"Дети дождя"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Аутизм. Несколько лет назад значение этого слова мало кто знал. Зато теперь с ним знакомы не только педагоги и врачи, но и некоторые родители. Ведь ставить такой диагноз детям стали всё чаще. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autisty.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

« Дети дождя»

 Их называют «детьми дождя», «детьми Снежной королевы». В их сердце и мозг словно вонзились осколки сказочного ледяного зеркала. На всё море любви и нежности, которое изливают на них близкие, маленькие Каи и «ледяные принцессы», кажется, не отвечают и каплей взаимности. Когда измученные этой холодностью мамы начинают плакать, дети Снежной королевы разражаются веселым смехом. Почему? Не уж то, им забавно смотреть на материнские слёзы? Вовсе нет! Просто они не знают, что такое слёзы.

 Аутизм. Несколько лет назад значение этого слова мало кто знал. Зато теперь с ним знакомы не только педагоги и врачи, но и некоторые родители. Ведь ставить такой диагноз детям стали всё чаще. 

 Поведенческие особенности детей с ранним детским аутизмом.

Как разглядеть черты, присущие детям Снежной королевы? А вдруг ребёнок не страдает так называемым ранним детским аутизмом (РДА)? Порой ошибка в диагнозе бывает страшнее самого диагноза! Ведь аутизм в первую очередь рассматривается как ранняя патология психического развития.
Есть основные черты, характерные для большинства «детей дождя». Основное, это, конечно же, уход в себя. Ребёнок не может наладить коммуникативные связи. Стремления к общению у него нет. Общаться (взаимодействовать) не только с людьми, но и с предметами малыша приходится учить. Если с ребёнком не проводить специальную коррекционную работу, он всё больше и больше погружается в аут, то есть оказывается «вне игры», а точнее – вне обычной жизни.
У ребёнка с синдромом раннего детского аутизма (РДА) всегда имеют место стереотипии в поведении (ритуальное поведение). Откуда они берутся – одному Богу известно! Но ребёнок с завидным постоянством одевает только в определённую одежду, ест определённую пищу, смотрит определённые мультфильмы, и произносит определённые штампованные фразы.
Рука об руку со стереотипией идут страхи. Они заставляют малыша всеми силами сопротивляться малейшим изменениям в окружающей обстановке. Он уверен: если знакомые предметы будут находиться в определённом месте и в одном и том же положении, ничего страшного не произойдёт. Поэтому любая передвижка кровати, стульчика вызывает у ребёнка буквально истерику. Эти парадоксы (парадоксальности) в поведении сразу бросаются в глаза.

Такой же панический страх может вызвать случайный зрительный или телесный контакт. В этом случае говорят о сверхранимости. Поэтому «дети дождя» и отгораживаются от окружающей среды, она их пугает. Малыш боится смотреть не только в глаза собеседнику, но и на своё собственное отражение в зеркале, категорически не выносит пристального взгляда. Полезно разместить в помещении несколько зеркал на уровне глаз ребёнка и постепенно приучать его к своему отражению. Это удастся не сразу.

 Особенности в коммуникативном общении детей с ранним детским аутизмом.

Научившись говорить, «ребёнок дождя» начинает активно повторять услышанные фразы. Это не что иное, как эхолалия. Особенно малыш любит произносить слоганы из рекламных роликов, даже интонацию и тембр закадрового голоса из телевизора воспроизводит в точности! Но при этом не может обратиться с элементарной просьбой или рассказать об увиденном. О себе маленький аутист говорит в третьем лице. И такая привычка сохраняется у него достаточно долго.
У многих детей с синдромом РДА отмечаются нарушения звукопроизношения и темпа речи. Их речь тороплива, смазана и невнятна. Иногда, кажется, что они бубнят что-то себе под нос, совершенно не заботясь о том, чтобы их понял собеседник.
Воспринимая информацию (зрительную, слуховую, тактильную) аутичный ребёнок порой не понимает её смысла, он не способен интерпретировать её применительно к данной конкретной ситуации. Поэтому принять и понять правила, по которым живут все остальные люди, для него бывает чрезвычайно трудно. Попадая в обычное дошкольное учреждение, малыш часто становится изгоем. Воспитатели в один голос начинают твердить, что он «не садовский»: совершенно неуправляем, «не слышит» взрослых, не ведает никаких запретов, не знает приличий, за столом вести себя не умеет, «на горшок» не просится. Но самое ужасное, по мнению таких педагогов то, что он ни с кем не желает общаться, не позволяет к себе притронуться, и если что не по нему, - кричит, визжит, а то и вовсе - кусается.
Да, у ребёнка с синдромом РДА есть свои способы защититься от непонятного и страшного (с их точки зрения!) мира других людей. Этот «чужой» мир с его условностями и нелепыми правилами вызывает у них отторжение. А некоторые люди с их криками, резкими жестами и нелепой мимикой кажутся маленькому аутисту просто ужасными! Поэтому малыш и отгораживается стеной молчания. В детском саду или школе он сидит где-нибудь в уголке и занимается своими «ритуальными» играми. Ребёнок может и вовсе отказаться от устной речи (у него возникает так называемый мутизм), или перестаёт обращать внимание на обращённую речь (сурдомутизм). Но и в том и в другом случае бесцеремонное вторжение в его особый, «инопланетный» мир может вызвать вспышку агрессии. Агрессия подчас бывает направлена и на себя (самоагрессия). Малыш может даже нанести себе увечье. Взрослые в любой ситуации должны проявлять понимание и быть терпимыми. Им необходимо знать, что все эти демонстративные формы протеста у аутиста – такой способ защитить себя.
Да, они такие: за внешней холодностью и отчуждённостью прячется пугливая и ранимая личность с тонкой организацией и нежной душой.

 В каком возрасте ребёнку ставят диагноз РДА?

Заключение о том, что у ребёнка аутизм, специалист (детский невролог, невропатолог) может с уверенностью сделать только в 2,5 – 3 года. Но и до этого времени какие-то тревожные признаки нельзя не заметить. У младенца отмечается характерный плач: громкий, немодулированный, крикливый, переходящий в повизгивание. По этому плачу невозможно понять, что малыш хочет: то ли он голоден, то ли у него что-то болит, то ли подгузник мокрый.
До трёх лет ребёнок с синдромом РДА может производить вполне благоприятное впечатление. На его лице – загадочная улыбка, взгляд задумчивый. Кажется, что малыш о чём-то напряжённо размышляет. Он может долго стоять у окна, или бесцельно бродить по комнате («полевое поведение»).
Проблемы в виде страхов, самоизоляции, стереотипии, агрессивности в три-четыре года выходят на первый план. Ребёнок словно сигналит: «Помогите мне!» И в то же время, отгораживается, избегает контактов.
На основании длительного наблюдения и подробного анамнеза врач и может сделать заключение о синдроме РДА.

 Пищевые предпочтения ребёнка с синдромом РДА

У ребёнка-аутиста особые пристрастия в еде: он ест только жидкую пищу, или только белый рис, обожает макароны, молочные продукты и хлеб. Кстати, некоторые исследователи говорят, что у детей с синдромом РДА подобные пристрастия не беспричинны. Дело в том, что в их организме нет ферментов, которые могут расщепить два белка: казеин (он присутствует в молоке) и глютен (он находится в зёрнах злаковых культур). Из-за неполного расщепления, эти два белка превращаются в эндорфины (гормоны «радости»; вещества, близкие к наркотикам). Они-то и отравляют, разрушают (подобно наркотикам) организм ребёнка, негативно действуют на его психику. Ещё одна пищевая добавка: дрожжи, столь же губительны для маленького аутиста. По мнению учёных, если ввести жёсткую диету и исключить казеин, глютин и дрожжи из рациона ребёнка, процессы адаптации и обучения пойдут намного успешней.

Что делать родителям, если диагноз РДА ребёнку поставлен?

От 3 до 6 лет – самый сложный период в жизни маленького аутиста. Не заметить особенности в его поведении теперь просто невозможно! Родителям придётся (совместно с педагогами и медиками!) искать такие приёмы и варианты подхода, которые ребёнок примет.
Попробуйте для начала установить элементарный эмоциональный контакт. При этом надо помнить, что малыш негативно относится к громкому голосу, боится резкий движений, бурной жестикуляции. Он не переносит пристального взгляда и излишней навязчивости. Вам придётся всё время «подстраиваться» под ребёнка. Он любит бегать по кругу? Разложите на его пути мягкие игрушки и начните их собирать вместе с ним. Любит перебирать картинки? Покажите, как их можно рассортировать по группам («Игрушки», «Животные», «Машины» и т.д.) и попутно расскажите о каждой картинке. Внимание «особых» малышей всегда привлекает нежная музыка, солнечные зайчики, мыльные пузыри. Для них это – прекрасная стимуляция при выполнении любых поручений или заданий. В качестве награды за хорошо выполненную работу позвольте ребёнку самому впустить в комнату солнечных зайчиков или надуть большой мыльный пузырь!
Некоторая дезориентация мешает вашему малышу сосредоточиться на самом главном во время занятий? Уберите из его поля зрения всё лишнее. Это даст ребёнку возможность сконцентрировать внимание на основном объекте игры или деятельности.
В шесть лет маленький  аутист начинает тянуться к людям (но не ко всем!) Вместе с тем он всё ещё беспомощен в быту, наивен в суждениях, дезориентирован в общении, не может «войти» в диалог. Он не способен проявить гибкость и понимание, не может сопереживать и понимать настроение даже самых близких людей. Но вы-то в состоянии его понять? А это самое главное!

                      Как понять и принять аутичного ребёнка?

Понять, а тем более принять аутичного ребёнка непросто. Сразу скажем, классического Ребёнка Дождя можно встретить не столь часто. Как правило, малышу присущи лишь отдельные аутистические черты. Они проявляются в излишнем педантизме, в нежелании общаться, в каких-то странных привычках и непонятных для окружающих играх. Чтобы понять необычного ребёнка, надо встать на его позицию, уяснить логику его действий и поступков.
Для этого нужны:
- сильная мотивация (Этот ребёнок мне бесконечно дорог!);
- внутренняя чуткость (Этот ребёнок нуждается в моём понимании!);
- огромное терпение (Я приму тебя любым!Ты можешь на меня положиться!)

Родителям надо знать, что положительная динамика в развитие ребёнка будет непременно, если строго соблюдать определённые правила. Но при этом нельзя надеяться только на собственные силы или интуицию. Развитие, воспитание и обучение маленького аутиста ведётся совместно со специалистами: врачами (педиатром, психиатром, невропатологом, диетологом), психологом, логопедом, педагогами. Основные цели вашей совместной деятельности: обеспечить физическое и психическое здоровье ребёнка, помочь ему адаптироваться в детском саду или школе, вовлечь его в совместную (коллективную) деятельность, научить общаться.

Организация жизни и быта аутичного ребенка

Для аутичных детей смысл имеет только та деятельность, которая заранее запрограммирована (спланирована). Хорошо использовать пооперационные карты, на которых в виде символов (картинок) обозначается чёткая последовательность действий: одевание, сбор на прогулку, раздевание, мытьё посуды, уборка комнаты, укладывание спать, приготовление к занятиям и т.д.

Пооперационная карта «Обед» (на рисунках – предметы, с которыми ребёнку предстоит «взаимодействовать».Они - указатель, что надо делать и в какой последовательности):
1. Включённый кран, мыло («Надо вымыть руки»).
2. Полотенце («Надо руки вытереть»).
3. Фартук, салфетка («Надо надеть фартук или повязать салфетку»).
4. Стол и стул («Надо сесть за стол»).
5. Глубокая тарелка и большая ложка. («Надо съесть первое блюдо»).
6. Мелкая тарелка, вилка и нож. («Надо съесть второе блюдо»).
7. Чашка (кружка) и чайная ложка («Надо выпить компот»).
Пооперационная карта «Собираемся на осеннюю прогулку» (картинки)
1. Колготки.
2. Кофта.
3. Брюки (комбинезон)
4. Ботинки.
5. Куртка.
6. Шапка.
7. Шарф.
8. Перчатки.

Картинки последовательно представлены ребёнку. Они находятся в поле зрения малыша на протяжении всего режимного момента. По мере выполнения той или иной операции, картинка убирается (взрослым или самим ребёнком). Выполнять правильную последовательность всех действий надо неукоснительно. Ибо, как вы научите что-то делать аутиста, так он и будет это выполнять на протяжении всей своей жизни.
Подобные же пооперационные карты (в картинках) составляются для выполнения любых заданий (бытовых, игровых, учебных).

Любимые занятия аутичных детей, это: мозаика, головоломки, пазлы, компьютерные игры, коллекционирование. Эти малыши хорошо раскладывают предметы и фигуры по цвету, форме и размеру. Они обожают наводить в доме порядок и раскладывать всё «по полочкам», потому как педанты от природы.

Нецелесообразно (на ранних этапах пребывания в детском коллективе) вовлекать малыша в сюжетно-ролевые игры, где необходима диалоговая речь. Надо помнить, что наибольшую трудность у него вызывает именно необходимость взаимодействовать, общаться со сверстниками. Детям с синдромом РДА лучше будут даваться игры с жёсткой последовательностью действий и чёткими правилами (шашки, шахматы, лото).
Как и все дети, маленькие аутисты нуждаются в по¬стоянном одобрении. Но не переусердствуйте, не выражайте своё одобрение громкими криками и усиленной жестикуляцией. Будет вполне достаточ¬но одобрительно покачать голо¬вой, улыбнуться.

Если ребёнок улыбнётся вам в ответ, посмотрит в глаза и позволит себя обнять, - это будет свидетельствовать о его готовности к общению. А ещё – о его полном доверии к вам. Поверьте, вызвать подобное у ребёнка с синдромом РДА - дорогого стоит!

Автор статьи: Карельская Елена Германовна, логопед высшей категории.

Общепринятые правила общения с аутичными детьми:

1. Как бы ни было трудно, принимать ребёнка таким, какой он есть, проявлять гибкость.
2. В любой ситуации исходить только из интересов ребёнка.
3. Изо дня в день строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка, подстраивать под этот режим распорядок дня всей семьи.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы, обеспечивающие безопасность ребёнка.
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте (плач, крик, необычное поведение: потряхивание руками, раскачивание и т.д.).
6. Чаще присутствовать на занятиях в группе (в классе), где занимается ребёнок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребёнком, стараясь установить с ним вербальный (речевой) контакт.
8. Обеспечивать комфортную обстановку для общения и обучения как дома, так и в детском коллективе.
9. Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, картинки, пооперационные карты и т.д.)
10. Избегать переутомления ребёнка.
11. Идите «за ребёнком». Действуйте последовательно, поэтапно, не форсируйте события


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение "Детей дождя" навыкам самообслуживания.

«Дети дождя» - словно пришельцы с другой планеты: у них красивые, но отрешенные лица, их поступки кажутся нам странными и непонятными. Несмотря на то, что с каждым годом количество детей с диагнозом «...

Аутизм. Дети дождя...

Несколько лет назад значение этого слова мало кто знал. Зато теперь с ним знакомы не только педагоги и врачи, но и некоторые родители. Ведь ставить такой диагноз детям стали всё чаще… Аутизм......

Буклет для родителей "Аутизм или дети дождя"

Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), — термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системыЭти расстройства проявляются главным образом нарушения...

Аутисты - дети дождя.

Апрель назван месяцем распространения информации об аутизме, а  2 апреля -Всемирный день распространения информации об аутизме.Цель этой даты - подчеркнуть необходимость помогать людям,...

"Дети аутисты или Дети дождя, кто они?"

ПОМОГИ МНЕ В ЭТОМ МИРЕ. Люди с аутизмом должны быть с нами 2 апреля — День всемирного информирования о проблемах аутизма. В разных странах проходят благотворительные мероприятия, флешмобы, ...

"Дети аутисты или Дети дождя, кто они?"

ПОМОГИ МНЕ В ЭТОМ МИРЕ. Люди с аутизмом должны быть с нами 2 апреля — День всемирного информирования о проблемах аутизма. В разных странах проходят благотворительные мероприятия, флешмобы, ...