Главные вкладки

    Применение методов и приёмов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
    статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

    Потапова Марина Владимировна

    Недоразвитие речи  у детей дошкольного возраста и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Одним из способов решения этой проблемы можно считать применение в коррекционной работе методов и приёмов ТРИЗ-технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл triz_v_korrektsionnoy_rabote.docx23.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение методов и приёмов ТРИЗ

    в коррекционной работе

    с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

    Основываясь на Законе «Об образовании в РФ», политика государства взяла курс на интеграцию детей с OВЗ в общеобразовательные учреждения. Современная концепция образования и воспитания также в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности каждого ребенка. В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности. Это в полной мере может быть отнесено к детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Как известно в основе творческих способностей детей лежит воображение. Дошкольный возраст можно назвать «возрастом образных форм сознания», и вот почему так важно работать с дошкольниками с опорой на воображение. Одна из основных задач ДОУ – полноценная подготовка ребёнка к школе. По мнению учёных-практиков А.А. Амоношвили, Л.А. Венгера, А.А. Венгера, В.В. Давыдова, Е.А. Панько, Н.Н. Подъякова, А.В. Запорожца и др., цель развивающего дошкольного обучения, состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебного процесса, а в создании его универсальных психологических предпосылок. Условием формирования полноценной учебной деятельности является необходимый уровень развития воображения, достигнутый в дошкольном детстве.

    Развитие воображения в дошкольном возрасте, представляет собой наиболее оптимальный и надёжный путь формирования готовности к развивающему школьному обучению.

    Специфика коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), обусловлена, с одной стороны, недоразвитием всех компонентов речевой системы, с другой – характером нарушения высшей нервной деятельности. У дошкольников с ОНР не сформированы многие неречевые психические функции: мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.

    Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи:

    1.        воображение у детей с речевым недоразвитием выполняет компенсаторные функции;

    2.        у детей с ОНР преобладает «эмоциональное» воображение;

    3.        особую роль для детей с ОНР играет заложенный в занятии мотив;

    4.        творческие способности у детей с нарушением речи развиваются иначе, т.к. их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий.

    Недоразвитие речи и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Одним из способов решения этой проблемы можно считать применение в коррекционной работе ТРИЗ – Теория развития изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Главная цель ТРИЗ-технологии – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

    Наиболее успешно в работе с детьми логопедических групп используются следующие методы и приёмы развития творческого воображения.

    МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО). Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

    Возможности метода в группах детей с ОНР:

    • активизация и пополнение словаря;
    • работа над словами признаками, согласование в роде и числе, работа над уточнением семантического значения слов;
    • отработка сложноподчинённых предложений при ответе на вопрос когда, в каком случае это бывает?

    Начинается работа по переносу признаков с одного объекта на другой. Детям предлагается «подарить» свойства этого предмета рассматриваемому объекту. Первые слова, пары слов детям помогает выбрать логопед, возможно с помощью предметных картинок. Они должны быть хорошо знакомы детям.

    Пример: Тема «Зима».

    Выбираем слова из последних изученных тем: платье и дом.

    – Дети, давайте подберём красивые слова к слову платье. Какое может быть платье? (пышное, дорогое, нарядное, блестящее, красивое, воздушное)

    – А теперь давайте подберём красивые слова (слова признаки) к слову дом. (уютный, твёрдый, уютный)

    – А сейчас давайте подарим эти признаки зиме и скажем, когда это бывает. (дети должны отвечать сложноподчинёнными предложениями)

    Ответы детей: зима бывает пышная, если много пушистого белого снега. Блестящая, когда снег блестит и переливается на солнце. Воздушная, когда снег кружится в воздухе. Дорогая, когда наступает Новый год и всем дарят подарки, отмечают праздник.

    Аналогично работаем с признаками дома.

    С помощью МФО интенсивно идёт накопление образных характеристик. Метод позволяет тренировать детей по согласованию прилагательных с существительными. Для целесообразно подбирать все три слова разных по роду.

    Такие фрагменты могут включаться как в занятие воспитателя по развитию речи, так и в логопедическое занятие, в основном по развитию связной речи.

    МОЗГОВОЙ ШТУРМ (МШ). Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

    Применяется в чистом виде только со второго полугодия подготовительной группы, так как для формирования высказывания ребёнок должен владеть достаточным словарным запасом, элементарными лексико-грамматическими навыками. Начинать лучше с бытовых или сказочных ситуаций. Например, как спасти репку, если летом выпал снег?

    МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (МА). Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

    Возможности метода в группах с ОНР:

    • активизация и пополнение словаря;
    • согласование существительных и прилагательных в роде и числе;
    • подготовка к чтению;
    • отработка предлогов, практическое употребление прилагательных со значением продуктов питания, материалом и т.д..

    Работу начинаем с конца первого периода в старшей группе детей с ОНР.

    Задания и игры на основе МА можно включать в занятия уже на подготовительном этапе. Волшебные дорожки можно сделать традиционным вводом в занятие в большинстве лексических тем. В зависимости от целей, формулируем вопросы к детям и задаём сюжетную линию занятия.

    Например, фрагмент занятия по теме «Транспорт».

    Незнайка путешествует по волшебной дорожке, под клеточками картинки различного вида транспорта. По ходу путешествия детям задаётся вопрос: Кем стал Незнайка? Предлагается составить предложение с опорными словами, найти в предложении предлог, сосчитать слова в предложении, назвать первое, второе, третье слово. Составить схему предложения, используя модели слов. Незнайка предлагает свой вариант схемы предложения (он заведомо ошибочен), дети исправляют ошибки. В конце предложения появляются разные знаки препинания. Дети прочитывают предложения с разной интонацией. Дойдя до середины дорожки, усложняем задания: дети должны придумать как можно больше вариантов предложений. Для завершения путешествия главному герою необходимо вернуться в исходную точку, для этого он проходит вновь через каждую клеточку, но с другим заданием. Определить какое слово назвал логопед, выбрав символ части речи: существительное – квадрат, глагол стрелка, прилагательное – круг.

    МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ (МКВ). Данный метод можно использовать при обучении детей рассказыванию со 2-го полугодия в старшей группе.

    Например, фрагмент занятия по теме «Посуда».

    Подгруппа детей (одна команда) составляет загадку о чашке. В это время вторая команда строит паровозик времени для чашки. Выходит «Живая загадка»: с ручкой, ноне портфель, сама не пьёт, а любого напоит, хрупкая, но не лёд. Каждое сравнение проговаривается одним ребёнком индивидуально.

    Динамическая пауза: под волшебную музыку дети превращаются в чашку с горячим чаем, в чашку, упавшую со стола, в чашку, в которой лежит мороженное с лимоном, в старую чашку.

    Упражнение «Закончим сказку». Жила-была чашка. За свою короткую жизнь она ни разу не сдвинулась с места. Только лежала в коробке вместе с другими подругами и мечтала. Это была новая чашка. И вот однажды её самое заветное желание исполнилось и к ней пришёл…

    Детям предлагается цепочкой продолжить сказку, опираясь на контрольные вопросы: КТО пришёл, ЧТО стали делать, В КАКУЮ опасную ситуацию попала чашка, КТО и КАК помог ей, ЧЕМ закончилась сказка.

    КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ позволяют формировать у детей подвижность мышления, способствуют обогащению словарного запаса детей, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи.

    Например, «Объект и его части».

    На большом круге – карточки с изображение рукотворных и природных объектов, в зависимости от изучаемой темы недели. Значение каждого слова, обозначающего выбранный объект, объясняется сначала педагогом, затем детьми. Например: ромашка – полевой цветок, самолёт – воздушный транспорт. На среднем круге – карточки с изображение какой-либо части объектов, представленных на большом круге.

    Задание: раскрутить круги, выделить сектор, в котором находиться объект и принадлежащая ему часть, назвать, что это такое. Пример: это лепесток ромашки, это крыло самолёта.

    ЛИМЕРИКИ (составление рифмованных текстов).

    Целесообразно и эффективно использовать их на логопедических занятиях с целью:

    • формирования фонематического слуха;
    • автоматизации и дифференциации звуков;
    • в работе над слоговой структурой слова;
    • в упражнении в согласовании слов в рифмовках;
    • на заключительном этапе в формировании интереса к самостоятельному словотворчеству.

    Лимерики – это прежде всего рифмованные тексты, составленные по определённому алгоритму, а не нелепицы.

    Сочинить лимерик поможет модель:

    1. Жил-был… \ расскажу вам про… \ у меня есть…    + объект
    2. Какой? На что похож?
    3. Что делал?
    4. С кем общался?
    5. Вывод: вот какой… +   объект

    Подготовка: выбираем, о ком или о чем будет лимерик. Для первых 4 строчек подбираем 2 пары рифмованных слов (существительные и прилагательные). Например, улиточка – ниточка, держалась – не боялась.

    МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ (ММЧ) позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения. Здесь мы играем в игры «Что было и что будет», «Расскажи о воде» и т.п.

    Использование методов и приёмов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи даёт несомненные преимущества:

    • в активизации познавательной деятельности детей;
    • в создании мотивированных установок на проявление творчества;
    • в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
    • повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
    • осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
    • гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

    Список использованных источников

    1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
    2. Ванюхина Г. А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. – Смоленск, 1993.
    3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб., 2003.
    4. Выготский Л. С. Мышления и речь / Собр. соч. – М., 1982.
    5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.
    6. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
    7. Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М., 1972.
    8. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 2006.
    9. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.
    10. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
    11. Марфидина В. А., Харгт Г. В., Шевченко Г. И. Методы развития творческого мышления: учеб. метод, пособие для воспитателей детских садов. ТРИЗ в детском саду. – Норильск, 1993.
    12. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи: метод, пособие. — СПб., 1999
    13. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических  рассказов по серии картинок: Методическое пособие.- М.:АРКТИ, 2009.-28 с.:ил.
    14. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. 2004.-52 стр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система коррекционно-двигательных упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Данное пособие посвящено актуальной, но мало изученной  и разработанной в литературе  теме:  роли танцевально-ритмических движений в комплексе коррекционно-воспитательных мер по п...

    Практическое применение музыкально-игровой деятельности как одной из составляющих логопедической ритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

    В статье подробно описаны игры и упражнения, соответствующие ФГТ в  ДОУ  по следующим разделам  а) основные движения (ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля мяча);  б...

    «Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

    Целью предлагаемых игровых упражнений является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Данные игровые упражнения являются...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР...

    Презентация на тему «Применение квест-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

    Презентация на тему «Применение квест-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»...