Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Жильцова Ирина Викторовна
  • Познакомить родителей с понятиями «тревога», «тревожность», «страх».

  • Объяснить причины появления тревожности у ребенка.

  • Научить распознавать наличие тревожности по внешним признакам.

  • Научить родителей выявлять тревожность у ребенка по анкете и критериям, предложенным на тренинге.

  • Разъяснить профессиональное тестирование наличия тревожности у детей, проводимое в детском саду.

  • Наметить основные пути работы родителей с тревожностью у детей.

  • Обсудить наиболее эффективные приемы работы с тревожностью у детей.

  • Обозначить наиболее типичные нарушения в воспитании детей родителями.

  • Составить список рекомендаций для родителей по работе с тревожностью у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_effektivnogo_vzaimodeystviya_s_detmi.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

для родителей старших дошкольников

«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»



Аннотация. Необходимость участия семьи в воспитании формирующейся личности наиболее важна при воспитании и обучении детей, имеющих отклонения в развитии. В связи с этим, работа с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению личностных нарушений детей .

Введение. Практика психологической работы показывает, что формирование личностных нарушений - детской тревожности, низкой самооценки и несформированности коммуникативных навыков – является следствием неправильного воспитания ребенка. Большинство родителей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Поэтому темой одной из методических разработок «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» стала «Взаимодействие с тревожными детьми».

Цель тренинга: обеспечение родителей необходимой информацией и практическими навыками для взаимодействия с тревожными детьми. 

Задачи тренинга:


  • Познакомить родителей с понятиями «тревога», «тревожность», «страх».

  • Объяснить причины появления тревожности у ребенка.

  • Научить распознавать наличие тревожности по внешним признакам.

  • Научить родителей выявлять тревожность у ребенка по анкете и критериям, предложенным на тренинге.

  • Разъяснить профессиональное тестирование наличия тревожности у детей, проводимое в детском саду.

  • Наметить основные пути работы родителей с тревожностью у детей.

  • Обсудить наиболее эффективные приемы работы с тревожностью у детей.

  • Обозначить наиболее типичные нарушения в воспитании детей родителями.

  • Составить список рекомендаций для родителей по работе с тревожностью у детей.




Основная часть. Содержание тренинга:

  1. Знакомство.


Родители - участники тренинга сидят на стульчиках по кругу. Каждый называет свое имя и в нескольких словах сообщает о своих ожиданиях от встречи.

  1. Мини-лекция «Что такое тревожность?».


Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненный ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.

В современной научно-популярной литературе часто смешивают понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем не одно и тоже.

Тревога - это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. У человека при этом учащается сердцебиение, дыхание становится частым и поверхностным, пересыхает во рту, появляется, «ком» в горле, слабость в ногах.

Вот такие эпизодические, не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».

Когда человек испытывает тревогу или является тревожным, основной эмоцией у него является страх, хотя в «тревожном» состоянии могут присутствовать и печаль, и страх, и вина.

Если ребенок здоров и не является тревожным, то в определенном возрасте у него все равно появляются страхи. В 2 года дети чаще всего боятся посещения врача. В 3 года дети боятся темноты и одиночества. В 6 - 7 лет ведущим становится страх своей смерти. В 7 - 8 лет страх смерти своих родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требования и нормам.

Таким образом, наличие страхов у детей является нормой, но если страхов много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

Многие психологи в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников считают нарушение детско-родительских отношений. А из социально-психологических факторов: неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жизненными условиями.

В дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность.

Дети боятся того, что не смогут соответствовать требованиям обучения, которые постоянно напоминают им, взрослые, особенно в некоренной форме: «А как ты в школу пойдешь, если...?», «В школе тебя будут постоянно наказывать из-за плохого поведения», «Школа - это тебе не детский сад. Там с тобой церемониться не будут!» и т.д. и т.п. Причем большинство детей переживают не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями.

Школьная тревожность имеет взаимосвязь с развитием интеллекта. Дети, которые не имеют нарушения речи, свободно могут выразить свои мысли, как правило, не имеют повышенный уровень тревожности.

  1. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».


Родители делятся на подгруппы по 3 - 4 человека. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет «особого» ребенка» (приложение 1). Из этой карточки родители выбирают индивидуальные особенности тревожных детей. Составляется «Портрет тревожного ребенка». Затем родители высказывают свою точку зрения по полноте и правильности списка. Когда портрет составлен окончательно, основные характеристики фиксируются на доске.

  1. Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка?».


Психолог знакомит родителей со способами определения наличия тревожности у детей.

Критерии определения, тревожности ребенка, разработанные американскими психологами (приложение 2).

Анкета по выявлению тревожного ребенка, заимствованная из пособия «Практическая психология для воспитателя» (приложение 3).

Методика исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми «Тест тревожности» авторов Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Психолог объясняет родителям, что тревожность у детей» определяется именно с помощью этой методики. Определение тревожности является обязательным перед поступлением ребенка в школу так, как является критерием готовности ребенка к школьному обучению по параметру «личностное развитие».

  1. Практическое задание «Как помочь тревожному ребенку».


Психолог напоминает родителям, что у тревожных детей занижена самооценка, они часто бывают «скованы» своим страхом, и у них наблюдается мышечное напряжение, они затрудняются в умении уверено вести себя в конкретных ситуациях.

Родители делятся на 3 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Рекомендации по работе с тревожностью у детей» (приложение №4).

Участники каждой подгруппы выбирают из карточки рекомендации, относящиеся к одному из 3-х направлений работы:

  • Повышение самооценки ребенка.
  • Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
  • Отработка навыков владения собой в ситуациях травмирующих ребенка.


По желанию родители дополняют список рекомендаций примерами из
своей жизненной практики.

  1. Мини - лекция «О родителях тревожного ребенка».


Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. 

Не имея должной уверенности в себе, родители сами демонстрируют детям неправильное поведение в различных жизненных ситуациях. Желая воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке, родители зачастую начинают много требовать с него, иногда совершенно невыполнимое. Завышенные требования к детям могут предъявлять и родители, добившиеся высокого положения в обществе или материального благополучия, не желая видеть собственное чадо неудачником.

Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него чувства неуверенности и беззащитности.

У тревожных детей родители сами бывают тревожными, имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, неудовлетворенны собой и своими действиями.

  1. Практическое задание «Самовоспитание».


Родители делятся на подгруппы и составляют список рекомендаций для себя, направленный как на работу с собой (самовоспитание), так и на работу с детьми (по преодолению и профилактике тревожности).

Затем проводится совместное обсуждение в группе. По окончании обсуждения психолог останавливается на вопросе обращения за помощью к психологу ОУ, если родители не знают как поступить потому, что очень часто «неподготовленные» родители, узнав о наличии у ребенка тревожности, принимают неправильную позицию:

  • либо начинают уговаривать, чтоб ребенок не боялся;
  • либо высмеивать его;
  • делают большое количество замечаний, окриков, одергиваний относительно страхов ребенка.


Эти дополнения также вносятся в список. Окончательный список с рекомендациями обрабатывается психологом, отпечатывается и раздается родителям (в другой день).

  1. Обратная связь.


Родители заполняют бланки «Обратная связь» (приложение №5). Желающим высказаться дополнительно о встрече - дается эта возможность.

Прощание. Благодарность за работу.

Заключение. Данный психологический тренинг позволяет родителям овладеть необходимыми навыками по снижению уровня тревожности у своих детей. Помимо этого родители узнают необходимую информацию о своем личностном развитии. Вместе это позволяет предпринять попытки по созданию благоприятной психологической атмосферы в семье и оптимизации отношений между ее членами, что также является частью комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению личностных нарушений у детей .


Приложение № 1

Карточка «Портрет «особого» ребенка»

Характерные особенности ребенка

Ребенок:

Слишком говорлив.

Продуктивно работает с пооперационными картами. 

Отказывается от коллективной игры. 

Чрезмерно подвижен. 

Имеет высокие требования к себе. 

Не понимает чувств и переживаний других людей. 

Ощущает себя отверженным. 

Любит ритуалы. 

Имеет низкую самооценку. 

Часто ругается со взрослыми. 

Создает конфликтные ситуации. 

Отстает в развитии речи. 

Чрезмерно подозрителен. 

Вертится на месте.

Совершает стереотипные механические движения. 

Постоянно контролирует свое поведение. 

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий. 

Сваливает вину на других. 

Беспокоен в движениях.

Имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли. 

Часто спорит со взрослыми. 

Суетлив.

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему. 

Любит заниматься головоломками, мозаиками. 

Часто теряет контроль над собой. 

Отказывается выполнять просьбы. 

Импульсивен.

Плохо ориентируется в пространстве. Часто дерется.

Имеет отсутствующий взгляд. 

Часто предчувствует «плохое». 

Самокритичен.

Не может адекватно оценить свое поведение. 

Имеет мускульное напряжение. 

Увлекается коллекционированием. 

Имеет плохую координацию движений. 

Опасается вступать в новую деятельность. 

Часто специально раздражает взрослых. 

Задает много вопросов, но редко дожидается ответов. 

Робко здоровается. 

Годами играет в одну и ту же игру. 

Мало и беспокойно спит. 

Говорит о себе во 2-м и 3-м лице. 

Толкает, ломает, рушит все кругом. 

Чувствует себя беспомощным.


Приложение № 2

Критерии выявления тревожного ребенка


Ребенок


Да


Нет


1. Испытывает постоянное беспокойство




2. Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо




3. Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)




4. Раздражителен




5.Имеет нарушения сна





Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении


Приложение № 3

Анкета по выявлению тревожного ребенка


Ребенок


Да


Нет


1 .Не может долго работать не уставая




2.Ему трудно сосредоточиться на чем-то




3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство




4.Во время выполнения заданий очень напряжен, скован




5. Смущается чаще других




6.Часто говорит о возможных неприятностях




7.Как правило, краснеет в незнакомой обстановке




8. Жалуется, что снятся страшные сны




9. Руки обычно холодные и влажные




10. Нередко бывает расстройство стула




11. Сильно потеет, когда волнуется




12.Не обладает хорошим аппетитом




13. Спит беспокойно, засыпает с трудом




14. Пуглив, многое вызывает у него страх




15 Обычно беспокоен, легко расстраивается




16. Часто не может сдержать слезы




17. Плохо переносит ожидание




18. Не любит браться за новое дело




19. Не уверен в себе, в своих силах




20. боится сталкиваться с трудностями





Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность -15-20 баллов. Средняя -7-14 баллов. Низкая -1-6 баллов.


Приложение № 4

Рекомендации по работе с тревожностью у детей


  1. Чаще называйте ребенка по имени и хвалите в присутствии других детей и взрослых.

  2. В детском саду постарайтесь отмечать достижения ребенка на специально-оформленных стендах («Звезда недели»), награждать ребенка грамотами и жетонами.

  3. Поручайте выполнение престижных в группе (дома) поручений.

  4. Ни в коем случае не сравнивайте тревожного ребенка и его достижения с другими детьми только с его результатами вчера, неделю, месяц назад.

  5. Избегайте поручать тревожному ребенку задания, которые нужно выполнить за короткое время.

  6. Задавайте вопросы на занятиях не в начале или в конце, а в середине.

  7. Не следует торопить и подгонять таких детей с ответом. Если вопрос задан, взрослый должен дать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараться не повторять вопрос дважды или трижды, в противном случае ребенок ответит на поставленный вопрос не скоро, т.к. каждое повторение вопроса воспринимается им как новый стимул.

  8. Обращаясь к ребенку, постарайтесь установить визуальный контакт, общение «глаза в глаза» влияет чувство доверия в душу ребенка.

  9. Чтобы ребенок не чувствовал себя хуже других, проводите беседы в группе детского сада, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях в чем-либо.

  10. На утренниках предлагайте роли под маской или раскрашивайте лицо. Такие
    импровизированные шоу, по возможности, можно устраивать и дома.

  11. Разучить с детьми игры для снятия напряжения.

  12. Играть с детьми в игры, в основе которых лежит желанный контакт с ребенком. 

  13. Очень полезны игры с песком, глиной, водой. 

  14. Использовать различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.). 

  15. Массаж, простое растирание тела.

  16. Обыгрывание произошедших ситуаций и возможных в будущем. 

  17. Ролевые игры: роль слабых и трусливых персонажей позволят ребенку осознать и конкретизировать свой страх, исполняя роль сильных и храбрых вселяет чувство уверенности. 

  18. Игры в куклы (куклы «трусливые», куклы «смелые»).




Приложение № 5

Бланк обратной связи

Ф.И.О. (по желанию) _______________________________________________

Родительский стаж _______________________________________________

У меня есть дети: ______________________________________________

______________________________________________

_______________________________________________

Что Вы ожидали от встречи? ____________________________________

_____________________________________________________________

______________________________________________________________

Оказалась ли полезной информация, озвученная на встрече____________

_____________________________________________________________

Что из того, что мы обсуждали, вы будите использовать в воспитании своих детей________________________________________________________

______________________________________________________________

_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ»

В силу своей профессии воспитателю необходимо налаживать контакт и общаться, взаимодействовать с большим количеством людей: дети, их родители, коллеги и другие. И эффективность такого взаимодейс...

ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

тренинг эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми...

Тренинг:"Эффективного взаимодействия родителей с детьми"

Тренинг: "Эффективного взаимодействия родителей с детьми"Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.- с...

Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми.

Тренинг для налаживания отношений между родителями и детьми....

Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми

У каждого человеческого существа, включая ребенка, самая главная потребность есть потребность в любви. Ребенку необходимо чувствовать, что его любят и ценят, причем таким как он есть в данную минуту. ...

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Гиперактивные дети.

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми  знакомит педагогов со следующей категорией детей - это  гиперактивные дети.  Материал тренинга  позволит каждому педагогу  ознако...

Тренинг для педагогов "Методы эффективного взаимодействия с детьми"

Дошкольное детство играет важную роль в развитии человека. Являясь стартовой площадкой в жизни каждого человека, родителям, педагогам, психологам необходимо не допускать нечетносте...