Арт-терапевтическая техника «Коллаж» с дошкольниками
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Одной из популярных и эффективных техник современной арт-терапии является техника составления коллажа. Коллаж означает "наклеивание" - это такой приём в изобразительном искусстсве, который предполагает, что есть основа, на которую наклеиваются любые материалы, отличающихся по цвету и фактуре. Техника коллажа помогает раскрыться всем участникам процесса, даже если некоторые из них не обладают художественными навыками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

    Арт-терапевтическая техника «Коллаж» с дошкольниками

Подготовил педагог-психолог Клещерёва Екатерина Ивановна МБДОУ «Детский сад «Сказка№8»

Арт-терапия (art therapy, буквально: «терапия искусством») .Метод Арт-терапии    сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами. Арт-терапия  даёт возможность дошкольнику раскрыть свои возможности через творчество.

Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства:

  • Изотерапия  
  • Песочная терапия,
  • Музыкотерапия,
  • Сказкотерапия

Одной из популярных и эффективных техник современной арт-терапии является техника составления коллажа. Коллаж: от французского collage, что означает «наклеивание» — это такой прием в изобразительном искусстве, который предполагает, что есть основа, на которую наклеиваются любые материалы, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллаж-это произведение, целиком выполненное этим способом.  Техника коллажа помогает раскрыться всем участникам процесса, даже если некоторые из них не обладают художественными навыками.

 Создание работ в технике коллаж развивает у дошкольников пространственное воображение, неординарное мышление и зрительно-моторную координацию, воспитывают в ребенке способность искать, думать, принимать самостоятельные решения, требуют точности,  терпения, аккуратности, внимания  .

Целями составления коллажей являются:

  • получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность;
  • выразить своё отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, своё понимание темы;
  • развить художественные способности и повысить самооценку; чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей;
  • проявить оригинальность и уникальность личности дошкольника;
  • проработать мысли и чувства, которые дети привыкли подавлять;
  • дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажем является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками);

   Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, бумага, природные материалы, предметы, ткани, нитки, крупы,бусы.

Тема для создания коллажа может быть разной подводный мир, летняя поляна, космос, осень и т.д.

  Ребенку дается инструкция подбери картинки для заданной темы и оформи их в целостную композицию. С элементами разрешается делать абсолютно все, что вздумается,  дорисовывать элементы, закрашивать и декорировать пустоты.

    Работа над коллажем может быть как индивидуальной, когда каждый ребёнок делает свой коллаж, так и групповой, когда группа из 4-6 человек делает единый коллаж на определённую тему.

    При выполнении коллажа можно включить для участников в качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Музыка создаёт очень благоприятную для творчества атмосферу.

При работе с коллажем ребенок взаимодействует с картинками или с фрагментами картинок, а также с другими готовыми объектами. Он оценивает и сравнивает картинки, обдумывает свои выборы, подбирает элементы. Далее он объясняет, как именно расположены элементы в его композиции.

Использование техники коллажа в работе с детьми очень актуально. Детям это очень нравится. Фантазируя, они заменяют один материал на другой, содержание работ становится неповторимым и интересным.

Техника коллажа приносит воспитанникам  много радости и творческое удовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для дошкольников в технике коллаж из газетной бумаги.«Жила-была Мудрая Сова».

Средства выразительности: пятно, фактура, линии.Материалы: картон цветной,  маркеры, газетная бумага, клей.Зрительный ряд: фотографии и иллюстрации сов.Занятие начинается со знакомства с со...

Семинар-практикум для педагогов «АРТ-терапевтические техники в работе со старшими дошкольниками»

Арт-терапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.Материал семинара-практикума "Арт-терапевтические техники ...

Арт-терапевтическое занятие с детьми в технике коллаж.

Коррекционно-развивающие занятия  по гармонизации эмоциональной сферы. Для детей групп компенсирующей направленности. Внедрение техник арт-терапии в воспитательно-образовательный процесс способст...

Арт-терапевтическая техника коллаж

Арт-терапия – это исцеление творчеством. Она может использоваться с широким кругом клиентов, и имеет явное преимущество в работе с детьми и взрослыми, испытывающими определенные затруднения в ве...

Использование арт-терапевтических техник в работе с дошкольниками с ОВЗ

Проведение занятий с ребёнком с ОВЗ предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных арт-терапевтических техник....