Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Кочергина Виктория Валериевна

Показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarii_zanyatiy.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

Задачи:

  • Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.
  • Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.
  • Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.
  • Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.
  • Уточнить представление детей о том, что значит «уметь дружить».

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В.Васнецова «Алёнушка», клубок, коробочка, картинки-пазлы к сказке, кувшин.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята подойдите к книжному уголку, посмотрите какие красивые книги стоят на полочках. Какие книги вы узнали? (Ответы детей). Правильно, это действительно – сказки. Разные народы живут на земле и у каждого народа есть свои сказки, эти сказки сказочники записали в книги (показ книг на полке). В сказках есть «сказочные слова», песенки, повторы.

  • Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)
  • Каждая из этих сказок учит «уму – разуму». Что значит «учить уму-разуму»? (Давать мудрые советы)

Воспитатель: Посмотрите, что это стоит на столе? (Сундучок). Правильно, но сундучок не простой, а волшебный. Давайте его откроем (пытаются открыть, но видят, на сундуке висит замок). Чем можно открыть замок? (Ключом).

Воспитатель: А вот и ключи, надо подобрать ключик к замочку. Ну-ка сундучок покажи нам, что там у тебя внутри. (Вынимают картинки-пазлы). Давайте соберем картинку и узнаем, какая это сказка. (Дети собирают картинку и узнают сказку). Ну, теперь ясно, какая это сказка. Назовите её. (Это сказка «сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Воспитатель: Ребята, а в коробке ещё что-то есть (вытаскивает клубок), это волшебный клубок и зовет он нас в гости в сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вы готовы? Ну, тогда вперед…(Дети вместе с воспитателем идут по тропинке, в группе расставлены картинки с сюжетами из сказки).

  • Вот куда наш клубок закатился, к кому мы попали в гости? (мы попали в гости к Алёнушке и Иванушке)
  • С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)
  • Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)

Воспитатель: Посмотрите, карточка лежит на тропинке, кто же на ней изображен? (Аленушка и Иванушка). Давайте возьмем её с собою, она нам пригодится. Ой, клубочек-то укатился, пойдемте искать его. (Подходят к следующей картинке). А вот и наш клубок. Посмотрите, как клубок крутится, наверное, что-то случилось с героями сказки, давайте посмотрим.

  • Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)
  • В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)
  • Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)
  • Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)
  • Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)
  • Кто это там, на картинке выглядывает из-за дерева? (Колдунья)
  • Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (Тоже колдунья)
  • Можно ли сказать о колдунье, что она добрая?  Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)
  • Возьмите карточку, что на ней изображено? (Козлик, копытце и колдунья)

Воспитатель: Пойдемте дальше, вон и клубок нас уже заждался (подходят к следующей картинке). Странно, ещё какой-то персонаж появился в этой сказке.  Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Встретили купца, который потом женился на Алёнушке). А вот и картинка, что на ней изображено? (Купец на коне). Возьмем её.

Воспитатель: Ребята, клубочек что-то шепчет, ну-ка я послушаю, он предупреждает нас, что путь к следующему сюжету будет не легким. Вы не боитесь трудностей? Ну, тогда в путь! (Ходьба по ограниченной поверхности, прыжки из обруча в обруч). Вот и пришли мы с вами на лужайку, присядьте, отдохните, да на картинку посмотрите.

  • Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).
  • Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).
  • Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).
  • Кто спас Аленушку? ( Купец).
  • Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? ( Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).

Воспитатель: А вот и карточка. Как много набралось у нас карточек, давайте расставим их правильно по текущим сюжетам.

  • Ребята, можно рассказать сказку по этим карточкам? ( Можно)
  • Для чего в сказке даются мудрые советы? ( Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).
  • Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? ( Победило добро)

Воспитатель: Ребята, клубочку очень понравилось с вами путешествовать, и он хочет с нами поиграть в игру «Веселое колдовство». Сейчас я вас всех заколдую (колдует), вы не сможете разговаривать, и будете отвечать жестами, действиями (вопросы самые разнообразные, например: изобрази весёлого человека, покажи, чем ты любишь заниматься и т.д.) В конце игры воспитатель «расколдовывает» каждого ребенка, дотрагиваясь до него рукой. Ребята, чтобы вы не забывали сказку, клубочек дарит вам вот эту картину, её нарисовал художник В.Васнецов.

  • Кто изображен на картине? ( На картине изображена Алёнушка)
  • Какое настроение у Алёнушки? ( Грустное, тоскливое, печальное).
  • Через какие предметы в этой картине выражается добро? ( Через Алёнушку, ласточек).
  • Как вы думаете, в чем выражается зло, в каких предметах? ( Зло выражает камень, темная вода, лес)
  • Представьте, какую бы пела песню Аленушка, если бы ожила? Почему вы думаете так? Обоснуйте ответ (Печальную).

Воспитатель: Давайте нарисуем все настроения Аленушки, которые вам запомнились в сказке. (Дети рисуют. Выставка рисунков).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это там стоит на пенечке? ( Кувшин). Этот кувшин, необычный, а волшебный. Мы сейчас с вами будем передавать его друг другу, и говорить прямо в него, каким должен быть добрый человек? Я начну, а вы продолжайте: добрый человек - отзывчивый, добрый человек – всегда поможет и т.д. (Дети продолжают синонимический ряд, подбирая определения-характеристики).

Воспитатель: Вот и наполнился наш кувшин до верху, молодцы! И нам всем стало приятно от этого.

Конспект

 доминантного занятия по творчеству с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группы

Тема:  «ДЕВОЧКА ИЗ ЦВЕТКА»

Задачи:

  1. Развивать творческое воображение посредствам музыкально-ритмических движений.
  2. Развивать умение эмоционально передавать через движение музыкальные образы.
  3. Развивать межпредметные связи (музыка, литература)
  4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Материалы и оборудование: Волшебная палочка. Цветные кружочки 10 см диаметр (7 белых, 7 желтых, 3 синих, 1 розовый); шапочка жабы; болото; цветы - колокольчик, ромашка, подсолнух. Цветок Дюймовочки. Мешочек с зернышками. Усики  кузнечиков и бабочек.

Музыкальное оформление: Детская полька. Музыка А. Жилинского. (Программа «Ладушки». Старшая группа. Диск №2); Швецкая народная мелодия. (Программа « Ладушки». Старшая группа. Диск №2); «Фея Дрожже» П.И Чайковский. (Диск «Классика для детей» ); «Колыбельная». Музыка В. Моцарта. (Программа «Ладушки». Средняя группа. Диск №2); «Шуточка». Музыка В. Селиванова. (Программа « Ладушки». Старшая группа. Диск №2); «Песенка - чудесенка» Музыка А. Берлина. (Программа « Ладушки». Старшая группа. Д-№2); Польская народная песня. (Программа « Ладушки». Средняя группа. Диск №2); «Озорная полька» Муз. Н. Верисокиной (Программа « Ладушки». Старшая группа. Диск №2); «Вальс Цветов»  П.И.Чайковский. (Диск «Классика для детей»

Ход занятия:

/« Детская полька»  Музыка А. Жилинского.

*Дети забегают в зал шагом польки. Оббегают один круг и останавливаются.

 Муз.рук: (поёт) - Здравствуйте, ребята!

Дети: (поют) – Здравствуйте!

 Воспитатель- Ребята, посмотрите в какую картинную галерею мы попали. Какие сказки здесь изображены? А какие сказки Ханса Кристиана Андерсена вы знаете? *Ответы детей.

Воспитатель: - У меня есть волшебная палочка, которая перенесет нас в сказку  Ханса Кристиана  Андерсена (машет палочкой). Покружитесь, повернитесь и все в сказке окажитесь. (Швецкая народная мелодия). Обращает внимание на цветок.

Воспитатель - Посмотрите какой сказочный цветок расцвел сегодня в нашем  сказочном саду. Как вы думаете, в какой сказке Х.К. Андерсена есть такой цветок? А из чего вырос цветок?

Дети: Из ячменного зернышка.

Воспитатель - Что нужно сделать , чтобы цветок вырос?  Ответы детей.

Воспитатель:- Подойдите и возьмите себе по волшебному зернышку.  Воспитатель держит в руках мешочек с зернышками

Воспитатель: - До кого дотронусь волшебной палочкой, тот становиться зернышком и опускается  землю. / «Фея Дрожже» П.И Чайковский 

Игра«Зернышки» Дети «изображают зернышки». Воспитатель «закапывает», «поливает». Дети импровизируют,  как зернышко прорастает, распускается цветок.

Воспитатель: - Из крошечного зернышка растет, растет росток, Колышется от ветра, волшебный наш цветок * В это время муз. руководитель кладет сзади кружочки ( белые, желтые, синие)

 Воспитатель: - Какие прекрасные цветы распустились, какой они издают аромат, понюхайте свой цветок, полюбуйтесь им. Оглянитесь, посмотрите, что там лежит? Возьмите кружочки в руки. Каждый цветок найди свое место.

/ Швецкая народная мелодия. Игра«Найди свой цветок». *Дети  бегут к соответствующим их цвету цветам и образуют 3 группы. В это время воспитатель выбирает Дюймовочку , сажает её в цветок  и дает задание (как только цветок откроется она изображает как просыпается утром, потягивается, протирает глаза и жестом поздороваться)

Муз.рук: - Ребята, спойте мне. (Поёт) Какие вы цветы?

Ребенок:  - Я ромашка.

Ребенок:  - Я колокольчик.

Ребенок:  - Я одуванчик

/ Металлофон. *Цветок открывается.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, волшебный цветок распускается. Вы удивлены? Покажите. Вы рады –  изобразите. Ребята, загляните,  в цветке спит Дюймовочка.

/ « Колыбельная». Музыка В. Моцарта

Муз.рук: - Какая  это музыка звучит? *Дети отвечают.

Муз.рук: - Пожалуйста, передайте движениями характер этой музыки. *Дети импровизируют. 

Воспитатель: Ромашки, подсолнушки тихонько присядьте. (*Садятся вокруг  цветка с Дюймовочкой). Колокольчики, пора будить Дюймовочку. Изобразите игру на колокольчиках или сами превратитесь в колокольчики.

« Шуточка». Музыка В. Селиванова. Дети импровизируют.

* Дюймовочка просыпается, потягивается, протирает глазки и здоровается жестом со всеми цветочками на полянке. Выходит к детям.

Воспитатель: - Каждое утро Дюймовочка умывается капельками росы, которые она собирает из цветов. Посмотрите у нее в руках капелька росы, давайте встанем и  поиграем с ней.

 Игра «Перекинь воображаемую капельку другому 

Дюймовочка: - Ребята я приглашаю вас в путешествие, путь будут не легок. / Соответствующая заданиям музыка по усмотрению муз. Руководителя

Воспитатель: Тропинка. Тропинка виляет. Перед вами поваленное дерево нужно его перешагнуть. Над нами гнездо, пройдем под ним тихо, чтобы не разбудить птенцов. На пути болото, будьте внимательны, наступать можно только на кочки и добраться до сухого места. Кажется, дождь начинается. Как не приятно когда капли попадают на тонкую одежду. Смотрите полянка - сушимся. Пока вещи наши сушатся, давайте отгадывать загадки.

1) Меня слепым зовут всегда, но это вовсе не беда!

Я ,под землей построил дом, все кладовые полны в нем. ( крот)

  1. И в лесу мы, и в болоте нас всегда везде найдете:

На поляне, на опушке. Мы зеленые …..                                 (лягушки)

  1. До чего богата норка слева – сыр, а справа – корка.

Прямо риса зернышки, колбаса, подсолнушки.

Ну, а кто всего хозяйка, сам попробуй, угадай-ка.                 (мышка)

  1. Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь.            (жук)

              5)    Впереди шильце, посреди клубок, сзади  ножницы .              (ласточка)

Воспитатель: Одевайтесь, вы запомнили про кого были загадки? А какие еще герои есть в этой сказке? Выберете себе героя и представьте, как он может двигаться, только движения не должны повторяться. Показать так чтобы мы догадались, кого вы показываете. Предлагаю поиграть в игру «Волшебное превращение». Пока звучит музыка, вы танцуете, когда я скажу, замри вы замираете.

/ «Песенка – чудесенка». Игра « Превращение».*Дети  летают.

Воспитатель:  Раз, два, три все замри.

 *Детей по очереди «превращают» в героев сказки. Дети импровизируют.

Воспитатель – Предлагаю устроить бал, но для этого я превращу вас в кузнечиков и бабочек. Подойдите

                         все сюда ( подходят к столам) эти усики помогут вам. Повернитесь, покружитесь , в

                         насекомых превратитесь  

* Дети  надевают на себя костюмы, вдруг квакает лягушка.                                             

Воспитатель:  Ой, ребята, тише, тише, что-то странное я слышу. Живет жаба на болоте, у нее

                          болит животик. Кто будет  жабой? А Жабу выберем считалочкой.

                         Живет жаба на болоте, у нее болит животик. * Жаба садится в болото.                                                                                                                                

/ «Озорная полька» Муз. Н. Верисокиной. Игра « Голодная жаба»

Воспитатель: - Бабочки и Кузнечики танцуют на балу, по окончании звучания музыки

                          выпрыгивает Жаба и ловит зазевавшихся насекомых. Дом Бабочек – белого цвета, дом

                          Кузнечиков- желтого. Жаба не может бегать, она скачет, а насекомые

                          придумывают танцевальные движения. Игра повторяется  2-3 раза.  

Воспитатель  - Покружитесь, повернитесь и в детей все превратитесь.

*Дети снимают  и вешают крылья и шапочки

Воспитатель: -По какой сказке мы путешествовали?

                       - Вам понравилось наше путешествие в сказку?

                       - Что понравилось больше всего?

                       -А в какую сказку вы еще хотели бы попасть?*Ответы детей.

Муз.рук: - На этом наше занятие путешествие закончено.(поет) До свидания!

Дети:        - (поют) До свидания. П.И.Чайковский. « Танец цветов»

Конспект

интегрированного занятия по развитию речи и ручному труду

с элементами наглядного моделирования с детьми старшей логопедической группы

        Тема: «Сказка наоборот»

        Цель: учить детей придумывать сказки, связно высказываться; развивать речевые навыки и творческую активность детей; обогащать словарь качественными прилагательными, обозначающие эмоциональное состояние; воспитывать интерес к творчеству, адекватное отношение к отрицательным поступкам.

Материалы и оборудование: фотографии детей изображающих эмоции (радость, грусть, страх и т.д.). Макеты леса и деревни. Детали животных (голова, лапы, хвост). Клей, карандаши.

Ход занятия

1 часть:

Дети входят в группу, воспитатель обращает внимание на следы и извилистую «дорожку».

Воспитатель: Я вас приглашаю в путешествие по сказочной стране. Мы пойдем по дорожке и посмотрим, куда же она нас приведет. (первая остановка – находим карточки с изображением детей в различных эмоциональных состояниях).

Воспитатель: Посмотрите на эти фотографии, что можно сказать о детях, которые здесь изображены? Какие чувства они испытывают? (радость, грусть, страх, злость, удивление).

Воспитатель: Отправляемся дальше (подходим к столу, на котором разложены «детали» героев сказки). Кто-то не закончил работу. Все приготовил и ушел.

  • Посмотрите, сможем ли мы помочь?
  • Как вы думаете, из какой сказки эти герои?
  • Давайте вспомним, какими были герои в этой сказке - добрыми, злыми, хитрыми.

Дети.: Заяц, волк и медведь – добрыми. Лиса – хитрая, коварная.

2 часть:

Воспитатель.: Вот эти карточки помогут нам выбрать, кто из вас какого героя будет делать (дети вытягивают карточку, где по цвету узнают героя: оранжевая карточка – лиса, серая карточка – волк и т.д.). Отбирают детали выбранного цвета, дорисовывают мордочки (глаза, нос, зубы), и приклеивают к туловищу – конусу.

3 часть. Придумывание сказки с измененным сюжетом

Воспитатель: Предлагаю вспомнить сказку и поиграть с героями (переход к макету для обыгрывания сказки «Колобок»).

Воспитатель.: Посмотрите, что случилось с колобком? (пока дети рассматривают интерьер, воспитатель незаметно меняет изображения доброго Колобка на злого)

Дети: Он стал злым.

Воспитатель: А если главный герой злой, то какой будет сказка? (злая).

Воспитатель: Какими словами начиналась сказка?

Жили-были дед и баба. Вот однажды попросил дед бабку:

- Испеки мне, старая, колобок.

- Из чего печь? Муки-то нет.

Пошла бабка к соседке, попросила муки. А соседка была злая и мука у нее тоже была злая. Принесла бабка муку домой, замесила тесто, испекла колобок и поставила на окно …

Воспитатель: Как вы думаете, какой получился Колобок из злой муки? Что сделал злой Колобок? (посмотрел по сторонам, спрыгнул с окна и покатился по грядкам, помял рассаду, распугал кур, помял цветы и т.д.).

Воспитатель: Покатился колобок по дорожке, а навстречу ему заяц.

  • Как вы думаете, заяц у нас, какой? (хороший, добрый)
  • Что говорит заяц колобку? (колобок, спой песенку)
  • Что отвечает злой колобок? (убирайся с дороги, а то будешь моей начинкой)
  • Испугался заяц и убежал.
  • Кого встретил еще колобок? (волка)
  • О чем они говорили? (волк хотел съесть колобка, а тот ему в ответ «Наскочу на тебя, растопчу, проглочу). Страшно стало волку, и он убежал.
  • Катится колобок по дорожке, а на встречу ему медведь. Добрый медведь гулял по лесу. Что он сказал колобку? (Здравствуй, как поживаешь?).
  • Что ответил грубый колобок? (уходи с дороги, а то я тебя разорву). Испугался медведь и убежал.
  • Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса. А лиса у нас, какая? (хитрая, коварная).
  • Что же произойдет?
  • Лиса скажет «Колобок, я тебя съем!» Колобок ответит «Только попробуй!»

Воспитатель: Что же делать? Вдруг они начнут драться? Кого позвать на помощь? Как помочь героям стать добрыми?

Дети: (позвать волшебника, взять волшебную палочку, сказать волшебные слова и т.д.)

Воспитатель: Закрываем глаза, говорим волшебные слова «Крибли – крабли – бум!» (Смена злого колобка на доброго).

Воспитатель: Вот и вернулся добрый колобок, он нас приглашает поиграть в игру с мячом «Скажи наоборот». (добрый – злой; хороший – плохой; вежливый – грубый; веселый – грустный; радостный – печальный; дружелюбный - злобный).

         Заключительная часть:

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Но самое главное, вы сами придумали новую сказку, которая похожа на ту, которую мы знаем.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.Тема: "Весна. Инсценировка сказки в лицах "Заюшкина избушка""....

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...

комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

На занятии ребята учатся узнавать героев по иллюстрациям, передавать их настроение, формируются  умения различать и называть эммоциональное состояние героев, уточнение представлений детей о том, ...

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

«Драматизация стихотворно-авторской сказки "Муха-Цокотуха"          Программное содержание:- уточнить знания детей о произведениях К. Чуковского;- уч...

Конспект итогового занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в средней группе Тема: «Поможем зайчишке»

Программное содержание: 1.    Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе, признаки весны.2.    Закрепить знания детей о диких животных.3....

Модель занятия ООД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы компенсирующей направленности. «Разучивание стихов о школе»

Тема ООД: "Разучивание стихов о школе"Программное содержание:1. Продолжать расширять кругозор детей о школе, школьных принадлежностях.2. Учить детей рассказывать стихи громко, четко, в...