Использование интерактивных методов и приемов обучения в ДОО
консультация по коррекционной педагогике на тему

Дончук Лариса Георгиевна

С переходом на новый подход к образованию, педагоги-дефектологи стали включать в непосредственно-образовательную деятельность интерактивные методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnyh_metody._mo.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных методов и приемов обучения в дошкольном учреждении

 В настоящее время перед педагогами встает глобальная задача: обеспечить индивидуальный путь развития ребенка через использование всех видов деятельности, предусмотренных ФГОС: учебно-образовательных, индивидуальных, конструктивно-исследовательских, организационно-проектных.  Педагогам приходиться искать новые педагогические технологии  в организации коррекционно-образовательного процесса, для формирования личности, обладающей коммуникативной компетентностью.

Ребёнок должен уметь самостоятельно  проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Дошкольник должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

С переходом на новый подход к образованию не только школе, но и дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика, преследующая главную цель: развитие ребенка как личности.  Педагоги– дефектологи нашего ДОО стали включать в непосредственно образовательную деятельность интерактивные методы обучения.

Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

  •  Кейс – метод
  • Метод «Мозговой штурм»
  • Метод «Дерево предсказаний»
  • Метод «Кластеры»
  • Метод «Корзина идей»
  • Метод «Логическая паутинка»

КЕЙС-МЕТОД (case study)

Цель: Формирование кейсов в виде проблемных ситуаций в процессе освоения отдельных образовательных областей

Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920 г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций).

В последние годы кейс-метод нашел широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес - образовании, психологии.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций (метод проектов, компьютерное моделирование, деловая игра, ситуационная задача, дискуссия, ролевая игра).

СУТЬ КЕЙС-МЕТОДА

Состоит в том, что

  • слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная.
  • обучающийся должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения.
  • в небольших группах происходит коллективное обсуждение   приведенного случая из практики.

ВИДЫ СИТУАЦИЙ

  • Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации.
  • Цель: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.
  • Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден.
  •  Цель: провести анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

  • Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения.
  • Цель: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.
  • Ситуация-упражнение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме.
  • Цель: проанализировать данные ситуации и найденные решения, используя при этом приобретенные теоретические знания.

СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА

1. В материале должен быть контекст (дающий тему для размышления).

2. В описании материала должны быть истории или интервью.

3. Ряд шагов для создания кейса.

4. Выбор объекта исследования «конкретной ситуации».

5. Определение темы и вопросов исследования.

6. Планирование кейс - исследования, проведение сбора материала или анализа материала.

7. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развитию ситуации.

8. Описание и редактирование кейса.

9. Формирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

10. Актуальный, вызывающий интерес материал.

«Мозговой штурм»

Цель в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.

Метод «Дерево предсказаний»

Метод заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. 

  Эффективен на стадии введения в новую тему.

  • Помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии

«Кластеры», «Логическая паутинка»

Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

1. Предлагается картинка в центре листа.

2. Дети высказывают слова, предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3. По мере того, как проходят идеи, начинать устанавливать связи.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Метод «Разрезанной информации». Формируются команды детей, каждому из детей предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Воспитанникам приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.

Метод "Корзина идей"
Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний.

В ДОО предлагаю использовать так. На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

Задачи работы учителя - логопеда, учителя -  дефектолога в

области «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»:

  • развитие у дошкольников навыков общения в различных жизненных ситуациях;
  • формирование навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами);
  • выработка у детей социально – эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной адаптации и интеграции в обществе;

развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении.

Коммуникативные компетенции дошкольников:

  • желание вступать в контакт с окружающими;
  • умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника;
  • умение менять стиль общения со взрослым и сверстником в зависимости от ситуации;
  • умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию;
  • умение решать конфликтные ситуации;
  • умение конструктивно взаимодействовать  и сотрудничать (договариваться, обмениваться, распределять действия);
  • навыки диалогической и монологической речи;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания.

Библиография:

1. Новая школа: Пространство Возможностей

Материалы Центральноазиатской научно – практической конференции

Бишкек-2010 г. Стр 9, 246, 325

2. Руководство по развитию критического мышления

(Методическое пособие) Ташкент – 2012 г.

3. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.

Москва, Мозаика – Синтез 2011 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.

   Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...

«Использование эффективных методов и приемов обучения дошкольников рисованию»

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом разви...

Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях

Ознакомить родителей с использованием игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях...

Использование активных методов и приемов обучения детей дошкольного возраста рисованию

Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественной деятельности, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихи, песни, танцы, где пытается о...

публикация статьи "Использование интерактивных методов и приемов в речевом развитии старших дошкольников"

Использование интерактивных методов и приемов в речевом развитии дошкольников...

Использование интерактивных методов и приемов в ДОУ

Использование интерактивных методов и приемов в ДОУ...