Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:
    Конспект интегрированного открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей старшего возраста. Тема: «Живой транспорт».

    Для детей с ОНР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zhivoy_transport.docx31.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Юго-Восточный административный округ район «Печатники»

    Конспект интегрированного открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей старшего возраста.

    Тема: «Живой транспорт».

    Подготовила и провела воспитатель Помогаева Н.А.

    Москва 2007 год.


    Программное содержание:

    Задачи на развитие познавательных способностей: расширить и углубить знания детей о транспорте (есть водный, воздушный, наземный, сказочный и есть живой транспорт - животные, которые человек приучил и использует как транспорт: ездит сам, перевозит различные грузы); развивать зрительное и слуховое внимание, координацию слов с движением (логоритмика); тренировать быстроту мышления, память.

    Задачи на развитие речи: Развивать умение составлять рассказ о жизни верблюда в пустыне, строить разные типы предложений. Закрепить знание МФФ; понимать смысл народных пословиц, уметь использовать их в речи. Воспитывать интонационную выразительность речи при чтении русской народной потешки «Эй, кузнец - молодец».

    Воспитательные задачи: Учить детей доброте, заботливому отношению к живому транспорту: верблюду, лошади, оленю, голубю. Понимать, что «мы в ответе за тех, кого приручили» Экзюпери.

    Музыкально-воспитательные задачи: продолжить работу над развитием воображения, узнавать знакомую мелодию, её автора; совершенствовать движение прямого галопа. Развивать ловкость и чёткость движений. Создавать выразительный образ всадников.


    Под музыку дети выходят в зал, останавливаются, образуют круг.

    Воспитатель: Как красиво вы вошли в зал. Вы на чём-то прилетели?

    Приехали? Приплыли? На чём можно приехать? (дети называют соответствующий вид транспорта).

    Есть необычный транспорт. Где?

    Дети: В сказках.

    Воспитатель: Назовите.

    Дети перечисляют: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, ступа, метла, летучий

    корабль.

    Воспитатель: Рассаживайтесь поудобнее, полетим на ковре-самолёте. Логоритмика «На ковре-самолёте» авт. Е. Соколова

    Исх. положение - сидя по-турецки

    1. Мы летим над облаками Мы хватаем их руками Задеваем головой. Ой.

    1. Если дома не сидится Приглашаем прокатится По дорожке голубой.
    • манят к себе 3 раза правой рукой, 3 раза левой рукой руки вперёд, в стороны, подняли вверх.

    1. Радуга цветная Спину выгибает.

    Это нам от солнышка Теплого привет.

    1. Звёздочки мигают, Нам добра желают, Мы им улыбнёмся
    • рисуют радугу правой рукой направо,
    • левой рукой налево
    • посылают «приветики», машут ладошками.
    • 4 раза сжимать и разжимать кулачки на уровне глаз
    • руки скрестно, покачиваются
    • улыбка, руки развели в стороны и положили на колени


    И споём в  ответ: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ - пропеть, нежно похлопывая по коленям руками.

    Воспитатель: Подойдите ко мне, пожалуйста. Мы с вами говорили о транспорте. Для чего нужен транспорт?

    Ответы детей:

    А может ли транспорт дышать, иметь сердце, которое бьётся, видеть, чувствовать радость и боль, кушать?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Значит, этот транспорт - живой. Я хочу сегодня радовать вас, совершать чудеса. А кто может творить чудеса? (Феи, волшебники, сказочники). Я превращусь сегодня в фею - фею Загадок, (одевает шляпу, берёт в руки палочку). У меня для вас приготовлены загадки и сюрпризы. Вы их найдёте, если угадаете загадки.

    Итак, первая загадка:

    Кладовка с едой на спине у него.

    Он может неделю не есть ничего.

    Кто это?

    Дети: Верблюд.

    Воспитатель: Его почему-то не видно. В прятки с вами захотел поиграть. Как вы  думаете, где он может быть? (Показывают жестом на мольберты, прикрытые жёлтой, зелёной, белой тканью)

    Дети: Объясняют, что верблюд спрятался под жёлтой тканью, так как он живёт в пустыне.

    Появляется верблюд (игрушка). Он просит детей рассказать о нём. А помогут

    составить рассказ схёмы.

    Дети: По очереди берут схему, помещают на мольберт и рассказывают по неё. Рассказывают, обращаясь к верблюду, (для него)

    • Ты живёшь в пустыне. Там очень жарко. Земля пустыни - песок.

    В пустыне мало воды, мало растительности. Там растут колючие растения: саксаул, верблюжья колючка, кактус.

    • Жить тебе в пустыне хорошо. Ты питаешься колючими растениями. Одно из них так и назвали - верблюжья колючка, потому что ты их любишь.
    • Ты приспособлен к жизни в пустыне. У тебя на коленях, подошве, на животе кожистые мозоли, чтобы не было ожога от горячего песка. А от песчаной пыли тебя спасают длинные ресницы.
    • Ты долго можешь обходится без воды и пищи. У тебя на спине есть горб, где находятся запасы жира. Это такие кладовые, где хранится и еда, и вода. Поэтому ты неделю и даже больше, можешь совсем ничего не есть и не пить.
    • От жары тебя защищает (спасает) густая, длинная шерсть. Верблюд и человек нужны друг другу. Верблюд помогает человеку, перевозит людей и грузы, а человек заботится о верблюде, кормит его.

    Верблюд: Меня называют кораблём пустыни. Помните: За добро - добром платить надо.

    Воспитатель: Мы побывали на жарком юге, теперь перенесёмся на север.

    Нам пришло письмо, (открывает его, а там кассета)

    Дети слушают аудиописьмо.

    Здравствуйте, ребята! Я - северный олень. Я живу на Севере, в тундре. У нас долгая зима, а лето короткое. Зимой солнце не поднимается над горизонтом, стоит полярная ночь. Землю освещает северное сияние. Это очень красиво. Земля покрыта снегом. Холодно. От холода меня спасает шуба - мой мех. Он очень тёплый, и я не мёрзну. Мои копыта интересно устроены, они расширены книзу, поэтому я могу ходить по глубокому снегу и не проваливаться. А ещё мои копыта помогают мне корм добывать. Ведь я животное мирное, травоядное. Я разрываю снег копытами, достаю из под снега ягель. Это моя любимая пища. Его так и называют - олений мох. Мою голову украшают ветвистые рога. Они мне нужны для защиты от северных волков - умных и грозных хищников. Я люблю быстро бегать. Живём мы, олени, большими стадами. Рядом с нами в удивительном доме, похожем на шалаш - чуме, живём человек. Мы подружились с человеком. Он помогает нам защищаться от волков, находить корм. А мы, олени, помогаем человеку. Ведь Север - суровый край. Здесь не ходят поезда, не проедут машины, даже самолёты и вертолёты не всегда могут прилететь. И мы, олени, приходим человеку на помощь. Мы доставляем разные грузы, перевозим людей. Про нас даже песню сочинили: Самолёт - хорошо,

    Вертолёт - хорошо,

    А олени - лучше.

    Такой мы наземный транспорт на Севере.

    Воспитатель: Вы всё поняли, всё запомнили? Предлагаю поиграть. Вот северный олень (помещает на мольберт иллюстрацию), И Вы сюда поместите картинки, где изображено то, что относится к оленю. Подумайте. Как только музыка прекратится, игра закончится.

    1, 2, 3 - игру начни!

    Дети: Помещают на мольберт картинки, с окончанием музыки объясняют, почему взяли ту или иную картинку.

    Например: Чум (яранга), потому что олени пасутся рядом с ним колокольчик вешают оленю, чтобы его было легче найти, если потеряется, сахар - это продукт питания, груз, который перевозит олень и так далее.

    Воспитатель: Чудеса продолжаются! Я хлопну в ладоши и вот... (достает 2 контейнера, накрытых платками). Угадайте, ЧТО там? Платок не поднимайте, (называет имена детей, приглашает их определить что находится в контейнере. Если дети затрудняются, воспитатель разрешает поднять платок.) Откуда снег?

    Дети: С севера.

    Воспитатель: Песок?

    Дети: Из пустыни.

    Воспитатель предлагает поместить контейнеры на «север» и на «юг».

    Воспитатель: Мы как будто побывали на севере и на юге. Пора домой. Я

    взмахну волшебной палочкой - мы дома. Третья моя загадка -

    музыкальная. Послушайте, (звучит музыка. Роберт Шуман «Смелый наездник»)

    Дети: Про лошадку, «Смелый наездник».

    Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас превратится в таких смелых наездников.

    Игра «Лошадки».

    Дети скачут галопом, с окончанием музыки натягивают поводья, говорят «тпру, тпру». Один ребёнок стоит, опустив голову, «бьёт копытом».

    Воспитатель: Что-то Колина лошадка загрустила, невесёлая. Она же подкову потеряла, копыто поранила. Надо кузнеца на помощь звать.

    Русская народная потешка:

    Эй, кузнец - молодец!

    Расковался жеребец.

    Вот гвоздь, вот подкова,

    Раз, два - и готово!

    Снова лошадка может скакать.

    Воспитатель: Хочу ещё вас радовать, совершать чудеса.

    1, 2, 3 - музыка, звени!

    Сюрпризный момент. Появляется голубь, (девочка в костюме) танцует.

    Воспитатель: Что за удивительная птица. Поговорите с ней, угадайте, кто она?

    Девочка: Я голубь. Но голубь не простой, а почтовый. Я тоже транспорт. Я перевожу письма. Вот они. Письма мои - маленькие сердечки. Они напоминают о том, что мы должны жить в мире и любить друг друга, (раздает письма детям)

    Дети: Спасибо тебе, голубь.

    Мы будем помнить о том, что:

    «Птицам - воздух,

    Рыбам - вода,

    А человеку - вся Земля!»

    «За добро - добром платить надо.»

    Воспитатель: Вам понравились мои сюрпризы? (Ответы детей)

    А теперь пора в группу возвращаться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

    Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...

    Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

    «Драматизация стихотворно-авторской сказки "Муха-Цокотуха"          Программное содержание:- уточнить знания детей о произведениях К. Чуковского;- уч...

    Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи и ознакомлению с родной природой для старшего дошкольного возраста (старшая - подготовительная группа)

    Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи и ознакомлению с родной природой для старшего дошкольного возраста (старшая - подготовительная группа)...

    Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок» с использованием метода наглядного моделирования. 2017 год.

    Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок» с использованием метода наглядного моделирования. 2017 год....

    Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы «Здравствуй сказка! » с использованием метода наглядного моделирования. 2018 год.

    Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы «Здравствуй сказка! » с использованием метода наглядного моделирования. 2018 год....