежа определенным образом на полу или ковре согласно заданной схеме. Выполнение это коллективного задания предполагает много проб и ошибок, в результате возникает правильно выложенный образ буквы.

В содержании фронтальных занятий по формированию лексико- грамматических представлений детей подготовительной к школе группы могут найти применение такие ТРИЗовские методы, как морфологический анализ, системный анализ, методы противоречий, активизации перебора вариантов, контроля вопросов

Предлагаю вашему вниманию варианты игр с детьми по коррекции звукопроизношения с использованием элементов ТРИЗ технологии.

Игра  «По кругу».

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры: Дети сидят вокруг стола. В руках педагога стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.

Игра Предложения по цепочке.

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.

Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей сопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок

Игра Антилогическое лото

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: подготовить две группы  карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры:

Воспитатель поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы педагог перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос педагога: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и ха каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.

Игра «Паровоз».

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет  рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку,  прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет,  почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.

Игра «Необычные загадки».

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, педагог дает им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза.

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка – молоток. И т.д.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои указательные пальчики на соответствующую картинку и четко назвать ее. Тот, кому удается сделать это раньше остальных, получает призовую фишку.

Игрок, набравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур, в котором дети самостоятельно составляют аналогичные загадки.

В этом туре фишки не выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку игрок получает право придумать следующую загадку.

При ознакомлении детей с лексической темой интересно применяется ТРИЗовский метод фокальных объектов

Он используется для упражнений по развитию воображения — когда прототип наделяют посторонними признаками. Данный метод позволяет детям быстро и с интересом подбирать прилагательные и другие части речи для образования новых словосочетаний. Например, детям дают слово «зима». Подбираются еще два слова — «солнце» и «снежинка». К этим словам идет подбор определений: солнце — теплое, светлое, лучистое, ласковое; снежинка — искристая, белоснежная, холодная. В следующем задании детям предлагают составить словосочетания со словом «зима». Получаем словосочетания: зима солнечная, снежная, искристая, белоснежная и т. д. На основе уже знакомых дошкольникам характерных особенностей зверей и птиц можно придумывать с детьми фантастические (сказочные) образы животных.

Метод контрольных вопросов можно использовать в логопедических занятиях любого вида. Дети учатся самостоятельно составлять и задавать вопрос, чтобы отгадать загаданное животное или предмет.

Метод противоречий отражает конфликт между частями или свойствами. В логопедической работе он раскрывается в игре «Хорошо — плохо» (согласно лексической теме) или ее вариантах — «Удобно — неудобно», «Нравится — не нравится» и т. п. Например: «Хорошо, что еж колючий: его не обидит волк; но плохо, что его не погладишь», «Зима нравится тем, что можно кататься на лыжах, но не нравится, потому что бывают сильные морозы». Противоречия проговариваются в пословицах по лексической теме (например: «Мороз невелик, а стоять не велит», «Любишь кататься — люби и саночки возить»), в загадках (например: «Без рук, без ног, а рисовать умеет», «Не лает, не кусает, а в дом не пускает»).

Метод противоречий используется также на занятиях по рассказыванию по картине с проблемным сюжетом, разработанных Т. А. Ткаченко. Так, например, рассматривая картину «Маленькие помощники», дети отмечают, что смастерить скворечник для скворцов — это очень хорошо, это поможет птицам прокормиться и вырастить потомство, но плохо, что скворечник прибили к дереву гвоздями — из-за этого дереву больно, оно может погибнуть. Дети предлагают свои варианты решения проблемы: привязать скворечник к дереву веревкой, ремнями или прибить его к шесту. Дети символически фиксируют признаки ежа и зайца в таблице, а потом еж и заяц меняются местами и приобретают признаки друг друга: еж становится пушистым, трусливым, длинноухим, прыгучим, а заяц — колючим, умеющим сворачиваться в клубок, с хорошо развитым нюхом и короткими лапками. Дети, увлеченные этими превращениями, называют все признаки с опорой на план.

Поэтому использование данных методов и приемов в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым. Эти методы органично сочетаются с расширением словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языкового анализа и синтеза и, кроме того, способствуют совершенствованию психофизических функций, творческой активности и инициативы. У дошкольников формируется эмоциональная отзывчивость на задания по преодолению речевого недоразвития, развиваются произвольность и контроль своих действий.

Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе воспитания и обучения «Детство», дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.

Используемая литература:

  1. Антонова Т. И. Теория решения изобретательских задач. — Сыктывкар, 2002.
  2. Ванюхина Г. А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. — Смоленск, 1993.

3 Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. — СПб., 2003.

     4. Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.

5.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург, 2006.

     6.    Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольника­ми. Мн., 2000.

   7.Марфидина В. А., Харгт Г. В., Шевченко Г. И. Методы развития творческого мышления: учеб. метод, пособие для воспитателей детских садов. ТРИЗ в детском саду. — Норильск, 1993.

  1. Нарбут Н. Н., Нарбут А. Ф. Заочное обучение ТРИЗ. — М„ 1999.
  2. Нестеренко А. А. Система моделей управления мыслительной деятельностью (ТРИЗ). — М„ 2004.
  3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.
  4. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: метод, пособие. — СПб., 1999
  5. Интернет ресурсы.

   




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Применение методов и приёмов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Недоразвитие речи  у детей дошкольного возраста и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Одним из способов решения...

Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР

Описание вариантов игр с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста...

Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР.

Предлагаю обратить ваше внимание на следующие методы ТРИЗ технологий, которые можно использовать на коррекционных занятиях, например,Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американски...

Отчёт о применении методики ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с ОВЗ учителя -логопеда ДОУ.

Считаю, что выбранная технология является актуальной и результативной современной образовательной технологией: можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в ...

Инновационный проект " Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи."

Х городской конкурс проектов "Инновации в образовании" посвященный 125- летию г.Новосибирска номинация "Обеспечение процесса реализации ФГОС"...