Рабочая программа учителя-логопеда в соответствии с ФГОС
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Коробейникова Светлана Владимировна

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ в соответствии с ФГОС, составлена по «Программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, С. А. Мироновой, А. В. Лагутиной. – М.: Просвещение, 2014.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по коррекционно – развивающей работе с детьми 7-го года жизни с фонетико – фонематическим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности.


Содержание

  1. Целевой компонент рабочей программы
  1. Пояснительная записка.
  2. Значимые характеристики для формирования и реализации рабочей программы, возрастные и индивидуальные  особенности развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
  3. Планируемые результаты.

2. Содержательный компонент рабочей программы

2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка.

2.2. Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии детей.

2.3. Описание вариативных форм, способов, методов, средств, технологий реализации рабочей программы

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

3. Организационный компонент программы

3.1. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса

3.3.  Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности

3.4.Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета и логопедической группы.

Перечень программно – методического обеспечения

Приложение

  1. Целевой компонент рабочей программы.
  1. Пояснительная записка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Рабочая программа предназначена для детей с 6 до 7 лет, имеющих в структуре своего речевого дефекта фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе  является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Рабочая программа разработана в соответствие:

  • основной  общеобразовательной программой –  образовательной программой дошкольного образования МАДОУ детского сада №18 (далее «Программа»).
  • «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, С. А. Мироновой, А. В. Лагутиной. – М.: Просвещение, 2014.

Цели:

  1. Создание социокультурной среды  для развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим  возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
  2. Построение системы коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе логопедической группе для детей с нарушениями речи  в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Задачи:

  1. Формирование полноценных произносительных навыков.
  2. Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
  3. Развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении.
  4. Обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов.
  5. Воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи.
  6. Развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.

Программа имеет в своей основе следующие принципы: 

  • принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип уважения личности ребенка;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.
  • принцип развивающего обучения;
  • принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком:
  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  • принцип деятельностный.

  1. Значимые характеристики для формирования и реализации рабочей программы, возрастные и индивидуальные  особенности развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом.

Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16 – 20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].

Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]-нечто вроде смягчённого [ч]. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.

Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой - искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов.

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяется развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях - развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Коррекционно – развивающий процесс построен с учетом возрастных характеристик детей 7-года жизни с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, данные авторами Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, С. А. Мироновой, А. В. Лагутиной.

В сентябре 2015 г была проведена диагностика речевого развития детей подготовительных к школе групп:

Индивидуальная характеристика детей подготовительных групп является основой для внесения корректив в образовательный процесс в ходе освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

  1.  Планируемые результаты.  

Результаты освоения рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. В данной рабочей программе обозначены целевые ориентиры для детей, выпускающихся из детского сада, т.е. для выпускников подготовительной к школе логопедической группы.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
  • Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям. 
  • У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры  выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы  (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей группы, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедической группы. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май. Для диагностики используются следующие методики:

  • Трубникова Н. М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно – методическое пособие/ Урал.гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2005.
  • О.Б. Иншакова «Коррекционная педагогика. Альбом для логопеда»: М., изд. центр ВЛАДОС, 2008. (см. Приложение 1).

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является ДОСТИЖЕНИЕ КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ И ИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ.

В конце обучения в подготовительной к школе логопедической группе ребенок должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области  «Речевое развитие»:

  • Понимание речи.
  • Представления о таких областях окружающего мира как «овощи», «фрукты», «игрушки», «дикие и домашние животные», «одежда», «обувь», «мебель», «посуда», и др. лексические темы.
  • Способность к обобщению, знание обобщающих понятий по соответствующим темам.
  • Умение различать понятие «звук», «слово», «предложение».
  • Умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой.
  • Начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном.
  •  Умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие).
  • Представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно.
  • Умение мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении предложений и  рассказов символами (картинки, помощник), цвета, формы, вкуса, материала и другое.

2.  Содержательный компонент рабочей программы.

2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка.

Исходной методологической основой содержания коррекционной работы в подготовительной к школе логопедической группе являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:

  • Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи.
  • Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
  • Возможность освоения детьми с нарушениями речи  основной общеобразовательной программы детского сада и их интеграции в образовательном учреждении.

Основными направлениями  работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в подготовительной логопедической группе в 2015-2016 учебном году в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» являются:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью;
  • развитие речевого творчества;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие звуковой и интонационной речи, фонематического слуха;
  • формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте;
  • знакомство с книжной культурой и детской литературой.

Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР у детей обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Основной формой работы с детьми  является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия в соответствии с рабочей программой  носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.

Учитель-логопед руководит работой по образовательной области «Речевое развитие»,  тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В соответствии с ФГОС ДО основной целью речевого развития детей-дошкольников является ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ НА ОСНОВЕ ОВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ СВОЕГО НАРОДА.

В работе по остальным  образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель-логопед является консультантом и помощником.  Он помогает педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи  и этапа коррекционной работы. Более подробно модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены в содержательном компоненте программы.

Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные на логопедических занятиях. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Учебный год в подготовительной к школе логопедической группе  начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится на углубленную диагностику речевого развития детей, сбора анамнеза, составления планов коррекционной работы на год.

После проведенной диагностики специалисты обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей на медико-педагогическом совещании, и на основании полученных результатов утверждают план работы группы.

С  15 сентября начинается организованная образовательная коррекционно-логопедическая деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы. В конце учебного года проводится медико-педагогическое совещание для того, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника.

Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей. Режим дня и расписание занятий в незначительной степени отличаются от общепринятых, так как в течение года наряду с приоритетным осуществлением коррекционно-обучающих направлений развития дошкольников данной категории необходимо подготовить их к интеграции в общеобразовательную среду. Соблюдение определенного режима, правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи.

В подготовительной к школе логопедической группе проводится 2 фронтальных логопедических занятия продолжительностью 25-30 минут. Все остальное время в циклограмме работы  учителя-логопеда занимает индивидуальная работа с детьми (индивидуальные логопедические занятия проводятся 1-3 раз, но не более чем 30 минут в неделю), консультирование педагогов ДОУ и  родителей.  Вечерние приемы родителей по вторникам и четвергам назначаются по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц.

При планировании НОД учитывается тематический принцип отбора материала с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить с временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы проводится работа по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания.

Как уже отмечалось выше, вся коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи, строится в тесной взаимосвязи с другими специалистами, работающими в детском саду.

Работа воспитателя в группах для детей с ФФНР имеет свою специфику. Необходимо отметить, что учитель-логопед и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга. Основными направлениями их совместной работы по данной программе являются: формирование у детей полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие навыков изменения просодических характеристик самостоятельных высказываний в зависимости от речевых намерений.

Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки детей к успешному овладению письменной формой речи, развития языковой способности ребенка.

Музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию подготавливают основу для успешного овладения фонетико-фонематической стороны речи, развивая слуховое внимание, слуховую память, оптико-пространственную и зрительную координации, темп, ритм дыхания и речи, просодическую организацию речи, фонематический слух, моторику органов артикуляционного аппарата.

Действенной формой реализации модели взаимодействия учителя – логопеда с воспитателями групп является годичный семинар – практикум, организуемый для педагогов ДОУ.

2.2.  Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии детей.

  • Педагоги создают условия для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками.
  • Педагоги побуждают детей обращаться ко взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями (отвечают на все вопросы ребенка, внимательно относятся ко всякого рода его фантазиям, побуждают детей к познавательному общению во время прогулок, в беседах по поводу прочитанного и т.д.).
  • Педагоги побуждают детей к речевому общению между собой (привлекают внимание ребенка к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться).
  • Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи.
  • Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная (полные предложения), грамматически правильная и т.п.
  • В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета и т.п.
  • Педагоги обеспечивают развитие звуковой стороны речи детей в соответствия с их возрастными возможностями.
  • Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения и т.п.).
  • Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляя их.
  • Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных возможностей.
  • Помогают ребенку овладевать названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них.
  • Педагоги создают условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность.
  • Обеспечивают развитие образной стороны речи (знакомят детей с переносным смыслом слов "человек хмурится", "утро хмурое", уточняют оттенки смысла разных слов и т.д.).
  • Знакомят детей со словами, имеющими одинаковое значение (синонимами), противоположное значение (антонимами), имеющими одинаковое звучание, но различное значение (омонимами).
  • Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами, формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
  • Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей.
  • Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания (описание игрушки, картинки, пересказ и самостоятельное сочинение сказок и пр.).
  • Организуют диалоги между детьми и со взрослыми (инициируя игры детей типа "разговор по телефону").
  • Педагоги уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции ("повернись", "наклонись", "подними руки и похлопай ими", игра "принеси то, не зная что" и т.д.).
  • Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функций речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
  • Стимулируют детей комментировать (сопровождать речью) свои действия в предметной деятельности.
  • Упражняют детей в умении планировать свою деятельность (проговаривая вслух последующее действие).
  • Педагоги приобщают детей к культуре чтения художественной литературы (читают детям книги, организуют совместное прослушивание пластинок, беседуют с детьми о прочитанном дома).
  • Педагоги поощряют детское словотворчество (предлагают детям составлять загадки, сочинять потешки, изменять и придумывать слова).

2.3. Описание вариативных форм, способов, методов, средств, технологии  реализации рабочей программы.

Исходя из целей и задач рабочей программы были составлены следующие документы, регламентирующие работу в подготовительных к школе группах на 2015-2016 учебный год:

  • Годовой план работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми, план по самообразованию.
  • Перспективный план работы в подготовительных к школе группах на 2015-2016 учебный год.
  • Календарный план работы в подготовительных к школе группах на 2015-2016 учебный год.

Календарный план работы в подготовительных группах составлен с учетом комплексно – тематического планирования для старшего дошкольного возраста Программы ДОУ.

Годовой план работы

учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год

Цель всего педагогического процесса в ДОУ: создание организационно-методических условий по внедрению и реализации ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Организация коррекционно-образовательного процесса в соответствии Программой.
  2. Организация предметно-развивающей среды с учетом ФГОС ДО.

Основные направления работы учителя-логопеда в

2015-2016 учебном году

Направления работы

Содержание работы

Сроки выполнения работы

1. Работа с детьми:

  • Диагностическое направление

  • Коррекционно-развивающее направление
  • Комплексное логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей, уточнение логопедического заключения, заполнение речевой карты на каждого ребенка.
  • Профилактическая работа по выявлению детей с нарушениями речи в средних, старших группах через обследование в ДОУ.

  • Проведение фронтальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей в подготовительных к школе группах
  • Проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической непосредственно образовательной деятельности

Сентябрь

Сентябрь – май, август

Сентябрь-май

Сентябрь-май

2. Организационно – методическая работа

  • Организационное направление

  • Консультативное направление
  • Комплектование группы, утверждение списка детей, нуждающихся в логопедической поддержке.
  • Составление и утверждение у заведующего ДОУ циклограммы рабочего времени, регламента фронтальной и индивидуально-подгрупповой логопедической НОД на год
  • Составление рабочей программы
  • Ведение речевых карт, индивидуальных перспективных планов работы,  индивидуальных домашних  тетрадей детей.
  • Обсуждение результатов логопедической, психологической  и педагогической диагностики детей подготовительных к школе группах на медико – педагогическом совещании ДОУ.
  • Консультативное взаимодействие со специалистами ДОУ: с инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, воспитателем группы, медицинским работником.
  • Консультации для воспитателей ДОУ на семинарах, педагогических советах, педагогических чтениях:
  • «Помочь учиться», отчет по результатам диагностики
  • Деловая игра  «Современные подходы к развитию связной речи дошкольников».
  • Семинар – практикум «Еще раз о методике  развития связной речи дошкольника».
  • Беседа  с воспитателем об успеваемости детей.
  • Посещение музыкальных, физкультурных занятий, занятий по развитию речи, утренников и групповых развлечений.
  • Осуществление взаимосвязи с воспитателем, ведения тетради по взаимодействию, посещение воспитателем логопедических занятий с детьми.
  • Подготовка совместных с воспитателем родительских собраний.
  • Анализ совместной работы с воспитателями подготовительных к школе групп за учебный год на медико – педагогическом совещании в ДОУ.

- обсуждение рабочих моментов

- рекомендации по организации совместной деятельности

До 15 сентября

До 15 сентября

До 15 сентября

В течение учебного года

Сентябрь

В течение учебного года по мере необходимости

сентябрь

ноябрь

февраль

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Конец мая

3. Работа с родителями

  • Сбор анамнеза о речевом и физическом развитии ребенка (индивидуально).
  • Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей (индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях).
  • Консультирование родителей по необходимости, проведение открытых индивидуальных занятий по запросу родителей
  • Оформление информационного уголка для родителей.

  • Выступления на родительских собраниях:
  • Группа № 2 «Значение артикуляционной гимнастики для развития речи детей».  
  • Группа № 9 «Задачи воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста».
  • Группа № 10 «Нравственно  -волевая подготовка детей к школе».
  • Группа № 13 «Нравственно  -волевая подготовка детей к школе».
  • Группа № 6 «Готовность детей к школе».
  • Группа № 4 «Закономерности речевого развития детей 3 – 4 лет».
  • Группа № 11 «Речевое развитие ребенка».

Сентябрь

Сентябрь-октябрь

В течение учебного года

В течение учебного года

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

март

март

4. Работа по повышению квалификации и самообразование

  • Участие в «Школе успешного педагога»
  • Работа над темой по самообразованию: «Развитие произвольного внимания у старших дошкольников с нарушениями речи для повышения эффективности коррекционно-логопедической работы».
  • Отслеживание и изучение новинок в методической литературе: журналы «Логопед», «Логопед в ДОУ», «Дошкольное образование» и др.
  • Пополнение учебно – методического и учебно – дидактического комплекса
  • Участие в городских МО учителей-логопедов ДОУ.

В течение учебного года



Методы развития речи

Методы развития речи по используемым средствам

НАГЛЯДНЫЕ

  • непосредственное наблюдение и его разновидности: наблюдение в природе, на экскурсии;
  • опосредованное наблюдение: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам.

СЛОВЕСНЫЕ

  • чтение и рассказывание художественных произведений;
  • заучивание наизусть;
  • пересказ;
  • обобщающая беседа;
  • рассказывание без опоры на наглядный материал.

ПРАКТИЧЕСКИЕ

  • дидактические игры;
  • игры – драматизации;
  • инсценировки;
  • дидактические упражнения;
  • пластические этюды;
  • хороводные игры.

Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

РЕПРОДУКТИВНЫЕ

  • метод наблюдения и его разновидности;
  • рассматривание картин;
  • чтение художественной литературы;
  • пересказ;
  • заучивание наизусть;
  • игры - драматизации на развитие связной речи;
  • метод моделирования;
  • творческие задания.

Средства развития речи

  • общение взрослых и детей.
  • культурная языковая среда.
  • обучение родной речи на занятиях.
  • художественная литература.
  • занятия по другим разделам Программы.

Приемы развития речи

СЛОВЕСНЫЕ

  • речевой образец;
  • повторное проговаривание;
  • объяснение;
  • указания;
  • оценка детской речи;
  • вопрос.

НАГЛЯДНЫЕ

  • показ иллюстративного материала;
  • показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

ИГРОВЫЕ

  • игровое сюжетно – событийное развертывание;
  • игровые проблемно – практические ситуации;
  • игра – драматизация с акцентом на эмоциональное переживание;
  • имитационно – моделирующие игры;
  • ролевые обучающие игры;
  • дидактические игры.

Развивающие технологии

  • Технология развития связной речи по Т. А. Ткаченко.
  • Мнемотехника
  • ТРИЗ-технологии.
  • Технология расширения «семантических полей»
  • Технологии развития мелкой моторики

- Кинезитерапия

- Су-Джок терапия

- Игровые упражнения с различными мелкими предметами

  • Технологии развития артикуляционной моторики

- Артикуляционная гимнастика.

- Биоэнергопластика.

Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса в подготовительных к школе группах

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно образовательная логопедическая деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

1. Фронтальная НОД

2. Подгрупповая НОД

3. Индивидуальная НОД

4. Дидактические игры

5. Настольно-печатные игры

6. Компьютерные обучающие игры и программы

7. Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений

8.Речевые задания и упражнения

9.Работа по нормализации звукопроизношения, обучению пересказу, составлению описательного рассказа

1.Пальчиковые игры и упражнения

2.Мимические, логоритмические артикуляционные дыхательные гимнастики

3.Речевые дидактические игры

4. Чтение

5.Тренинги (действия по речевому образцу учителя-логопеда)

6.Праздники, развлечения

1.Сюжетно-ролевые игры

2.Дидактические игры

3.Настольно-печатные игры

4. Словотворчество

5.Совместная продуктивная и игровая деятельность

1.Выполнение рекомендаций учителя-логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии

2. Речевые игры

3. Беседы

4.Чтение книг, рассматривание иллюстраций

5.Заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений

6.Игры-драмматизации

Технология реализации рабочей программы

Технология реализации рабочей программы учителя логопеда в ДОУ включает три взаимосвязанных этапа, выделенных в соответствии с этапами становления речевой функции в раннем и дошкольном возрасте, представленных в работах Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой.

  1. Профилактический.

Задача: обеспечение условий для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста при их переходе из условий семейного воспитания к условиям дошкольного образования.

Возраст воспитанников: от 2 до 4 лет.

Ведущий специалист: воспитатель.

Координатор-консультант: учитель-логопед.

Содержание этапа:

Создается микросоциум, являющийся базой для речевого развития детей. Его создание предполагает реализацию следующих направлений:

-        создание условий для эмоционального комфорта и обогащения жизни ребенка положительными переживаниями;

-        обогащение чувственного опыта ребенка;

-        развитие предпосылок высших психических функций, прежде всего интеллектуальных, становление которых в данном возрасте опережает развитие речевых функций;

-        развитие неречевых психических функций, составляющих анализаторную основу развития речи;

-        развитие речевой функциональной системы.

Среда в группе вариативно меняется с учетом потребностей речевого развития детей. Ее полифункциональность обеспечивает стимулирование потребности в речевом высказывании, дает широкие возможности для ее удовлетворения и развития.

Педагогические усилия направлены на создание социально-игровых, а затем реальных коммуникативных ситуаций, например, «матрешки» встречают гостей. Создаем образ, фиксируем в речи, ребенок входит в образ, образ вызывает потребность говорить. Побуждается самостоятельность речевого высказывания.

  1. Диагностико-развивающий.

Задача: обеспечение условий для динамической диагностики речевого развития детей младшего дошкольного возраста в процессе ее целенаправленного формирования.

Одновременно продолжают решаться профилактические задачи.

Возраст воспитанников: 4-5 лет.

Ведущий специалист: воспитатель.

Координатор-консультант: учитель-логопед.

Содержание этапа:

В процессе взаимодействия с детьми в специально организованных видах деятельности воспитатель обеспечивает два основных направления работы. Во-первых, развитие просодической стороны речи, а именно выработку умения произвольно использовать силу голоса, темп и ритм речи, интонирование, паузацию для передачи выразительных образов, обучение пониманию и использованию разнообразных интонаций говорения: вопросительной, повествовательной, восклицательной. Во-вторых, воспитатель обеспечивает развитие артикуляторных, дыхательных и фонематических возможностей детей, которые составляют основу для освоения детьми правильной устной речи. В процессе формирования данных сторон речи становятся заметными проблемы речевого развития, которые в более старшем возрасте станут предметом деятельности учителя-логопеда.

Применяемые на первом и втором этапах игрушки и элементы костюмов, используемые в играх-занятиях, развлечениях, остаются в группе и применяются педагогом на обучающих занятиях, в повседневной жизни. Игры и игровые упражнения неоднократно повторяются в разнообразных ситуациях взаимодействия воспитателя и детей. Тем самым достигается эффект длительного педагогического воздействия на процесс развития детской речи.

3. Коррекционно-развивающий этап.

Задача: обеспечение условий коррекции речевых нарушений у воспитанников, оптимизация их речевого развития.

Возраст воспитанников: 5-7 лет.

Ведущий специалист: учитель-логопед.

Участники коррекционно-педагогического процесса; педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель.

Содержание этапа:

В процессе разных видов деятельности детей специалисты обеспечивают выработку речевых навыков и их введение в самостоятельную речь воспитанников как в повседневных ситуациях общения, так и в ситуациях специально организованных занятий, досуга.

Каждый специалист решает круг тех задач, которые соответствуют задачам его профессиональной деятельности и его профессиональным методическим средствам.

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем дошкольном учреждении  создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей групп проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы по логопедии.

В подготовительных к школе родители привлекаются к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме  в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.  Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.

Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Работа с детьми 6-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.

Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, постоянно обновляется  стенд «Логопед и я», где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной. Модель взаимодействия с семьями детей, имеющими нарушения речи, представлена на схеме.

Этапы работы с родителями воспитанников

Подготовительный:

  • сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровнях развития разных сторон речи, специфических трудностях и сильных сторонах речевого развития;
  • формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с учителем – логопедом;
  • изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции.

Основной – обеспечивает преемственность логопедической коррекции в ДОУ и семье за счет вовлечения родителей в коррекционно – педагогический процесс с использованием следующих форм:

  • участие родителей в составлении индивидуальных маршрутов;
  • вовлечение родителей в проведение занятий;
  • содержательное информирование родителей о динамике речевого развития ребенка в процессе логопедической коррекции;
  • обучение приемам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи;
  • мониторинг процесса логопедической коррекции в семье;
  • содействие в создании коррекционно – педагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка.

Завершающий:

  • анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции;
  • разработка рекомендации по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.

Для организации эффективной работы разработана циклограмма совместной работы с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста во всех возрастных группах. С учетом данной циклограммы воспитатели планируют родительские собрания в своих группах с приглашением специалиста.

Циклограмма совместной работы с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста

Возрастной период

Направление работы

Содержание работы

3-4 года

Развитие мелкой моторики

Практический семинар для родителей «Пальчиковые игры и речь»

4-5 лет

Развитие артикуляционной моторики

Дыхательная гимнастика

Развитие фонематической стороны речи

«Артикуляционная гимнастика- как один из способов преодоления нарушения звукопроизношения

«Система артикуляционных и основных дыхательных упражнений

«как выполнять артикуляционную гимнастику дома»

«Дифференцированное дыхание»- практикум для родителей

Консультации для родителей :«Нормы звукопроизношения детей 4-5 лет»

«О значении развития фонематического слуха»

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

5-6 лет

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Практикум для родителей «Коррекция звукопроизношения и обогащение словарного запаса»

«Характеристика грамматического строя речи детей 5-6 лет» -консультация с элементами тренинга

«Уровень развития связной речи детей 5-6 лет

6-7 лет

Совершенствование речевых и неречевых функций

Проведение диагностической работы, мониторинга развития речи

Индивидуальная коррекционная работа с детьми

Индивидуальное консультирование родителей

3.    Организационный компонент программы.

3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ.

Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.

Весь перечень технического оборудования и методического обеспечения представлен в паспорте логопедического кабинета.

3.2. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности и циклограмма рабочего времени.

Циклограмма рабочего времени построена из учета 20 часов рабочего времени в неделю.


3.4. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета и логопедической группы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой обеспечивает:

  • экспериментирование с доступными детям материалами;
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.

Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Учитывается тот факт, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

  1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:

  • Материалы по обследованию речи детей.
  • Методическая литература по коррекции речи детей.
  • Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи.
  • Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда.
  • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).
  1. Информационная зона для педагогов и родителей.

Она расположена на стенде: в коридоре, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.

  1. Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей.

  1. Зона подгрупповых занятий.

Эта зона оборудована магнитной доской, учебными плакатами, детским столом.

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:

  1. Речевая карта на каждого ребёнка, зачисленного в логопедическую группу (см. Приложение 2).
  2. Сама рабочая программа коррекционной образовательной деятельности (куда входят годовой, перспективный, календарный  планы);
  3. Ежедневное планирование работы (планирование индивидуальной работы);
  4. Карта учета консультаций (см. Приложение 3).
  5. Индивидуальные тетради у каждого ребёнка;
  6. Отчёт об эффективности работы и годовой отчет.

Перечень программно – методического обеспечения

  1. О.Б. Иншакова «Коррекционная педагогика. Альбом для логопеда»: М., изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  2. Программа логопедической работы по преодолению фонетикофонематического недоразвития у детей/ под ред. Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, С. А. Мироновой, А. В. Лагутиной. - М.: Просвещение, 2014.
  3. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет;  Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО; автор Нищева Н.В., 2014





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда в ДОУ в соответствии с ФГТ

рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеобразовательной направленности в условиях логопункта ДОУ на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программа учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного      возраста разработана  в соответствии с образовательной программой дошкольного образования...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда в соответствии с АООП ДОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (средняя группа)

Данная Рабочая программа учителя-логопеда составлена на основе  Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Ту...