Главные вкладки

    Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста
    статья (развитие речи, старшая группа) на тему

    в материале представлены примеры использования  методов ТРИЗ в работе с дошкольниками. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №66 «Журавушка»

    Выступление на педагогическом совете на тему:

    Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Воспитатель: Кутовая Елена

    Владимировна

    Старый Оскол, 2011год.

    Работая по программе «Детство», направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, постоянно задумываешься над вопросами о том, в какую увлекательную и развивающую игру поиграть с детьми, что бы такое придумать, как провести занятие так, чтобы детям было интересно, чтобы занятие давало положительный заряд и детям, и родителям, и педагогу? Именно поэтому я обратилась к педагогическому инструментарию отечественной теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Ее автор – Г.С.Альтшуллер, считавший, что "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”  ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

         Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

          Алгоритм решения изобретательских задач

    Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

    Методы и приемы адаптированы для работы с детьми от 3-х до 7-ми лет. Одним из методов активизации мышления является метод фокальных объектов (МФО).

    В первоначальном виде этот метод стал известен как “метод каталога”. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а затем в 50-тые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.

    Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

    Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. На первых порах достаточно только лексического объяснения полученных словосочетаний, а для закрепления и обобщения можно предложить детям нарисовать то, что получилось в результате коллективного фантазирования.

    На занятиях по речевому,  познавательному развитию,  дети старшего дошкольного возраста с интересом  играют в  игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание.

     Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

         Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .

    В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий; гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т.п.).

    Дети моей старшей группы с удовольствием играют в игру "Необычный подарок".

    Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Развивать фантазию, память, воображение. Воспитывать дружелюбие, вежливость.

    Материал. Карточки с изображением различных предметов. (книга, машина, шарик, кукла, платье, мяч, и т.д.)

    Игровая задача. Наделить нетипичными признаками различные предметы.

    Ход игры.

     Воспитатель спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается два ребенка. Например:

    - Даша, какой бы подарок ты хотела получить от Никиты? (Книгу)

    - А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)

    - Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)

    - Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)

    Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.

    - Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?

    Дети меняют признаки местами. Например:

    Даша М.: - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"

    Никита И.: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".

    Усложнение: предложить детям выбрать не один, а несколько предметов.

    Родители воспитанников, прослушав консультацию и поиграв на занятиях в “Изобретателей”, понимают значение МФО в воспитании и развитии своих детей. А наиболее заинтересованные родители (в основном бабушки и мамы) используют игру “Изобретатели” дома. Изобретают предметы декора квартиры, придумывают конкурсы для семейных праздников.

    Используя в работе метод фокальных объектов, педагог может реализовать свой творческий потенциал, с успехом разрабатывать занятия по разным видам деятельности: фантазированию, логике, математике, развитию речи, изодеятельности и ручному труду; применять метод для составления сценариев развлечений для дошкольников, в решении проблемных ситуаций.

    МФО позволяет педагогу развивать детей, заинтересовывать родителей вопросами воспитания и обучения детей и, наконец, совершенствоваться самому.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

    метод куклотерапии широко применяется в работе психологов. Я решила применить его в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

    Метод наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

    ·      Метод  наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.         В связи с большим объемом познавательн...

    ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. В нашей стране, за последние 5 лет, произошёл ряд событий, определяющи...

    Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи)

    МФО подразумевает - изучение комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы. При выполнении заданий детьми, совмещая не совместимое – мо...

    Применение интерактивных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Применение интерактивных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Компьютеры заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, они быстро проникают в офисы, в...

    Презентация - Применение элементов проектной и исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста.

    Актуальность. Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребенок вырос...

    Применение социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность....


     

    Комментарии

    Стецюк Вера Николаевна

    замечательный метод для развития воображения!

    не только детского, но и воображения педагога!