Рекомендации родителям по лексическим темам
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Краткие рекомендации родителям по лексическим темам для детей группы ЗПР. Информация лаконичная, есть возможность сделать картотеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_roditeley.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

по лексическим темам.

Тема «Ранняя весна»

  Родителям рекомендуется:

- поговорить с ребенком о том, какое время года наступило;

- во время прогулки в парке обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной;

- назвать весенние месяцы, обратить внимание на первый весенний месяц – март;

- понаблюдать, как изменилась погода:

стало теплее или холоднее, день стал короче или длиннее;

-рассказать ребенку о празднике 8 МАРТА – кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин день»;

- научить ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитательнице  в детском саду.

             

Тема: «Дикие животные наших лесов»

Родителям рекомендуется:

- поговорить с ребенком о том, какие  дикие животные живут в наших лесах;

- вспомнить их названия, внешние повадки, признаки, детенышей,

чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище;

- рассмотреть иллюстрации с изображением этих животных;

- вспомнить загадки о зверях наших лесов;

- вспомнить русские народные сказки  про зверей.

Дидактическая игра «Назови семью»

Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок;

Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок;

Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок;

Еж – ежиха – ежонок;

Лис – лиса – лисенок;

Заяц – зайчиха – зайчонок.

Дидактическая игра «Кому что дадим?»

        Мясо – волку

        Малину – медведю

        Морковку - …зайцу

        Яблоко - …ежу

        Орехи - …белке

Дидактическая игра « Кто где живет?»

        Лиса живет в норе.

        Медведь зимует в …берлоге.

        Волк живет в … логове.

        Белка живет в …дупле.

Тема: «Домашние животные»

Родителям рекомендуется:

         - показать ребенку (по возможности живых) домашних животных – кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу;

        - обсудить внешние признаки каждого животного, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога;
        - поговорить о том, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;

        - прочитать стихи и рассказы о домашних животных;

        - рассмотреть иллюстрации в книгах или журналах;

        - вспомнить названия домашних животных и их детенышей.

Дидактическая игра «У кого – кто»

        У кошки – котята

        У собаки – щенята

        У свиньи – поросята

        У коровы – телята

        У лошади  - жеребята

Дидактическая игра «Кто как голос подает»        

        Корова – мычит (му-у)

        Собака – лает (гав-гав)

        Свинья – хрюкает (хрю-хрю)

        Лошадь – ржет (иго-го)

        Овца – блеет (бе-е)

        Кошка – мяучет (мяу)

Дидактическая игра «Назови ласково»

        кошка – кошечка, собака – собачка

        лошадь – лошадка,овца – овечка

         коза – козочка

Дидактическая игра «Кто где живет»

Корова – в коровнике

Лошадь – в конюшне                                              

Собака – в будке

Свинья – в свинарнике

Овца – в овчарне 

Отгадать загадки:

У кого рога?

У кого мягкие лапки?    У кого вымя?

У кого щетина?     У кого пятачок?

Дидактическая игра «Кто чем питается»

Собака – косточкой, мясом; Кошка – молоком, рыбой;

Лошадь – овсом;   Корова – травой, сеном;

Кролик – капустой.

Тема: «День защитника Отечества»

Родителям рекомендуется:

        - рассказать ребенку об этом празднике – кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день;

        - рассмотреть вместе с ребенком иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии,  в газетах, журналах, книгах;

        - провести с ребенком воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества;

        - познакомить  ребенка с некоторыми видами военной техники;

        - нарисовать любую военную технику по выбору;

         - вырезать картинки  с изображением военной техники и представителей военных профессий и вклейть их в альбом.  

Тема: «Зима»

Родителям рекомендуется:

        - побеседовать с ребенком о том, какое  сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой;

        - вспомнить названия зимующих птиц (воробей, ворона, сорока, голубь);

        - вспомнить, как зимуют звери в лесу (медведь спит в берлоге, белка прячется в дупле, заяц поменял свою серую шубку на белую ит. д.);

         - побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает;

        - если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее, рассказать какими игрушками украшают новогоднюю елку;

        - во время прогулки рассмотреть зимнее небо, солнце, деревья (хвойные и лиственные), объяснить ребенку, почему хвойные деревья называют вечнозелеными.

        - побеседовать о зимних забавах детей (катание на санках, лыжах, игра в снежки).

Дидактическая игра «Подбери признак»

        Снег (какой?) – белый, пушистый, …

        Сосулька (какая?) – длинная, ледяная, прозрачная…

        Зима (какая?) – снежная, морозная, холодная…

        Снежинка (какая?) – легкая, белая, красивая…

        Елка (какая?) – зеленая, пушистая, колючая…

Дидактическая игра «Кто (что)  на елке, кто (что) под елкой?»

        Шишки - …на елке

        грибы - …под елкой

        белка - … на елке

        заяц - … под елкой

        птица - … на елке

        ежик - … под елкой

Дидактическая игра «Назови ласково»

        Елка – елочка

        Ветка - …веточка

        Снег - …снежок

        Сосна - …сосенка

        Иголка - …иголочка

        Зима - …зимушка

        Шишка - …шишечка

Тема «Игрушки»

Родителям рекомендуется:

         - рассмотреть с ребенком несколько игрушек;

         - определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая);

        - отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая);

        - провести с ребенком  беседу о бережном отношении к игрушкам;

        - в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают игрушки.

        Отгадать загадку:        

        Его бьют, а он не плачет, упадет – поскачет. (Мяч)

        Пляшет крошка, а всего одна ножка.

                                                                                (Юла)

Вырезать картинки с изображением игрушек и вклеить их в альбом.

Тема :  «Мебель»

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

- рассмотреть вместе с ребенком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, столовой, кухни;

- назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она  изготовлена;

- объяснить ребенку назначение мебели, различных ее видов;

-  рассмотреть мебель в иллюстрациях  журналов, книг;

- попросить ребенка ответить на вопросы: для чего нужна мебель (стул, стол, кровать, платяной шкаф, диван); для чего нужны разные столы (обеденный, письменный, кухонный); чем отличается стул от табуретки, от кресла;

- сходить с ребенком на экскурсию в ближайший мебельный магазин.

Дидактическая игра «Назови, какой…»

Шкаф сделан из дерева, он -…деревянный

Кровать сделана из железа, она -…железная

Диван сделан из кожи, он - …кожаный

Стул сделан из пластмассы, он - …пластмассовый

Дидактическая игра  «Посчитай мебель»

Один стул, два стула, три стула…, пять стульев

Одна кровать, две кровати…, пять кроватей

Одно кресло, два кресла…, пять кресел

Один шкаф, два шкафа…, пять шкафов

Вырезать из журналов и наклеить в альбом различную мебель.

Тема «Моя семья»

Родителям рекомендуется:

        - поговорить с ребенком о семье: получить ответы на вопросы:

        С кем ты живешь?

        Сколько человек в твоей семье?

        Назови всех членов твоей семьи.

        Кто самый младший, кто самый старший?(младший?)

        - предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес, место работы  и профессию родителей;

        - предложить ребенку посмотреть семейный альбом, вспомнить родственников, изображенных на фото.

        Дидактическая игра «Подбери признаки»

        Мама (какая?)  -  добрая, ласковая, нежная …

        Папа (какой?) – сильный, смелый, умный….

        Бабушка (какая?) – заботливая, добрая, старенькая…

       Дедушка (какой?) – справедливый, добрый, умелый, веселый…

Дидактическая игра « Ответь на вопрос»

        У кого глаза добрые? – У бабушки.

         У кого  руки сильные? – У папы.

        У кого ласковые руки? – У мамы.

        У кого  веселые глаза? – У дедушки.

Дидактическая игра «Чей, чья, чье?»

        Шарф (чей?) – папин, дедушкин …

        Шапка (чья?) – тетина, бабушкина…

        Пальто (чье?) – мамино, папино…

        Перчатки (чьи?) -  дядины, дедушкины…

Дидактическая игра «Старше – младше»

(составление предложения с союзом А)

        Папа – сын (папа старше, а сын младше).

        Дядя – племянник (дядя старше, а племянник младше).

        Внук – дедушка (внук младше, а дедушка старше).

        Нарисовать в альбоме картинку «Моя семья»

Тема «Наш город»

Родителям рекомендуется:

        - рассказать ребенку, как  называется наш город, где он живет, в честь кого назван город, чем он знаменит;

        - рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города;

        - обратить внимание на главную улицу города, какие на ней построены дома;

        - во время прогулки по городу обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), памятники архитектуры;

        - объяснить ребенку понятие «улица», рассказать , что каждая улица имеет свое название, а каждый дом  - свой номер;

        - выучить с ребенком свой домашний адрес.

Нарисовать картинку «Дома на нашей улице»        

             

Тема «ОВОЩИ»

        Родителям рекомендуется:

        - рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, помидор, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, горох, лук, перец;

        - объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;

        - обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

        - по возможности рассказать и показать где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет);

  -   совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.

Рассмотреть картинки с изображением овощей.

Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.

Отгадать загадки и выучить по выбору :

        1.Красная девица

        Сидит в темнице,

           А коса -  на улице. (морковь)

        2.Я длинный и зеленый,

         Вкусный и соленый,

            Вкусный и сырой,

          Кто же я такой? (огурец)

        3.Круглый бок, желтый бок,

   Сидит на грядке колобок,

   К земле прирос крепко .

   Что это? (репка)

 4. Уродилась я на славу,

     Голова бела, кудрява.

     Кто любит щи –

     В них меня ищи. (капуста)

 5. Сидит дед, в сто шуб одет,

     Кто его раздевает,

     Тот слезы проливает. (лук)                               

Дидактическая игра «Большой – маленький»:

        Огурец – огурчик

        Помидор – помидорчик

        Горох – горошек

        Лук – лучок

        Тыква – тыковка

        Морковь – морковка

Дидактическая игра «Назови цвет»:

        Морковь (какая?) – оранжевая

        Капуста (какая?) -  белая

        Помидор (какой?) – красный

        Огурец (какой?) – зеленый

        Репа (какая?) – желтая

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

        Морковь, горох, капуста, яблоко. Помидор, слива, огурец, репа.

        Малина, картошка, лук, тыква. Свекла, редис, клубника, помидор.

              Тема «Осень»

        Родителям рекомендуется:

        - рассказать ребенку о том, какое сейчас время года наступило;

        - обратить внимание на изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь);

        -объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года;        

        -во время прогулки обратить внимание на то,  как одеты люди  осенью;

        - рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени и обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые;

        - рассказать,  куда и почему улетают птицы;

        - сходить на прогулку в ближайший парк.

Вырезать картинки с изображением осеннего  пейзажа и вклеить их в альбом. Нарисовать дерево ранней и поздней осенью. (Чем они отличаются?)

Дидактическая игра «Один - много»

         Один шарф – много… шарфов

        Одна шапка – много…шапок

        Одни перчатки – много …перчаток

        Один носок – много…носков

        Дидактическая игра «Подбери признаки»

        Куртка (какая?) – красная, теплая…

        Сапоги (какие?) – коричневые, удобные…

        Шарф (какой?) – пушистый,  вязанный…

        Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Дидактическая игра «Какие деревья ты  знаешь»

Во время прогулки собрать гербарий  из осенних листьев и засушить их.

Тема: «Посуда»

Родителям рекомендуется:

- рассмотреть вместе с ребенком посуду: кухонную, чайную, столовую;

- показать, где хранится дома посуда ( в шкафу, в буфете, в серванте, в столе);

- рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;

- сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие), обратив внимание на то, что посуда может биться;

- в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают посуду.

Дидактическая игра: «Какая посуда бывает»

Какая посуда бывает из стекла… - стеклянная

Какая посуда бывает из металла…- металлическая

Какая посуда бывает из пластмассы… - пластмассовая

Какая посуда бывает из глины… - глиняная

Дидактическая игра «Сосчитай посуду»

Один нож, два ножа, три ножа … пять ножей

Одна кастрюля, две кастрюли… пять кастрюль

Одна тарелка, две тарелки… пять тарелок

Один стакан, два стакана… пять стаканов

Вырезать картинки с изображением посуды различных видов и вклеить их в альбом

Тема «Профессии»

 Родителям рекомендуется:

        - побеседовать с ребенком о различных профессиях: младший возраст – знакомые профессии – врач, повар, продавец, воспитатель, шофер; старший возраст – строитель, летчик, машинист поезда, космонавт, учитель, комбайнер, почтальон и др.;

        - объяснить ребенку, кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы;

        - вырезать и наклеить в альбом  картинки  с изображением различного вида труда.

        - понаблюдать за работой продавца в магазине, врача на приеме,  водителя в автобусе, сходить с ребенком на почту, ближайшую стройку;

        - рассказать ребенку о том, где работают мама и папа, что они делают на работе.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

        Повару - кастрюля, поварешка,…

        Врачу – шприц, вата…

        Учителю – книга, ручка…

        Почтальону – письма, газеты…

        Продавцу – весы, продукты…

        Строителю – кирпич, цемент…

        Парикмахеру – ножницы, зеркало…

Дидактическая игра «Кто что делает»

         Врач – лечит людей

        Повар - …готовит обед

        Строитель - …строит дом

        Космонавт - …летает в космос

        Учитель – … учит детей

        Шофер -…водит машину

     Садовник - …сажает цветы

        

Тема «Транспорт»

        Родителям рекомендуется:

- вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта;

- познакомить с такими видами транспорта,  как  наземный,  воздушный, водный, железнодорожный, подземный;

- побеседовать с ребенком о необходимости соблюдения правил дорожного движения, а также о профессии шофера;

- для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие  вопросы:

Какие машины перевозят грузы? людей?

На какой свет светофора можно переходить улицу?

- совместно с ребенком рассмотреть иллюстрации различных видов транспорта.

        Вырезать и вклеить в альбом   различные виды транспорта.

Дидактическая игра «Подбери признак»

Машина (какая?) – красная, новая, …

Самолет (какой?) – большой, быстрый, …

Пароход (какой?) – белоснежный, красивый…

Грузовик (какой?) – тяжелый, огромный, …

 

Дидактическая игра «Четвертый  лишний»

САМОЛЕТ, ПАРОХОД, ЛОДКА, КОРАБЛЬ.

АВТОМОБИЛЬ, ГРУЗОВИК, ПАРОХОД, ВЕЛОСИПЕД.

вертолет, самолет, ракета, поезд

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА  «ПОДБЕРИ ТРАНСПОРТ»

        Старый…грузовик

        Новый…автомобиль

        Маленькая…лодка

        Мощный…самосвал

        Летящий…самолет

        Трехколесный…велосипед

        Быстроходный…лайнер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по лексическим темам.

Информация для родителей по лексическим темам. Можно использовать и в обычных группах в свете ФГТ....

Рекомендации родителям по лексической теме "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Информация для родителей по лексической теме....

Рекомендации родителям по лексической теме "Новый год"

Рекомендации родителям по лексической теме "Новый год"...

Рекомендации родителям по лексической теме "Мамин праздник. Женские профессии"

Рекомендации родителям по лексической теме "Мамин праздник. Женские профессии"...

методические рекомендации родителям по лексической теме "Космос"

лексико-грамматические упражнения по лексической теме "Космос"...

Рекомендации родителям по лексической теме "Профессии"

В рекомендациях подобраны вопросы, задания, речевые игры по теме "Профессии"...