Звуки [А], [У], [И]."Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по логоритмике для подготовителной группы с сюжетом из сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Занятие на закрепление произношения звуков [А], [У], [И].

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                    «Детский сад № 38 компенсирующего вида»

                                  Советского района г.Казани.

Звуки «[А], [У], [И]»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

        Подготовили:

        Доронина Ольга Александровна,

        логопед 1 кв. категории;

        Сабирова Эльвира Рафатовна,

        воспитатель 1 кв. категории

2015 г.

Тема:  Звуки «[А], [У], [И]»

   «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».                    

Цели:

1) Закрепление произнесения звуков «А, У, И»   изолированно, в слогах,

             словах, предложениях.

2) Развитие продолжительного речевого выдоха;  

             навыков голосоподачи и голосоведения.

3) Развитие артикуляционной и пальчиковой  моторики;

            статической и динамической  координации движений.

 4) Формирование у детей продолжительного эмоционального настроя на общение в процессе   музыкально-игровых занятий.

Оборудование:

Мольберт, мяч, коврики, шумовые инструменты, пособие «Брантозаврик», яблоко , демонстрационный плакат на звуки «А, У, И» к попевкам Е.Н. Денежкиной.

Ход  занятия.

I. Вводная часть.

Дети входят под музыку, взявшись за руки змейкой. Встают в полукруг.

Лог-д:            Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети:             Здравствуйте, здравствуйте!

Лог-д:            Вот художник ,

                       Так художник,

                       Все леса позолотил!

                       Даже самый сильный дождик

                       Эту краску не отмыл.

                       Отгадать загадку просим:

                       Кто художник этот?

Дети:             Осень.                                                            

Лог-д:            Вот и у нас наступила осень, а что бы рассмотреть всю эту     красоту, давайте   отправимся в лес.

II. Основная часть.

1. Комплекс общеразвиваюших упражнений « Поход»

    Звучит мелодия, дети  идут по кругу и выполняют упражнения   соответствующие тексту.

Эй, веселый народ!

Отправляемся в поход!

Мостик в стороны качался,            (руки в стороны на уровне плеч,

А под ним ручей смеялся.               ходьба на носках)

На носочках мы пойдем,

На тот берег попадем.

Дальше глубже в лес зашли,          (поднять через стороны руки вверх,

Налетели комары                              хлопок в ладоши; опустить вниз,

Комаров всех перебьем                    хлопок в ладоши внизу).

И к болоту подойдем.

Перейдем преграду вмиг                (руки на поясе, прыжки вправо, влево

И по кочкам прыг, прыг, прыг        с прдвижением вперед)

Под кустом пролезть не страшно  (ходьба « гуськом»)

И под елкой не опасно

Друг за другом успевайте,

Только ветки не сломайте.

Дальше по лесу шагаем                  ( руки за голову, ходьба на внешней стороне стопы)

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Лес дремучий, ниже ветки,              (дети ползут по кругу на коленях и     логтях)

Испугались наши детки.

На коленях поскорей

Страшный путь преодолей.

Зайчик быстрый скачет в поле.       (прыжки на двух ногах ,руки -«лапки

Очень весело на воле.                          зайчишки)

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы-ребятишки.

Мы шагаем, мы шагаем,                  (спокойная ходьба, высоко поднимая                              колени)

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем.

Дети садятся на стульчики.

Вбегает Аленушка:      -Ау, ау, Иванушка, ты где?

Выбегает Иванушка:   - Я здесь(обнимаются).

Аленушка:                    - Ребята, а вы как здесь оказались?

Дети:                             - А мы пришли в лес погулять.

Аленушка                     - А вы знаете, что в этом лесу живет динозаврик, хотите с       ним познакомится?

Дети:- Да.

2.Бронтазаврик

Лог-д:           Мы собрали рюкзаки

                      И надели сапоги,

                      Чтоб не просто погулять-

                      Динозавра отыскать.

( выносится пособие « Бронтазаврик» по системе Стребелева)  

Лог-д:          -Какой замечательный и добрый динозаврик.

                      А теперь давайте мы пропоем звуки.

(дети разбегаются  в рассыпную по залу)

3. Уточнение произношения звуков « А, У,» с движением рук.

На звук «А».

И.п.- Вдох, разведение рук вверх и  в стороны при одновременном длительном произнесении  А ______________________________.

В это время педагог читает стих, дети произносят  звук «А» и выполняют движения.

                    - А! – со мною вместе пойте,

                    - А! – по шире рот откройте!

                    - А! – споем мы высоко,

                    - А! – протянем низко.

                    - А … - как- будто далеко,

                    - А … - мы слышим – близко.

                    - А, - шепнем,

                    - А! – крикнем звонко.

                    - А, - тихонько;

                    - А! – так громко!

                       Все теперь мы будем знать:

                       Вот как может « А» звучать.

На звук « У»,

И.п. – Вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении У _____________.

                    - У, - мы в дудочку дудим,

                    - У, - как поезд мы гудим.

                    - У, - вперед мы тянем губки,

                       В узенькую дуем трубку.

                       Слушай, слушай: У – гудит,

                       У – в начале слов звучит:

                       Утро, улей, умка, уголь,

                       Удочка, улитка, угорь,

                       Утка, узел, умница,

                       Ушки, угол, улица –У-У-У…

(Дети перестраиваются в круг)

4.Дидактическа игра с мячом « Доскажи словечко».

                       Я начну стихи сейчас.

                       Я начну, а вы кончайте,

                       Дружно хором отвечайте.

                       Где отгадка – там конец.

                       Кто подскажет молодец!    

Педагог бросает мяч любому ребенку, возвращая мяч ребенок добавляет к слову звук « У».

                                 - Если слово к букве «У»

                                    Присоединяется,

                                    Слово новое, другое

                                    Сразу получается.

Буква «У» отметку   кол

                       Переделает в (укол).

                       Встанет близко к слову грозы –

                       Сразу зазвучат (угрозы).

                       Но когда я строил дачу,

                       Принесла мне «У» (удачу),

                       И теперь поселок дачный

                       Называется (Удачный).

Лог-д:          - Молодцы! Вы, наверное, устали? А давайте отправимся к бабе Ане и    подкрепимся у нее кашей.

( Дети идут по кругу разбирают коврики и расходятся по залу в рассыпную).

5. Пальчиковая гимнастика «У бабы Ани».

(выполняется сидя на коленях на ковриках)

У бабы Ани                                                Выставить вперед левую руку.

Пяток внучат                                            Растопырить пальцы правой руки.

Все каши просят.                                     Поднести руки рупором ко рту,

Все криком кричат.                                 Громко крикнуть: «А-А-А!»

Антошка в люльке,                                 По очереди сгибать пальцы правой руки

Аленка в пеленке,                                    к ладони, начиная с мизинца.

Аринка на перинке,

Ульянка на печке,                                   Отвести большой палец в сторону.

Иван на крылечке.

Баба тесто месила,                                   Руки  «месят тесто».

Кашу варила,                                           Левая рука « помешивает кашу».

Молоко топила,                                        Руки « ставят корчагу в печь».

Внучат кормила                                       Руки « раздают миски».

Как каши наелись,                                  Пальцы правой руки легко сгибаются,

Молока напелись,                                    кланяясь левой руке.

Бабе поклонились,

Угомонились.                                          Расслабленные руки ложатся на стол.    

(Дети друг за другом уносят коврики и садятся на стульчики).

Лог-д :   - Наелись, напились. А теперь давайте споем, как дружно мы                         живем.

( Выносится плакат на попевку)

6. Попевка на уточнение гласных звуков «А,У,И»  Е. Денежкиной  по демонстрационному плакату.                                

  Педагог:   -  Это с гласными игра:

                       У, И, А; У, И, А.  

                       Нам играть в нее пора:

                       У, И, А; У, И, А.

Дети:          -  Анна, Ада, Инна, Том,

                       Вот Иван, а вот Антон.

                       Это дом, мы в нем поем.

                       Ниф, Наф, Нуф, идите в дом!

            (сначала дети поют в медленном темпе, затем – быстро).

Педагог закрывает тематическую картину.

 7.Фонопедическое упражнение «В лесу»

Лог-д:         Довела дорога Аленушку до лесу. Идет она по лесной тропинке, прислушивается к лесным звукам. Боязно девочке.

Скрипит старое дерево. (Дети произносят «а-а-а…» – штро-бас на связках.)
Воет ветер в кроне деревьев. (Пропевают «у-у-у…», делая glissando сверху вниз от самого низкого до самого высокого регистра.)
Шелестят листья на ветру. (Произносят «ш-ш-ш…» на продолжительном выдохе.)
Падают на землю острые иголки с елок. (Произносят «а,а,а,…» в разных регистрах с показом высоты звука рукой.)
Квакают на лесном болоте лягушки. (Произносят «Ква-а-а..» в низком регистре.)
Зудят комары. (Пропевают «з-з-з…», делая glissando вверх-вниз.)
Страшным голосом ухает филин. (Произносят «у-ух» : 1-й слог самым низким,2-й слог – самым высоким голосом.)

(Дети садятся на стульчики)

Аленушка:  - А у меня что-то есть,

  Это что-то можно съесть!

  Это что – то сладкое,

  Круглое да гладкое!

               Я нашла его в саду.

  Захочу еще найду.

Дети:          Яблоко.

Аленушка:    Правильно, яблоко, а давайте с ним поиграем.

8. Игра « Яблочко».

Дети под музыку строятся в круг.  И начинают передавать яблоко по кругу со словами:

                      Яблочко наливное, яблочко золотое,

                      По рукам катилось и остановилось.

У кого осталось яблоко ребенок выходит из круга. Дети хором.

                      Быстро с яблочком беги

                       И друзей себе найди.

Ведущий оббегает круг под музыку. Как музыка останавливается и ведущий останавливается. И прикасается яблоком  с права и с лева стоящим детям. Отмеченные дети разбегаются в противоположном направлении друг от друга. Кто быстрее заберет яблоко у ведущего.

Дети хором:  Раз, два, три, беги.

Взявший яблоко ребенок встает в круг и танцует вместе с детьми, показывая яблоко.

( Дети под музыку садятся на свои стульчики)

Заходит Иванушка выносит короб с подарками  - «инструментами» (дудочки, колокольчики, трещетки и др.).

                       Все  какие вы молодцы, как весело у вас.  

                    Вот вам подарочки.

(раздает детям музыкальные инструменты)

III.Заключительная часть.

Игра на музыкальных инструментах «Оркестр». Дети становятся группками по залу.  И звучит шумовой оркестр. Дети прощаются с гостями и уходят из зала.

Список использованной литературы

  1. М.Ю. Картушина  Логоритмические занятия в детском саду. – М., 2005.
  2. В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. – М., 1991.
  3. В.В. Емельянов. Развитие голоса. – М.,2000.

 Использованные дополнительные материалы

 1.Е.Н. Денежкина. Разработка попевок музыкального руководителя детского

                                    сада № 38 .            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Цель: закрепить счёт в пределах 10....

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....

Самоанализ НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Самоанализ НОД  в младшей группе по теме:    «Чтение русской народной сказки   «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

План конспект НОД Пересказ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Задачи: - связная речи: учить пересказу знакомых детям литературных произведений, составлению, коротких рассказов с помощью взрослого.- словарь и грамматика: развивать умение ориентироваться на призна...

Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в подготовительной группе.

«Слетались птицы с моря,Садились у нас на заборе,Пели птицы сказки,Одну я переняла да вам принесла»....