Опыт работы педагогов группы компенсирующей направленности по теме: «Театрализованная деятельность, как средство развития познавательных интересов у детей с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Янченко Вера Александровна

Цель: развитие познавательной сферы детей с ОВЗ через организацию театральной деятельности.

Задачи:

- изучить особенности организации театрализованной деятельности детей ОВЗ;

- подобрать приемы для развития театрализованной деятельности у детей с ОВЗ;

-организовать театрализованную деятельность обучающихся группы компенсирующей направленности;.

- привлечь к театрализованной деятельности обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей), как полноправных участников образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 г. Красноармейска Саратовской области»

Опыт работы педагогов

группы компенсирующей направленности

по теме «Театрализованная деятельность, как средство развития познавательных интересов у детей с ОВЗ»

Опыт работы представлен на районном методическом объединении

 

Секция РМО:  Музыкальные руководители дошкольных образовательных учреждений Красноармейского муниципального района

Форма РМО: Семинар по обмену опытом.

Тема РМО «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством театрализованной деятельности в ДОУ»

Дата проведения: 17 апреля 2025г. Время проведения: 09.00-13.00 час.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска». Адрес: г.Красноармейск, 5 микрорайон, д.47  

C:\Users\Вера\Desktop\ФОТО ЗАНЯТИЙ 2024-2025\18-03-2025_09-50-32\IMG_20250312_102638.jpg

Подготовили:

воспитатель Мишина И. Н.

воспитатель Дубенскова А. В.

учитель-дефектолог Янченко В. А.

педагог-психолог Плетнёва Ю. Г.

г.Красноармейск

2025

Опыт работы педагогов группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской области»

по теме «Театрализованная деятельность, как средство развития познавательных интересов у детей с ОВЗ»

Цель: развитие познавательной сферы детей с ОВЗ через организацию театральной деятельности.

Задачи: 

- изучить особенности организации театрализованной деятельности детей ОВЗ;

- подобрать приемы для развития театрализованной деятельности у детей с ОВЗ;

-организовать театрализованную деятельность обучающихся группы компенсирующей направленности;.

- привлечь к театрализованной деятельности обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей), как полноправных участников образовательного процесса.

Оборудование: презентация PowerPoint, разные виды театра: пальчиковый, конусный, би-ба-бо,  куклы  для сказки, материал для изготовления куклы: заготовки для конуса, листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры,   цветная бумага, картон, и т.д., видеоролик театрализации русской народной сказки «Репка».

Ход выступления:

Слайд 1

- Добрый вечер, уважаемые коллеги!        

- Мы, педагоги группы компенсирующей направленности, представляем вашему вниманию свой опыт работы по теме «Театрализованная деятельность, как средство развития познавательных интересов у детей с ОВЗ».

Слайд 2

- Ещё Сухомлинский говорил, что «Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,

Когда он живёт в мире сказок, творчества,

Воображения, фантазии, а без этого он

Засушенный цветок.

Слайд 3

Работая с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности понимаешь, что зачастую традиционные приёмы и методы обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач.

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Обучающиеся с ОВЗ очень часто безъэмоциональны, мимика у многих детей развита недостаточно. Они скованны, зажаты, закрыты для общения. Связная речь формируется у них с запозданием, а у некоторых и вовсе отсутствует.

Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое «Я», понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средством, способным решать все эти задачи, является театральное искусство. Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми театр используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие и является способом профилактики и коррекции. Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но по нашему мнению, театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны.

Театрализованная деятельность воспринимается детьми как игра, поэтому их легко вовлечь в неё. Ребёнок с нарушениями развитияполностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым как пластилин.Создавая ту или иную игровую ситуацию, можно отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.

Слайд 4

Театрализованная игра – это творческая деятельность, которая обуславливает взаимодействие взрослого и ребёнка и выступает средством речевого, познавательного  иэстетического развития детей.

Главнаяцель использования театрализованных игр - создание условий для коррекции познавательных нарушений детей и развития их мотивации на устранение дефектов. И таких задач как:

- развитие коммуникации;

- развитие эмоциональной сферы детей, социализация;

- коррекция поведения;

- пополнение и активизация словаря;

- совершенствование монологической и диалогической форм речи;

- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

- воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Слайд 5

Особенности театрализованной деятельности у детей с нарушением речи:

- распределяя роль в игре-драматизации, учитываютсяиндивидуальные возможности и способности каждого ребёнка;

- дать ребёнку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность продемонстрировать свои умения и навыки;

- не имеет значение, какую роль исполняет ребёнок, важно, что он создаёт образ несвойственными ему чертами, учится преодолевать трудности и свободно вступать в речь;

- дети охотнее и активнее занимаются, зная, что будут участвовать в театрализованной деятельности.

Слайд 6

Учитывая особенности детей с ОВЗ, важно понимать, как им тяжело даётся каждый шаг на пути к успеху. Поэтому, конечно же не очень целесообразно вовлекать их сразу в постановки спектаклей, сказок. Этим только можно достигнуть обратного эффекта. Ребёнок с ОВЗ, столкнувшись с непосильной для него задачей, может, наоборот, замкнуться. Поэтому важно соблюдать поэтапность в работе с детьми, имеющим нарушения развития.

Первый этап – подготовительный.

На этом этапе дети учатся средствам выразительности, с помощью которых они могут показать свои эмоции. Этот этап хорош ещё тем, что несмотря на то, чтопознавательные возможности детей на низком уровне, дети могут общаться друг с другом, с окружающим миром, используя весь арсенал выразительных средств (мимика, жесты).

На первом этапе мы использовали: мимическую гимнастику; психогимнастические игры; театральные этюды.

Эти приёмы позволяют ребёнку без слов перевоплощаться в того или иного персонажа. Это конечно же расширяет кругозор детей, развивает их внимание, мышление, и, как следствие речь.

Слайд 7

Второй этап – использование театрализованных игр на занятиях и в свободной деятельности.

На данном этапе работы решаются следующие задачи:

  • Развитие дыхания, темпа, интонации речи;
  • Совершенствование артикуляционного аппарата;
  • Развитиемелкой моторики;
  • Формирование диалогической, эмоционально-насыщенной, выразительной речи.

На этом этапе использовались: рифмовки – трудноговорки; пальчиковая гимнастика;

разные виды театров.

Слайд 8

- Сейчас мы познакомим Вас с некоторыми видами театров, которые мы использовали  в работе с детьми с ОВЗ.

Пальчиковый театр: стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Слайд 9

Конусный театр:при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети, действуя с персонажами легче их запоминают,запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.

Слайд 10

Театр кукол Би-ба-бо: посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

Слайд 11

Третий этап - инсценировки, драматизации.

Игра-драматизация – это самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

Она способствует развитию артистизма, выразительности движений и развитию речи.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые и коммуникативные навыки, двигательный опыт, развиваются высшие психические функции, такие как, мышление, память, внимание, фантазия, восприятие, воображение.

Слайд 12

- Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей (законных представителей) обучающихся как полноправных участников образовательного процесса. Родители принимают участие в изготовлении декорации, кукол, костюмов и т. д. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, радости,что способствует развитию доверительных и тесных взаимоотношений между ребёнком и родителями.

Слайд 13

Таким образом, театральная деятельность:

- позволяет ребёнку с ОВЗ накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт сопереживания, сотворчества:

- помогает ребенку расширить свой жизненный опыт.

В процессе работы над образом, ребёнок с ограниченными возможностями начинает лучше понимать себя и других, формирует чувство собственного достоинства, смелость – качества, необходимые для жизненного утверждения, учится взаимному общению, которое возникает в процессе создания единого, общего продукта – спектакля. Театральная игра позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья стать смелее, активнее, решительнее, занять более активную жизненную позицию.

Слайд 14

Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б.М. Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»

Слайд 15

Благодарим за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» 2016 год

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрас...

презентация опыта работы по теме "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей 2 младшей группы.

презентация опыта работы по теме "Театрализованная  деятельность   как  средство развития  связной речи у детей  2 младшей группы....

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...

МАСТЕР –КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Обобщённый опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность, как средство развития выразительности речи у детей дошкольного возраста»

Я считаю, овладение родным языком, развитие выразительности речи - является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как о...

Доклад с презентацией на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Доклад с презентацией на тему:«Экспериментальная деятельность как средство развитияпознавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»...