Рекомендации при работе с детьми, имеющими ДЦП
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Газизова Гульназ Рифовна

Дыхательные упражнения, применяемые при работе с детьми, имеющими ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnye_uprazhneniya_rekomendatsii.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации

при работе с детьми, имеющими ДЦП

Учитель-логопед:

Газизова Г. Р.

Для детей с легкой и средней степенью ДЦП (спастической и гемипаретической формой) проводятся дыхательные и расслабляющие тренинги, в результате которых удается снизить мышечное напряжение и эмоциональную зажатость, увеличить объем активных движений, развить и укрепить голос, повысить самоконтроль и уровень произвольности.

Дыхательные и расслабляющие упражнения рекомендуется выполнять в начале каждого занятия, продолжительность не должна превышать 3 – 5 минут.

При повышенном тонусе работу с детьми следует начинать с расслабляющих дыхательных, физических упражнений и расслабляющего массажа, при пониженном тонусе следует активизировать мышечный тонус.

Дыхательные упражнения

Упражнение «Футбол». Детям предлагаются подуть на поролоновый или ватный шарик и поперемещать его струей воздуха по поверхности стола в течение 1 – 2 минут.

Упражнение «Мыльные пузыри». С помощью одноразовых трубочек детям предлагается выдувать мыльные пузыри в течение 1 – 2 минут.

Упражнение «Зоопарк». Детям дается инструкция: «Сядьте в круг. Сделайте глубокий вдох, руки при этом медленно поднимите через стороны вверх, соедините ладони и задержите дыхание. Выдохните медленно через рот, наклоняясь вперед и опуская руки вниз; положите ладони на пол. А теперь по очереди по часовой стрелке сделайте глубокий вдох через рот, поднимите руки и задержите дыхание. Выдыхая, опустите руки вниз и, наклоняясь в круг, произнесите на выдохе свое имя».

Упражнение выполняется 1 раз.

Возможно усложнение упражнения: детям предлагается произносить на выдохе свои имя и фамилии.

Упражнение «Сосед». Детям дается инструкция: «Сядьте в круг. Поднимите вверх правую руку. Опустите ее на плечо своему соседу справа. Вспомните, как его зовут. Сделайте глубокий вдох через нос, поднимите руки через стороны вверх. Наклонившись вправо, выдохните, произнеся на своем выдохе имя соседа».

Упражнение выполняется по кругу вначале по часовой стрелке, а затем против.

Упражнение «Свеча». Детям дается инструкция: «Сделайте глубокий вдох через нос, вытяните руки над головой, ладони сомкните, потянитесь всем телом вверх, «задуйте свечу» - выдохните с силой через рот, наклонившись вперед, резко опустите руки перед собой, ладонями коснитесь пола».

Упражнение выполняется 1 – 3 раза.

Упражнения для расслабления кистей рук

  1. Плавные потряхивания рук ребенка (взрослый поочередно потряхивает правую и левую руки ребенка от плеча).
  2. Имитационные движения для кистей рук:

- «стряхивание» воды;

- «полоскание белья»;

- «поглаживание кошки».

3. Массаж и пассивные упражнения для кистей и пальцев рук:

- поглаживающие движения каждого пальца от кончика к основанию;

- разминающие движения каждого пальца от кончика к основанию;

- поглаживание и похлопывание предплечья тыльной стороной кисти;

- поочередное вращение пальцев руки и круговые движения кистей;

- движения супинации (подъем рук раскрытой ладонью вверх) – пронации (опускание рук раскрытой ладонью вниз);

- поочередное сгибание пальцев рук;

- щеточный массаж кистей рук (используются щетки разной степени жесткости) и т. д.

Активизирующие пассивно-активные и активные упражнения при сниженном мышечном тонусе

Рекомендуется использовать следующие упражнения:

  1. Массаж кистей и пальцев рук жесткой щеткой;
  2. Сжимание резиновых и пластиковых мячиков с шипами;
  3. Катание ладонями рук по поверхности стола мячиков с шипами;
  4. Поочередное сжимание мягкого поролонового мячика большими и указательными пальцами рук (большими и средними, большими и безымянными, большими и мизинцами);
  5. Прокатывание пружинного металлического колечка для суджока поочередно по каждому пальцу от кончика к основанию и обратно;
  6. Рисование геометрических фигур поочередно каждым пальцем по листу наждачной бумаги различной толщины;
  7. Замешивание крутого соленого теста, разминание его ладонями и поочередно каждым пальцем, лепка объемных геометрических фигур по образцу и словесной инструкции.

В работе с детьми с гиперкинезами полезно применять мешочки с песком, которые накладываются на тыльные стороны кистей рук ребенка, а также рекомендуется утяжелить кубики, используемые в конструктивных играх.

Упражнения для развития тонкой моторики

Упражнения для развития тонкой моторики помогут преодолеть нарушение манипулятивной функции рук детей с ДЦП, слабость, неточность движений, ограничение их объема и крайне низкий уровень координации. Регулярное выполнение этих упражнений способствует закреплению приобретенных в процессе коррекционной работы навыков в условиях, приближенных к повседневной бытовой и игровой деятельности ребенка.

Упражнение «Волчок». Ребенку предлагается раскрутить деревянный или пластмассовый волчок поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Упражнение проводится сначала ведущей, затем другой рукой.

Упражнение «Мячик». Выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Ребенок приподнимает поочередно пальцы от мизинца к большому и надавливает на поролоновый мячик диаметром 3–4 см, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола 5–10 секунд.

Упражнение «Мячик-2». Ребенок сжимает мячик поочередно пальцами правой и левой рук (большими, указательными, средними, безымянными пальцами и мизинцами).

В каждой позиции мяч удерживается не менее 4 секунд.

Упражнение «Два мячика». Выполняется аналогично предыдущему упражнению, но одновременно пальцами обеих рук. Очередность пальцев та же.

Упражнение «Два мячика-2». Выполняется аналогично предыдущему упражнению, но без соблюдения очередности пальцев, а по инструкции взрослого, подаваемой в быстром темпе.

Упражнение «Шнурок». Ребенок выкладывает шнурок по разнообразным линиям, заранее нарисованным взрослым на листе бумаги формата А4 (вертикальным, горизонтальным, наклонным, кривым, ломаным, разомкнутым, замкнутым).

Упражнение «Цветные шнурки». Детям раздаются несколько цветных шнурков длиной около 50 см, листы бумаги и цветные карандаши, соответствующие цвету шнурков. Дети самостоятельно рисуют различные линии или геометрические фигуры, подбирают соответствующие им по цвету шнурки и выкладывают их по нарисованным линиям.

Упражнение «Непослушные узелки». Детям предлагается завязать пальцами ведущей руки как можно больше узелков на горизонтально натянутой толстой хлопчатобумажной нити. Упражнение повторяется другой рукой. По окончании работы детям предлагается пересчитать узелки, зажимая поочередно каждый узелок двумя пальцами (большим – указательным, большим – средним, большим – безымянным, большим - мизинцем).

Упражнение «Колечко». Понадобится колечко с деревянной палочкой длиной 4 – 5 см, диаметром 1,5 – 2 см или стандартная пробка от бутылки из натурального пробкового дерева. Пальцы рук ребенка выпрямлены, ладони прижаты к столу. Ребенок поочередно каждым пальцем обхватывает палочку (пробку) колечком. Все остальные пальцы при этом остаются выпрямленными и плотно прижатыми друг к другу.

Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей руки, затем – другой.

Упражнение «Послушные пальчики». Ребенок плотно прижимает к поверхности стола обе ладони и поочередно сгибает пальцы, начиная с больного или мизинца. При этом остальные пальцы остаются выпрямленными и плотно прижатыми к поверхности стола.

Упражнение можно усложнить, предложив ребенку выполнить его в соответствии с показом сидящего напротив взрослого и не допуская зеркального отражения.

Упражнения выполняются с постепенным наращиванием темпа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации работы с детьми, имеющими различные рефракции.

Коррекционная работа с детьми имеющими нарушение зрения....

Рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушение речи

Создание определенных условий для исправления речевых нарушений....

Консультация для родителей "Рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи дома"

Консультация для родителей"Рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи дома"...

Консультация для родителей "Рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи "

здесь родители могут найти некоторые рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи...

Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи различной этиологии и степени выраженности.

Методические рекомендации разработаны в помощь педагогам и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста в решении вопросов коррекции и развития коммуникативных и социальных навыков, устно...