Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи)
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

МФО подразумевает - изучение комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы. При выполнении заданий детьми, совмещая не совместимое – могут возникнуть изобретательские идеи, которые они могут воплощать в продуктивных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи)

Дети по своей природе изобретатели. Жажда к новым впечатлениям, любознательность, желание экспериментировать – характерно для них.

Я работаю  с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОНР). Это дети с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, но при этом не сформированы все компоненты языковой системы. Дети испытывают большие трудности в речевом развитии, в недостаточной степени постигают языковые закономерности.

Несформированность словаря (ограниченный словарный запас, аграмматизмы в речи) являются наиболее значимой, ведущей проблемой общего недоразвития речи, от устранения которой напрямую зависит успешность коррекционной работы по преодолению этой речевой патологии. Учителя-логопеды уделяют большое внимание пополнению словаря у детей с ОНР и такая организация логопедической работы выполняет иногда накопительную функцию. В результате ребенок может не получить или не иметь полноценных закрепленных представлений о слове, о его признаках и свойствах, так как получает иногда мало практики, особенно творческой, в работе со словом . Вследствие этого лексические представления ребенка зачастую носят фрагментарный характер, слова в сознании системно не организуются, устанавливаются случайные связи, затрудняющие запоминание, хранение, поиск нужного слова и приводящие к семантическим ошибкам в речи.

Для того чтобы информация смогла продвинуться в кратковременное хранилище, (или его называют промежуточным хранилищем) необходимо фокусированное внимание (то есть сосредоточение внимания в игровой форме с элементами творческих задач, упражнений на каком-либо объекте). Основной задачей работы над словарем следует считать формирование в языковом сознании ребенка полноценных семантико-ассоциативных полей, на основе практического творческого применения. Семантичесое поле – это комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова (слова предметы, признаки, действия).

С начала 20 века в зарубежной практике используется метод “создания учащимися собственных исследовательских проектов” и выработано три уровня реализации “исследовательского обучения”:

  1. Педагог ставит проблему и намечает тактику и стратегию выполнения, само решение ищет ребенок.
  2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (допускается коллективный подход).
  3. Постановка проблемы, поиск методов решения ребенок ищет самостоятельно.

Что же такое МФО?

МФО подразумевает - изучение комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы. При выполнении заданий детьми, совмещая не совместимое – могут возникнуть изобретательские идеи, которые они могут воплощать в продуктивных видах деятельности.

Основная задача состоит в том:

- Чтобы наделить нетипичными признаками различные предметы;

- Побуждать детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта;

- Развивать творческие способности комбинаторного мышления.

При помощи этого метода возможно и решение коррекционных задач таких как:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств родного языка;

- формирование и совершенствование звуковой стороны речи;

- развитие и совершенствование у детей связного высказывания.

В основе “Метода фокальных объектов для дошкольников” лежит комбинирование – сочетание различных элементов в необычных комбинациях, эта методика строится на базовой технике воображения, которая гласит о том, что, если посмотреть вокруг, то вся окружающая нас предметная среда вазы, автомобили , узоры, мебель – это результат комбинирования формы, размера, цвета.

Этот метод разработан был в 20-е годы профессором Берлинского университета Ф. Кунце и назывался “метод каталога”, в 50-е годы был усовершенствован Ч. Вайтингом и получил название “метод фокальных объектов”. В основе метода лежит искусственное комбинирование признаков известного, привычного объекта, в данном случае слова, которое нужно усовершенствовать, совместить с различными признаками других, случайных объектов, что позволяет получить новые, необычные свойства, которые обеспечивают ему возможность выполнять новые функции. “Случайные объекты берутся наугад, из любой открытой книги или просто называются участниками игры” – так говорил профессор Ч. Вайтинг.

Такая техника искусственной комбинации объектов пользовалась успехом в сочинительском творчестве, а именно у писателей – фантастов(художников, композиторов) при конструировании новых словесных объектов, при котором производился сознательный подбор известных характерных элементов и создавалось новое сочетание. Управлять процессом комбинирования – значит систематизировать перебор вариантов, с целью осознанного изобретения новых объектов.

Пример: нужно поместить в “фокус внимания”, тот объект, который хотелось бы изменить, например шкаф, и переносить на этот объект характерные признаки других случайных объектов, например: апельсин, уж, цветок.

Отметить характерные признаки каждого (вопрос залу):

Апельсин – сочный, сладкий, свежий, оранжевый…
Уж – быстрый, мокрый, юркий, чешуйчатый…
Цветок – расцветает \ увядает, имеет ножку и лепестки, пахнет, ароматный…

Этот перечень может быть дополнен и другими признаками, и другими случайными объектами. Теперь эти признаки по одному или в произвольных комбинациях переносятся на исходный объект, при этом нужно стремиться использовать признак не только по его буквальному значению, но развить идею нового образа, и получить новые, дополнительные функции.

Шкаф –цветок.

Переносим признаки цветка, на выбранный нами объект. Что получается?

а) Шкаф по расцветке похожий на цветок.
б) Хозяйка положила внутрь шкафа много духов, арома-масел и он благоухает, как цветок.
в) Его ножки тоненькие, узкие похожи на ножку цветка, а двери напоминают распахивающиеся лепестки. Такой шкаф как декорация украшает любую комнату в доме и т.д.

Мебель с такими свойствами широко описана в фантастических рассказах

Применение этой методики в ДОУ требует предварительной подготовки и адаптации под специфический процесс обучения детей логопедических групп необходима предварительная подготовка:

  • 2-3 тренировочных задания;
  • приготовить картинки или наглядный материал с символическим изображением несложных рисунков или изобретенные на ходу знаки.
  • изучение тематических циклов лексических тем в соответствии с планом занятий.

Что подразумевает под собой адаптация: 

  • Логопед или воспитатель может использовать только пройденные или текущие темы.
  • В силу особенности детей с ОНР, педагог должен не только поставить проблему, но и наметить тактику и стратегию ее решения.

 Основные этапы применения адаптированной методики:

I Этап 

Выбор темы, постановка картинок, наглядного материала или графических заметок – рисунков на доске.

  • на правильности изображения ребенком значков и образов в тетради по мере нахождения свойств-признаков концентрироваться не следует, действия должны быть раскованными и свободными. Способность изобретать символы свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом.
  • заготовленные карточки, наглядный материал по подобранным объектам, должен сочетаться с кругом изучаемых тем.
  • при выборе объектов, необходимо, чтоб они были из разных тематических циклов, что позволит получить многообразие свойств созданного, с генерированного объекта. Проще комбинируются темы близкие по совмещаемым признакам, например: Овощи-фрукты; Фрукты-грибы; Овощи – грибы; Игрушки – Одежда; Одежда-дом и т.д

II Этап Постановка вопросов (поиск и предложение возможных вариантов исследования, сбор словесного материала, компоновка свойств-признаков). 

  • перенос при присвоении новых свойств другому объекту, если есть исключающие свойства таков, что мы отбрасываем (замещаем) совпадающие свойства и характеристики основного объекта (“яблоко можем поместить в землю”) и учитываем, что итоговый объект должен отличаться в лучшую сторону (например фея превратила тыкву в карету, также и дети как волшебники создают новый предмет, с новыми свойствами, получая тем самым улучшенный образ).
  • создание нового образа сопровождается – рисунком, зарисовкой, графической схемой (“нарисовать яблоко в земле”).
  • при переносе свойств с одного объекта на другой, детям объясняется этот процесс, как процесс соединения, внедрения одного в другое, при котором лучшие свойства побеждают худшие.
  • дети должны сами перечислить признаки (можно с помощью логопеда, педагога), свойства предметов, выбранного объекта, их может быть несколько, но свойств определяемых через отрицания не использовать.

Например: выбранный объект, например, стол и другие объекты из изученных тематических циклов: банан (тематический цикл “Фрукты”), шапка (“Головные уборы”), мяч (“Игрушки”). Перечисляем свойства дополнительных объектов из разных циклов, делаем графические зарисовки и по полученным признакам переносим на исходный объект, генерируя новое.

III Этап Подведение итогов (составление рассказа, обобщение полученных данных). 

  • дети (с помощью педагога), придумывают название новому получившемуся объекту (по принципу совмещения последних или первых слогов, выбранных объектов).
  • по результатам занятия можно составить рассказ (по принципу морфологического анализа) на обобщающем или итоговом занятии, придумывая различные персонажи или вставляя слова-действия.

Задания-игры такого плана можно назвать: “Юный волшебник”, “Юный фантазер”.

Предлагаю вам шкалу градации по степени сложности для дошкольников, по которой тематические циклы должны находиться рядом в порядке следования по традиционному плану лексических тем занятий учителя-логопеда. Для детей 6-7 лет легко комбинируются темы отстоящие друг от друга на 1-3 пункта, т.к из свойств рядом лежащих, легко создать новый объект, который в состоянии представить и зарисовать схематически дошкольник; средняя сложность комбинирования 4-6 пунктов и особенно сложно 7 и более пунктов. Лишь в случае одаренных детей темы могут разносится на 6-7 пунктов вперед. При подготовке к занятию педагог самостоятельно проигрывает возможные комбинации переноса свойств одного объекта на другой.

Градация лексических тем по сложности.

П/№

Лексическая тема

1.

Овощи

2.

Фрукты

3.

Деревья

4.

Грибы

5.

Ягоды

6.

Игрушки

7.

Части тела

8.

Одежда

9.

Обувь

10.

Головные уборы

11.

Мебель

12.

Электроприборы

13.

Птицы зимующие

14.

Дикие животные

15.

Домашние животные

16.

Рыбы

17.

Посуда

18.

Продукты питания

19.

Перелетные птицы

20.

Город

21.

Транспорт

22.

Профессия

23.

Инструменты

24.

Цветы

25.

Насекомые

После проведения 1 периода я проводила тест оценку. Которая заключалась в следующем:

Тест оценки эффективности метода фокальных объектов

детям давалось задание:

“ Представьте, что вы маленькие волшебники. Засейте свой заколдованный сад диковинными фруктами или овощами, растениями, ягодами. Создайте новые растения, которые будут расти в вашем саду ранее были пройдены  такие лексические темы: “Овощи”, “Фрукты”, “Деревья”.

Ответы до проведения упражнений-задачек по методу комбинаторики показали, что из 20 человек лишь 4 человека дали фантазийные, творческие ответы.

:

В итоге:

По окончании учебного года проведя тест оценку, увидела положительную динамику фантазийных ответов детей: 12 детей показали высокие результаты подбора, комбинирования свойств и (составления творческих рассказов-описаний) по созданному объекту.

Применение приема метода фокальных объектов на логопедическом занятия в подготовительной к школе группе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оборудование: доска, тетради, цветные карандаши, наглядные картинки.

Логопед: Сейчас, ребята, мы превратимся с вами в волшебников-садоводов. Засеем наш сад-огород диковинными “фруктоовощами”.

Какие овощи вы знаете?

Ответы детей

Логопед: Выбираем тыкву (выставляется картинка). А теперь(выставляется матрешка) предлагаю вам рассмотреть игрушку матрешку. Опишите, какая она? Подберем вместе как можно больше слов-признаков к слову матрешка.

Дети: красивая, деревянная, гладкая, разноцветная, большая

По мере проговаривания и подбора детьми слов-признаков, логопед вместе с детьми делает на доске графические зарисовки, обозначающие названное свойство предмета: деревянная – рисуем дерево – дети в тетрадях, логопед – на доске; большая –рисуем большой круг, гладкая – лист бумаги и т.д

Логопед: А теперь ребята попробуем все названные свойства перенести на нашу тыкву.

Дети: Тыква деревянная, гладкая, разноцветная, большая.

Логопед: Придумаем название нашей чудесной тыкве, совмещая или складывая первые слоги слов “тыква” и “матрешка”.

Дети: МАТРЕТЫКВА.

 Логопед: Получилась волшебная, необычная тыква. Представьте только: растет в вашем огороде такая тыква (дети еще раз повторяют свойства). Что же мы с ней будем делать, как ее мы будем использовать?

Дети:

1 ребенок: Можно ее использовать как табуретку, когда устал – посидеть
2 ребенок: Можно порубить на дрова и топить зимой баню или печку
3 ребенок: Можно сделать дырку, повесить занавески и запустить жить в тыкву хомяка
4 ребенок: Можно сделать теплую конуру для собаки, которая будет охранять огород

Логопед: Молодцы, ребята. А теперь придумаем рассказ про нашу волшебную тыкву, начиняя с таких слов: “Жил был в одной деревне пес, старый был он: глаза плохо видели и нюх уже был не тот, да и не было у него своего жилища….” А что было дальше?

Ответы детей

Другой пример: по пройденным темам “Дом”, “Головные уборы”

Оборудование: доска, тетради , цветные карандаши, наглядные картинки

Логопед: Сейчас, ребята, мы превратимся с вами в волшебников портных. Создадим необычный головной убор, который с удовольствием мог бы носить любой человек. Какие головные уборы вы знаете?

Ответы детей

Логопед: выбираем шляпу (выставляется картинка). А теперь(выставляется дом) предлагаю вам рассмотреть красивый деревянный дом. Опишите, какой он? Подберем вместе как можно больше слов-признаков к слову дом.

Дети: красивый, деревянный, теплый, с трубой, уютный, вместительный, большой и т.д

Дети в тетрадях делают графические зарисовки 

Логопед: А теперь, ребята ,попробуем все названные свойства перенести на нашу шляпу.

Дети: Шляпа деревянная, вместительная, уютная,  теплая, большая.

Логопед: Придумаем название нашей чудесному головному убору, совмещая или складывая первые слоги слов “шляпа” и “дом”

Дети: ШЛЯПОДОМ

Логопед: Получилась волшебная, необычная шляпа, похожая на…

Ответы детей

Логопед: Представьте только: Идете вы как то по полю и видите такой огромный “шляподом”. Что же мы с ним будем делать, как его мы будем использовать?

Дети:

1 ребенок: Можно ходить в такой шляпе всю зиму и голова не замерзнет;
2 ребенок: Можно ходить сразу же всей семье, ведь “шляподом” большой, вместительный не надо покупать каждому шляпы на зиму;
3 ребенок: Можно жить в таком “шляпо доме” всем, и переносить в любые места, где хотел бы пожить.

Список используемой литературы: 

  1. “Мозг и сознание”, Альманах/ под. рук. С.П. Капицы, М, // В мире науки//, 2007
  2. Савенков А.И. “Одаренные дети в детском саду и школе”, учебное пособие, изд.центр “Академия”, М.,2007
  3. Безрукова О. А. “Формирование системных лексических представлений у дошкольников с ОНР” 2007
  4. Богоуславская Н.Е. “Особенности детского восприятия лексической семантики”// Слово в системных отношениях.- Свердловск //, 1978

Тест – оценка

Тема:___________________________________________

Дата: ___________________________________________

Группа: _________________________________________

Ф.И.О.ребенка

возраст

Задание 1

ответы

результат

Фантазийные, творческие ответы : +

Комбинирование свойств : +

Простой подбор слов:  -



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста

в материале представлены примеры использования  методов ТРИЗ в работе с дошкольниками....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В работе с дошкольниками  с проблемами в речевом  и интеллектуальном развитии необходимо использовать педагогические технологии, учитывающие сознание и деятельность ребенка, взаимосвязь важн...

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В  статье представлен опыт раб...

Проект совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми II этапа обучения (старший дошкольный возраст) с ограниченными возможностями здоровья. Тема «Путешествие по стране "Игралочка"

Проект приготовлен как итоговая работа на курсах повышения квалификации «Образовательные технологии»по теме: «Образовательные технологии деятельностного типа в рамках реализации ФГОС...

Участие в заочной конференции (г.Барнаул) 2017 г.: "Методы и приемы коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья".

В статье описываются общие рекомендации, комплекс коррекционно-развивающих заданий,  интеллектуальных игр и  упражнений, направленных на развитие мыслительной деятельности и мнемических проц...

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми дошкольного возраста. Игры по методу фокальных объектов.

Инструкция для педагогов и родителей "Что такое МФО?"  Игры  предназначены для взаимодействия педагогов и родителей с детьми с целью развития детского креативного нестандартного ги...

Теоретические основы интегрированного подхода в развитии коммуникативно-речевой функции детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством применения интерактивных развивающих средств обучения

В период дошкольного детства коммуникативное развитие господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали ме...