Главные вкладки

    Обучение "Детей дождя" навыкам самообслуживания.
    статья по теме

    Гугучкина Евгения Павловна

    «Дети дождя» - словно пришельцы с другой планеты: у них красивые, но отрешенные лица, их поступки кажутся нам странными и непонятными. Несмотря на то, что с каждым годом количество детей с диагнозом «аутизм» неумолимо растет, они по-прежнему остаются загадкой для педагогики.

    Почему навыки самообслуживания так важны для каждого ребёнка?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Статья.26.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Е.П. Гугучкина, учитель-дефектолог ГБДОУ №18, Пушкинского района, Санкт-Петербург,

    ОБУЧЕНИЕ «ДЕТЕЙ ДОЖДЯ» НАВЫКАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ.

    Мы каждый день в борьбе за счастье

                                                                                         Себя ломаем, душу рвём

                                                                              И очень просим соучастья

                                                                             Всех тех, с кем на Земле живём!

    «Дети дождя» - словно пришельцы с другой планеты: у них красивые, но отрешенные лица, их поступки кажутся нам странными и непонятными. Несмотря на то, что с каждым годом количество детей с диагнозом «аутизм» неумолимо растет, они по-прежнему остаются загадкой для педагогики.

    Почему навыки самообслуживания так важны для каждого ребёнка?

    В соответствие с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров использование специфических, культурно фиксированных  предметных действий, знание назначения бытовых предметов (ложки, расчёски, и пр.)  и умение пользоваться ими, владение простейшими навыками самообслуживания; стремление проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении является одной из ведущих задач и служит средством достижения целей формирования у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.

    Поэтому овладение навыками самообслуживания  является важным шагом на пути к независимости ребенка. Обучение навыкам самообслуживания позволяет расширять представления и знания детей об окружающих вещах, развивать речь, тонкую моторику и зрительно-моторную координацию, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

    Формирование  навыков  самообслуживания  и  элементарных  бытовых  навыков — одна  из  важнейших  задач  воспитания  и    обучения  детей  с  аутизмом.  В  то  же  время, несформированность  этих  навыков  достаточно  редко  осознается  близкими  ребенка,  как проблема. Когда родители обращаются за помощью,  среди жалоб иногда фигурирует лишь отсутствие навыков опрятности. Тот факт, что ребенка в возрасте трех-пяти  лет  приходится  кормить,  полностью  одевать  и  раздевать  и  т.д.,  часто воспринимается  родителями  как  нечто  само  собой  разумеющееся.  Отчасти  это объясняется  тем,  что  они  не  задумываются,  насколько  умения,  связанные  с самообслуживанием, важны для развития ребенка, для его социальной адаптации. Кроме того, для многих родителей трудность состоит в том, что они не знают, как подступиться к ребенку, как начать обучение этим навыкам. Родители ребенка с аутизмом, как правило, привыкают к оказанию постоянной помощи своему ребенку. Тем не менее, когда эта любящая и заботливая помощь продолжается слишком долго, распространяется на слишком большое количество условий окружающей среды и жизненных обстоятельств, это может препятствовать развитию ребенка, и, в итоге, возникает проблема. Наша задача – помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

    В первую очередь мы формируем у детей навыки самообслуживания, а именно:

    • Самостоятельно ест ложкой обычную пищу.
    • Пьет из чашки, держа ее одной рукой.
    • Сует руки в воду и, подражая взрослым, водит по лицу мокрыми руками.
    • Сидит на горшке или детском стульчике 5 минут.
    • Стягивает носки.
    • Просовывает  руки в рукава, а ноги в штанины брюк.
    • Надевает шапку и снимает ее.
    • Снимает обувь, если она расстегнута (расшнурована).
    • Снимает расстегнутую куртку.
    • Снимает расстегнутые штаны, юбку.
    • Застегивает и расстегивает застежку-молнию.
    • Просится на горшок, используя слова, жесты.

    Характерные  для  аутизма  особенности  поведения  часто  препятствуют  овладению навыками в естественных повседневных ситуациях. Избирательность в еде, интенсивные двигательные  стереотипии,  расторможенность,  отсутствие  реакции  на  просьбы  и требования  взрослого —  типичные  примеры  поведения,  не  позволяющего  эффективно обучать  ребенка  обслуживать  себя.  Чему бы мы не учили ребенка, начинаем всегда с совместных действий, повторяем эти действия большое количество раз. После многократных повторений пробуем совместно-раздельное действие: начинаем вместе, а заканчивает ребенок сам. При этом стараемся придерживаться следующих правил:

    • указание произносим тогда, когда ребенок смотрит на взрослого;
    • указание произносим  медленно; указание должно быть ясным (используем  слова,  которые ребенок хорошо понимает);
    • указание должно быть кратким (то есть состоять из одного - двух предложений);
    • указание сочетаем с демонстрацией; демонстрируем  медленно и с надлежащим преувеличением;
    • выполняем  задание вместе с ребенком. После объяснения и показа берем своими руками его руки и проделываем  вместе с ним все действия;
    • Поощрение следует сразу же за выполнением.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

    Определенные  ритуалы,  связанные  с  процессом  еды,  могут  быть  достаточно устойчивыми,  а  попытки  их изменить порой  приводят  к  тому,  что  ребенок проявляет аутоагрессию.  Прежде, чем приступать к обучению наблюдаем за поведением ребенка во время еды и предполагаем, что мешает ему овладеть навыком самостоятельного потребления пищи.

    Нарушения моторики часто встречаются у аутичных детей с органическим поражением ЦНС. Они  не  удерживают  в  руке  ложку,  не могут  зачерпнуть жидкую  пищу  (например,  суп), проносят  ложку  мимо  рта.  В  таких  случаях  проводим  специальные  упражнения  по развитию моторики и координации движений. Для того, чтобы обучение было эффективным, ребенок должен быть голоден. Если ребенок  не  хочет  есть,  у  него  отсутствует  естественная  мотивация,  которая  является двигателем обучения. Первый шаг — умение держать ложку.  Подбираем удобную ложку. Взрослый находится  позади или сбоку от ребенка, но не перед ним — так будет легче уменьшать помощь незаметно для него. Постепенно на короткие моменты  отпускаем руку ребенка, слегка подстраховывая ее. Все  достижения  в  овладении  навыком  поощряем,  так  как это приятно ребенку. Чтобы  эмоционально  травмировать  ребенка  как  можно  меньше,  продумываем заранее,  как  будет  строиться  обучение,  какие  требования,  и  в какой  последовательности  будут  предъявляться. Первая  задача: чтобы он съел все, что лежит на тарелке, не покидая места за столом. Учитывая это, объем предложенной  пищи  должен  быть  таким,  чтобы  ребенок  мог  ее  съесть  быстро  и полностью. Первый  успех —  то,  что  ребенок  сидел  за  столом  и  ел  сам — поощряем  каким-либо особенным образом (например,  берем его на руки и кружим и  т.п.).  Если ребенок не предпринимает попыток  есть  самостоятельно,  дает  ложку  взрослому,    достаточно  твердым   движением вкладываем ее обратно в руку ребенка и направляем к пище. Если направлять руку ребенка твердыми короткими движениями, находясь позади него, то это будет стимулировать его к тому, чтобы он самостоятельно пользовался ложкой. Стараемся как  можно  быстрее  приблизить  момент,  когда  ребенок  будет  есть  полностью  самостоятельно.

    Если  ребенок  не  ест  сам  потому,  что  он  никогда  не  пробовал  этого  делать,  то   сразу  начинаем  с  привычной  для  ребенка  еды,  и  как  можно  быстрее  уменьшаем степень физической  помощи. С  самого  начала    обращаем  внимание  на  то,  чтобы ребенок правильно держал ложку: переучивать всегда труднее, чем учить. Не  забываем  о поощрениях, которые, по возможности, должны быть естественными.   Усилия,  которые  родители  прикладывают  для  того, чтобы  научить  ребенка  есть  самостоятельно,  обычно  быстро  вознаграждаются. Положительный  момент  состоит  не  только  в  том,  что  в  репертуаре  ребенка  появляется новый полезный навык, но и в том, что со временем отпадает необходимость постоянно контролировать, как ребенок ест, и у родителей появляется немного свободного времени.

    Большинство детей с аутизмом без специального обучения не овладевают навыком самостоятельно  одеваться  и  раздеваться. В  связи  с  этим  требованием,  физическая помощь  является  почти  полной:  руками  ребенка  быстро  снимаем  пижамные  штаны, кладем  их  на  кровать,  берем  трусы  со  спинки  стула,  надеваем  их,  берем  шорты  и  т.д. Советуем родителям давать детям одежду, которая бы легко надевалась  (без пуговиц, кнопок и молний), была  удобной  и  комфортной  для  ребенка.  В  дальнейшем  наличие  пуговиц  будет необходимо, чтобы учить ребенка их застегивать, но в начале, самое главное —избегать  промедлений. Напомним,  что  наша  основная  задача —  «удержать» ребенка в ситуации одевания так, чтобы он не успел отвлечься. Как только мы замечаем, что  он  не  пытается  убежать,  физический  контроль    постепенно  ослабеваем, предоставляя  ребенку  все  больше  самостоятельности.    Последовательно  проводя обучение  во  время  всех  переодеваний,  ребенок  достаточно  быстро учится  оставаться  на  одном  месте  и,  если  не  сразу  быть  самостоятельным,  то,  по крайней мере, участвовать в одевании.

    Затем  ребенка  учим  застегивать  пуговицы  на себе,  что  значительно  сложнее,  чем  на  тренажере.  На  этом  этапе    требуется  дополнительное обучение. Сначала предлагаем  застегивать большие и средние пуговицы и только когда успех достигнут, учим застегивать рубашки с мелкими пуговицами. Ребенка учим ставить тапочки, накладывая их на  контуры.  Таким  способом  он   учится  правильно  надевать  обувь  без помощи  взрослого.  Со  временем  контуры    убираем  (можно  делать  это постепенно: сделать их менее яркими, только затем убрать совсем). Некоторые  дети  не  могут  запомнить,  в  каком  порядке  надо  выполнять многочисленные  операции при переодевании. Это проявляется  в  том,  что  они пытаются взять не тот предмет одежды, который нужен в данный момент, снимают то, что только что  надели.  Трудности  овладения    организованными  процессами, характерные  для  аутизма,  в  полной  мере  проявляются  при  овладении  навыками самообслуживания,  состоящими  из  множества  шагов.  Есть  два  основных  варианта решения  этой  проблемы:  с  использованием  расписания  в  виде  схемы  операций, включенных  в  одевание,  и  без  использования  расписания.  Рассмотрим  сначала  способ обучения без расписания.

    Основными составляющими способа обучения без расписания являются:

    а) удобное для ребенка расположение тех предметов, которые нужны для одевания;

    б)  четкая единообразная физическая помощь со стороны взрослого.

     Обучение с использованием расписания более эффективно, чем обучение без  расписания.  Если  ребенок  соотносит  предметы  с  их  изображениями  на фотографиях, то расписание может состоять из фотографий, каждая из которых означает  определенное  действие.  Расписание  может  быть  вертикальным (фотографии  располагаются  сверху  вниз  на  специальном  стенде).    Ребенка направляем, чтобы он после выполнения каждого действия возвращался к расписанию,  которое  также  расположено  в  раздевалке,  где  происходит переодевание. Постепенно физическая  помощь    уменьшается  так,  чтобы  ребенок самостоятельно, ориентируясь на расписание, мог переодеваться.

    Используя расписание, после выполнения каждого действия ребенок    снимает  карточку,  обозначающую  сделанное,  и  убирает  ее  (например, кладет  в  коробочку,  стоящую  на  полу).  Для  этого    закрепляем  карточки  на «липучках» или каким-либо другим образом — например, на магнитной доске. Когда  ребенок    научится  использовать  расписание  самостоятельно,   пробуем  убрать  расписание  и  посмотреть,  не  сможет  ли  он  обойтись  без  внешней поддержки.  Возможные  затруднения  при  самостоятельном  одевании  могут  быть  связаны  с зависимостью  ребенка  от  инструкций  взрослого,  что  наблюдается  у  детей  с  аутизмом достаточно  часто. Ребенок  не  переходит  от  действия  к действию, если ему не говорят: «Бери шапку, надевай, бери куртку» и т.д. В таких случаях   даем  ребенку  только  начальную  инструкцию:  «Одевайся»,  затем  полностью исключаем  словесное  вмешательство.  

      Обучение навыкам личной гигиены — мыть руки, умываться, вытирать руки и лицо, и т.д. — требует четкого систематизированного подхода. Прежде всего,  располагаем все предметы, которые могут  понадобиться  ребенку  так,  чтобы  ему  было  удобно  пользоваться  ими самостоятельно. Заранее продумываем, сможет ли он сам открыть кран, достать мыло, снять  с  крючка  полотенце  и  т.п.  Затем    составляем  перечень  шагов,  из  которых состоит навык, которому мы планируем обучать ребенка. Примером может служить навык мытья рук. Напомним  еще  раз: единообразие  в  обучении  помогает  ребенку  быстрее  усвоить как порядок операций, так и содержание каждой из них. В  качестве  основных  приемов  обучения  используется  физическая помощь и моделирование (показ). Моделирование обычно вводим как вспомогательный прием — например, при обучении мыть руки взрослый показывает ребенку, как мылить руки и смывать мыло.

    Жалобы  на  то,  что  ребенок  не  просится  в  туалет,  приходится  слышать  от многих  родителей  аутичных  детей. Проблемы  усугубляются  по мере  того,  как  ребенок становится  старше,  а  навыки  опрятности  так  и  не  удается  сформировать.  Предпосылкой  для  начала  обучения  навыкам  опрятности  является предварительный  отказ  от  использования  памперсов. Некоторое нарушение чувствительности к своим телесным ощущениям, характерное для большинства  аутичных  детей,  усугубляется  из-за  их  применения.   В  норме одним из естественных мотивирующих факторов для того, чтобы ребенок стал проситься в  туалет,  является  чувство  дискомфорта  из-за  того,  что  одежда  или  белье  становятся мокрыми  и  грязными.  Предположим, что ребенок, после того, как намочит штанишки, проявляет чувство дискомфорта  видимым  образом: плачет, пытается  снять  с  себя мокрую  одежду. В  таких случаях обучение строим следующим образом. Если «конфуз» уже произошел, ребенок должен  принимать  максимальное  участие  в  переодевании.  Желательно,  чтобы  он  сам снимал мокрое белье и относил его в шкафчик. Профилактика — основная часть обучения. Прежде всего  фиксируем, как часто и когда обычно ребенок ходит «по-маленькому». Важный  момент —  сколько  времени  проходит  между  потреблением  жидкости  и опорожнением  мочевого  пузыря.  Когда  данные  удалось  собрать,  начинаем  «ловить» моменты, предоставляя ребенку возможность сходить в туалет «правильно» (в горшок или унитаз).    Сразу  учим  ходить  в  унитаз  (если  он  подходит  ребенку  по росту, и если  у него нет страха унитаза); мальчиков сразу  учим писать  стоя  (так  как  переучивать  сложнее).    В  случае  удачи    поощряем  ребенка,  пытаясь  наглядно  для ребенка связать поощрение с тем фактом, что он сходил в туалет.  Пытаемся найти естественное  поощрение,  которое  закрепило  бы  желательное  поведение:  например, некоторым детям нравится спускать воду в унитазе; выливать горшок и т.п. После того, как  научили вовремя высаживать ребенка (не более одного «промаха»  в  день),  учим  ребенка  ходить  в  туалет  самостоятельно  или проситься  (если  по  какой-то  причине  он  не  может  сам  воспользоваться  горшком  или унитазом). Если  ребенок может  произносить  звуки  и  слова,    учим его обозначать  каким-либо способом потребность сходить в туалет. Например, прежде, чем отвести его в туалет,  подсказываем  ему,  чтобы  он  повторил  за  взрослым:  «Писать»  (или  хотя  бы  «пи»). Неговорящих детей учим брать взрослого за руку и вести к туалету. Первое самостоятельное  использование  туалета    подкрепляем  каким-либо существенным  для  ребенка  образом.  Если  ребенок  сам  попросился  в  туалет,  его  также  поощряем за это, чтобы закрепить это поведение.

    Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияют на самооценку ребенка, являются важным шагом на пути к его социализации.

    Список литературы

    1. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками – СПб ООО «Детство-Пресс», 2011. – 208с.
    2. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: учеб. пособие. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2007. – 176с.
    3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.,2007.   - 148с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Развитие навыков самообслуживания у слабовидящих детей дошкольного возраста."

    Консультация раскрывает особенности развития навыков самообслуживания у слабовидящих детей дошкольного возраста....

    Материал для родителей - "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию?"

       Режим дня– это жёсткий распорядок жизни в течении суток. Он упорядочивает режим жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другому, что создаёт ...

    " Самообслуживание и детский труд"

    Роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на развитие личности ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Освоение трудовых процеессов по самообслужив...

    Заседание Родительского клуба по теме "Воспитание навыков самообслуживания и трудолюбия у детей дошкольного возраста"

    На этом заседании клуба родители увидели работу детей старшей группы в "Книжной мастерской" ( ручной труд- ремонт книг), поучаствовали  в дискуссии "Как воспитывать трудолюбие у детей?" и обменял...

    Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».

    Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...

    Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста

    Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...

    Воспитание у детей навыков самообслуживания.

    Как ребёнка научить самостоятельности,положительного отношения к труду....