Использование ИКТ в расширении представлений дошкольников о социальной действительности
консультация по коррекционной педагогике на тему

Косарева Ольга Александровна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для педагогов37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в расширении представлений дошкольников о социальной действительности

Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса. В связи с этим возникает вопрос: как именно нужно использовать ИКТ в процессе работы с детьми с ОВЗ. В своем выступлении я расскажу о возможности использования ИКТ в расширении представлений дошкольников о социальной действительности.

Основная работа по формированию представлений о социальной действительности происходит в ходе организации НОД по ознакомлению с окружающим миром. Здесь дошкольники знакомятся с разными сторонами окружающего мира, при этом  у них формируются важные компоненты представлений о социальной действительности:

- представления о социальном окружении и об общественных событиях;

- знания о труде людей и профессиях;

- знания о природе, растительном и животном мире;

- знания о нормах общества, сохраняющихся в традициях, обычаях, правилах.

        Основной, традиционный метод формирования представлений о социальной действительности – наблюдения в окружающем мире.  В процессе наблюдений детям представляется возможность замечать действия окружающих людей, происходящие в ближайшей среде события, изменения в природе. На основе наблюдений формируются представления, а обобщение представлений позволяет формировать понятия. Однако наблюдение не за всеми явлениями социальной действительности можно организовать в ходе НОД, кроме того, ряд понятий и представлений нуждаются в многократном проведении наблюдений, причем в разных ситуациях. В данном случае на помощь могут прийти ИКТ.

        Исследования, посвященные использованию ИКТ в ДОУ, убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребенка. Компьютерные технологии применяются и в специальном образовании, прежде всего с целью коррекции нарушений и общего развития «особых» детей.

        Применение ИКТ в дошкольном специальном образовании усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность; позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивать разнообразие предоставляемого наглядного материала, привлекать большое количество дидактического материала.

        Я отмечаю такие неоспоримые достоинства ИКТ в образовательном процессе, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, многофункциональность.

        Для расширения представлений о социальной действительности в ДОУ можно использовать такие виды ИК-средств, как:

        - аудиовизуальные средства (слайд-фильмы, видеофильмы,  мультимедийные презентации);

        - электронные образовательные ресурсы (мультимедийные универсальные энциклопедии).

        Чаще всего я использую в работе мультимедийные презентации – это программа, содержащая текстовые материалы, фотографии, рисунки, звуковое оформление, видеофрагменты, анимацию. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в содержание НОД и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Примерами таких презентаций могут быть «Прогулка в лес», «Мой город», «Моя страна», «Космос», «Профессии» и т.д., где используются звуки улицы, природы, бытовые шумы, фотографии различных объектов (город, деревня, лес, реки, поля и т.д.) Экскурсии и наблюдения по данным темам сформировать довольно сложно, поэтому использую ИКТ для полноценного формирования представлений о данных явлениях социальной действительности. Просмотр этих презентаций обеспечивает дополнительный эффект полноты и наглядности усвоения того или иного понятия. Кроме того, вызывает у детей эмоциональный отклик, а полученная информация легче переводится в долговременную память. При использовании презентаций учитываю особенности восприятия и внимания детей с ЗПР, поэтому фон выбираю однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов.

        Кроме комплексный презентаций в виде слайд-шоу, я использую демонстрацию наглядного материала с помощью компьютера. Еще Константин Дмитриевич Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Но часто возникают проблемы, где найти подходящий наглядный материал, поскольку имеющийся в детском саду зачастую устаревает. ИКТ дают возможность представлять реалистичные, неискаженные наглядные материалы: фотографии, репродукции картин, видеофрагменты, картинки. Этот метод применим в ходе изучения тем, связанных с природой, трудом людей, социальными явлениями. При использовании наглядного материала также учитываю особенности восприятия и внимания детей с ЗПР, поэтому предлагаемые демонстрационные объекты делаю крупными, реалистичными, не перегружаю их лишними деталями.

        Для изучения некоторых тем можно использовать аудиофайлы с заданиями. Например, при закреплении темы «Профессии» детям дается задание «Исправь ошибку Незнайки. Дети прослушивают предложения и исправляют ошибки: «Шофер летит, а летчик едет», «Художник красит, а маляр рисует».

        В работе по расширению представлений о социальной действительности с помощью ИКТ применим такой вид работы, как моделирование реальных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. В данном случае ИКТ на основе красочных анимированных слайдов демонстрируют образный тип информации, понятный дошкольникам; создают возможность для оценки данной ситуации. Такой вид работы используется чаще всего, при изучении тем, связанных с правилами дорожного движения. В ходе такой работы дети могут лучше усвоить знания ПДД, а также поразмышлять, как бы повел себя герой той или иной сюжетной картинки (моделирующей дорожную ситуацию) в данном случае. Этот вид работы помогает дошкольникам правильно принимать решения в тех или иных дорожных ситуациях, проанализировать причины ДТП (например, почему Пятачок попал в аварию – он играл с мячом на дороге).

Преимущество ИКТ в том, что их можно применять на разных этапах НОД. Например, в начале занятия можно использовать компьютерную анимацию для создания сюрпризного или игрового момента, что делает коррекционный процесс интересным и выразительным. В процессе работы компьютер можно использовать и в качестве поощрения детей, когда дошкольники после правильного выполнения задания получают похвалу не только от педагога, но и стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Также применимы мультимедийные музыкальные физминутки, которые проводятся для профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения. Воспринимая демонстрируемое слайд-шоу, сопровождаемое музыкальным оформлением и изображением движений героев, дети охотно повторяют за ними требуемые действия и стихотворный текст. При использовании музыкальных физминуток учитываются особенности восприятия и внимания детей, поэтому не должны быть перегружены спецэффектами.

        Следующим видом ИК-средств для реализации поставленных задач расширения представлений о социальной действительности, о котором я упоминала в начале, являются мультимедийные универсальные энциклопедии, которые дополняют знакомство с явлениями социальной действительности. Сюда можно отнести такие образовательные ресурсы, как: «Мир природы», «Уроки тетушки совы», «Уроки хорошего поведения», «Даша-путешественница», «Я живу в России». Эти мультимедийные энциклопедии включают не только информацию об окружающем мире, но и систему увлекательных заданий, которые в интерактивном режиме позволяют ребенку проконтролировать усвоение материала. Также здесь предусмотрена индивидуализация обучения за счет разноуровнего типа заданий; воз0можность увеличения объема предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности. В результате применения такого вида работ значительно сокращается работа с бумажными носителями, меньше уходит времени на подготовку наглядно-дидактического сопровождения к занятиям.

        В ходе применения ИКТ обязательно должны учитываться требования СанПиН (2.4.12660-10), где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении. На основании этого занятия с использованием компьютера проводятся с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. Экран монитора располагается на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см.

        Таким образом, ИКТ обладают огромным ресурсом в формировании представлений дошкольников о социальной действительности. Вместе с тем, ИКТ расширяют возможности коррекционных методов и приемов, однако следует помнить, что необходимо гармоничное сочетание современных технологий с традиционными методами работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширение представлений дошкольников о себе и своих сверстниках.

Представлен опыт работы по изготовлению лэпбука на тему "Я и мои друзья"...

«Взаимосвязь методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью с другими науками»

Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития. Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не тольк...

Ознакомление дошкольников с социальной действительностью в условиях перехода к ФГОС ДО.

Ознакомление дошкольников с социальной действительностью в условиях перехода к ФГОС ДО. (презентация).Социальная действительность — конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характериз...

Ознакомление дошкольников с социальной действительностью в условиях реализации федеральной образовательной программы

Ознакомление дошкольниковс социальной действительностью в условиях реализации федеральной образовательной  программы...

«История Нового года» Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью

Цель: формировать представления о празднике новый год,Задачи:Обучающие: формировать представление детей о праздновании Нового года в нашей стране и других странах, о символах, традициях...