Проект совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми II этапа обучения (старший дошкольный возраст) с ограниченными возможностями здоровья. Тема «Путешествие по стране "Игралочка"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Устьянцева Евгения Андреевна

Проект приготовлен как итоговая работа на курсах повышения квалификации «Образовательные технологии»

по теме: «Образовательные технологии деятельностного типа в рамках реализации ФГОС ДО»

Разработан: учителем-дефектологом Стрилецкой Е.А.

ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района СПб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Проект совместной деятельности

 учителя-дефектолога с детьми II этапа обучения (старший дошкольный возраст)

с ограниченными возможностями здоровья

Тема «Путешествие по стране «Игралочка»

Проект приготовлен   как итоговая работа на курсах повышения   квалификации «Образовательные   технологии»

по теме: «Образовательные технологии деятельностного типа в рамках реализации ФГОС ДО»

Разработан: учителем-дефектологом Стрилецкой Е.А.

ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района СПб.

Санкт-Петербург

2015 г.

Тема «Путешествие по стране «Игралочка».

Лексическая тема: Человек (Части тела и лица).

Образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Цель: Продолжать формировать представления о строении собственного тела и функциональных способностях его частей (части тела и лица).

Задачи:

Обучающие:

  • формировать связную речь, учить отвечать на поставленные вопросы;
  • закрепление и уточнение понятий, называющих части тела и лица;
  • уточнить представление о внешнем строении человеческого тела;
  • учить выделять характерные признаки предметов;
  • учить различению цветов с последующей проверкой;
  • учить детей группировать предметы по цвету (учить выделять предмет с ориентировкой на цвет, понимать " такой", "не такой").

Коррекционно-развивающие:

  • развивать тактильную чувствительность, тактильную память;
  • развивать умение манипулировать с предметами: действовать кончиками пальцев; манипулируя мелкими предметами, выполнять действия с предметами (соотносить со стержнем, опускать на стержень, в отверстие; развивать точность движений, глазомер при выполнении соответствующих действий и определении положения предмета в пространстве);
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развивать концентрацию внимания и зрительную память;
  • развитие ориентировки в собственном теле;
  • развивать предметно-игровые действия с игрушкой;
  • развитие мышления, воображения.

 Воспитательные:

  • воспитывать чувство эмоционально-положительного отношения к игре;
  • воспитывать взаимовыручку и взаимопомощь.

Оборудование: игрушка Мишка-топтыжка, игровые панели: «Сенсино» (дидактическое пособие № 4), «Кольцеброс», «Мышь в сыре» (с набором бочонков и шариков 4 основных цветов), развивающее пособие «Человек».

Предварительная работа: 

Во время игр и режимных моментов показывать детям и называть разные части тела и лица. Просить детей показывать на себе и на игрушке (кукле) следующие части лица: глаза, нос, рот, лоб, брови, ресницы, щеки, подбородок; части тела: шею, плечи, руки, пальцы, локти, ногти, туловище, живот, ноги, колени.

Рассматривать вместе с детьми игрушки, изображающие животных, и обратить внимание детей на то, что у животных есть части тела, сходные с частями тела человека, и особенные. Например, у многих животных есть хвост, а у людей хвоста нет. У животных вместо рук и ног - лапы, вместо ногтей - когти, а вместо лица - мордочка.

Обсудить с детьми, для чего нужны те или иные части тела: глаза (смотреть), уши (слушать), нос (дышать, нюхать), рот (кушать, говорить,) ноги (ходить), руки (имеют много разнообразных функций).

Чтение стихотворения А. Барто «Мишка» с показом иллюстраций. Разучивание стихотворения.

План совместной деятельности:

  1. Сюрпризный момент;
  2. Игра «Угадай на ощупь»;
  3. Появление Мишки-топтыжки;
  4. Игра «Раз, два, три, четыре, пять»;
  5. Беседа: «Для чего нужны части тела»;
  6. Игра «Развивающая пособие «Человек»;
  7. Игра «У кого есть (с названием частей тела)»;
  8. Игра «Сенсино»;
  9. Игра «Кольцеброс»;
  10.  Игра «Мышь в сыре»;
  11.  Рефлексия.

Примерный ход совместной деятельности:

Учитель-дефектолог приглашает детей в игровую комнату.

1.Учитель-дефектолог:

- Сегодня я предлагаю вам оправимся в необыкновенное путешествие по стране, «Игралочка» в которой очень много разных игр.

- Вы готовы? (Ответы детей). Тогда закройте глазки и хлопните в ладоши 3 раза.

- Посмотрите ребята, а ведь мы с вами уже в этой сказочной стране. Как здесь красиво. (Стимулировать детей к поворотам головы в разные стороны, зрительная ориентировка в пространстве комнаты).

- Чтобы нам было веселей, я пригласила необыкновенного гостя. А кто же это такой вы сейчас узнаете сами.

2.Учитель-дефектолог:

- Посмотрите у меня есть волшебный сундучок (сенсорная коробочка, оформленная в виде сундучка) у которого есть две дверки, сейчас вы откроете их и с помощью рук определите, кто же пришёл сегодня в гости к нам.

Учитель-дефектолог:

- Как вы думаете, кто же это? Какой он на ощупь?

3.4. Учитель-дефектолог:

- Совершенно верно, это Мишка-топтыжка. Какой он красивый, мягкий.

Учитель-дефектолог:

- Давайте поздороваемся с Мишкой-топтыжкой.

 *Дети ощупывают игрушку, гладят, рассматривают его, показывают части тела на себе и на мишке с помощью стихотворения.

Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать.

*Озвучивание и показы на себе перечисляемых в речевке части тела: «Раз, два, три, четыре, пять – Тело будем изучать».

Вот спина, а вот животик, (Показать обеими руками свою спину, затем живот.)

Ножки,  (Похлопать по ногам.)

Ручки,  (Протянуть вперед руки и вращать кистями.)

Глазки  (Указательными пальцами обеих рук показать на глаза.)

Ротик,  (Указательным пальцем правой руки показать на рот.)

Носик,(Указательным пальцем правой руки показать на нос.) 

Ушки, (Указательными пальцами обеих рук показать на уши.)

Голова.  (Положить руки на голову.)

Показать успел едва.  (Покачать головой из стороны в сторону.)

Шея крутит головой (Обхватить шею ладонями.)

Ох, устала! Ой-ой-ой-ой!

*Для усложнения можно сказать детям, что, хотя вы долго перечисляли, но все равно назвали не все части тела. Попросите детей показать еще:

Лоб (Пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам.)

И брови.  (Указательными пальцами провести по бровям от середины к вискам.)

Вот реснички (Указательными пальцами показать ресницы)

Запорхали словно птички.  (Поморгать глазами.)

Розовые щечки, (Ладонями погладить щеки от носа к вискам и закончить движение на подбородке.)

Подбородок кочкой. Волосы густые, (Пальцами обеих рук, как гребнем, расчесать волосы.) Как травы луговые.

Плечи, (Дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой до левого.)

Локти (Не убирая руки с плеч, выставить вперед локти.)

И колени (Слегка нагнуться и похлопать по коленям.)

У меня, Павлуши и Алёны. (Выпрямиться и развести руки в стороны, жестом показывая на детей.)

Учитель-дефектолог:

- Мишке-топтыжке очень понравился стишок про части тела, и он тоже решил показать, какие части тела есть у него.

Мишка-топтыжка:

Я Мишка-топтыжка.

Весело пляшу, лапками машу.

Глазками моргаю,

 Ротик открываю.

5.Мишка-топтыжка:

-Ребята, а для чего нужны глаза? (Чтобы смотреть.)

-А для чего уши? (Чтобы слушать.)

-Для чего нужен нос? (Чтобы дышать, нюхать.)

-А для чего рот? (Чтобы кушать, говорить.)

-Для чего нужны руки? (Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать.)

-А для чего ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать).

6.Учитель-дефектолог:

- Мишка-топтыжка, а все ли части тела и лица ты запомнил? Вот сейчас мы и проверим. У меня есть вот такая картинка (Развивающее пособие «Человек»), на которой нарисован человек, я несла ее ребятам, но вот беда она рассыпалась, помоги ее собрать.

*Мишка собирает картинку, делает ошибки.

Учитель-дефектолог:

- Ребята, правильно ли Мишка-топтыжка собрал картинку? (Ответы детей).

Учитель-дефектолог:

- Поможем Мишке правильно собрать картинку. (Дети собирают развивающее пособие индивидуально, с необходимой помощью педагога).

Учитель-дефектолог:

- Мишка, посмотри, какая красивая и правильно собранная картинка у нас получилась.

7. Мишка-топтыжка:

- Ребята, у нас с вами много похожих частей тела. Но у меня есть то, чего у людей не бывает. Попробуйте догадаться, что это.

*Если дети сами не называют хвост, то Мишка дает подсказку: «У меня он маленький, а других животных он бывает большой, пушистый и нарядный. Что же это? А еще, ребята, у людей на пальцах ногти, а у животных острые когти».

Учитель-дефектолог:

- И, правда, Мишенька, лапы, хвост и когти бывают только у животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли ребята это запомнили. Ребята, я буду называть части тела, а вы слушайте внимательно и отвечайте, у кого они есть - у Мишки или у вас. (В начале детям дается образец ответов).

Учитель-дефектолог:

-У кого есть ногти?

Дети: У меня. Движения, выполняемые учителем-дефектологом и детьми (Показать ногти, протянув вперед руки тыльной стороной кверху.)

Учитель-дефектолог:

-У кого есть когти?

Дети: У медведя.  (Показать на Мишку.)

Учитель-дефектолог:

-У кого есть лапы?

Дети: У медведя.  (Показать на Мишку.)

Учитель-дефектолог:

-У кого есть ноги? 

Дети: У меня (Похлопать ладошками по ногам.)

Учитель-дефектолог:

-У кого есть хвост?

Дети: У медведя. (Показать на Мишку.)

Учитель-дефектолог:

-У кого есть руки?

Дети: У меня. (Протянуть вперед руки.)

8.Учитель-дефектолог:

-Наш Мишка-топтыжка очень любит играть. Поиграем вместе с ним?!

Учитель-дефектолог:

- Но вначале я предлагаю вам вспомнить какая у него шерстка (на ощупь)? (мягкая, пушистая).  Вот и сейчас мы вместе с Мишенькой будем искать такие же предметы на ощупь, как его шёрстка (Учитель-дефектолог показывает, как играть в игру «Сенсино» (используется набор «Различные поверхности»).

Учитель-дефектолог:

- Какие вы молодцы ребята!

9.Учитель-дефектолог:

- Мишка, наверное, проголодался и его нужно угостить, а что больше всего любят медведи?

Учитель-дефектолог:

- Наш гость необычный, он очень любит баранки. Вот и я как раз испекла их. Помогите мне разложить баранки на поднос, так чтобы цвет шарика на баранке совпадал с кружочком на колышке. (Учитель-дефектолог показывает, как играть в игру «Кольцеброс». Собирается дидактическая панель, нанизываются кольца по цвету).

10.Учитель-дефектолог:

-А с чем Мишка-топтыжка любит есть баранки? Ну конечно же с медом. Давайте поможем ему убрать бочонки с медом на свои места.  (Учитель-дефектолог показывает, как играть с игровой панелью «Мышь в сыре». Сверху панели приклеиваются четыре бочонка разного цвета, задача ребенка довести шарик соответствующего цвета до своего бочонка).

Мишка-топтыжка: Спасибо вам ребята за угощение.

11.Учитель-дефектолог:

-Ребята, нам с вами пора возвращаться из страны «Игралочка». Мишка-топтыжка и тебе огромное спасибо за игры, нам было очень весело. Приходи к нам еще в гости. (Дети прощаются с гостем).

- А сейчас вспомним, что мы сегодня делали?  Чем занимались?  Вам понравилось?

*В ходе занятия учитель-дефектолог ласково одобряет правильные действия детей и помогает в случае затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение инновационного опыта работы по теме: "Блочно-модульное обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся, является технология блочно-модульного обучения. Модульная технология – одна из самых молодых альтернативных технологий...

Конспект занятия по формированию элементарных количественных представлений для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Тема: "Сравнение"

Вид занятия: формирование элементарных количественных представлений.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Сравнение».Цель занятия: Закрепление понятий о равенстве и неравенстве совокупн...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Тема: "Фрукты".

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Фрукты».Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о фруктах.Задач...

Проект: «Детство без границ: развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности».

          Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистика показывает...

Теоретические основы интегрированного подхода в развитии коммуникативно-речевой функции детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством применения интерактивных развивающих средств обучения

В период дошкольного детства коммуникативное развитие господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали ме...

«Конспект занятия «Путешествие в страну Здоровья» для обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: формирование представлений о здоровье, здоровом образе жизни у обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посредством стимуляции речевой активности. ...