Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы "Здравствуй сказка!"с использованием метода наглядного моделирования.
проект по развитию речи (старшая группа)

Купцова Татьяна Алексеевна

Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы «Здравствуй сказка! » с использованием метода наглядного моделирования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы «Здравствуй сказка! » с использованием метода наглядного моделирования.

Участники проекта.  Дети старшей группы №2  (ОНР),  воспитатели, родители.

Паспорт проекта.

Вид  проекта: среднесрочный.

Тип проекта: образовательно-игровой, практико-информационный, ориентированный.  

Срок реализации: три недели с 05.02.18г. по 28.02.18г.

Проблема. Овладение родным языком, развитие речи является одним из главных в развитии ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.  У многих детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.

Актуальность.  Метод моделирования самый актуальный прием обучения пересказу. Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Многие сказки велики по объему, и запомнить их детям нелегко. Пересказ и моделирование помогают детям достичь особую непосредственность восприятия.  Проект  опирается  на технологию программы «Развитие» Л.А.Венгера, в которой описан метод   моделирования сказок в процессе обучения детей с применением условных заместителей. Технология  этой программы дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Проект занятий  носит нежесткий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка, т.е. может работать в режиме проектирования с применением метода проблемного интегрированного обучения, где серия занятий объединена основной проблемой.

Цель. Развивать речь детей, учить детей пересказывать и  обыгрывать русскую народную сказку методом наглядного моделирования, используя, условные заместители персонажей (геометрические фигуры)

Задачи.

1.Развить познавательные и творческие, интеллектуальные  способности ребенка.

2.Развивать способности к наглядному моделированию.

3.Развивать сенсорные способности и усвоение символов.

4. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки.

5.Развивать  комплексные элементы логического мышления, способы

  решения познавательных и творческих задач.

6.Личностно-ориентированная модель воспитания, которая

  предполагает создание сотрудничества между взрослыми и детьми.

Предполагаемый результат.  

1.Активизация познавательного интереса к художественной литературе.

2.Умение пересказывать и  обыгрывать русскую народную сказку с помощью условных заместителей персонажей; подбирать их по величине, цвету, характеру персонажа.

3.Переживание чувства радости от процесса создания образов героев сказки   и  образов героев сказки  в продукте своей деятельности.

   

Краткая аннотация проекта.  В данном проекте представлено знакомство  детей с методом наглядного моделирования сказок, обучение пересказу.  Реализация проекта осуществляется через  игровые занятия групповые и индивидуальные, дидактические и подвижные игры, театрализованную  деятельность, чтение русских народных сказок, изобразительную деятельность.

Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: иллюстрации к сказкам, настольный театр, пальчиковый театр, книги с русскими народными сказками.

Этапы реализации проекта.

1 этап.

1. Выявление знаний детей о русских народных сказках.

2. Информирование  родителей о предстоящей деятельности.

2 этап.

1. Проведение проекта по разработанной технологии .
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация театрализованной деятельности, дидактических и подвижных игр, индивидуальных и групповых занятий.

3 этап.

Опрос-анкетирование  родителей по теме: «Сказка в жизни вашего ребенка». Оформление мини-музея «Мои любимые сказки». Конкурс «Книжка своими руками» со сказками сочиненными детьми с родителями. Помощь родителей в пополнении книжного уголка. Театрализованное представление для родителей: «сказка Два Мороза»  Подведение итогов проекта, подготовка мультимедийной презентации о проекте.

Предварительная работа.

1.Подобрать книги с русскими народными сказками.
2. Подобрать  демонстрационный  и раздаточный материал.                                      
3.Оформить книжный уголок.         

Содержание проекта.

   Дата

Наименование               мероприятия

Ответственный

   Участники

05.02.18г.

  I-половина дня

1.Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» (рассматривание иллюстраций)

Беседа по содержанию сказки.

 

Никитина Е.И.

  Воспитатель

     Дети

   

07.02.18г.

  I-половина дня

1. НОД лепка по сказке «Кот, петух и лиса»

Никитина Е.И.

    Воспитатель

        Дети

08.02.18г.

I-половина дня

1.НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

Пересказ сказки «Кот, петух и лиса» с помощью наглядного моделирования.

Никитина Е.И.

   Воспитатель

       Дети

09.02.18г.

 I-половина дня

1. НОД лепка «Сделаем избушку, в которой жили кот и петух»

Купцова Т.А.

   Воспитатель

       Дети

12.02.18г.

 I-половина дня

1. Чтение русской народной сказки «Заяц-хваста» (рассматривание иллюстраций)

Беседа по содержанию сказки.

Купцова Т.А

    Воспитатель

        Дети

14.02.17г.

 I-половина дня

1. НОД рисование «Зайчишка – трусишка и зайчишка – хвастунишка»  

Купцова Т.А

   Воспитатель

         Дети

15.02.18г.

I-половина дня

1. НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

Пересказ сказки «Заяц-хваста» с помощью наглядного моделирования.

Купцова Т.А.

    Воспитатель

         Дети

       

16.02.18г.

 I-половина дня

1. НОД лепка по сказке «Заяц-хваста»

Никитина Е.И.

Воспитатель

        Дети

19.02.18г.

I-половина дня

1. Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» (рассматривание иллюстраций)

Беседа по содержанию сказки.

Никитина Е.И.

  Воспитатель

      Дети

21.02.18г.

I-половина дня

1. НОД  рисование с элементами оригами «Лиска - лиса, чудо краса»

Никитина Е.И.

    Воспитатель

         Дети

22.02.18г.

I-половина дня

1. НОД  рисование с элементами оригами «Лиска - лиса, чудо краса» Продолжение.

Никитина Е.И.

   Воспитатель

         Дети

26.02.18г.

I-половина дня

1. НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» с помощью наглядного моделирования.

Купцова Т.А.

   Воспитатель

         Дети

28.02.18г.

Театрализованное представление для родителей: «сказка Два Мороза»

Купцова Т.А.

Никитина Е.И.

    Воспитатели

         Дети

     Родители

01.03.18г

1.Анализ анкетирования родителей по теме: «Сказка в жизни вашего ребенка». 2.Оформление мини-музея «Мои любимые сказки».

3.Подведение итогов конкурса «Книжка своими руками» со сказками сочиненными детьми с родителями.

4. Подведение итогов проекта, подготовка мультимедийной презентации о проекте.

Никитина Е.И.

Купцова Т.А.

 

   Воспитатели

         



Предварительный просмотр:

Конспект НОД  рисование с элементами оригами «Лиска - лиса, чудо краса»


Цель.  Познакомить детей с лисой - персонажем русских народных сказок, особенностями внешнего вида, и условиями жизни.
Развивать умение создавать композицию, правильно подбирать краски, складывать мордочку лисы методом оригами.
Воспитывать интерес к природе, к животным, прививать любовь к русскому народному творчеству.
Материалы. Картинки с изображением лисы, листы бумаги, кисти и краски, цветная бумага.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»

Ход НОД.

Перед занятием воспитатель прячет в группе игрушку лисы. Затем предлагает детям отгадать загадку, и найти игрушку в группе.
Лесная, рыжая плутовка,
Всех обманет ловко,
В деревне кур таскает, 
в лесу зайцев пугает,
Волку серому сестричка,
А зовут её ….(лисичка).
Воспитатель. Да, правильно ребята это лиса, герой многих сказок, загадок.
Работа с иллюстрациями из сказок: «Кот, петух и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Колобок».
Воспитатель. Ребята, а какими словами можно описать лису? Хитрая, умная, рыжая, ловкая, красивая, лесная, рыжехвостая, лисичка-сестричка, рыжая плутовка, лиса-краса, кумушка-лиса.
Воспитатель. Как художники изображают лису? (Она одета в красивый, разноцветный, яркий сарафан)
Воспитатель. Лиса это лесное, хищное животное. Тело покрыто густой шерстью, длинный хвост, мордочка вытянута, уши длинные, остренькие. Хвост рыжий с белым кончиком, по которому лисята в темноте видят мать. Охотиться предпочитает ночью. Питается лягушками, жуками, мышами, ящерицами, ягодами, курами, утками, зайцами.
Дидактическая игра «Кто, как называется»
Цель. Учить детей правильно называть животных.
Детям предлагается название животного, они должны назвать, как будет называться детеныш и папа.
Лиса-лисенок-лис.
Волчица-волчонок-волк.
Зайчиха-зайчонок-заяц. 
Медведица-медвежонок-медведь.
Физкультминутка. (Потешка)
Лиска, Лиска, попляши!- (Дети приседают)
Красоту всем покажи.(Кружатся вокруг себя)
Пройдись, лиска, павушкой (Дети идут по кругу)
По шелковой травушке.
Топни, лиска, лапочкой, (Притопывают ногами)
Закружись-ка бабочкой. (Дети кружатся вокруг себя).
Ход работы.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем рисовать лису, с элементами оригами.
Делаем мордочку лисе. Приклеиваем, рисуем тело в виде вытянутого треугольника.
Дорисуем хвост, овальной формы, ноги. С помощью фломастера нарисуем глаза , нос.
Затем из работ оформляется выставка, можно спросить детей где самая маленькая лиса , а где самая большая.

Подвижная игра «Лиска - лиса»
Среди детей выбирается лиса, дети стоят в кругу. Говорят слова: Лиска - лиса, чудо краса, рыжий хвост, длинный нос (Дети показывают движениями хвост, пальцами дотрагиваются до кончика носа), раз-два, три, лови. Лиса в это время ходит по кругу имитирует походку лисы, на слова лови, ловит детей.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД рисование «Зайчишка – трусишка и зайчишка – хвастунишка»  

Цель. Учить детей рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев.

Задачи. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане. Развивать мелкую моторику кисти; чувство формы, пропорции и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность; интерес к отражению полученных представлений и впечатлений в изобразительной деятельности.

Предварительная работа. Чтение русской народной сказки «Заяц-хваста».

Материал демонстрационный: На доске (закрыты) таблицы последовательности рисования зайцев, мелом нарисованы большие квадраты для показа рисования, перевернуты готовые рисунки – заготовки с почти закрашенными зайцами.

У детей: мелки восковые, листы квадратные.

 Ход НОД.

- Ребята, кто так говорил:

У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь.

- Да, так говорил Заяц – Хваста из сказки. Но на самом деле зайцы очень трусливые, боятся каждого шороха. Их называют Трусишками.

- Я покажу, как нарисовать и зайчишку – хвастунишку, и зайчишку – трусишку, а вы решите, какого нарисуете. В помощь я приготовила таблицы последовательности рисования, которые помогут и мне и вам их нарисовать. Открываю таблицы.

                                Показ рисования мелом на доске крупно с пояснением.

 (обратить внимание на расположение головы, чтобы поместились и длинные уши и туловище)

Я рисовала мелом, а вы будете рисовать на листочках восковыми мелками.

Показываю заготовки, нарисованные черным восковым мелком.

Если зайчик зимой, какого цвета у него шубка? Как его сделать белым? (не закрашивать)

- В другие времена года зайцы, какого цвета? (серого)

Показываю, вешаю поверх заготовок силуэтов недозакрашенных зайцев. На них показываю закрашивание: у границ – аккуратно, в середине – смело.

- Затем надо нарисовать линию горизонта. Зимой – голубую, летом, осенью, весной – зеленую.

- Дорисовываем на небе (облака, солнце, радугу, птиц). На земле – деревья, кусты, цветы, траву, пенек и т.д.

Показываю, как работать мелком при закрашивании фона (бочком мелка, плашмя, водим по листочку). Можно (по надобности) показать рисование пенька, елки.

Физкультминутка (покажем, как заяц хвастается, как пугается)

Оценка: Желающие рассказывают о рисунке. Дети угадывают хвасту или трусишку. Автор рассказывает, почему зайчик испугался, чем хвастается…



Предварительный просмотр:

Конспект НОД рисование «Зайчишка – трусишка и зайчишка – хвастунишка»  

Цель. Учить детей рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев.

Задачи. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане. Развивать мелкую моторику кисти; чувство формы, пропорции и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность; интерес к отражению полученных представлений и впечатлений в изобразительной деятельности.

Предварительная работа. Чтение русской народной сказки «Заяц-хваста».

Материал демонстрационный: На доске (закрыты) таблицы последовательности рисования зайцев, мелом нарисованы большие квадраты для показа рисования, перевернуты готовые рисунки – заготовки с почти закрашенными зайцами.

У детей: мелки восковые, листы квадратные.

 Ход НОД.

- Ребята, кто так говорил:

У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь.

- Да, так говорил Заяц – Хваста из сказки. Но на самом деле зайцы очень трусливые, боятся каждого шороха. Их называют Трусишками.

- Я покажу, как нарисовать и зайчишку – хвастунишку, и зайчишку – трусишку, а вы решите, какого нарисуете. В помощь я приготовила таблицы последовательности рисования, которые помогут и мне и вам их нарисовать. Открываю таблицы.

                                Показ рисования мелом на доске крупно с пояснением.

 (обратить внимание на расположение головы, чтобы поместились и длинные уши и туловище)

Я рисовала мелом, а вы будете рисовать на листочках восковыми мелками.

Показываю заготовки, нарисованные черным восковым мелком.

Если зайчик зимой, какого цвета у него шубка? Как его сделать белым? (не закрашивать)

- В другие времена года зайцы, какого цвета? (серого)

Показываю, вешаю поверх заготовок силуэтов недозакрашенных зайцев. На них показываю закрашивание: у границ – аккуратно, в середине – смело.

- Затем надо нарисовать линию горизонта. Зимой – голубую, летом, осенью, весной – зеленую.

- Дорисовываем на небе (облака, солнце, радугу, птиц). На земле – деревья, кусты, цветы, траву, пенек и т.д.

Показываю, как работать мелком при закрашивании фона (бочком мелка, плашмя, водим по листочку). Можно (по надобности) показать рисование пенька, елки.

Физкультминутка (покажем, как заяц хвастается, как пугается)

Оценка: Желающие рассказывают о рисунке. Дети угадывают хвасту или трусишку. Автор рассказывает, почему зайчик испугался, чем хвастается…



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» с помощью наглядного моделирования.

Цель. Развивать речь детей, учить пересказывать сказку, используя метод наглядного моделирования.

Задачи.  Учить самостоятельно, пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели сказки по ходу ее изложения.  Учить строить и «читать» простые модели сказки.  Воспроизводить последовательность действий; развивать у детей память, внимание, наглядно-действенное мышление и воображение. Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к устному народному творчеству.

Оборудование и материалы.  Книга-сказка «Лисичка со скалочкой»,  иллюстрации к сказке, геометрические фигуры на каждого ребенка, игрушки к сказке.

Ход НОД

Дети! Подойдите ко мне, пожалуйста. Я очень рада, что все вы сегодня снова пришли в детской сад. (Давайте возьмемся) за руки и скажем друг другу: “Доброе утро!”.

Воспитатель.  Доброе утро, Соня!

Соня (говорит следующему ребенку) ”Доброе утро, Паша и так далее.

Воспитатель обращает внимание на выставку сказок.

Воспитатель. Ребята! А вы обратили внимание, сколько новых сказок появилось в нашем уголке! Догадайтесь по обложкам, какие это сказки.

Дети (называют сказки) – русские народные сказки.

Воспитатель. Почему их называют народными?

Дети.  (Предполагаемые ответы) – Их написал русский народ.

Воспитатель. Правильно, молодец! А у меня для вас сюрприз! (Достаёт сундучок со скалкой).

Что это за предмет, кто знает?

Дети. Скалка. Раскатывать тесто.

Воспитатель. Ребята! А может кто-то вспомнит, из какой сказки этот предмет?

Дети. “Лисичка со скалочкой”.

Воспитатель. Правильно. Давайте вспомним, о чём говорится в этой сказке?

Беседа по содержанию сказки.

- Что нашла лисичка на дороге?

- Что было дальше?

- Что отдали Лисе за скалочку?

- А за курочку?

- Что приговаривала Лисичка, когда просилась на ночлег?

- Как обманули Лисичку в третьей деревне?

- Как вы думаете, хорошо ли поступала Лисичка?

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы правильно думаете.

Я вижу, вы немного устали, давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем

Руки на голову кладем

И в вразвалочку идем

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы лисичку обхитрим

на носочках пробежим

Но закончилась игра

Заниматься нам пора.

(Движения соответствуют тексту)

 Моделирование сказки с помощью геометрических фигур.

Воспитатель. А давайте попробуем эту сказку пересказать.

Уточняю с детьми, какая фигура кого будет обозначать.

 -Какой фигурой обозначим лисичку? (оранжевый треугольник) Почему?

 -Какой фигурой обозначим скалочку? (белый прямоугольник)

 -Какая фигура подойдет для курочки? (желтый круг)  Почему?

-Какой фигурой обозначим гусочку? (белый круг) Почему?

-Какой фигурой обозначим девочку? (красный квадрат)

-Какая фигура подойдет для собаки? (коричневый прямоугольник) Почему?

Воспитатель.  Каждому персонажу сказки мы дали фигурку – заместителя; а сейчас мы будем рассказывать сказку,  с помощью условных заместителей.

Воспитатель. Молодцы. Теперь вы сможете сами рассказать эту сказку своей маме или папе.  Наверное, мама всегда рассказывает или читает вам сказку на ночь.

Воспитатель. Мне так понравилось, как вы рассказывали сказку!  Про Лисичку так много написано сказок, рассказов, загадок, а я знаю смешное стихотворение. Хотите послушать?

У лисицы острый нос

У нее пушистый хвост

Я охотница до птицы

Кур ловить я мастерица.

Как увижу – подкрадусь.

И тихонько затаюсь

После прыгну и схвачу

Деткам в норку отнесу

Воспитатель задает вопросы детям:

Какая лисичка по характеру? (хитрая, плутовка)

А, как в русских народных сказках называют лису? (кумушка, лиса - Патрикеевна, лиса всему лесу краса)

Итог НОД.

 Воспитатель хвалит детей. Ребята, какую сказку мы сегодня рассказывали, какие геометрические фигуры мы использовали для изображения персонажей сказки? Она вам понравилась? Ответы детей. На этом наше занятие закончилось.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

Пересказ сказки «Кот, петух и лиса» с помощью наглядного моделирования.

Цель. Развивать речь детей, учить пересказывать сказку, используя метод наглядного моделирования.

Задачи.  Учить самостоятельно, пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели сказки по ходу ее изложения.  Учить строить и «читать» простые модели сказки.  Воспроизводить последовательность действий; развивать у детей память, внимание, наглядно-действенное мышление и воображение. Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к устному народному творчеству.

Оборудование и материалы.  Книга-сказка «Кот, петух и лиса»,  иллюстрации к сказке, геометрические фигуры на каждого ребенка, игрушки: кот, петух, лиса.

Ход НОД.

Воспитатель.  Скажите мне, пожалуйста, вы сказки любите? (Да)

- И я люблю. Вы бы хотели попасть в сказку?  Но для того чтобы туда попасть вам надо отгадать загадки.  Давайте я загадаю их, а вы попробуйте отгадать, какая сказка нас встречает? Согласны?

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Он часто умывается,
За бантиком гоняется.  (Кот)

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Хлопает крыльями громко-громко,

Курочек верный пастух,

Как зовут его? (Петух)

Эта рыжая девица.
Очень хитрая сестрица:
Её учили с детских лет.
Заметать хвостом свой след.  (Лисичка)

- Кто узнал, как называется эта сказка?

- Правильно, нас встречает русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Воспитатель. Давайте вспомним, что случилось с героями сказки?

 Беседа по содержанию сказки.

- Назовите, еще раз героев этой сказки? (кот, петух, лиса)

- Что наказывал петушку котик? (не выглядывай в окошко, не слушай лису)

- Расскажите, какую песенку пела лиса петушку, чтобы он выглянул в окошко?

- Поверил петушок лисе? Значит, петушок был, какой? (доверчивый) А лиса? (хитрая)

- Какими словами петушок звал котика на помощь? Что он кричал?

- Давайте покажем, голосом, как петушок звал котика.  (Показывает воспитатель, дети повторяют)

- Котик смог догнать лису и забрать у нее петушка? Значит, котик, какой? (смелый, храбрый, быстрый, сильный)

Физкультминутка «Котята»

- Ребята, котик – братик очень любит играть. А вы любите?

- Отлично, тогда котик приглашает вас на игру «Котята»

Пушистые комочки

Умыли лапкой щечки,

Умыли лапкой носик,

Умыли лапкой глазки –

Правый глазик, левый глазик.

Умыли лапкой ушки –

Правое ушко, левое ушко.

А ушки у котят, как домики стоят.
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!

Моделирование сказки с помощью геометрических фигур.

   Определение моделей – заместителей

- Ребята, а теперь, я предлагаю поиграть в сказку.

- Посмотрите перед вами лежат конверты, а в них герои сказок. Доставайте их.

- Ой, что это в ваших конвертах? (фигуры) Как называются эти фигуры?

- Назовите, какие геометрические фигуры вы видите?

  Уточняю с детьми, какая фигура кого будет обозначать.

 -Какими фигурами мы обозначим домик петушка? (оранжевый квадрат и треугольник)

 - Какой фигурой обозначим петушка? (красный маленький треугольник)

- Почему? (он красивый, у него красная головка, он в красных сапогах)

- Какой фигурой заменим котика? (большим серым кругом)

- Почему вы выбрали именно эту фигуру? (у него серая шерстка, он мягкий как клубочек)

- Какая фигура подойдет для лисы? (большой оранжевый треугольник)

- Почему? (она рыжая, большая)

- Итак, оранжевый квадрат и треугольник – это … (дом)

Серый круг – это … (кот)

Маленький красный треугольник – это … (петушок)

Большой оранжевый треугольник – это … (лиса)

  Пересказ р. н.с. «Кот, петух и лиса» по моделям – заместителям.

- Как начинается сказка? С каких слов? (Жили - были в одном доме кот и петух)

- Выложите с помощью фигурок, как они жили? Посмотрите, как это сделаю я. (воспитатель показывает на своих фигурах)

- Расскажите, что вы выложили? (Жили – были кот и петух)

- Что котик делал? (на охоту ходил)

- А петушок, что в это время делал? (дома оставался, пол подметал, избу прибирал)

- Давайте, покажем, как это было.

- Повторите, что мы выложили? (кот на охоту уходил, петушок дома оставался)

- Кого боялся петушок? (лису) С помощью чего выманила лиса петушка из дома? (песенки)

- Покажите, с помощью фигур как лиса для петушка песенку поет.

- Пропойте песенку лисы.

Петушок, Петушок

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка!

- Что произошло после того как петушок выглянул в окошко? (лиса его цап – царап, схватила и унесла)

- Кого позвал на помощь петушок? (котика)

- Покажите, как это было?

- Что можно рассказать по этому рисунку? Лиса петушка схватила и побежала. Петушок кричит: «Котик – братик помоги, несет меня лиса, за дальние леса»

- Смог выручит друга из беды котик? (Да)

- Что ему помогло спасти котика? (сила, смелость и быстрота)

- Давайте, с помощью наших моделей покажем как кот, и петух быстро убегали от лисы.

- Расскажите об этом? (кот услышал петуха, быстро догнал лису и отобрал петушка)

- Ребята, какими словами закончим сказку? (стали они жить вдвоем, а лиса больше к ним не показывалась)

- Покажите, как они дружно жили в своем домике.

- Ребята, а какими еще словами можно закончить сказку?

Д/и «Закончи фразу»

«Стали они жить – поживать…» (и добра наживать)

«Вот и сказочке конец, …» (а кто слушал молодец!)

«И жили они долго и…» (счастливо)

- Ребята, как замечательно мы рассказали эту сказку.

 Итог НОД.

 Воспитатель хвалит детей. Ребята, какую сказку мы сегодня рассказывали, какие геометрические фигуры мы использовали для изображения персонажей сказки? Она вам понравилась? Ответы детей. На этом наше занятие закончилось.



Предварительный просмотр:

        

Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

Пересказ сказки «Заяц-хваста» с помощью наглядного моделирования.

Цель. Развивать речь детей, учить пересказывать сказку, используя метод наглядного моделирования.

Задачи.  Учить самостоятельно, пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели сказки по ходу ее изложения.  Учить строить и «читать» простые модели сказки.  Воспроизводить последовательность действий; развивать у детей память, внимание, наглядно-действенное мышление и воображение. Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к устному народному творчеству.

Материалы и оборудование.  Книга – сказка «Заяц – хваста», иллюстрации к сказке, игрушки, имеющие отношение к этой сказке, условные заместители персонажей сказки (геометрические фигуры.)

Приемы и методы.  Чтение сказки воспитателем, показ иллюстраций,  драматизация отрывка «диалог тетки вороны и зайца – хвасты.

Ход НОД

Воспитатель.  Дети, назовите мне, пожалуйста, русские народные сказки? Дети перечисляют. А как обычно начинаются русские народные сказки? (Жил – был, жили – были.) А какими словами мы можем закончить сказку?  «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!» Прошу детей сначала всем вместе повторить концовку, затем 2-3 детей.

Воспитатель.  А теперь послушайте, какие слова я сейчас назову: книжица, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? (О больших предметах). Назовите другие слова, похожие на эти. (Самоварище, тараканище.)  Послушайте, дети, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц – хваста»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи»

 Воспитатель.  Должно быть, в сказке «Заяц – хваста» идет речь о зайце – великане? Давайте вспомним сказку.

Беседа  по содержанию сказки.

-Почему зайцу было плохо зимой?  Ему приходилось воровать еду.

-Где жил заяц? В лесу.

-Что воровал заяц у крестьян? Овес.

-Чем хвастал заяц перед другими зайцами? Что он никого не боится.

 -Кому рассказали зайцы про хвастовство? Вороне.

- Где ворона нашла зайца? Под кокориной.

-Как наказала зайца ворона? Потрепала.

-Кто напал на ворону? Собаки.

-Как помог заяц вороне? Отвлек собак на себя.

 -Что сделала ворона в благодарность зайцу? Назвала храбрецом.

 Воспитатель.  Все ли слова понятны? Отмечаю похвалой тех, чье внимание привлекли слова: кокорина (коряга), гумно (помещение, в котором крестьяне хранили зерно).

Воспитатель.  Итак, что же, в этой сказке жил действительно заяц – великан? Нет. Охарактеризуйте зайца. Ответы детей: сначала хвастун, трусишка – увидев тетку ворону, испугался, а потом храбрец.

Воспитатель.  Напоминаю детям еще раз диалог тетки вороны и зайца – хвасты, и с помощью детей драматизирую этот отрывок. Размещаю на фланелеграфе крупные фигуры – заместители.

Уточняю с детьми, какая фигура кого будет обозначать. Какие геометрические фигуры вы видите? Какого они цвета? Дети перечисляют геометрические фигуры: овал – заяц, круги – зайцы - белого или серого цвета. Треугольник – ворона - черного цвета. Прямоугольники собаки - коричневого цвета. Есть у нас еще и деревья, какие? Гора, забор, коряга, какого они цвета? Гора, забор, коряга – коричневого, а деревья – зеленого.

Воспитатель.  Каждому персонажу сказки мы дали фигурку – заместителя; а сейчас мы будем рассказывать сказку,  с помощью условных заместителей. 

Воспитатель.  А сейчас мы поиграем с зайцем-хвастой.

Физкультминутка.

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул 10 раз.

Воспитатель. Вот какой весёлый наш заяц.

Итог НОД.

Воспитатель хвалит детей. Ребята, какую сказку мы сегодня рассказывали, какие геометрические фигуры мы использовали для изображения персонажей сказки? Она вам понравилась? Ответы детей. На этом наше занятие закончилось.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД лепка по сказке «Заяц-хваста»

 

Цель. Развивать образное восприятие и представление. Развивать умение создавать изображение по знакомой сказке. Учить изображать дикое животное, передавая его характерные особенности (тело овальное, голова круглая, длинные уши). Учить передавать позу, движение. Упражнять в использовании различных приёмов лепки. Отрабатывать приёмы лепки пальцами: прищипывание, оттягивание.

Материал. Пластилин, доски для лепки, иллюстрация к русской народной сказке «Заяц-хваста».

Предварительная работа. Чтение сказки «Заяц-хваста», игра-драматизация, рассматривание иллюстраций.

 Ход НОД.

 Беседа о диких животных.

-Какие животные живут в лесу?

-Как мы называем животных, которые живут в лесу?

-Кто заботится о диких животных, добывает им пищу, строит жилище?

Воспитатель. Послушайте ребята о ком эта загадка.

Я боюсь, я боюсь. Волка и кукушки.

Я боюсь, я боюсь курицы-пеструшки.

Я боюсь, я боюсь жабы и лягушки.

Поглядите, как дрожат ушки на макушке. (Ответы детей)

 Воспитатель. Мы с вами читали сказку, только наш заяц был смелым, храбрым. Помните, как ворона назвала зайца? (ответы детей)

«Ты заяц молодец, ты не хваста, а храбрец». После чтения сказки, вы превращались в ворону и зайца. А сегодня я хочу быть зайцем-хвастой. Можно?

Объяснение и показ выполнения работы в игровой форме с проговариванием всех этапов работы и приёмов лепки.

Воспитатель. Вот какой заяц у меня получился. У него не усы, а усищи, не лапы, а лапищи. Выходите на полянку поиграем с зайцем-хвастой.

Физкультминутка.

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул 10 раз.

- Вот какой весёлый наш зайка.

Воспитатель. А перед кем же он будет хвастать? Скучно зайцу одному, а давайте вы тоже слепите зайчиков, вы ведь хорошо умеете лепить из пластилина. А чтобы они получились красивые, давайте подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

1-2-3-4-5 - вышли зайчики гулять,

1-2-3-4-5 - в домик спрятались опять.

Этот зайчик хочет спать,

Этот зайчик лёг в кровать,

Это зайчик прикорнул,

Это зайчик уж уснул.

Тише, зайчик не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали зайчики, ура!

Нам гулять идти пора.

Самостоятельная работа детей.

В ходе работы детей обращать внимание на использование разнообразных приёмов, поощрять стремление детей добиваться большей точности изображения всех частей. Побуждать детей называть используемые приёмы лепки, закреплять ранее усвоенные навыки и умения.

Итог НОД.

Побуждать детей рассказывать о своей работе и работе сверстников. Объяснять, что именно нравится в работе. При анализе обращать внимание на удачное выполнение и правильность использования знакомых приёмов лепки. Поблагодарить детей за работу. Предложить обыграть знакомую сказку.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД лепка по сказке «Кот, петух и лиса»

Программное содержание. Закреплять у детей умение передавать сюжет сказки, лепить персонажей сказки, видеть пропорции и величину фигурок животных, их характерные особенности.

Материал. Пластилин, дощечки, стеки.

Предварительная работа. Чтение сказки «Кот, петух и лиса». Рассматривание иллюстраций.

Ход НОД.

 Предложить детям вспомнить содержание сказки, показать 2—3 иллюстрации. Обратить внимание на характеристику героев (рассказать о каждом: добрый, трудолюбивый кот, доверчивый петушок, хитрая лиса), с тем, чтобы отразить это в лепке.

Можно подобрать игрушки с изображением животных (героев сказки), объяснить пропорции фигур.

Дети вспоминают эпизоды сказки и приступают к работе. Воспитатель напоминает те эпизоды, которые доступны детям для изображения (лиса несет петуха, кот догоняет их; лиса зовет петуха, кот играет на гуслях и др.).

В процессе лепки педагог уточняет приемы лепки из целого куска и отдельных частей. В заключение дети рассматривают свои работы, выделяют те, в которых хорошо передана поза животных.

Конспект НОД лепка «Сделаем избушку, в которой жили кот и петух»

Программное содержание. Программное содержание. Закреплять у детей умение передавать сюжет сказки, лепить персонажей сказки, видеть пропорции и величину фигурок животных, их характерные особенности.

Материал. Пластилин, дощечки, стеки.

Предварительная работа. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций. Рисование и лепка в свободное от занятий время.

Ход НОД.

Воспитатель просит детей дополнить работы по лепке прошлого занятия — сделать избушку, в которой жили петушок и кот. Предлагает составление избушки из бревнышек.   Воспитатель показывает 2—3 готовые избушки, чтобы дети увидели их форму. Дополняют работу силуэтами елочек. Детям раздают работы по лепке, и они разыгрывают эпизоды, придуманные ими.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Сказка в жизни вашего ребенка»

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

 

4.После чтения сказок, обсуждаете ли Вы содержание сказки?

5. Есть ли любимая сказка у Вашего ребенка? Если есть – какая?

6. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

7. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам игрушкам?

8. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

9. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

10. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

11. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?

12. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

                                   СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...

Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок" с использованием метода наглядного моделирования.

Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок» с использованием метода наглядного моделирования....

Модель занятия ООД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы компенсирующей направленности. «Разучивание стихов о школе»

Тема ООД: "Разучивание стихов о школе"Программное содержание:1. Продолжать расширять кругозор детей о школе, школьных принадлежностях.2. Учить детей рассказывать стихи громко, четко, в...

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием метода наглядного моделирования: Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки»

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием метода наглядного моделирования:Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки»...