Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_skazoterapii.docx41.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками

(слайд №1 – титульный)

За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Это и заставило меня искать новые методы и формы работы, интегрировать знания смежных дисциплин, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Мой опыт работы и поиски новых путей повышения результативности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности показали, что добиться положительного результата в работе с детьми ОНР можно, если наряду с традиционными занятиями включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов проведения. В моей работе таким методом стала - сказка. Она является самым древним психологическим и педагогическим методом.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые: Э.Фромм, Э.Берн, Р.Гарднер, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

(слайд №2)

Что такое сказкотерапия? Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

В своей работе со сказкотерапией я поставила следующие цели:

 - активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания;

задачи:

- создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

- стимулировать творческое самовыражение.

-формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».

(слайд №3) Сначала я хотела бы напомнить, что сказки бывают:

- художественные, которые делятся на народные и авторские;

- дидактические;

- психокоррекционные;

- психотерапевтические;

- медитативные.

Художественные сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторскими историями. Собственно именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический и психокоррекционный и психотерапевтический и даже медитативные аспекты. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами.

(слайд №4, 5) Народные волшебные сказки – категория сказок, предназначенная для дошкольников. Они несут чрезвычайно важные для нас идеи:

-окружающий мир  - живой;

-ожившие объекты окружающего мира имеют право на собственную жизнь;

-разделение добра и зла;

-самое ценное достаётся через испытание;

-вокруг нас множество помощников.

Это такие сказки, как: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «По щучьему веленью», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Эти сказки используются для младших и средних дошкольников.

(слайд №6) Авторские художественные сказки, более трепетны, образны, чем народные. Чтобы помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, для детей старшей группы, я часто обращаюсь к авторской сказке.

Это такие сказки, как: сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», « Айболит», «Мойдодыр», «Телефон»; сказки Шарль Перро «Кот в сапогах», Красная Шапочка», «Мальчик с пальчик»; сборник сказок братьев Гримм «Храбрый портняжка», «Снегурочка»; сказки Ханса Кристиана Андерсена «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик»; сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде»

(слайд №7) Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Составление творческого рассказа на тему: «Осень» (подготовительная группа)

Артур А.

Пришла на землю Осень. Солнышко стало меньше греть. Пошли дожди. Деревья сбросили листву. Птицы улетели на юг. Люди собрали урожай, приготовили компоты, варенье. Люди надели тёплую одежду.

Посмотрела Осень вокруг и позвала свою сестру Зиму:

-Здравствуй, Зима! Я всё приготовила для твоего прихода. Посмотри вокруг. Птиц нет, они улетели на юг. День стал короче, ночь длиннее. Природа приготовилась ко сну.

- Спасибо, Осень! Я остаюсь, а ты иди, отдохни.

-До свидания!

Ваня К.

Пришла золотая Осень. Она встретилась с Зимой. Говорит ей Зима:

«Посмотри вокруг, сестрица, жарко, всё цветёт, да растёт. Дети бегают в лёгких футболках. Я скоро приду, а Природа и люди не готовы. Всё замёрзнет вокруг». Осень сказала: «Я тебе помогу». Взмахнула Осень своим волшебным рукавом, и деревья стали голыми. Потом часто пошли дожди. Солнышко закрыли тучки. Подули сильные ветры. Люди тепло оделись. Осень позвала Зиму: «Приходи, Зима, всё готово!»

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку происходящего.

 Это такие сказки, которые может придумать не только воспитатель, психолог, но и родитель. Например: вот такая специальная  волшебная сказка была написана психологом для  одной шестилетней девочки по просьбе её мамы:

 В маленьком ли городке, в большом ли городе, это с какой стороны посмотреть, жила была девочка лет шести, умница-разумница и просто красавица. Звали её Машенька. И была девочка эта не простая, а заколдованная. Наслала на неё свои чары лесная ведьма, с которой Маше выдалось повстречаться в детстве. С тех самых пор, если Маша что-то роняла или бросала, будь то любимая игрушка, книга или даже мамина помада, то никак не могла поднять предмет сама. Настроение у неё тут же портилось, внутри просыпалось колдовское упрямство, и ни за что не давало девочке навести порядок в своих вещах и игрушках. Весь дом к вечеру обычно кишил сломанными игрушками, то тут, то там были рассыпаны разные мелочи, виднелись пятна от разлитого сока или молока.

Смирились с  этим и мама девочки, и бабушка, и даже младший братик Васятка. Каждый вечер ползали они по дому, вытирали пол, мыли ковры, собирали разбросанные Машей вещи и чинили игрушки. В хороший день работы было на час-два, а в период лунного затмения, когда чары ведьмы особенно сильны, вся семья только и делала, что успокаивала девочку, а брат торопливо прятал под кровать свои любимые игрушки, чтобы Машенька и их ненароком не сломала.

Так бы и продолжалось дальше, если бы в один прекрасный день не нашла девочка на краешке своей  кровати удивительный подарок. Прослышала добрая фея про Машину беду, и передала ей с утренними пташками воздушные кружевные перчатки. Не простые это были перчатки, а золотые, и совершенно волшебные. Только одела их Машенька, как сразу злое колдовство как рукой сняло. В этих перчатках могла Маша поднимать свои игрушки и класть их на место. Если вдруг что-то падало случайно – подхватывали чудо-перчатки летящие предметы на лету, не давая им даже коснуться пола. Вот уж счастье пришло в семью! Улыбалась мама, умилялась бабушка, больше всех радовался Васятка, ведь игрушки теперь не терялись, не ломались, и их не нужно было прятать от сестры подальше под кровать.

Теперь каждый вечер вместо того, чтобы убирать  разбросанные Машенькой вещи, вся  семья собиралась на кухне. Бабушка пекла сладкие пироги, а мама читала детям добрые сказки о волшебных сказочных зверях, чудесных феях, принцах и принцессах. И даже папа стал приходить домой пораньше, чтобы посидеть со всеми вместе на кухне и попить чай.

Так Машеньке стал дорог подарок феи, что она не снимала перчатки даже ночью, чтобы вдруг не потерять их. Взрослея, девочка обнаружила и другие волшебные свойства перчаток. В них чудесно мылась любая посуда, в любой воде, никогда не выскальзывала из рук и всегда блестела. Оказалось, что в перчатках Маша умеет прекрасно готовить, шить, вязать, вышивать, рисовать, лепить, словом может делать всё, что ей только заблагорассудится. Со временем волшебные перчатки стали на руках девочки тонкими и прозрачными, совсем незаметными для постороннего взгляда. И лишь на солнце слегка поблёскивали золотым кружевным узором. Видимо от этого, думала девочка, все вокруг говорили, что у Машеньки золотые руки!

Данная сказка направлена на замену нежелательного поведения, в нашем случае разбрасывание игрушек и пренебрежительное отношение к вещам, на желаемое - аккуратное и бережное отношение к предметам, а ребёнку при этом объясняется смысл происходящего.

(слайд №8) Психотерапевтические сказки, врачующие душу… Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют  «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это стимулирует процесс личностного развития.

      Я расскажу свою одну из самых любимых притч притча о страхе:

«Один мудрец  повстречал на своем пути Чуму  и спросил: «Куда ты идешь?»  Она отвечает: «В большой город.  Мне нужно уморить там пять  тысяч человек». Через несколько  дней тот же мудрец снова  встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч человек, а уморила все пятьдесят», — упрекнул он ее. «Нет, — возразила она, — я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха»...

Такую сказку я рекомендую для работы с родителями.

 

 Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение этих сказок – сообщение нашему «бессознательному» позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная  особенность – это отсутствие конфликтов и злых героев. 

Для своих детей я рассказываю такие сказки, как:

История  для детей перед сном

Давай мы с тобой  вместе немного пофантазируем. Для  этого нужно закрыть глазки. Закрыла? А теперь представим, что лежим  мы не в постели, а на белом облачке. Оно очень мягкое, нежное и слегка нас покачивает. На небе много звездочек. Они напевают нам свои любимые  мелодии и своим сиянием освещают голубую прозрачную речку. Весь день в ней плескались и играли рыбки, а сейчас устали и плывут отдыхать. У них закрываются глазки. Они  засыпают прямо на ракушках.

Над речкой пролетает  птичка. Она смотрит в воду и  видит на дне сонное царство. Птичка тоже зевает и летит спать в  свое теплое уютное гнездышко.

Стихает шум  ветра, перестает журчать ручеек. На речке уже нет волн. Она стала  тихой и спокойной.

Вместе с речкой уснул и лес. Все его зверюшки попрятались в свои норки, потому что им, как птичкам и рыбкам, до утра нужно набраться свежих сил, а эти силы дает сон. Рыбки и зверюшки очень любят смотреть сны. Поэтому засыпают раньше всех.

Когда засыпают люди, им снится что-нибудь интересное и волшебное. Во сне раскрываются многие секреты и тайны. И чем  быстрее ты заснешь, тем больше интересного  увидишь во сне.

Облачко медленно опускает тебя в постельку, желает спокойной  ночи и тоже засыпает. Спит и солнышко. Проснется оно только утром и  разбудит тебя своими теплыми лучиками. Не спит одна луна. Она рассказывает сказки всем спящим. Когда ты уснешь, луна расскажет сказку и тебе. Я  тоже пойду спать и видеть сны, а завтра расскажу, что мне приснилось.

Спи спокойно, малыш. Сладких тебе снов.

(Анна Смирнова)

(слайд № 9) Во время  организованной  и свободной деятельности с детьми я применяю:  

1)индивидуальную работу;

2)работу в группе.

(слайды №10,11,12,13,14,15,16,17)

На групповых занятиях применяю основные методы сказок:

- прослушивание сказок;

- групповое рассказывание;

 - рассказывание известной сказки;

 - групповое придумывание;

 - рассказывание сказки от первого лица;

 - рисование.

       В своей работе я использую следующие приемы работы со сказкой:

- использование сказки как метафоры;

- рисование по мотивам сказки;

- «Почему герой так поступил?» - активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведение человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо-плохо»

- проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть эмоции»;

- использование сказки как притчи, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации;

- переделка или творческая работа по мотивам сказки;

- работа с ролевым поведением через народные игры;

- эмоциональный анализ сказки: какие чувства испытывал тот или иной герой, ребенок соотносит свое эмоциональное состояние, переживаемое в реальной ситуации, с состоянием сказочного героя.

 При проведении и организации занятий я придерживаюсь конкретных рекомендаций.  

1. Подготовка к занятию.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо  потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать. Выполнять инструкции.

2. Проведение занятий.

2.1.Места для занятия должно быть достаточно много. На занятиях дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания по развитию различных видов моторик, иметь возможность принять позу расслабления.

2.2.В процессе занятия детям периодически даётся возможность говорить о своих ощущениях.

2.3.Вхождение в сказку. Создать настрой на совместную работу. Коллективное, «сплачивающее» действие.

2.4.Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями и создаёт определённую атмосферу.

2.5.Художественные сказки можно повторять через определённые промежутки времени. Так же можно брать знакомый сюжет при работе с дидактическими сказками. Дети любят повторения, кроме того, известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом.

2.6.Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения надо варьировать.

2.7.Роль ведущего в этих занятиях трудно переоценить. Именно от него зависит. Какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.

2.8.Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова, движения, даже импровизация (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

(слайд №18) Для своих занятий я использую  следующую структуру:

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Повторение / вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились/.

3. Расширение / расширить представление ребёнка о чем – либо/.

4. Закрепление / приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребёнка/.

5. Интеграция / связать новый опыт с реальной жизнью/.

6. Резюмирование / обобщить приобретённый опыт, связать его с имеющимся/.

7. Ритуал «выхода» из сказки / закрепить новый опыт, подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде/.

(слайды №19,20)

     Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент его развития. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование  сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность коррекционной работы в логопедической группе за счёт включение эмоционального компонента в образовательный материал.

Далее  приведу   пример лишь некоторых игр и упражнений, которые используются в  совместной деятельности с детьми логопедической группы, имеющих нарушение речи.

Активизация познавательных способностей детей:

использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на  различные модели восприятия.

Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).        

Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Цель, которая озвучивается  для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей

Дети  выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.  

Игра: «Домики  для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)

Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный  праксис.

Цель, которая озвучивается  для детей: нужно построить новые яркие домики  для всех, кто жил в теремке.

Каждый ребёнок «строит» свой домик  из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.

Развитие общих речевых навыков:

Сила голоса.

Игра: «Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).

Цель: учить повышать и понижать силу голоса.

Цель, которая озвучивается  для детей: зайчик расстроился и  потерялся в зимнем лесу, помогите ему.

«Лиса и петух». «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.

Речевое дыхание.

Игра: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).

Цель: работать над длительностью речевого выдоха.

Цель, которая озвучивается  для детей:  посадим репку, скажем слова:

 «пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая».

Также используются игры и упражнения  по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».

Слухового внимание.

Игры: «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу),  

«Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки),

Развитие лексико-грамматических категорий.

Игра: « Кого встретил в лесу колобок».

Цель: тренировать употребление родительного падежа  существительных, формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается  для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем  их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

Игра: «Хорошо – плохо».

Цель: умение высказывать свое мнение, хорошее или плохое о предмете, образе, явлении, поступке.  Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Игра: «Слово-сказка».

Цель: умение сочинять сказку по одному слову.

 Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»: К-кот; Н-нитки; И-иголка; Г-горка; А-аптека. На основе этих пяти новых слов дети сочиняют сказку. Например : «Жил-был кот. Он очень любил играть с нитками. Однажды он увидел катушку с нитками, стал её катать по полу и уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было очень больно. Кот загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел  горку и побежал на улицу. Кот весело скатился с нее  и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство для лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу.

Игра «Сказки перепутались»

Цель:  развитие памяти, внимания и воображения

 когда предлагается взять имена героев из разных сказок и  сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью настольного театра. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а можно  разыгрывать диалоги.

Развитие связной речи.

 «Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси – лебеди»,  «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов»)

«Отгадай сказку по отрывку»

«Расскажи сказку по слогам» ( По-дед-ре. В-ре-бо-пребо. Ста-де-ре-тя. Тя-потя-вы-ни. По-де-ба. И т.д.)

Выше я уже упоминала о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому  я включаю  в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:

- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу  имена герое в сказки),

- снятие  эмоционального напряжения (дети   представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);

- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь  передавать  их характер через движения, мимику).

Таким образом, я  хотела бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта  возрастных и психологических особенностей детей с  нарушениями речи  дошкольного возраста.

(слайд №21)

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Ведь сказка проникает во все виды деятельности дошкольника: ИЗО, музыкальную деятельность, игровую деятельность. А главное - является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

Слайд №1 – титульный

Слайд №2 Что такое сказкотерапия…

Слайд №3 Какие сказки бывают…

Слайд №4,5 Народные сказки

 Слайд №6 Авторские сказки

Слайд №7 Дидактические сказки

Слайд №8 Психотерапевтические сказки

Слайд №9 Во время организованной и свободной деятельности я применяю…

Слайд №10,11,12,13,14,15,16,17 (поочерёдно) На групповых занятиях я применяю основные методы…

Слайд №18 Для своих занятий я использую следующую структуру…

Слайд №19, 20 Ритуал «выхода» из сказки…

Слайд №21 Таким образом, я хотела…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".

В настоящее время  большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования  фундамента физичес...

Особенности логопедической работы в группах компенсирующего направления (нарушение зрения).

Особенности логопедической работы в группах компенсирующего направления в дошкольном  учреждении МАДОУ детский сад №63 «Журавлик» комбинированного вида....

Опыт работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...

Логопедический компонент в работе воспитателя группы компенсирующей направленности.

В работе воспитателя в группе компенсирующей направленности очень важны знания и умения педагога  использовать логопедический компонент во всех режимных моментах, тесно работать со всеми специали...

Опыт работы "Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с ОНР"

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования(ФГОС ДО) речевое развитие включает в себя:владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного...

Перспективное планирование коррекционно-логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР

Представлен перспективный план работы учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР. 2 младшая группа, средняя группа, таршая группа, подготовительная к школе шгруппа....

Индивидуализация образования в процессе логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается вопрос индивидуализации образовательного процесса в логопедической работе с учетом требований ФГОС. Раскрыта структура и этапы построения индивидуального образовательного марш...